Традиционные танцы Нижегородской области… С. 19 – 22 (11.98 Kb)
[19]
Кадриль
Минимальное количество пар – две. Однако, если кадриль пляшут четыре нары, то они стоят “по углам”, т.е. “квадратом” (рис. 6), и фигуры кадрили пляшутся параллельно всеми четырьмя парами. Кадриль плясали под гармошку, под балалайку или “под язык”, т.е. напевая полагающиеся припевки. Начало каждой фигуры обозначалось выкриком ведущего парня: “Первая!”, “Вторая!” и т.д. и сменой музыки.
Темп танца умеренный. Девки ходят плавно, а парни топают. И девки, и парни не поднимают рук выше пояса.
Движения описаны для двух пар.
Фигура Первая ( наигрыш “Ах, вы сени”)
Припевка; Ах, вы сени, мои сени,
Сени новые,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые,
Вы решетчатые,
Мелкоклетчатые,
Выходила молода
За новые ворота,
За новые, кленовые,
За решетчатые,
За решетчатые,
Мелкоклетчатые.
Девки меняются местами, встречаясь в центре пр. пл. (рис.7а), затем парни меняются местами, встречаясь в центре лев. пл, ( рис, 76). Пары кружатся в вальсе. Фигура повторяется сначала, т.е. и парни, и девки таким же образом возвращаются на свои места, после чего пары снова кружатся.
Фигура вторая (наигрыш “Во горку”)
Припевка: Во горку, во горку, во каменную.
Отрубите мне головушку отчаянную.
Первая пара немного расходится и поднимает сомкнутые руки, образуя так. обр. “ворота”или “горку”. Пары движутся навстречу друг другу, вторая пара ныряет в эти “ворота”, пары проходят на
[20]
супротивные места (рис. 12), потом поворачиваются лицом друг к другу и движутся навстречу, первая пара снова открывает “ворота”, вторая в них проходит. Возвратившись на свои места, пары кружатся. Фигура повторяется сначала, но теперь “ворота” открывает вторая пара, а проходит в них первая, после чего пары опять кружатся.
Фигура третья (наигрыш “Береза”)
Парни “закручивают” девок: пр. р. Парни
на талии у девки и держит ее лев. руку, а лев. р. держит пр. руку девки и отведена немного вперед (рис. 13а). Пары кружатся так, обр. на месте по
ч.с. 4 музыкальных такта, затем, не размыкая рук, парни быстро “раскручивают” девок: подтягивая девку на себя за ее лев. руку и подняв у нее над головой ее пр. руку. Разведя сомкнутые руки в стороны “лодочкой “( рис. 13б), пары кружатся по ч.с. еще 4 такта. Затем парни опять “закручивают” девок (обходя ее по ч.с. и как бы набрасывая на нее пр. руку), так пары кружатся опять 4 такта, затем опять “раскручиваются” и кружатся “лодочкой” снова 4 такта.
Запись сделана 01.07.95r.в дер.
Филимонцево Борского р-на
Нижегородской области от Набазовой А.Ф.
(1904 г.рожд.). Записали:
Галчинова О.Н., Грановская П.Г.,
Грановский В. Г., Кандалов М.Г,
Примечание:
Возможно, эта и предыдущая кадрили – остатки от другой кадрили, которая называлась “Двенадцать”(по количеству фигур), ее пытались вспомнить и в с.Гусево, и в д.Филимонцево, но, к сожалению, исполнительницы так и не смогли восстановить порядок и движения фигур этой кадрили.
[21]
Кадриль
(наигрыш “Сормач”)
Оптимальное количество пар – четыре. Пары стоят крестом ( рис. 14). Каждую фигуру пляшут сначала первая со второй пары, затем за ними повторяют эту же фигуру третья с четвертой пары. Третья и шестая фигуры -общие и пляшутся всеми парами одновременно. Эту кадриль плясали обычно под гармошку или под балалайку. Наигрыш не менялся и не останавливался на протяжении всей кадрили. Начало и конец каждой фигуры никак не обозначались.
Темп умеренно быстрый. Девки ходят плавно, а парни топают. И девки, и парни при пляске не поднимают рук выше пояса.
Движения описаны для двух пар, кроме третьей и шестой общих фигур, которые описаны для всех четырех пар.
Кадриль начинается с того, что все четыре пары, кружась вальсом, двигаются по общему кругу пр. ч.с. 1 круг до своих мест.
Фигура первая
Парни выходят навстречу друг другу,
обходят друг друга слева направо, т.е. по ч.с. (можно обойти и спиной, и плечом ), обойдя возвращаются к своим девкам (рис. 15 ) и с ними кружатся.
Фигура вторая
Первая пара, взявшись за руки, подходит ко второй, нары слегка кланяются друг другу, затем первая пара возвращается назад (рис. 16).
Пары кружатся. Фигура повторяется сначала, только теперь кланяться идет вторая пара к первой, после чего пары опять кружатся.
Фигура третья
Все четыре девки “закручиваются” к своим парням так же, как в третьей фигуре предыдущей кадрили (рис. 13а). Все четыре пары
[22]
сходятся в центре, девки размыкают пр. р. со своими парнями и подают
их ближайшим парням справа (рис. 17).
Парки “раскручивают” девок (свою девку слегка дергают за ее лев. руку, а соседнюю слева девку раскручивают под рукой ). Далее все, держась за руки, идут по кругу пр. ч.с. до своих мест, дойдя, поворачиваются и идут по кругу по ч.с. обратно до своих мест, после этого руки размыкают и кружатся парами.
Фигура четвертая
Парни идут через центр по диагонали, встречаясь в центре лев.пл., до супротивных девок, их обходят спиной справа налево (рис. 18) и кружатся с ними. Затем точно так же возвращаются к своим девкам и кружатся уже с ними.
Фигура пятая
Девки сходятся в центре и кружатся под пр. лок. 2-3 круга, затем меняют лок. и кружатся под лев. лок., после чего расходятся по своим парням и кружатся с ними в вальсе.
Фигура шестая
Все пары сходятся в центре и смыкают лев.
руки “звездочкой”( рис. 19 ), так проходят 1 круг
пр. ч.с. до своих мест, затем смыкают так же пр. руки “звездочкой” и идут так же 1 круг по ч.с. до своих мест, руки размыкают и кружатся по парам.
Кружась, двигаются по общему кругу пр. ч.с. до своих мест или до гармониста на поклон.
Запись сделана 04.07.99г. в с. Богоявление
Семеновского р-на Нижегородской области
от Корытиной А. И. (1924 г. рожд.)
Записали Грановская П.П., Потапова С.В.,
и группа учащихся семеновской
православной воскресной школы.
материал размещен 27.06.2006