Е.В. Тихомирова. Мордовская свадьба в селе Вечкусово Шатковского района Нижегородской (Горьковской) области (из личного архива Т.В. Гусаровой). Сватовство. Запой. (5.52 Kb)
Сватовство. Запой.
Записано Боковой Т.И. в 1978г. От Богомоловой Н.И., 1932 г.р. и Бальчуковой М.М., 1934 г.р., рабочих совхоза «Доброволец».
Невест обычно присматривали летом и весной в хороводе (большая поляна, луг), зимой и осенью в кельях (в избе семьи, где больше парней и девчат, или по очереди, или у одиноких женщин). В хороводе пели песни, плясали, собирались парни, девки, с гармонями, с балалайками. Было много песен, частушек, как на мордовском, так и на русском языке. Здесь обычно и выбирались невесты. В кельях девки пели песни, пряли, вязали. Парни вязали (плели) лапти. А в праздники было лишь веселье.
Предпочитали брать жён из своего села. Говорили так: «За курицу, да на свою улицу» или «За собак, да в шабрах». Мало невест отдавали в чужие сёла.
Давным –давно (наши бабушки не помнят) выбирались невесты из богатой семьи. Выбирали отцы, матери. Было и так, что жених и невеста качались в люльках, а их просватывали. А на памяти наших матерей жених и невеста сами находили друг друга.
Бал случай, рассказывают старые люди.
Было сватовство в другом селе. Усватали красивую работящую девушку. И жених ходил, полюбил девушку. А на свадьбу невесту жениху «подложили» другую, уродливую, гнусавую, неряху. И он вынужден жениться на ней.
Брачный возраст был разным. Девушки выходили замуж и с 15, 16, 17, 18 лет. В основном в 17 лет, так же как и парни. Или отец, мать брали прошение у архиерея (главного над попами), чтобы он разрешил венчать и раньше 18 лет, ввиду того, что в дом нужна работница.
Свадьбы делались в любое время (года – прим. Т.Е.). Но не разрешалось делать свадьбы в посты (Великий пост – 7 недель до Пасхи, Петровский пост, Рождественский – с 28 ноября до 7 января и др.). Не делались свадьбы и в страду (жнивьё).
Примерно с 1960 года ушёл старинный обряд, и вошёл в обиход гражданский брак. Самокрутки (свадьбы без благословения родителей – прим. Т.Е.) встречались, очень редко правда. Всего на памяти у жителей села Вечкусово 2 случая. Оба случая потому, что родители женихов были против своих снох будущих.
Роль сватов выполняли отец, и мать жениха (в самый первый раз). Сватов называли «сват», «сваха». Сватовство проходило поздно вечером, когда сделаны все домашние дела. Сваты приходили в дом тайно, чтобы не знали люди, чтобы не опозориться, если сваты получат отказ.
Происходило так.
Сваты вошли в дом девушки. Сели под матку (матицу – прим. Т.Е.) в одежде и говорят, что есть у вас в продаже ярка? А мать и отец для виду, важности говорят неправду, что, мол, нет у нас в продаже лишней. Долго идёт спор сватов. Наконец зовут невесту, и она разрешает спор.
Символических ответов при сватовстве не было.
Смотрин не было.
При сватовстве также договариваются, когда придут условлять, т.е. за решительным словом невесты. Тогда идёт и жених, и мать, и отец, и крёстный, и крёстная жениха (эти же и у невесты), договариваются о запое, зажигают свечку и сваты подают друг другу руки.
На запое участвуют близкие родные и товарищи жениха. И все берут с собой подарки невесте (платок, материя и т.д.). Садятся за столы. А невеста в это время собирает свою родню. Невестина родня приходит. А невеста ещё у соседей собирается с подругами: надевает широкий мордовский сарафан, красивый цветастый платок, на шею вешает бусы и привязывает под бусы розовый бант. Заплетает косу и тоже вплетает бант. Заходит в избу «с таваркам» (с подругами – прим. Т.Е.). А одна – коренная подружка – встаёт близко к невесте посреди избы. Невеста держит кружку. А подружка наливает квас и подносит по очереди всей родне. А родные тем временем дарят невесте подарки. Кладут поверх кружки, деньги – в кружку. Дошла очередь поднести квас жениху. Невеста подносит квас. Жених не пьёт, вертает невесте, туда кладёт деньги. Невеста выпивает. И ещё раз так. А на третий раз невеста жениху подносит кружку с квасом опять. И тарелку. На тарелке свадебная рубашка жениху и орехи. Эти орехи разбирают товарищи жениха. Раздерутся из-за орехов! А жених выпивает квас и кладёт медяков уже больше – выкупает невесту и рубашку. Далее идёт пиршество, и на этом запой кончается. После этого до свадьбы одежда невесты не изменялась.
К коньку дома ничего не вывешивалось.