Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности

4 ноября, 2019

Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности (33.82 Kb)

  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИОННОВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При проектировании экспозиционно-выставочной деятельности необходимо исходить из того, что экспозиция (равно как и выставка) является специфической формой научной публикации. Поэтому экспозиция создаётся первоначально как научный проект, на основе которого разрабатывается художественное решение. Научный проект зависит от профиля музея, его основной проблематики и состава коллекций. Никакого идеологического давления на характер экспозиции не допускается. Музей, как определено выше, это хранилище социальной  памяти, а не идеологическое учреждение. Никакой чиновник от культуры или какого-либо ведомства не вправе диктовать характер и содержание экспозиции. Однако экспозиция не может быть и воплощением субъективного мнения или представления какого-либо лица, художника или дизайнера, какими бы авторитетными они ни были. Экспозиция – продукт авторского решения и авторского воплощения. Приступать к реализации экспозиционного проекта можно только на основании решения научно-методического совета. Если разрабатывается авторский проект группы специалистов, то он, тем не менее, обязательно проходит научную экспертизу, научное рецензирование и  утверждается на научно-методическом совете.

При проектировании экспозиции, особенно по проблемам новейшей истории, авторскому коллективу следует отрешиться от отмеченного А. С. Балакиревым принципа «преодоления доперестроечной, перестроечной и постперестроечной мифологизации истории страны ХХ века»[1]. Это «преодоление» не что иное, как конъюнктурный подход к решению вопроса, такой же идеологизированный, как и в советское время, а потому неприемлемый. Экспозиция отражает объективный исторический процесс, его восприятие современниками этого процесса, а не субъективное толкование позднейших интерпретаторов.

«Наиболее актуальной задачей, – отмечает Л. И. Скрипкина, – является раскрытие информационного потенциала предметного мира человека, поиск новых, соответствующих современному научному познанию подходов к интерпретации музейных источников и представлений их в экспозиции для адекватного восприятия её публикой»[2].

Всякая экспозиция предполагает совершенствование её архитектурно-художественного решения. Создание экспозиции – это процесс творческий, который находит воплощение в каждой новой экспозиции с учётом прошлого опыта и на основании новых методов и форм презентации музейных коллекций. Но, внедряя новое, нельзя забывать о самих музейных предметах, потому что основная задача музейной экспозиции – это представить музейные предметы в качестве действующих лиц истории, а не в том, чтобы вообще создать новую экспозицию, применяя новые более совершенные средства экспозиционного дизайна.

Руководитель Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии А. В. Лебедев, рассуждая о функционировании, воспроизводстве и развитии музея, пишет: «И если только  музей занялся чем-то качественно новым, как, например, краеведческий музей в Анадыре, который первый в России создал постоянную экспозицию медиа искусства, то мы имеем основание предположить, что в музее идёт процесс развития»[3]. Такая фраза настораживает. «Экспозиция медиа искусства» – что это такое? Если это одна из форм более эффективной презентации музейных коллекций, это одно дело, приемлемое. А если это сама по себе «Экспозиция медиа искусства», заменяющая музейные коллекции, то, о каком развитии музея можно говорить? Правда, А. В. Лебедев в другой статье поясняет: «Информационный продукт, возникающий в результате использования данного технического приёма, ни в прямом, ни в переносном смысле, нельзя назвать “экспозицией”, так же как магнитофон, объявляющий остановки в поезде метрополитена, нельзя назвать “транспортным средством”). Точнее было бы именовать его “электронной экспликацией”, или “электронной этикеткой”. Но термин “электронная экспозиция” устоялся, и мы в дальнейшем будем пользоваться этим сочетанием,  отдавая себе отчёт в его условности»[4]. Необходимая оговорка. В противном случае «электронную экспозицию» можно понять в буквальном смысле и заменить ею предметный ряд. В настоящее время такая опасность существует, когда широко обсуждаются возможности виртуального музея.

Да, музей сегодня не может игнорировать новейшие технические возможности. Достижения науки и техники необходимо использовать в самых разнообразных вариантах, внедрять медиа программы, но не заменять ими музейные коллекции. Иначе это будет уже не музей, а развлекательный центр. Таким развлекательно-познавательным центром явилась весьма популярная выставка в Манеже (Москва), раскрывающая деятельность династии Рюриковичей. Выставка привлекла огромное количество посетителей. Она поражала своей масштабностью и виртуальностью. Но ничего похожего на музейную выставку здесь не было. Это было самостоятельное произведение виртуального искусства и только. Если музеи пойдут по пути виртуальности, заменяя музейные предметы и коллекции виртуальными изображениями, это будет обозначать деградацию музея, лишение его подлинности и достоверности. Это будет представление копийного материала в электронном варианте. Однако полностью отрицать электронные технологии нельзя. Они должны служить усилению восприятия исторических, культурных и природных процессов.

Приступая к разработке проекта экспозиции, прежде всего необходимо проработать имеющуюся по этой проблеме музееведческую литературу[5], особенно труды Лаборатории музееведения[6] и Лаборатории музейного проектирования РИК (в прошлом НИИ культуры)[7], независимо от времени их публикации.

 

Содержание научной концепции экспозиции

 

Обоснование тематики. Тематика экспозиции определяется концепцией музея. Необходимо обосновать формы и методы экспозиционного решения. Экспозиция может быть коллекционной, тематической, проблемной и т.д. Можно применять сюжетно-образный метод решения экспозиции. Решить одну сквозную проблему возможно  путём решения ряда различных проблем в отдельных залах.

История экспозиционных проектов музея. Приступая к выбору экспозиционного решения, следует проанализировать удачный и неудачный опыт прежних экспозиций, а также опыт экспозиций других профильных музеев. Возможен вариант заимствования из других непрофильных музеев. Особое внимание следует обратить на то, как воспринималась экспозиция в целом и её отдельные части посетителями, а в связи с этим – проанализировать все социологические опросы, которые были проведены относительно прежней экспозиции или в других музеях. Учёт мнений посетителей обязателен, так как музей работает для них.

Новизна проекта. Определяя новизну проекта, следует уделить внимание новым методам и формам решения экспозиции в отечественной и мировой музейной практике. При этом необходимо указать, в чём состоит новизна: в архитектурно-художественном решении, подборе музейных коллекций, методе экспозиционной демонстрации памятников, использовании новейших технологий, учёте форм научно-просветительной работы и т.д.

Архитектурно-художественное решение экспозиции. На основе научной концепции разрабатывается художественный проект. Ответственным за разработку проекта является художник или дизайнер музея (это может быть один человек или целая организация, с которыми заключается договор). Но целиком проект, от разработки методологии до монтажных листов, ему отдавать нельзя, поскольку создание экспозиции есть всегда результат работы авторского коллектива. Художник-дизайнер работает при полном согласовании своих действий с научным проектом и научными сотрудниками музея, которые разрабатывали научную концепцию и будут принимать участие в реализации запроектированных замыслов. Практика музеев конца ХХ – начала XXI века показывает, что во многих случаях, когда научные сотрудники полностью доверялись художнику-дизайнеру, экспозиции превращались в нагромождение различного рода конструкций, в которых терялись сами музейные коллекции. Посетители, приходя в такой музей (особенно при сюжетно-образном методе), удивлялись и даже восторгались общими формами и конструкциями, а на музейный предмет внимания не обращали.

В архитектурно-художественном проекте главную роль должен играть музейный предмет. Пространственное его окружение имеет вспомогательное значение.

Сценарий экспозиции. Сценарий экспозиции в музейном деле стал внедряться относительно недавно. Ещё двадцать лет назад необходимость сценария не признавалась. Сегодня складывается тройственный союз: научный сотрудник-экспозиционер, художник-дизайнер и сценарист. Полемизируя с экспозиционерами и художниками прошлого, В. Ю. Дукельский отмечает: «В отличие от научной концепции, которая отвечает на вопрос “о чём мы хотим рассказать”, сценарий ищет ответ на вопрос “как мы хотим рассказать, и зачем вообще создаётся наша экспозиция?”»[8]. Развивая мысль о месте и значении сценария в экспозиции, он пишет: «… при проектировании экспозиции речь одновременно идёт и о сценарии, и о режиссёрской разработке. Сам сценарист выступает именно в качестве режиссёра, отвечающего за создание единого и гармоничного экспозиционного действия. Может быть, правильнее было бы назвать его продюсером, поскольку именно он отвечает за создание произведения»[9]. Сценарий на основе научной концепции развивает экспозиционный сюжет, в котором обозначаются завязка, акцент или кульминация и развязка. Для этого  планируются вводный, акцентный и заключительный залы, разрабатываются маршруты следования и действия. Действия – в широком смысле. Они заключаются в действиях, поведении, речи, методике и речи экскурсовода; в действии самой экспозиции, предназначенной быть динамичной; в действии медиа программ и т.д. Сценарий – достаточно сложная вещь. Он требует, с одной стороны, осмысления научной концепции, а с другой – творческого воплощения её замысла. А поскольку сценарист должен обладать знаниями и навыками режиссёра, постановщика, звукооператора, педагога, постольку к разработке сценария следует привлекать хорошо подготовленного специалиста или создавать специальный творческий коллектив с непременным участием научного сотрудника музея.

Однако нельзя допускать чрезмерного увлечения разработкой сценария как такового и подмены им научного проекта. Тот же В. Ю. Дукельский допускает вариант, когда можно обойтись без научного проекта, заменяя его сценарной постановкой. Такая позиция чревата тем, что музейная экспозиция может превратиться в развлекательно-познавательное шоу.

Новые технологии, естественно, необходимо применять в разработке музейной экспозиции. Если в прошлом перед тем, как начать монтаж экспозиции, художник готовил монтажные листы, а потом производилась раскладка предметов в соответствии с экспозиционными комплексами, то теперь образ будущей экспозиции и отдельных её составных частей можно представить в электронном варианте.

Экспозиционные разделы. Экспозиционные разделы последовательно раскрывают основное содержание экспозиции. В каждом  разделе может быть один или несколько экспозиционных залов, в которых раскрываются отдельные темы экспозиции.

Э к с п о з и ц и о н н ы е  з а л ы. Определяется тематика, ведущие тексты,  основной приём решения, метод экспонирования, характер освещения и оборудования.

А к ц е н т н ы й  з а л. Выделяется основной зал, где выражается основная идея экспозиции, выставляются основные экспонаты, решается наиболее эффективным способом.

В ы с т а в о ч н ы й  з а л. Здесь проходят сменные тематические, персональные выставки или выставки коллекций из фондов музея. Определяется концепция выставочного зала. Это могут быть только художественные выставки или выставки декоративно-прикладного искусства с проведением мастер-классов.

Худ о ж е с т в е н н а я  г а л е р е я. Если в музее сформирована значительная коллекция произведений искусства, можно запроектировать художественную галерею с постоянной или сменной экспозицией. Здесь можно запланировать встречи с авторами или художественные студии.

К и н о ко н ц е р т н ы й  з а л – л е к т о р и й. Если позволяет помещение музея, проектируется киноконцертный зал для проведения лекций, бесед, встреч, концертов, вечеров, конференций, научных  чтений и т.д.

М у з ы к а л ь н а я  г о с т и н а я. Это может быть небольшое помещение для проведения камерных музыкальных концертов, встреч  с исполнителями и т.д.

Г о р о д  м а с т е р о в. Для краеведческих музеев, музеев-заповедников и национальных парков можно проектировать город мастеров для демонстрации изделий и проведения мастер-классов. Это может быть один или несколько экспозиционных залов с имитацией творческих мастерских, и даже отдельный городок на открытом воздухе с домами-мастерскими, площадками для изготовления скульптур, ярмарочными палатками и т.д.

Экспозиционное оборудование. Проектируется характер экспозиционного оборудования: модульные комплексы, стационарные витрины или передвижные. Могут внедряться автоматические системы по изменению конфигураций экспозиционного оборудования. Предусматривается включение панорам, диорам, полиэкранов, автогидов и т.д.

Мультимедийные программы, или экспозиции медиа искусства.

Они начали внедряться в музейные экспозиции сравнительно недавно. Это специально созданные на основе компьютерных технологий аудио-, видео- и мультимедийные программы, выступающие «равноправными участниками экспозиционного “действа” наряду с традиционными музейными предметами», что, как отмечает А. В. Лебедев, «ставит перед музейным проектировщиком ряд новых, специфических задач, способы решения которых ещё не превратились в устойчивую технологию»[10]. Но технологии эти в ряде случаев успешно разрабатываются. В современных экспозициях вместо обычных мониторов, вмонтированных в экспозицию, появляются широкомасштабные и глубокоёмкие изображения, эффективно дополняющие экспозиционные ряды. В качестве одного из удачных примеров можно назвать мультимедийные программы, разработанные в ГИМе на выставке «Отечественная война 1812 года» в Москве.

Если музей имеет возможность удовлетворить всё возрастающие требования посетителей, он непременно будет внедрять компьютерные технологии и в современную экспозицию, что потребует привлечения дополнительных средств и сотрудничества с технической интеллигенцией. Однако при этом нельзя заменять или затмевать сам музейный предмет.

Виртуальный музей. Словарь музейных терминов даёт два понятия «виртуального музея»: «1. Созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги “коллекций”, “экспозиций” и т.д. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями “музейных предметов”, наличием трёхмерных “виртуальных экспозиций”, дающих возможность виртуального путешествия по “экспозиции” и даже её самостоятельного моделирования. 2. Электронные публикации, объединённых по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На  бытовом уровне “В. м.” нередко называют сайт реально существующего музея»[11].

Современные технические средства позволяют совершать заочное путешествие по другим музеям и выставкам, как отечественным, так и зарубежным. Можно получить более глубокую и разностороннюю информацию, в том числе изобразительный ряд о коллекциях и предметах своего музея. То, что не выставлено в экспозиции, можно увидеть в виртуальном музее. Можно запроектировать и Интернет-музей. Интересную форму виртуального музея выработал Государственный художественный музей Алтайского края в Барнауле. Там, с одной стороны, по заключению договоров с художественными музеями страны с помощью компьютерной техники создана информационная база, позволяющая познакомиться с коллекциями других музеев. С другой стороны, формируется собственная база с видеофильмами, отражающими историю и культуру родного края. Такие фильмы-презентации проводятся на конкурсной основе среди местного населения. Фильмы эти можно использовать не только при проведении занятий на экспозиции, но и вовремя экскурсий по городу.

Формы использования экспозиции. Экспозиция строится не столько для экспонирования памятников историко-культурного и природного наследия, сколько для организации в экспозиционных залах научно-просветительной и культурно-образовательной деятельности.

Экспозиция проектируется в полном соответствии с предполагаемыми формами работы: какие планируются виды экскурсий, формы проведения занятий по музейной педагогике, творческие встречи и т.д. Предлагаются экспозиционные комплексы с дидактическими задачами, игровыми приёмами или театрализованными представлениями.

Например, в Александровском музее Владимирской области экспозиция, раскрывающая тему текстильного производства, представлена как «Салон мадам М». Здесь посетители встречаются с хозяйкой салона, которая предлагает на выбор различные образцы тканей и объясняет, для какой цели та или иная ткань изготавливается и как производится. Затем посетители осматривают готовые изделия из тканей в экспозиции, выбирают себе понравившуюся модель, примеряют в примерочной и выходят к гостям. Выход этот может сопровождаться каким-либо театрализованным представлением: сватовством невесты, светским балом и т.д.

Можно запроектировать применение приёма узнаваемости, как это сделано в краеведческом музее пос. Палана на Камчатке. Там действующие лица диорамы «Береговые чукчи» персонифицированы, имеют портретное сходство с местными жителями. Посетители с большим интересом приходят в музей, чтобы посмотреть именно эту диораму и с помощью научного сотрудника «пообщаться» с земляками, узнавая своих близких и знакомых.

В экспозиционном проекте можно предусмотреть «действующую» экспозицию, как это сделано в Этнографическом музее города Усть-Каменогорска. Там научный народный ансамбль «Беловодье» по результатам летних полевых экспедиций проводит «Самоварные» – встречи с местными жителями. В специально оборудованном экспозиционном зале принимают гостей и приглашают их к столу, угощая чаем из самовара. Тема беседы и сервировка стола зависит от того,  какой материал был собран во время экспедиции: местные традиции, народное творчество устное (фольклор) и музыкальное (песни). Занятия эти тематические и зависят от того, каков был характер научной экспедиции в прошедший полевой сезон: фольклор местных казахов, служилых казаков или русских переселенцев.

Интересные формы использования экспозиции разработаны и внедрены в Музее музыкальных инструментов в Алма-Ате. Там экспозиционные комплексы с музыкальными инструментами, расположенные в витринах в хронологическом порядке, сопровождаются записями звучания этих инструментов. А специально заказанные экскурсии заканчиваются концертом народного ансамбля с объяснением, какой инструмент, когда и как создан и как он звучит.

Интерактивные проекты. Если предполагаются интерактивные занятия на принципах музейной педагогики, можно оборудовать специальное помещение с экспозицией для проведения занятий. Например, в Ивановском краеведческом музее был оформлен экспозиционный зал, где проводились занятия с детьми «Как рубашка в поле  выросла». В музее села Лядины Каргопольского района Архангельской области в зале народных промыслов установлены ткацкие станки, на которых желающие могут выткать половик или полотенце. В селе Печниково того же района в экспозиции представлена глиняная каргопольская игрушка и оборудовано помещение, где это игрушку можно изготовить, раскрасить и обжечь в муфельной печи. В Каргопольском музее для демонстрации народных представлений о традициях и обычаях по временам года в экспозиции было создано четыре экспозиционных комплекса: весна, лето, осень, зима, где и проводились соответствующие интерактивные занятия. В том же музее для  отражения истории народного танца устраиваются вечера ретротанца, для чего специально оборудована экспозиционная площадка под названием «Музейный дворик».

Научные реконструкции. Можно проектировать различные научные реконструкции, исходя из общей тематической и профильной направленности музея. Политехнический музей в Москве демонстрирует технологические процессы, например функционирование доменной печи. Археологический музей в Тамани Краснодарского края спроектирован непосредственно на месте раскопа. В Бабаевском музее Вологодской области реконструирован интерьер крестьянской избы, где полностью представлен бабий кут. В московском музее «Палаты бояр Романовых в Зарядье» реконструирована девичья комната, где  с помощью механизмов девицы (манекены) «занимаются рукоделием». В краеведческом музее Барнаула можно увидеть реконструкции паровой машины И. Ползунова, его железной дороги и других изобретений. В Музее истории Лондона экспозиционные залы, сменяя друг друга, демонстрируют ремесленные мастерские средневековья. Музей техники в  Париже представляет освоение космоса в виде планетария, где с помощью лазерных устройств демонстрируется рождение и развитие Вселенной и проникновение в неё космических аппаратов.

Выставочная деятельность. Выставочной деятельностью музеи занимались всегда. Но если в 1970-1980-е годы устраивалось по 2-3 выставки в год, то в современных условиях не только в центральных, но и в местных музеях выставки организуются почти ежемесячно. Этим самым осуществляется задача ознакомления посетителей как можно с большим количеством памятников историко-культурного и природного наследия.

Естественно, что организация выставок требует научного проектирования, а не простого экспонирования предметов. Прежде всего, следует разработать систему выставочной деятельности.

Определяются формы и предназначение выставок: тематические, фондовые, коллекционные, персональные, проблемные, выездные,  передвижные и т.д. Составляется план их проведения с указанием сроков и ответственных. Определяются помещения, экспозиционные площади, материально-технические возможности, в том числе с применением современных разработок как в области дизайн-проектов, так и  в области использования компьютерной техники. Разрабатываются культурные программы, сценарии проведения презентаций выставок и формы сотрудничества с посетителями. Выявляются возможности и методы реализации предметов в случае организации выставок-продаж. Готовятся научно-популярные и рекламные издания. Осуществляется связь с прессой. Планируется проведение социологических  исследований.

Для каждой выставки разрабатывается её концепция и составляется тематико-экспозиционный план.

Охранно-пожарная сигнализация. В современных условиях разработаны различные технические устройства пожарной и охранной сигнализации. Они устанавливаются по договору с соответствующими организациями. Проектируя экспозицию, следует ориентироваться не только на избранную систему, но и на соблюдение основных принципов охраны музейного предмета. А заключаются они в соблюдении трёх или четырёх уровней охранной сигнализации: музей в целом  – экспозиционный зал – экспозиционный комплекс – экспонат.

Штатное расписание. Проектируя музей, в целях повышения эффективности экспозиции, планируется создание экспозиционно-выставочного отдела во главе с заведующим. В отделе может быть несколько научных сотрудников, исходя из масштабности экспозиционных разделов и масштабов выставочной деятельности. В состав отдела также включаются художник-дизайнер и рабочий (или рабочие) по монтажу и демонтажу экспозиций.

В о п р о с ы  и  з а д а н и я

  1. Проанализируйте графические изображения экспозиции.
  2. Каким должен быть акцентный зал?
  3. Каковы преимущества и недостатки модульного экспозиционного оборудования?
  4. Как можно решить виртуальное пространство в экспозиционных комплексах?
  5. Каковы формы деятельности в пространстве музейной экспозиции?

Представление об экспозиции О. И. Сочилиной

Экспозиция:

  • постоянная и временная
  • стационарная и передвижная
  • тематическая, хронологическая, комплексная, проблемная

Виды деятельности (более 100 форм):

  • экскурсии
  • лекции
  • тематические вечера на экспозиции и т.д.

Рекомендации:

  • избегать «гидизма»
  • чувство меры (не перенасыщать экспозицию)         решение экспозиции в три пояса:
    • верхний (иллюстр. мат-л)
    • средний (основной)
    • нижний (крупн. вещи)
  • чувство исторической правды (объективный показ)

Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности

Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности

 

Представление об экспозиции О. В. Труновой

 Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности. 

Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности

Требования  к построению экспозиции

3 экспозиционных пояса:

Верхний – изобразительный материал, крупные предметы.

Средний (основной) – предметы, которые должны работать на восприятие. Нижний – крупногабаритные предметы.

 


[1] Балакирев А. С.  К разработке научной концепции экспозиции по новейшей отечественной истории // Музейное дело: сб. науч. трудов Музея революции. М., 1995. Вып. 22. С. 44.

[2] Скрипкина  Л. И.  Значение теоретического наследия А. М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. С. 37.

[3] Лебедев  А. В.  О природе музейного проектирования // Музейное проектирование / Отв. ред. А. А. Щербакова; Сост. А. В. Лебедев.  М., 2009.  С. 11.

[4] Лебедев А. В.  Виртуализация музея или новая предметность? // Музейное проектирование… С. 79.

[5] См.: Алексеев  В. П.  Демонстрация проблемы этногенеза в музейной экспозиции // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1991; Гнедовский М. Б.  Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музееведение. Музеи Мира. М., 1991; Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. К. Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988; Казакова С. Ф. Выставка «Подвиг земли Тюменской» // Музейное дело в СССР.  М., 1982; Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: сб.  науч. трудов / Ассоциация музеев России. СПб., 1996; Свецимский Е.  Модернизация музейных экспозиций. М., 1989; Шмит Ф. И. Музейное дело: Вопросы экспозиции. Л.: Академия, 1929 и др. (см. список литературы в приложении).

[6] Музей и современность: сб. науч. трудов / ЦМР СССР. М., 1986; Актуальные проблемы советского музееведения: сб.  науч. трудов / ЦМР СССР.  М., 1987.

[7] Искусство музейной экспозиции: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1977; Искусство музейной экспозиции: Современные тенденции архитектурно-художественных  решений: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1982; МузееведениеНа пути к музею XXI века: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1989 и др.

[8] Дукельский В. Ю. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование…  С. 63.

[9] Там же.

[10] Лебедев А. В. Виртуализация музея или новая предметность? // Музейное проектирование… С. 77.

[11] Словарь музейных терминов / Сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова и др. // Музей. 2009. № 5. С. 49.

 


© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции