Часть II. 2. Формы деятельности музея

4 ноября, 2019

Часть II. 2. Формы деятельности музея (8.54 Kb)

 ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Разработав научную концепцию музея, приступаем к разработке концепций по формам деятельности будущего музея. Но первоначально исходим из общих принципов, выработанных музееведением и практикой музейного строительства.

Общеизвестными формами деятельности музея являются:

  • научно-фондовая работа;
  • экспозиционно-выставочная работа;
  • научно-просветительная работа;
  • научно-исследовательская работа и редакционно-издательская деятельность.

Для обеспечения этих форм деятельности необходимы менеджмент и маркетинг (управление и административно-хозяйственная деятельность).

Все эти виды деятельности выражаются в различных формах и модификациях. Если музееведение как научная дисциплина опирается на достижения в различных областях науки (истории, географии, этнологии и антропологии, литературоведении, искусствознании, экологии, техники и т.д.), то музей вбирает в себя различные формы социальных институтов, интерпретируя их через свои музейные коллекции

При разработке научных концепций предусматривается внедрение новых форм и методов работы, в том числе интерактивных, а также использование новейших достижений науки и техники, включая электронные и лазерные приспособления, цифровую аппаратуру. Составными частями экспозиции могут быть виртуальный музей, электронные диорамы, аттракционы и т.д. При этом необходимо иметь в виду, что основу музея составляет музейный предмет. Он является главным действующим лицом во всех видах музейной деятельности, а все технические приспособления служат только для усиления его восприятия.

При проектировании предусматривается акцентирование музея на каком-либо виде его деятельности и различные формы повышения эффективности презентации музейного предмета. Это могут быть какие-либо конструкции, видеоряды, виртуальные изображения, использование лазерной и цифровой техники и т.д.

В о п р о с ы  и  з а д а н и я

Рассмотрим формы деятельности музея в графическом изображении и ответим на вопросы:

  1. Согласны ли Вы с предлагаемой трактовкой форм деятельности музея? Обоснуйте свою точку зрения.
  2. Как бы Вы выделили приоритетные формы музейной деятельности?
  3. Какие формы деятельности требуют дополнительного разъяснения?
  4. Учтены ли все формы деятельности музея?
  5. Можно ли предложить иную форму графического изображения?

Формы деятельности музея в интерпретации Ю. Г. Рогатко

Формы деятельности музея в интерпретации Ю. Г. Рогатко

 

 Музей в пространстве культуры в интерпретации Д. А. Михайловой

Формы деятельности музея в интерпретации К. А. Логушкиной

 

Формы деятельности музея в интерпретации К. А. Логушкиной

Формы деятельности музея в интерпретации К. А. Логушкиной

 

Формы деятельности музея в интерпретации К. А. Копыловой

Формы деятельности музея в интерпретации К. А. Логушкиной

Культурно-образовательные формы в редакции К. А. Копыловой

Культурно-образовательные формы в редакции К. А. Копыловой

Культурно-образовательные формы в редакции К. А. Копыловой

Часть II. 2. Формы деятельности музея

Культурно-образовательные формы в редакции К. А. Копыловой

 

  1. Комплектование фондов. (Научно-фондовая работа).
  2. Поисково-собирательская деятельность. (Пополнение фондов).
  3. Просветительская деятельность.
  4. Научно-исследовательская деятельность.
  5. Редакционно-издательская деятельность.
  6. Культурно-образовательная деятельность.
  7. Экспозиционно-выставочная деятельность.
  8. Экскурсионная работа.

  1. Комплектование фондов. 

Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлечённые из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе).

  1. Поисково-собирательская деятельность. (Пополнение фондов). Экспедиции.
  2. Просветительская деятельность. Встречи, лекционные циклы, мастер-классы.
  3. Научно-исследовательская деятельность:
  • разработка научной концепции музея;
  • исследования в области комплектования фондов;
  • изучение музейных предметов и коллекций;
  • исследования в области охраны и хранения фондов;
  • научное проектирование экспозиций и выставок;
  • исследования в области музейной коммуникации;
  • изучение истории музейного дела;
  • изучение историографии музееведения.
  1. Редакционно-издательская деятельность.

Публикации, выпуск брошюр и каталогов. Информация о музее в СМИ.

  1. Культурно-образовательная деятельность.

Общение музея с аудиторией в форме диалога. Работа с детьми. Музей как «центр образования».

  1. Экспозиционно-выставочная деятельность. Подготовка и проведение выставок.

Проектирование виртуальных выставок.

Разработка концепции.

  1. Экскурсионно-массовая работа.

Экскурсии. Выездные музейные занятия и лекции. Мастер-классы.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции