Предисловие (5.47 Kb)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Музееведение признано научной дисциплиной. Музеи ведут не только научно-просветительную деятельность и организуют досуг населения, но и проводят научные исследования, поэтому в штат музея входят также научные сотрудники, которые изучают историю и теорию музейного дела, разрабатывают различные методики. Однако и сегодня создаются музеи, формируются их коллекции зачастую эмпирическим путѐм, без опоры на научные разработки. Поэтому так важна разработка научного проектирования музея и его деятельности, о чѐм и пойдѐт речь в настоящем издании.
Учебное пособие подготовлено в ходе работы над курсом «Проектирование музейной деятельности» и является продолжением разработанных автором ранее учебных пособий, программ и курса лекций[1].
Исторически сложилось так, что под проектированием подразумевается создание экспозиции. Но экспозиция – это только видимая часть музея, а невидимой – «подводной» – частью музея являются его фонды (основа музея) и научно-исследовательская работа как результат исследования музейных предметов и среды их бытования в домузейный период.
В настоящем издании рассматривается научное проектирование всех видов музейной деятельности: музея в целом, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, научно-просветительной[2], научно-исследовательской, научно-методической, редакционно-издательской, административно-хозяйственной.
При проектировании музейной деятельности разрабатываются соответствующие документы. Это, прежде всего, концепции, которые и рассматриваются в настоящем учебном пособии.
Основным документом проектирования является научная концепция музея, которой и руководствуются при проектировании всех видов музейной деятельности: научно-фондовой работы, научно-исследовательской работы, экспозиционно-выставочной работы, научнопросветительной работы, научно-исследовательской работы редакционно-издательской деятельности и административно-хозяйственной деятельности. Проектрование административно-хозяйственной деятельности в современных условиях трактуется как менеджмент и маркетинг.
Но прежде всего, по нашему мнению, следует уяснить, что такое музей, поскольку от того, как понимают музей будущие проектировщики, зависят задачи и характер проектирования.
Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части раскрываются понятия музея и музейного предмета, даются их интерпретации, которые существуют сегодня в специальной литературе. Во второй – раскрываются виды музейной деятельности и даѐтся толкование научной концепции музея и концепции его основных форм деятельности. После каждого раздела даются задания для самостоятельного изучения с целью творческого развития студенческого потенциала.
Книга сопровождается схемами и диаграммами, составленными студентами выпускных курсов 2010/2011 и 2011/2012 учебных годов. Эти схемы и диаграммы – разные даже на одну тему, а поэтому публикуются различные варианты видения студентами той или иной проблемы проектирования музейной деятельности.
Изучая курс «Проектирование музейной деятельности», студенты обсуждали не только опубликованные научные концепции и сценарии, но и неопубликованные проекты, которые были разработаны автором учебного пособия. По завершению курса они обсуждали подготовленные самостоятельно проекты гипотетических музеев разных профилей. Всѐ это нашло отражение в учебном пособии.
Настоящее издание нацеливает студентов не на заучивание высказываемых положений, а на творческое осмысление рассматриваемых вопросов и поиск их решения.
В учебном пособии публикуется список музееведческой литературы, в которой затрагиваются понятийные вопросы музееведения и проблемы проектирования музея и его деятельности.
[1] См.: Комплектование музейных фондов : учебное пособие. – Москва : МГУКИ, 1997. – (2,5 п.л.); Методические указания по курсам музееведения для студентов заочного обучения. М.: МГУКИ, 1997. – (0,8 п.л.); Программа комплектования историко-бытовых и этнографических коллекций. М.: МГУКИ, 1997. – (2,6 п.л.); Музееведение. Курс лекций. М.: МГУКИ, 2000. – (11 п.л.); Музей и комплектование его собрания: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2011. – (8,7 п.л.)
[2] В музееведении организацию работы с посетителями называли по-разному (массовой, политико-просветительной, идейно-воспитательной и пр.). В последние годы часто применятся термин «культурно-образовательная деятельность». Однако это понятие несколько сужает содержание музейной работы и не охватывает естественнонаучные и технические музеи, которые в большей степени служат научному просвещению. К тому же всякая деятельность музея в области культуры и образования основывается на научных исследованиях.