Тихомирова Е.В. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области

28 октября, 2019

Е.В. Тихомирова. Похоронно-поминальный обряд в с. Ильинское Краснобаковского района Нижегородской области (8.36 Kb)

[1]
          Село Ильинское расположено в северной части Нижегородской области, в лесном Заволжье, близ реки Ветлуги.
          В настоящее время в селе постоянно проживает несколько старожилов – в основном одинокие пожилые женщины. Молодежи в селе нет, школа закрыта, церковь разрушена. Ближайший крупный населенный пункт – р. п. Красные Баки – в 15 км от Ильинского.
          Обособленность и удаленность села способствует сохранности местных традиций и обычаев, особенно тех, которые воспринимаются как первостепенно важные, несоблюдение которых может привести к непредсказуемым последствиям. К этой группе жительницы села относят похоронно-поминальный обряд, который, по их мнению, ведется здесь испокон веков и имеет свои особенности, несмотря на сходство ряда деталей и элементов с обрядами других регионов Заволжья.
          Похоронную одежду, обувь и гроб каждый человек старается припасти заранее. Одежда обяза-
[2]
тельно должна быть новой: «Стараемся в белое одеть женщину – рубаха, сарафан или юбка, чулки, обязательно пояс, на голову – белый платок. Это раньше. Сейчас часто платье. Мужчину – в черные брюки, белую рубашку или костюм, а раньше – рубаха, штаны, обязательно подвязывали поясок. В карманах пиджака обязательно клали платок». Информатор (В. П. Верховская) усопшему мужу положила в карман также расческу: «Потому что чесаться любил, расчесываться», и нательный крестик: «Потому что на шее носил».
          Гробы и памятники для себя стоят у местных жителей в погребах или во дворах лет по6-8, может и более, т. к. «кто не припасет – и бегай, швыряй! А чего швырять-то? А кто знает, смерть-то не указано как придет». Приезжие люди боятся их гробов, а местные смеются: «Да, чай, гробы-то не съедят, не встанут! Доски и доски».
          Покойный до похорон три дня лежит в гробу лицом к иконам («молится с нами»). Все это врем, практически без перерыва, три молельщицы попеременно читают по нему молитвы 40 кафизм по «божественной книге» – молитвеннику, «по кафизме в день все сорочины (40 дней после смерти)».
          В третий день при начале молитвы, «когда панафиду отпевают» ставят на стол стакан с водой и буханку хлеба с воткнутой свечой. Позднее эту воду и хлеб вкушают на поминках.
          В полдень третьего дня – прощание и вынос покойного. Прощаются поочередно, т.к. места в
[3]
избе мало: сначала родственники, затем все желающие. При прощании каждый трижды обходит гроб со свечой в руках «по солнышку» и поет молитву «Святый Боже, святый крепкий», затем крестится и произносит: «Прости меня, Христа ради, тебя Господь просит» и целует иконку, лежащую на груди у покойного. (Прикладываться ко лбу покойного не принято).
          Положены были и плачи-причеты родственников: «Конечно! Все-то придумаешь, все-то придумаешь с горю–та! Ой, теперя каждый день вот плачу! Cижу да вон вою»!
          Вынос гроба осуществляется на домотканых холстах, ногами вперед. Женщину выносят только женщины, мужчину – только мужчины. Опускают же гроб в могилу только мужчины, т.к. женщинам это тяжело. Холсты, на которых несли и опускали гроб, забирают с кладбища с собой, дома стирают и сушат 40 дней на чердаке, после чего хранят до следующего покойника.
          Перед опусканием гроба молельщицы сами кадят перед могилой, произнося установленные молитвы.
          После похорон все идут обедать в дом, где жил усопший. Обедают по очереди (по недостатку места в избе): сначала родственники и старшие, затем посторонние, дети. Кормят всех, кто есть в деревне.
          Трапеза очень обильная: «40 блюд положено на поминки». В пост – постное.
          Перед трапезой говорят: «Давайте помянемте» и съедают немного кутьи (рис, изюм, мед), отпи-
[4]
вают все из одного стакана по глоточку воды и съедают кусочек хлеба от «намоленной» буханки. Оставшуюся воду в стакане накрывают кусочком хлеба, который посыпают солью – для покойного. После окончания трапезы остатки этой буханки – кусочки и крошки, а также воду в стакане отдают «пташечкам» – ставят за окно рядом со святым (красным) углом избы.
          На похоронном обеде (также, как и на последующих поминках) принято подавать следующие блюда:
          – щи серые (щи с мясом, настоянные в печи);
          – суп картофельный;
          – плошенник (каша из любой крупы со свиным салом);
          – яишница (яйца, взбитые с молоком, пекут на маргарине);
          – грибы вареные;
          – каша гороховая;
          – кисель овсяный;
          – кисель молочный (кипящее молоко заправляют крахмалом, остужают и мажут сметаной);
          – пироги (с грибами, рыбой, яйцами, ватрушки с творогом).
          Спиртного раньше не подавали, сейчас подают; считают это отступлением от обряда в угоду современным нормам: «Не то нас осудят, судбище устроят. Ну, пусть пьют, грех не нас, а на их!»
          В конце обеда подают чай. После обеда поют молитвы, духовные стихи. Затем близкие родственники покойного снова идут на клад-
[5]
бище, несут на могилу крошки от пирогов, кладут их в ногах могилы, у памятника с крестом.
          Поминают покойного большим обедом в Девятины (9-й день), Сорочины (40-й день), в годину (через год после смерти) – три года подряд; затем в 6-й и 9-й год. Вне зависимости от поминальных обедов, каждую годину «подают милостыньку» – конфеты, печенье детям, испеченный пирог – соседям.
          На кладбище в с. Ильинское ходят часто. В первые 40 дней – 40 дней ежедневно, далее – по праздникам и памятным дням и просто по «дороге» – в любой день.
 На кладбище, кроме обычного печенья, конфет, пирогов, несут луковицу. Ее либо подают «в милостыньку», либо сажают на могиле усопшего: «Чтобы его горести с каждым зеленым перышком выходили. У него же там тоже беды случаются».
Запись произведена 11 мая 2006 г.
от Верховской Веры Павловны, 1933 г.р.
материал размещен 10.08.2006

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции