Часть II. 5. Проектирование научно-просветительской работы (79.49 Kb)ПРОЕКТИРОВАНИЕНАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫВ словаре музейных терминов научно-просветительная работа определяется как «одно из основных направлений музейной деятельности, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея и осуществляется многоплановая и разнообразная работа с различными категориями посетителей, как в самом музее, так и вне его. Базируется на теории музейной коммуникации и музейной педагогики»[1]. К этому следует добавить, что предназначение научно-просветительной работы не идеологическая пропаганда (как было при советской власти) и не предоставление услуг населению (как стали трактовать в начале XXI века), а научное просвещение при сотрудничестве с посетителями. В ряде случаев в музееведении употребляются термины – образовательно-воспитательная работа или культурно-образовательная деятельность. С некоторой долей условности эти термины можно считать синонимами научно-просветительной работы. Однако в целом научно-просветительная работа вбирает в себя и образовательно-воспитательную, и культурно-образовательную деятельность. Как отмечает М. Б. Пиотровский «… в музее всё пронизано идеями образования и воспитания»[2]. Проектируя научно-просветительную работу, следует исходить из её научной концепции. В концепции рассматриваются различные проблемы и направления. История вопросаЕсли музей пересматривает свою концепцию, то анализируются формы и методы научно-просветительной работы за прошедший период, выявляются наиболее эффективные и оправдавшие себя формы сотрудничества с посетителями, отмечаются неудачные варианты для того, чтобы исключить их в дальнейшем. Если музей создаётся вновь, то рассматриваются формы деятельности музеев, соответствующие по профилю и направлениям работы; сравниваются их особенности и обосновывается выбор. Формы и методы деятельностиНа основании истории вопроса и в соответствии с новейшими достижениями в музееведении предлагается комплекс форм и методов научно-просветительной работы. При этом ставятся проблемы, необходимые для реализации проекта концепции. Например, если решено внедрить в работу музейную педагогику, необходимо запроектировать подготовку соответствующих кадров. Можно перечислить из имеющегося набора форм и методов те, которые могут быть осуществлены в музее. Одни из них могут внедряться сразу, другие в перспективе. В своих исследованиях Т. В. Галкина выявила 65 форм музейно-педагогической работы[3]. На самом деле их насчитывается более 100. Её классификация имеет дискуссионный характер, особенно в части определения базовых (лекция, экскурсия, консультация) и производных форм (лекторий, музейный урок, музейная школа, музееведческие классы, музейная академия, учебный курс, конференция, научные чтения, семинар и др.). Можно с этим соглашаться или нет, но она права в том, что «основой музейного восприятия является музейный предмет и обращение к музейному предмету, взаимодействие с музейным предметом, использование потенциала музейного предмета в освоении культурного наследия представляется одним из основополагающих признаков музейно-педагогической работы»[4]. Структурировать формы научно-просветительной деятельности довольно сложно. Многие формы работы можно включать в различные разделы. Исходя из того, что всякое структурирование условно, можно предложить несколько схем форм работы музея с посетителями:
Формы научно-просветительной работы можно группировать и по иным схемам:
Можно разрабатывать формы внутримузейной деятельности или выездные. Могут быть одноразовые, эпизодические или систематические формы работы. В настоящем учебном пособии не ставится задача включения тех или иных форм работы в ту или иную классификационную схему. Схему по организации форм деятельности определяет каждый конкретный музей, исходя их сложившихся традиций, материально-технических условий музея, профессиональной подготовки кадров. Из предлагаемого перечня форм научно-просветительной работы научный сотрудник или музейный педагог сам определяет, что можно применять на практике.
Музейный праздник При проектировании музейных праздников следует иметь в виду, что это сложное, комплексное мероприятие, для проведения которого организуются экскурсии, конкурсы, театрализованные представления, всевозможные игры, концерты и т.д. с участием посетителей. Музейный праздник может быть как массовым мероприятием и проводиться на площадях, в парках или даже в форме уличных шествий, так и локальным мероприятием с приглашением друзей музея или отдельных категорий посетителей. Обязательным элементом при этом должны стать тематические выставки, экскурсии, театрализованные представления.
Акция Примером такой формы музейного праздника является акции «Ночь в музее». Первоначально акция «Ночь в музее» проводилась в Международный день музеев. При этом музеи открывали свои двери для всех желающих бесплатно. Затем стали проводиться акции «Сумерки в музее», «Ночь искусства в музее», «Голос искусства в музее», «Музейные встречи», «Музейные вечера» и т.д. Можно запроектировать юбилейные мероприятия, связанные с событиями в своей местности или с историей музея (событийные мероприятия).
День знаний С началом учебного года многие музеи проводят День знаний. Как правило, это бесплатное посещение музея школьниками и студентами с их участием в различных познавательных программах. Кроме экскурсии по музею, для них организуются встречи с учителями и учёными, интерактивные занятия, мастер-классы, занятия в кружках и студиях, заседания клубов по интересам и т.д.
Театрализованное представление Эта форма, как правило, используется при проведении занятий по музейной педагогике. Театрализованные представления могут быть самыми разнообразными. Это и «театр одного актёра», когда ведущий-экскурсовод создаёт какой-либо образ, а посетители присутствуют при этом. Это и коллективное участие в каком-либо обряде. Тематика может быть самой разнообразной: «В гостях у барыни», «Из дедушкиного сундука», «Как рубашка в поле выросла», «В поисках братца Иванушки», «По следам Буратино» и т.д. и т.п. Группа активистов музея может подготовить какой-либо спектакль по сюжету имеющейся в музее картины или с использованием группы музейных предметов. Активисты музея могут представить театрализованную сцену вначале сами, а затем эту сцену повторяют посетители. Например, по теме «Льноводство» инсценируется песня «Ах, я сеяла, сеяла ленок». При рассказе, например, о ткачестве, экскурсовод или кто- либо из музейного актива прядёт нить на прялке или садится за действующий ткацкий стан. При рассказе о самоваре посетителей приглашают к столу для чаепития. Отдельные театрализованные сцены могут включаться по ходу экскурсии. Например, в Ивановском историко-революционном музее при рассказе экскурсовода о жизни рабочих на ткацкой фабрике у экспозиционного комплекса «Рабочая казарма» разыгрывается сцена прихода рабочих со смены; на экспозиционном комплексе «Кабинет фабриканта» – сцена из жизни хозяина фабрики. Театрализованными представлениями могут быть: Свадебный обряд. В историко-краеведческих музеях такое занятие можно проводить в форме исполнения каких-либо ритуалов или обычаев, или в форме мини-спектакля для посетителей, или даже в такой форме, когда сами посетители играют различные роли участников свадьбы. Отдельные элементы свадьбы (сватовство, выкуп невесты, встреча жениха и т.д.) могут представлять собой отдельные экскурсии. Примером свадебных экскурсий может служить опыт Музея городского быта в Угличе. Сельская ярмарка. Экскурсовод, рассказывая о мастерах или изделиях декоративно-прикладного искусства, может включить в своё повествование элементы ярмарочных представлений. В конце экскурсии посетители могут приобрести у «продавцов-зазывал» какие-либо сувениры. Большего эффекта можно добиться при реконструкции местной ярмарки с распродажей сувениров и местной продукции в сопровождении традиционных форм народных гуляний. Например, при проведении театрализованного представления Каргопольский музей не только организовал выступления народных фольклорных коллективов и распродажу изделий местных мастеров, но и заказал специально для продажи бочки, которые сразу были все закуплены населением. Ретроспектакль. Это представление, в котором стародавние события рассматриваются сквозь призму современности. Посетители включаются в сюжеты различных эпох. Например, интересно показать, как танцевали люди в различные времена, как развивался народный или бальный танец, какие песни пели в разные времена вплоть до современности, какие книги читали, как развивалась фотография, как выпекался хлеб и т.д. Интересный сценарий на эту тему разработал Каргопольский музей, он интерпретируется как вечер ретротанца в Музейном дворике. Можно запроектировать различные формы научно-просветительной работы.
Музейный урок В соответствии со школьной программой можно проводить уроки в музее по истории, литературе, искусству, географии, биологии, физики, химии и даже математики, если будут проводиться какие- либо хронологические или иные вычисления.
Устный журнал С помощью музейных предметов и аудиовизуальных средств посетителям рассказывается о событиях и явлениях. Для этого нужно отдельное помещение, экран, компьютерная техника. Можно приспособить и отдельный экспозиционный зал.
Музыкальная гостиная На такую экскурсию мы приглашаем музыкантов-исполнителей. Но при этом мы рассказываем о самих музыкальных инструментах (и демонстрируем их), об авторах, исполнителях. Сама экскурсия может раскрывать историю музыки, биографию композиторов, музыкальную культуру. Здесь может звучать как живая музыка, так и записи – по примеру Музея П. И. Чайковского в Клину или Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве.
Творческая мастерская В залах музея могут быть представлены экспозиционные комплексы творческих мастерских. Здесь посетители могут не только посмотреть и послушать рассказ экскурсовода, но и своими руками попытаться что-либо изготовить.
Игротека Для детей младшего возраста экскурсия проводится не только в форме какой-либо игры. Для них можно оборудовать специальную игротеку, где они смогли бы с помощью музейных предметов-новоделов строить дворец, купеческий особняк или сельский дом. В современных условиях можно в различных местах экспозиции устанавливать игровые автоматы на музейную тематику.
Встреча со сказочными героями Это могут быть театрализованные представления как для детей, так и для взрослых. Темы могут быть разнообразными. Например, «Быт крестьянской семьи». Дети якобы приходят в сказку к сестрице Алёнушке. Она им предлагает одеть лапти, достать ухватом чугун из печи, покрутить веретено и т.д. Сюжетом может быть любая сказка. Но в сказочном сюжете мы раскрываем образ и значение музейного предмета.
«Путешествие по…» Экскурсия, или вечер-путешествие, может начинаться словами: «Представим, что мы отправляемся в путешествие по пути Афанасия Никитина». А далее – что мы встречаем, что видим, что из этого представлено на экспозиции. Это может быть путешествие по местам боёв, в мастерскую архитектора, в мир электроники и т.д. Большое значение при этом имеет использование кино- и видеофильмов.
Вечера воспоминаний Такого рода вечера проводятся либо для пожилых людей, пенсионеров, либо участников событий. После знакомства с отдельными экспозиционными комплексами посетители могут собраться в зале и поделиться друг с другом своими воспоминаниями по предложенной в экскурсии теме. Это будет ещё и хорошим способом накопления информации в портфель экскурсовода.
Семейный вечер Семейные вечера становятся всё более популярными в музейной практике. В Музее тверского быта, например, семья встречается за столом в выставочном зале самоваров. В Усть-Каменогорском музее такие встречи называются «Самоварными». Семейные вечера устраивают Саратовский художественный музей, Коптеловский (на Урале) музей земледелия и крестьянского быта. В музее может встречаться одна семья по случаю их какого-либо юбилея или именин. Можно организовывать встречу нескольких семей – и одним из вариантов в этом случае может стать вечер воспоминаний.
Викторина Чтобы привлечь внимание посетителей, экскурсовод объявляет, что по результатам экскурсии будет проведена викторина с вручением призов победителям. Стоимость призов можно закладывать в стоимость такой экскурсии.
Конкурсы Можно запроектировать творческие конкурсы, в том числе по изготовлению предметов народного декоративно-прикладного искусства. Это могут быть конкурсы исполнителей, мастеров, краеведческих очерков и т.д. Конкурсы возможно проводить во время экскурсии. Экскурсовод объявляет о конкурсе на лучшее усвоение материала экспозиции, а подведение итогов проводится в отдельном зале, где посетители делятся своими знаниями, причём как в устной форме – рассказ, так и письменной или даже художественной форме (рисование музейных предметов). Выполнять такую работу можно как в музее по окончании экскурсии, так и вне стен музея – как домашнее задание.
Интерактивные занятия «Познай сам». Как правило, экскурсовод или научный сотрудник берёт на себя обязанность раскрыть то или иное событие. При этом экскурсовод предлагает направить экскурсию по такому сценарию, когда посетитель сам определяет название предмета, его предназначение, среду бытования и т.д. «Познай себя». В отличие от познавательной экскурсии, занятие «Познай себя» предполагает проявление в ходе экскурсии творческих способностей посетителя. Может ли он правильно определить предмет, может ли достаточно интересно рассказать об увиденном, может ли воспроизвести предмет в рисунках, поделках; может ли достаточно убедительно представить себя в роли героя раскрываемого события. «Поле чудес». Иногда в сфере культуры появляются интересные формы досуга, которые с некоторой интерпретацией можно использовать в музее. «Поле чудес» в музейном пространстве – это экспозиция. Многочисленные и разнообразные вопросы заключены в самих экспозиционных комплексах. Посетителям после проведённой экскурсии или на основании ряда тематических экскурсий можно предложить игру, во время которой они в музейном поле найдут «чудеса» как в прямом, так и в переносном смысле. «Посиделки». Для историко-краеведческих музеев одной из интересных форм экскурсии могут быть «посиделки». Это – реконструкция посиделок-вечеринок из прошлого крестьянского быта. Могут быть и современные посиделки, когда в простой, непринуждённой обстановке посетители общаются друг с другом. Но при этом, развлекаясь, они выполняют какую-либо полезную работу. Девушки могут заниматься вышивкой, кружевоплетением. А парни их развлекают. Такие «посиделки» лучше всего проводить в специальных экспозиционных комплексах с набором этнографических предметов или в специально оборудованном помещении. «Ателье мастера». Интересный опыт в проведении такого рода экскурсии имеет Музей Александровской слободы во Владимирской области (его опыт раскрыт выше). Может быть ателье столяра-краснодеревщика, кружевницы, вышивальщицы и т.д. «Урок в средневековой школе». Сценарий такого урока в своё время был разработан в московском Политехническом музее. Посетители знакомятся с букварём, письменными принадлежностями и приёмами обучения. Им зачитывают тексты из учебников или книг. Решаются различного рода задачи. «В крестьянском доме». Это инсценированное занятие, в ходе которого раскрывается обстановка и быт в крестьянском доме. Сюжетом может служить пребывание в крестьянском доме известных людей, изготовление крестьянских орудий труда, домашняя выпечка, беседа за самоваром и т.д. «В городской квартире». Городская квартира в своём облике более мобильна, чем крестьянская. Обстановка в ней меняется быстро в связи с развитием социально-политических условий. Поэтому интерес может представлять «экскурсия» в городскую квартиру совсем недавнего прошлого. В городской квартире не только можно «побывать», но и послушать песни того времени, посмотреть фотоальбом, включить старенький телевизор и т.д. «Живые картины». «Живыми картинами» можно придать встречам на экспозиции или в специальном помещении более эмоциональный характер. В зале крестьянского быта может появиться бабушка с веретеном или прялкой. В зале миниатюры – гренадеры или гусары. «Я и другие». Особенностью такой экскурсии является её характер. Экскурсовод не просто рассказывает, показывает, ведёт беседу, а предлагает посетителю поставить себя рядом с изображаемым событием. Как бы ты поступил в этом событии? Как бы использовал в этой ситуации рассматриваемый предмет? Что бы посоветовал действующим лицам, которые представлены в экспозиционном комплексе и т.д. «Мастер-класс». Это относительно новая форма сотрудничества с посетителями. Заключается она в том, что после экскурсии (или по её ходу) посетители встречаются со специалистом-мастером и сами с его помощью выполняют какие-либо творческие работы: лепят игрушку, вышивают, рисуют, составляют мозаику или аппликации, конструируют и т.д. Условные реконструкции В условных реконструкциях можно проводить занятия, имитирующие крестьянский быт. Такими реконструкциями могут быть: Бабий кут, с демонстрацией кухонных принадлежностей, приготовлением пищи в горшке и т.д. Красный угол, с рассказом о правильном расположении членов семьи за столом и семейных традициях. Мужской коник, где посетители могут брать в руки инструменты мастера или выполнить какую-либо работу (починить башмак, вытащить клещами гвоздь и распрямить его и пр.). Горница, чистая комната, где наряжается девица в ожидании жениха. Сени, с театрализованным исполнением песни «Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои…». Двор, где можно походить на ходулях, «проехать» на телеге, «запрячь» лошадь, «наколоть» дрова. Крыльцо, где можно воспроизвести игру со считалкой «На крыльце сидели гости…». Землянка военных лет, где около фронтовой буржуйки исполняется песня «Вьётся в тесной печурке огонь…». Купеческая лавка, в которой можно взвесить товар на весах или безмене и не только осмотреть выставленные товары, но и купить понравившуюся вещь. Гостиная дамы, в гости к которой приходят кавалеры, исполняют песни под гитару, пьют чай или танцуют под граммофон. Литературный салон, обстановка которого может имитировать, например, интерьер пушкинской поры и где встречаются любители поэзии, проводятся литературные вечера.
В музеях внедряются самые разнообразные формы научно-просветительной работы. К перечисленным выше можно добавить: литературные встречи, поэтические вечера, лабораторные занятия, олимпиады, конференция, научные чтения, занятия в кружках и студиях, заседания клубов по интересам, консультации групповые и индивидуальные, путешествия по залам музея «Лабиринт», презентации музейных поступлений, демонстрации проектов музейного актива, Дни открытых дверей, Дни города, Дни народных праздников (Масленица, Святки, Троица, Иван Купала…), Дни дарителя, Дни памяти, Дни передовиков труда, Дни сельского жителя, Дни горожанина, новогодние ёлки, циклы мероприятий, ролевые игры и другие, в том числе проект «Музей во дворе» и т.д. Многообразие форм работы не означает, что необходимо применять все эти формы. Экскурсовод или музейный педагог избирает для себя одну или несколько форм, наиболее интересные для него самого, выбирает по душе и по уровню своих знаний. В процессе работы эти формы совершенствуются и вырабатываются новые. Вместе с тем, в любом случае при проведении музейных мероприятий можно применять и другие формы, включая их элементы. При рассказе, например, используются такие формы, как показ, видеозапись, встреча на экспозиции, беседа, творческое задание, погружение во времени и т.д.
Формы научной деятельностиНаучная конференция. Проводится по профильной тематике музея, результатам научных исследований, научных экспедиций или по организации форм музейной деятельности. Принимается решение по рекомендации положений, выработанных на конференции. Музейный форум. Раскрываются итоги музейной деятельности за определённый период, в связи с юбилейными датами или профессиональной деятельностью. Сопровождается выставками, выступлениями участников, концертными программами. Научные чтения. Разновидность научной конференции. Могут быть эпизодическими или регулярными. В некоторых музеях чтения связаны с именем выдающегося учёного или музейного деятеля. Например, Забелинские чтения в Государственном историческом музее, Снитковские чтения в Государственном художественном музее Алтайского края, Романовские чтения в Устьянском музее Архангельской области, Шатиловские чтения в Томском краеведческом музее и др. Олимпиада. Как правило, это олимпиады с участием школьников или студентов. Они выявляют степень общеобразовательной и научной подготовки участников. Достаточно распространёнными стали краеведческие олимпиады школьников. Музейная лекция. Лекции в музее могут быть различными как по форме, так и по содержанию. Они могут проводиться в актовом, киноконцертном или в экспозиционных залах, а также в помещении научной библиотеки музея или методического отдела. Тематика лекций может быть самой разнообразной, но она непременно должна быть связана с музейными коллекциями, которые могут носить эпизодический характер или проводиться регулярно в форме лектория. Тексты лекций разрабатываются с учётом конкретной аудитории и степени её подготовленности к восприятию темы. Возможно проведение внемузейных лекций с выездом в другие учреждения культуры, на предприятия или учебные заведения. С лекциями научные сотрудники музея могут выступать по местному радио или на телевидении. Семинар. Семинары могут быть научными, методическими или по повышению квалификации в различных областях знания, но по профилю музея. Они организуются как для сотрудников музея, так и для музейной аудитории. Традиционно проводят семинары Государственный исторический и другие музеи. На региональном уровне семинары государственных и муниципальных музеев осуществляются для руководителей и актива школьных и ведомственных музеев. Тематические семинары практикуются в технических, естественнонаучных, музыкальных, художественных музеях. Историко-краеведческие музеи организуют семинары для краеведов и краеведческих организаций. Основная цель семинаров заключается в доведении до слушателей новой информации в той или иной области знаний, обучение практическим навыкам в её усвоении и умении использовать в своей жизни.
Экскурсионная деятельностьЕсли музей в целом – это айсберг, то вершину айсберга представляет его экспозиция. И как эта вершина айсберга воспринимается посетителями, какое впечатление создаёт экспозиция музея у аудитории, во многом зависит от экскурсовода или музейного педагога. Поэтому экскурсионная деятельность при разработке концепции научно-просветительной работы рассматривается подробно и с разных позиций. Формы проведения экскурсииЭкскурсия-рассказ. Повествование в свободной форме о музейном предмете, среде его бытования и событиях, с ним связанных. Экскурсия-беседа. Собеседование с посетителями, основанное на вопросах, вызывающих живой интерес к предмету и способствующих размышлению. Вопросы могут быть не только типа: «Знаете ли Вы?», но и «Как Вы думаете?». Экскурсия-встреча. В ходе экскурсии организуются встречи с героями событий, их свидетелями, очевидцами. Рассказывая об археологических находках, можно пригласить участника. В экскурсии в зале современной истории в беседе может принять участие учёный или инженер в области микроэлектроники. Экскурсия-показ. Поочерёдно показываются предметы и их предназначение. Желательно, чтобы предметы раскрывались в действии. Используются муляжи, дубликаты, макеты, модели. Для лучшего усвоения и запоминания можно давать задания на воспроизведение предметов в рисунках или поделках. Экскурсия-игра. В любой аудитории, особенно в детской, применяются игровые элементы. Игры могут быть самыми разнообразными. Ролевая игра предполагает, что участник игры представляет себя в какой-либо исторической роли. В игровой форме можно воспроизвести какое-либо событие, обычай, традицию. Экскурсия дидактическая. Она заключается в том, чтобы посетители после объяснения смогли правильно назвать предмет, рассказать о нём, правильно расположить в группе предметов и т.д. Например, в экспозиции заведомо неправильно расположены предметы столового набора. Задача – расположить их правильно. Неправильно подобраны цвета в костюме, неверно соединены приборы ‑ найти правильный ответ. Виртуальная экскурсия. Путешествие в мир прошлого или в мир искусства с помощью видеотехники. Это может быть коллективное путешествие в отдельном зале. Могут быть установлены и специальные мониторы в отдельных экспозиционных комплексах. Может организовано Инернет-кафе. Экскурсия эвристическая. Посетитель во время экскурсии открывает для себя что-то неожиданное. При этом экскурсовод способствует тому, чтобы посетитель сам сделал своё открытие и воскликнул: «Эврика – нашёл!». Экскурсия тематическая. Тематика экскурсии определяется исходя из экспозиции. Однако сама по себе экспозиция может дать основание для раскрытия какой-либо темы, выходящей за рамки экспозиции. Например, мы рассказываем о человеке, который, помимо своей профессиональной деятельности, активно занимался ещё и благотворительностью. И тогда тема благотворительности может стать самостоятельной и основываться на примерах внемузейной информации. Тематическая экскурсия предпочтительна перед другими. Экскурсия обзорная. Обзорная экскурсия может применяться только в очень редких случаях. Сама по себе она не эффективна, особенно применительно к местному населению. Человек воспринимает музей и его экспозицию первоначально чисто психологически. Побывав один раз на обзорной экскурсии, у него может и не возникнуть желания посетить музей ещё раз. Он рассуждает просто: «Я в этом музее уже был, а потому больше там делать нечего». Таким образом, после проведения обзорной экскурсии музей теряет свою аудиторию. Другое дело – иностранные туристы или иногородние, которые заведомо музей больше не посетят. Для них – обзорная экскурсия. Но при этом совсем не обязательно излагать весь материал, знакомить со всей экспозицией. Надо всё-таки заронить желание посетить музей ещё раз и увидеть то, что не удалось посмотреть в первый раз. Для местных жителей, составляющих основу посетителей, обзорная экскурсия допускается лишь в том случае, когда она предваряет или заключает цикл последующих тематических экскурсий. Экскурсия проблемная. Музей призван не только давать информацию, но и обсуждать какие-либо проблемы: экологические, социальные, образовательные и т.д. При этом экскурсовод показывает, как обсуждаемая сегодня проблема решалась предшествующими поколениями. Экскурсия учебная. Учебная экскурсия предполагает изучение какого-либо предмета в продолжение учебного процесса в школе. Такие уроки могут быть нацелены не только на углубление знаний, но на подготовку к экзаменам. Экскурсия научная. Посетитель может приходить в музей с научной целью, что было в порядке вещей в дореволюционных музеях. Студенты, аспиранты, учёные могут изучать отдельные предметы или коллекции с разных позиций. Для одних важен вопрос происхождения, для других – материал и способ изготовления, для третьих – место предмета в системе производительных сил и т.д. Для музейных работников интересными могут оказаться система режимов хранения, проблема решения освещённости экспонатов. Для социологических работников и психологов может представлять интерес проблема восприятия музейного предмета. Экскурсия научно-практическая. В научно-практической экскурсии посетитель не только познаёт теорию, но и знакомится с практическим воплощением той или иной идеи. Так, раскрывая процесс выращивания льна и изготовления из него продукции, экскурсовод предлагает посмотреть, как действует ткацкий стан, как раскраивается ткань для пошива рубашки. Практическую работу может выполнять приглашённый специалист, например химик, приготавливающий состав для красителей ткани. В практической деятельности могут принимать участие и сами посетители. Так, при изучении способов приготовления муки из зерна в прошлое время использовались ручные жернова. Посетитель может самостоятельно смолоть на них горсть муки. Только тогда он действительно познает, что такое жернова и как приготавливалась мука в прошлые времена. Экскурсия по экологической тропе. Экологическая тропа, как правило, существует в музеях-заповедниках. Посетители, проходя по такой тропе, наблюдают за первозданной природой, не подверженной влиянию человека. Но экологическая тропа может быть и в городских условиях, когда посетители, проходя с экскурсоводом по городским улицам и площадям, наблюдают процесс урбанизации, изучают степень техногенного воздействия на человека. Экскурсия-дискуссия. Экскурсоводу совсем не обязательно подробно раскрывать материал экспозиции. Можно поставить какие-либо дискуссионные вопросы, показать, как они решаются различными сторонами (учёными, производственниками, администрацией), а затем вызвать посетителей на дискуссию, с тем чтобы они высказали своё мнение. Экскурсия выездная. Выездная экскурсия может быть различной. Можно выезжать (выходить) на объекты (в школу, библиотеку, клуб, на завод) со своими коллекциями и рассказывать о них на местах. Можно оборудовать специальный автобус с экспозиционно-выставочным материалом. Можно оформить на каком-либо предприятии помещение со сменными тематическими выставками и периодически проводить там экскурсии. Но можно организовывать и выездные экскурсии для ознакомления с памятниками истории и природы своего города, близлежащих окрестностей. Можно проводить и дальние экскурсионные поездки. Важное значение здесь имеют партнёрские отношения с экскурсионными бюро и турфирмами. В Московской области существует экскурсионный маршрут по «Золотому кольцу», в Краснодарском крае – «По голубому кольцу», в целом по России – «Святая Русь» и др. Экскурсия производственная. Процесс производства, условия труда, техническую оснащённость и технологический процесс нельзя усвоить на экскурсии в музее. Поэтому проводится экскурсия непосредственно на производство – в заводские цеха, научную лабораторию, фермерское хозяйство и т.д. Экскурсия пешеходная. Всё, что нельзя увидеть и познать на экскурсии в музее, познаётся в пешеходной экскурсии по городским или сельским объектам. Она может быть различной тематики и по различным местам, в том числе природным. Во время пешеходной экскурсии экскурсанты по-новому открывают для себя окружающий мир. Экскурсия автобусная. На автобусе осуществляются дальние экскурсии, за пределы города или даже за пределы региона. Например, можно провести цикл автобусных экскурсий по городам, в которых работают предприятия микроэлектроники. Могут быть экскурсии «Исторические города», «По местам боевой славы», «Литературным места», «Дворянские гнёзда», «По заповедным местам» и т.д. Экскурсия школьная. Самая массовая аудитория в музее – школьники. Для них музей – вторая школа, помогающая им в изучении учебных дисциплин. Однако школьная экскурсия не может быть одинаковой для всех школьников. Для каждого класса определяются отдельные темы, вырабатываются приёмы и методики, возможные для конкретной возрастной группы. Немаловажным обстоятельством является взаимосвязь экскурсионных программ в музее с учебными программами в школе. Экскурсия для студентов. Студентам необходим уже более высокий уровень информации, чем школьникам. Если для школьников музей – своеобразная школа, то для студентов музей – высшее учебное заведение, в котором они более глубоко изучают историко-культурные процессы в обществе. Важно учитывать при этом, какая научная дисциплина интересует ту или иную студенческую группу. Для студентов гуманитарных вузов даётся одна информация, для студентов технических вузов – другая. Экскурсия для производственников. Как правило, рабочие и инженерно-технические работники музей посещают редко. Но это значительный слой населения, и его надо привлекать в музей соответствующей тематикой и проблемными вопросами, которые могут обсуждаться на профессиональном уровне или на основании житейского опыта. Экскурсия для преподавателей. Преподаватели учебных заведений стремятся получить информацию, которая смогла бы способствовать повышению качества учебно-воспитательного процесса. Каждый преподаватель должен понять также, с каким настроем и с какой предварительной информацией следует приходить в музей на экскурсию со своими учениками или студентами. Кроме того, на примере деятельности экскурсовода преподаватель определяет для себя возможные методы подачи информации, приёмы изучения событий и явлений на основе музейных коллекций. Экскурсия для работников культуры. Работники культуры – одна из самых подготовленных категорий среди посетителей музея. Поэтому для них экскурсия проводится не по формуле: «Что, где, когда?», а по формуле: «Как и почему?». Экскурсия для пенсионеров. Умудрённые опытом пенсионеры часто приходят в музей с ностальгическими воспоминаниями о прошлом. У них сложилось своё собственное суждение о происходящих событиях. Поэтому экскурсия для них – это скорее воспоминания о былом. И не надо пенсионерам выдавать максимум информации. Наоборот, информация должна исходить от них. В этом возрасте люди преимущественно не слушают (они уже всего наслушались), а говорят, рассуждают. Вызвать их на откровенный разговор – задача не простая, но очень важная. Если пенсионер почувствует внимание к своей личности, он станет постоянным посетителем музея, да ещё и хорошим пропагандистом музейных мероприятий. Экскурсия познавательная. На познавательной экскурсии даётся определённый уровень информации. Посетители музея предварительно должны знать, какой уровень информации они получат в музее. Экскурсовод же, в свою очередь, должен представлять характер запросов посетителей и объём сведений, которые хочет получить посетитель музея. Экскурсия по родному краю. Это своеобразное путешествие, краеведческий поход, в ходе которого познаётся неведомое или открывается что-либо новое в окружающем мире. Задача – научить видеть то, что в обыденной жизни не замечается. Привычный предмет может и не вызывать интереса, потому что он привычный. В экскурсии по родному краю мы открываем необычное в привычном или узнаём, что у соседей нет того, что есть у нас, и, наоборот, выясняем то, что есть у нас, но соседи об этом и не подозревают. Экскурсия исследовательская. Исследовательская экскурсия проводится для старшеклассников, студентов и специалистов в области конкретных научных знаний. На такой экскурсии посетитель познаёт процесс – технологический, исторический, природный; уясняет закономерности эволюционного развития и причинно-следственные связи. Экскурсия социально-педагогическая. Редкий вид экскурсии, когда специалисты (психологи, педагоги, социальные работники) наблюдают за ходом экскурсии и выявляют степень восприятия информации. Это с одной стороны. С другой – экскурсия для специалистов, для которых раскрываются приёмы и методы работы с аудиторией. Экскурсия для инвалидов. При подготовке к экскурсии для инвалидов необходимо выяснить, с какой группой инвалидов предстоит встреча и каков их уровень знаний. Одно дело, когда музей захотят посетить «колясочники», другое дело – «сердечники», третье – со слабым зрением или слухом. Для каждой группы свой подход и свой подбор экспонатов. Одно из основных требований – доступность. Акцентировать внимание следует на тех предметах, которые хорошо можно рассмотреть[5]. Экскурсия для иностранных туристов. На первый взгляд, экскурсия для иностранных туристов проста. Достаточно обзорного повествования. Однако дело в том, что у иностранцев совершенно иное представление и о самой истории другой страны, и об образе жизни. Поэтому многие вещи, которые нам кажутся само собой разумеющимися, им могут быть непонятными. Здесь многое зависит не только от качества перевода, но и от того, какую информацию мы выдаём во время экскурсии. Информация эта требует тщательного отбора, как и сам способ её подачи. Не случайно экскурсия для иностранцев, да ещё и со знанием языка, оплачивается дороже, чем для наших соотечественников. Экскурсия для иногородних посетителей. С посетителями из других городов России работать легче, чем с иностранцами. Для них тоже достаточно обзорной экскурсии. Но предварительно надо знать, из какой местности прибыла группа и какова она по составу. Самому же экскурсоводу при этом следует предварительно ознакомиться с историей и культурой города, местности (откуда прибыла группа) для того, чтобы во время экскурсии проводить какие-либо аналогии, сопоставления, вызывать посетителей на беседу. Если посетители почувствуют, что экскурсовод в достаточной степени знаком с историей их местности, это вызовет у них симпатию и повысит внимание. А сама экскурсия будет более эффективной. Экскурсия-детектив. По ходу экскурсии посетителям даются задания по розыску в экспозиции экспонатов по определённым признакам с последующим составлением краткого рассказа о найденном предмете. Может быть и сложное задание: через поиск отдельных предметов найти главный, являющийся целью изучения. Экскурсия учебно-методическая. Учебно-методические экскурсии проводятся для студентов музееведческих кафедр высших учебных заведений и научных сотрудников музеев. В такой экскурсии излагается не столько содержание, сколько методика подачи материала, приёмы и методы работы с посетителями. Может быть определена дискуссионная тематика. Например: «Современна ли история в Музее современной истории?», «Является ли музейной выставка в Манеже «Рюриковичи», «Анализ экспозиций Московского музея-заповедника «Коломенское» с царской резиденцией и Культурно-развлекательного цента «Кремль в Измайлове». Экскурсия групповая. Общепринято, что в группе экскурсантов должно быть от 10 до 15 человек. Может быть и меньше. Если больше, то уже следует делить на две группы. Если на экскурсию приходит класс школьников (подчас до 30 человек, а то и более), то с такой группой очень тяжело работать, с одной стороны, а с другой – экскурсия становится просто не эффективной. Впустую тратим время. Результат такой экскурсии может быть и отрицательным. Поэтому школьный класс необходимо разделять на две группы. В этом случае можно выделять два экскурсовода. Можно с первой группой проводить экскурсию, второй – дать задание для самостоятельного осмотра в другом зале. Потом – экскурсия для второй группы, а первая – самостоятельно осматривает экспозицию. Вместо самостоятельного осмотра экспозиции можно показать видеофильм или занять каким-либо другим полезным делом. В любом случае, если в музей прибыл один класс школьников – для экскурсовода это две самостоятельные экскурсии и два отдельных занятия. Экскурсия семейная. Когда в музей приходит семья, экскурсовод оказывает ей непосредственную помощь в выборе тех экспозиционных комплексов, которые могут одинаково интересны и детям, и родителям. Здесь важно, чтобы родители в отдельных случаях могли сами давать объяснения детям, ссылаясь на свой опыт. Экскурсия для одиночного посетителя. С одиночным посетителем предпочтительно вести непринуждённый разговор, вызывая его на дискуссию, стремясь выявить его мнение. Работа с одиночным посетителем может сочетаться с интервьюированием, когда мы проводим социологическое исследование. Экскурсия с автогидом. Никакая автоматическая система подачи информации, конечно, не сравнится с живым общением. Но использовать её нужно. Могут быть различные варианты этой системы. Мы записываем информацию на диктофон, с указанием маршрута и выдаём аппарат с наушниками посетителю. Он самостоятельно знакомится с экспозицией. Можно в отдельных залах или в отдельных экспозиционных комплексах включать динамик, и посетители, слушая текст, свободно ориентируются в зале, самостоятельно выбирая экспонаты для осмотра. В отдельных экспозиционных комплексах могут быть установлены мониторы, и посетитель, нажимая различные кнопки, может получить интересующую его информацию. Экскурсия «Герои рядом». Рассказывая об экспонатах музея, мы называем имена тех людей, судьба которых каким-либо образом связана с этими музейными предметами и указываем, что они живут рядом. О них пишут в газетах. Они приходят на встречи. С ними можно познакомиться. Экскурсия «Моя семья в истории страны». Такая экскурсия готовится заранее. Например, школьникам даётся задание рассказать о своей семье после посещения экскурсии, в которой раскрывается история строительства города. После завершения экскурсии (или по её ходу) посетители делятся своими знаниями. Например, экскурсовод рассказывает о возведении какого-либо здания или квартала. Кто-то из посетителей может дополнить, что и его родители (родственники) принимали в этом участие. В конце экскурсии выступят те, чьи родители воздвигали другие объекты. Экскурсия «История одной картины» (одного музейного предмета). Экскурсию можно посвятить одному музейному предмету. Это может быть произведение живописи или материальный памятник. В такой экскурсии подробно раскрывается история предмета, его легенда, авторство, среда бытования, окружение этого предмета или его «конвой», исторические события, связанные с ним. Такую экскурсию можно насыщать дополнительными видеоматериалами или сопровождать театрализованными сценами. В этом плане интересен опыт Музея одной картины в Пензе. Экскурсия «В мире прекрасного». Это может быть экскурсия по картинной галерее или по тематической выставке – художественной или декоративно-прикладного искусства. Экскурсия «В мир чудес». Для такой экскурсии целесообразно открыть зал-кунсткамеру, в которой собраны необычные вещи, высокохудожественные произведения либо раритеты. Экскурсия «В мире науки и техники». Такая экскурсия становится эффективной, если она сопровождается демонстрацией действующих моделей, воспроизведением технологических процессов на стенде. Посетителям предлагается самим рассмотреть микрочастицы в микроскопе, нажать на кнопки пульта управления и т.д. Экскурсия «Погружение во времени». На основании одной коллекции (археологии или бытовой) можно предложить посетителям погрузиться в отдалённые времена с помощью воображения и при «поддержке» музейных предметов, которые соответствуют той или иной эпохе. Можно предложить условный «колодец времени» (опыт Е. Г. Вансловой), с разных глубин (эпох) которого мы поднимаем предметы. Можно предложить «шкалу времени» (опыт Музея человека в Париже), на которой каждой эпохе соответствуют предметы, и нужно определить, какому времени принадлежат находящиеся в экспозиции экспонаты. Экскурсия игровая. Интерактивная экскурсия предполагает активное участие в ней посетителей. Например, в Музее Дом сказки «Жили-были» вслед за сестрицей Алёнушкой в русскую печь следуют все посетители, а затем располагаются на полатях. После завершения какого-либо сюжета можно устроить для посетителей праздничный бал. В литературном музее г. Пензы интерактивная экскурсия представлена в виде поисков золотых монет (музейных предметов), в котором участвует, с одной стороны, Буратино с друзьями, с другой – лиса Алиса и кот Базилио. В ходе экскурсии лиса и кот перевоспитываются, понимая значение музейных предметов, а завершается экскурсия праздничным балом, в котором участвуют все посетители, исполняя при этом какую-либо роль сказочного персонажа. Интерактивная экскурсия предполагает также использование различного рода вспомогательного иллюстративного материалы, в том числе таблиц, графиков, ребусов, кроссвордов, ответы на которые посетители находят в ходе экскурсии. Интересен в этом отношении опыт Музея мореходов в городе Тотьме Вологодской области. После ознакомительной экскурсии здесь проводится конкурс на лучшее знание морской терминологии, умение скопировать на бумаге музейный предмет, определение типа корабля, исполнение песни на морскую тематику и т.д. Завершается конкурс вручением призов с морской символикой. Экскурсия комплексная. Естественно, что если экскурсия проводится только в одной форме, она малоэффективна. Поэтому в любой экскурсии следует использовать различные её формы в комплексе, сочетая рассказ, показ, беседу, игру, театрализованное представление, погружение во времени, конкурсы, викторины и т.д. Чем больше используется в одной экскурсии элементов различных её форм, тем она становится более интересной, привлекательной и познавательной.
Организация деятельности экскурсоводаПри проектировании экскурсионной деятельности следует разработать внутримузейные основные положения по организации и проведению музейных экскурсий. Руководствоваться можно нижеследующими основными положениями:
За сверхплановый объём работы при её качественном выполнении экскурсовод получает премиальные надбавки к установленной зарплате.
Тексты экскурсий разрабатываются на каждую экскурсионную тему последовательно по каждому экспозиционному комплексу. В содержании раскрывается, с одной стороны, общая информация, с другой – конкретная, если она отсутствует в самом экспозиционном комплексе. Повторять то, что отражается в поясняющих текстах, не следует. В экскурсии раскрывается то, что находится вне рамок экспонируемых предметов. Это события или явления по раскрываемой теме, легенда предмета, среда его бытования, способ изготовления, назначение и т.д. Готовится общий полный текст экскурсии и его варианты, используемые при работе с различными категориями посетителей соответственно для каждой возрастной или профессиональной группы. Из общего текста, набранного на компьютере, легко скопировать необходимую информацию для каждой группы. Тексты могут быть распечатаны на карточках, которыми пользуется экскурсовод во время экскурсии. На карточках может быть зафиксирована дополнительная информация к основному тексту. Это позволит отвечать на возможные вопросы экскурсантов. Такой дополнительной информацией могут быть даты, фамилии, источники, литература и т.д. или альтернативная информация, которую следует излагать при обязательном условии ссылки на источник. Вариантом подготовки текста экскурсий может быть формирование базы данных по каждой теме. Она постоянно дополняется по мере изучения источников и литературы. Но при проведении экскурсии нельзя использовать весь подготовленный текст. Посетителям выдаётся информация в соответствии с их возрастными особенностями и профессиональной подготовкой, а также в связи с целью посещения музея. Например, по теме «Великая Отечественная война» группу интересует только действия партизан в определённом месте. Для неё и готовится соответствующая информация, подбираются необходимые экспонаты или экспозиционные комплексы. Но одно дело – рассказать о партизанах взрослым людям, другое – школьникам. Для разных групп определяется и необходимый текст. При подготовке текстов методика их применения не указывается. Здесь важно определить – что говорить экскурсантам, то есть раскрывается лишь содержание. При дальнейшей разработке методики проведения экскурсии эти тексты не пишутся. Указывается лишь часть текста, применяемого в каждом конкретном случае. Когда разработаны тексты, наработан опыт проведения экскурсий, выявлены наиболее интересные формы работы с различными категориями посетителей, можно приступать к разработке методики их проведения. Форма изложения текста может быть самой разнообразной. Каждый экскурсовод разрабатывает её так, как ему удобно. Тем не менее, есть общие правила. Среди них следующие:
Методика проведения экскурсииЕсли в текстах раскрывается содержание экскурсии, то есть – что рассказывать, то в методике следует раскрыть – как рассказывать, какими приёмами пользоваться для более эффективного раскрытия содержания. Прежде всего, указывается маршрут следования и последовательность экспозиционных комплексов. Определяется, в каких случаях следует рассказ, беседа, интерактивная игра, театрализованное представление и т.д. Указывается расположение группы у различных экспозиционных комплексов. Отмечается, в каких случаях экскурсанты могут рассмотреть экспонат или зал в целом самостоятельно. Раскрывая методику работы у каждого экспозиционного комплекса, текст экскурсии не пишется, указывается лишь текст или номер карточки с текстом. При этом определяется, когда, какие и для кого используются технические средства, дисплеи, механизмы, лазерные устройства и т.д. Акцентируется, на какие предметы, изображения или тексты в документах следует обратить внимание. Экскурсия – это не сухой рассказ о событиях, а интересное и эмоциональное повествование. Поэтому у посетителей должен возникнуть интерес и увлечённость темой, а также желание посещать музей, чтобы получать новые знания и с интересом познакомиться с новым и необычным, чего в обыденной жизни нельзя встретить. При разработке методики проведения экскурсии следует исходить из принципов музейной педагогики. Они определяются следующим образом. Принцип достоверности. Экспозиция в музее не сказка, не фантазия, а отражение исторической реальности. В каждом предмете заключена социальная память. Музейный предмет аккумулирует в себе исторические события, культурные и технологические процессы. Только на основе достоверности изложения можно добиться расположения посетителей и выполнить миссию научной популяризации излагаемых событий. Музейный предмет выступает как действующее лицо истории, на основе заложенной в нём информации посетитель погружается в соответствующую эпоху и становится свидетелем происходящих событий. Принцип доступности. У каждой возрастной группы есть свой уровень знаний. С учётом этого уровня следует излагать содержание экскурсии. Необходимо либо опираться на имеющиеся у слушателей знания, либо вначале объяснить существо вопроса, а потом раскрыть и содержание. Посетитель должен понимать, что и о чём ему говорят. При этом для каждой возрастной группы нужно применять доступную (понимаемую) терминологию. Если, например, взрослый человек знает, что такое калибр оружия, то детям надо объяснить значение этого слова, прежде чем его употребить. Принцип психологического восприятия. У каждой возрастной группы свой порог и периодичность восприятия информации. Первые 3-5 минут требуется на вхождение в тему. Затем у заинтересованного посетителя постепенно повышается уровень восприятия, но длится он в течение 10-15 минут, в зависимости от возраста и физиологических особенностей. Потом начинается спад внимания и утрачивается интерес. В этот момент необходима разгрузка информации. Она достигается игровыми приёмами и интерактивными занятиями. Внимание восстанавливается, но продолжается уже менее продолжительное время. Очередной период упадка внимания следует сменить более активными формами общения. Общий период психологического восприятия у детей может быть до 45 минут (как школьный урок), у взрослых до 90 минут. Принцип единства теории и практики. В экскурсии это означает, что знания, полученные в ходе общения с экскурсоводом, следует закрепить практическими навыками. Это интерактивные занятия, самостоятельные, поделки, рисунки, конструкции и т.д. Навыки можно отрабатывать непосредственно в ходе экскурсии или в порядке выполнения домашних заданий. При проведении экскурсии необходимо исходить, прежде всего, из того основополагающего положения, которое определяет, что музей есть хранилище социальной памяти, социальный институт передачи опыта поколений. Поэтому, рассказывая посетителям о музейных предметах, экскурсовод показывает, какая историческая память в них заключена, с какими конкретными событиями они связаны, в какой среде пребывания находились, какой опыт в них заключён, какой поучительный урок мы можем извлечь сегодня. Проект научной концепции новой экспозиции музея предполагает новый подход к экскурсионной деятельности. В экскурсии на современном этапе необходимо отрабатывать приёмы и методы раскрытия процессов, событий и явлений, в которых задействованы музейные предметы. Например. В экспозиции представлен плуг. Мы рассказываем о его предназначении в соответствующую эпоху. Но при этом вызываем у посетителя представление о том, как зарождалось земледелие, какие орудия труда применялись с его развитием. От палки-копалки к деревянной сохе, затем к металлическому наконечнику и, наконец, к плугу. На основе имеющихся знаний или с помощью дополнительного иллюстративного материала из портфеля экскурсовода посетители создают гипотетический образ различных приёмов обработки земли. В то же время в их воображении возникает картина дальнейшего совершенствования плуга, его применения в современных технологиях. Образ пахаря и коня сменяется многоплужным трактором. Крестьянин со своим плугом мог вспахать небольшой участок земли и при этом затрачивал неимоверные физические усилия, а результат был незначительным. Современный «стальной конь» может быстро и качественно обрабатывать большие посевные площади, с которых при значительно меньших физических усилиях получаются более высокие урожаи. Так в цепочке исторического развития мы и рассматриваем музейные предметы. Макет курной избы мы показываем не только для того, чтобы показать быт крестьян прошлого, но и для того, чтобы вызвать представление об эволюции развития человеческого жилья от пещеры до современной квартиры или коттеджа. Тогда курная изба не будет казаться диковиной прошлого. Она в воображении посетителя займёт своё место в едином процессе исторического развития в целом и бытовых условий в частности. Естественно, что при этом нет никакой необходимости подробно раскрывать весь ход истории. Достаточно лишь напомнить, связать события, вызвать воображение на основе уже имеющихся знаний у посетителя. И здесь важно, чтобы собеседование было живым и вызывало интерес к воспроизведению событий, связующим звеном которых является рассматриваемый предмет – памятник эпохи. Экскурсия – есть путешествие в прошлое. Но путешествие это мы совершаем не столько для того, чтобы побывать в каком-либо конкретном историческом времени, представить какое-либо событие, но и для того, чтобы связать звенья исторического развития и тем самым сформировать историческое сознание. Достигать этого можно различными способами. Для этого существует множество форм проведения экскурсии.
Внемузейные формы работыВнемузейные формы работы предполагают, с одной стороны, всякого рода мероприятия вне стен музея, с другой – такие формы работы в музее, которые непосредственно не связаны с использованием музейных коллекций. Вне стен музея проводятся выездные лекции и беседы на предприятиях и в учреждениях; краеведческие походы, слёты и соревнования; участие в городских мероприятиях: праздниках, конкурсах, смотрах, фестивалях, олимпиадах и т.д. В самом музее это могут быть кружки и клубы по интересам, студии и ателье, игровые комнаты и гостиные, лекции и концерты, читательские конференции и олимпиады школьников.
Музей как досуговый центрОдной из форм деятельности музея является организация досуга населения. В последнее время всё больше раздаётся голосов, ратующих за переход всей музейной деятельности на досуговую и оказание услуг населению. Сторонники этой позиции ссылаются на международный опыт. Однако в зарубежных музеях не ставится вопрос о замене профессиональной музейной деятельности на досуговую. Организация досуга, действительно, развивается, но как одна из составляющих частей всей музейной деятельности. Разрабатываемая концепция также предполагает развитие досуговой деятельности, но опять-таки только как составляющей части всей музейной деятельности. Музей остаётся научно-исследовательским и научно-просветительным институтом, в рамках которого осуществляется и досуг населения. Кроме того, под досугом мы понимаем не праздное проведение свободного времени, а связанное с освоением историко-культурного наследия. В этом смысле музей будущего в основе своей призван не услуги оказывать населению, а сотрудничать с посетителем. Музей может оказывать лишь некоторые сопутствующие основной деятельности услуги: туалет, буфет, автостоянка, ремонт машин, чистка обуви, парикмахерская, пошивочная мастерская, гравировка на сувенирах, фотографирование, продажа сувениров и т.п.
Материально-техническая обеспеченностьНаучно-просветительная работа в современных условиях требует значительных материально-технических затрат. Поэтому отдел научно-просветительной работы обеспечивается электронной техникой и современным оборудованием. Необходимы: кабинет заведующего; комната отдыха для экскурсоводов, помещения для проведения тематических занятий; киноконцертный (лекционный) зал.
Штатное расписаниеВ штатном расписании музея предусматривается создание отдела научно-просветительной работы во главе с заведующим. В составе отдела находятся экскурсоводы, научные сотрудники и специалисты в области педагогики, психологии, социологии. В современных условиях настоятельным требованием является включение в состав отдела музейного педагога, профессионально подготовленного и в качестве педагога, и в качестве музееведа. Музейный педагог разрабатывает и внедряет программы сотрудничества с различными категориями посетителей. Под его руководством могут быть сценаристы и режиссёры-постановщики.
В о п р о с ы и з а д а н и я
Графическое изображение форм научно-просветительной работы О. В. Труновой
Графическое изображение форм научно-просветительной работы К. А. Логушкиной Формы культурно-образовательной деятельности в музее Графическое изображение форм научно-просветительной работы О. И. Сочилиной
[1] Словарь музейных терминов: сб. науч. трудов. Вып. 31 / ГМСИР. М., 2010. С. 122. [2] О месте музеев в современной России (Из разговора Е. Медведевой с М. Б. Пиотровским) // Музей. 2014. № 12. С. 11. [3] Галкина Т. В. Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях // Вопросы музеологии. 2011. № 2 (4). С. 147. [4] Там же. С. 146. [5] Об этом см.: Музей без барьеров: сб. науч. трудов кафедры музейного дела / Сост. М. В. Короткова. М.: Изд-во ИКАР, 2013.
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Теория и практика музейной деятельности > Решетников Н.И. Музей и проектирование музейной деятельности : учебное пособие. М.: МГУКИ, 2014. > Часть II. 5. Проектирование научно-просветительской работы