Традиционные танцы Нижегородской области… С. 30 – 33 (10.65 Kb) Лансье Пары стоят крестом (рис 14). Оптимальное количество пар -четыре, что диктовалось условиями деревенской избы. Каждую фигуру сначала пляшут первая пара со второй, а потом третья с четвертой за ними повторяют все в точности. В пятой фигуре, или “картинке“, как здесь принято называть фигуры, задействованы все пары одновременно. Обычно лансье плясали под гармошку. Конец каждой картинки обозначается несколькими ритмичными хлопками в ладоши всех пляшущих, чтобы дать понять гармонисту, что фигура закончена. Начало новой картинки обозначается выкриком “ведущего” парня: “Первая!”, “Вторая!” и т. д. Темп пляски очень быстрый, характерно обилие дробей в пляске. Дробят очень громко и парни, и девки, парни дробят гораздо тяжелее, чем девки, “в землю”. Руки у пляшущих поднимаются не выше уровня головы (и у парней, и у девок). Этнографические исполнители рассказывали, что в 19 веке в село приехал жить француз, который и научил местных жителей этому лансье. Почти во всех картинках в качестве связки между эпизодами или картинками исполняется так называемая “проходная“: Девки меняются местами, проходя через центр, и встречаются друг с дружкой лев. пл. (рис. 30а) Парни сразу же, вслед за девками, тоже меняются местами, проходя через центр и встречаясь друг с другом так же лев. пл. (рис. 306). Затем девки точно так же возвращаются на свои места, а за ними и парни, Пары кружатся так же, как в вальсе, но простым шагом. Картинка первая Парни, дробя, идут через центр, встречаясь друг с другом в центре лев. пл. , до супротивной девки (рис. 31),с нею кружатся в паре. Затем так же возвращаются к своей девке и кружатся с ней. Проходная. Картинка вторая Первая пара выходит к центру, парень выводит девку за руку немного вперед, затем отпускает ее. Девка, дробя, обходит своего парня, немного отойдя от него на небольшое расстояние, по кругу пр. ч. с. (рис. 32), парень при этом дробит и все время поворачивается лицом к ней. Дойдя до парневого места, девка останавливается, парень идет к ней и они кружатся. Проходная. Вторая пара повторяет картинку за первой, после чего опять пляшут проходную. Картинка третья (наигрыш “Сормач”) Парни идут по диагонали направо до середины так, чтобы оказаться боком друг к другу на одной плоскости, поворачиваются через лев. пл. и, дробя, идут по кругу по ч. с. до супротивной девки (рис. 33а), на ходу парни могут повернуться вокруг своей оси пр. ч. с. 1-2 раза. С супротивной девкой кружатся. Таким же образом парни возвращаются к своим девкам и кружатся с ними. Девки, так же как и парни, идут направо по диагонали до середины, повернувшись через лев. пл., и поворачиваясь на ходу вокруг своей оси пр. ч. с., идут но кругу по ч. с. до супротивных парней (рис. 33б), с ними кружатся. Затем таким же образом возвращаются к своим париям и кружатся с ними. Проходной в этой картинке нет. Картинка четвертая (“Во саду ли”) Первая пара выходит на середину, парень выводит девку за руку немного вперед, затем отпускает ее. Девка, отойдя от него на некоторое расстояние, дробя, идет вокруг парня по кругу пр. ч. с. (так же, как в третьей картинке), парень при этом дробит и все время поворачивается лицом к девке (рис. 32). Дойдя до парневого места, девка поворачивается через лев. пл. и идет снова вокруг парня, но уже по кругу по ч. с., парень по-прежнему дробит и все время поворачивается к девке лицом (рис. 34а). Дойдя до своего места, девка останавливается, а парень выходит к супротивной паре, перед ними дробит, топает, затем поворачивается через лев. пл. и возвращается к своей девке (рис. 346), с нею кружится в паре. Проходная. Вторая пара повторяет картинку за первой, после чего снова проходная. Картинка пятая (“Русского”) В этой картинке порядок пляшущих пар немного другой: сначала картинку “заводит” первый парень, затем так же “заводит” третий парень, а за ним уже второй и четвертый парни. Перед началом картинки и после каждого ее проведения пляшется проходная как связка. Проходная. Первый парень, дробя, идет вокруг своей девки полкруга пр. ч. с. (девка при этом стоит на месте), направляясь к соседней справа паре (т. е. к третьей), топает перед парнем, как бы вызывая. Все трое (первый, третий парни и третья девка) движутся по кругу пр. ч. с. и дробят (не берясь за руки), обойдя 1 круг, третья пара останавливается на своем месте (рис. 35а, б). Первый парень идет по кругу, дробит, направляясь к своей девке, обходит ее пр. ч. с., девка при этом тоже, дробя, обходит его и старается все время держаться на расстоянии от него и как бы напротив (рис. 35б). Обойдя девку, парень, продолжая двигаться по кругу, направляется уже ко второй паре и обходит с ними круг так же, как и с третьей. Затем опять обходит свою девку (а девка его), после чего направляется к четвертой паре – с ними обходит круг и снопа к своей девке, обходит ее. Обойдя, идет по кругу пр. ч. с. к супротивной второй паре и как бы с вызовом топает перед ними, поворачивается через пр. пл. и к своей девке, с нею кружится (рис. 35в). Картинка шестая (наигрыш “Русского”) не прекращает звучать с пятой картинки.) Первый парень выкрикивает: “Круг на месте!”- все пары кружатся на месте Вальсом 2 круга. Далее все девки берутся правыми 2 руками с соседними левыми парнями, а парни, соответственно, с соседними правыми девками (рис. 36а). Все движутся по кругу; девки по ч. с., а парни пр. ч. с., подавая встречным то лев. руку, то правую и обходя встречных то слева, то справа (рис. 366). Дойдя до своего места, кружатся по парам. Затем все идут по кругу (не берясь за руки) пр. ч. с., и, так. обр. дойдя до своего места, все расходятся или идут кланяться гармонисту (по желанию). Запись произведена 02. 11. 99г. в с. Вареж Павловского р-на Нижегородской области от этнографического танцевального коллектива села. Записали: Грановская П. Г. , Лабудь И. В. , Гусева Е. В. , Фольк. анс. НМУ им. М. А. Балакирева “Таусень” рук. Механошина О. В. материал размещен 24.08.2006 |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Этнологический музей Нижегородской области > Традиционные танцы Нижегородской области > Традиционные танцы Нижегородской области… С. 30 – 33