Андрианова Д.М. Усадебный туризм и музеи

30 августа, 2025

Предлагаемая читатель статья является продолжением тематического сборника «Усадебная культура России», опубликованного в «Открытом тексте» по материалам III Всероссийской научной конференции, состоявшейся в октябре 2024 г. на базе музея в Долгопрудном Московской области. Редактор статьи Н.И. Решетников.

Статья подготовлена на основе дипломного сочинения «Разработка проекта восстановления усадьбы Виноградово в Москве и введение в туристский оборот» студентки кафедры туризма Московского государственного институту культуры Д.М. Андриановой под научным руководством доцента, кандидата педагогических наук Л.А. Чудиной

Во все времена люди путешествовали. Мотивы были разные, но часто они были связаны с культурой и культурным наследием.

Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой потенциал. Знакомство с культурой и обычаями страны обогащает духовный мир человека.

Историко-культурное наследие в современных условиях является фактором социокультурного и туристского развития регионов России. При этом для провинциальных территорий ориентация на ресурсы наследия истории и культуры становится одной из реальных возможностей улучшения их социально-экономического положения.

Усвоение понятия исторического времени – культурное наследие в разных формах даёт возможность индивиду осязать историю, ощущать эпоху через соприкосновение с объектами наследия и осознавать отраженную в них связь времен.

Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего.

Культурный туризм – это один из видов туризма, основой которого является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.

Важной формой культурно-познавательного туризма является национальный туризм, который способен привлечь внимание российской общественности к освоению и сохранению культурно-исторического наследия России. Культурно-познавательный и многие другие виды туризма способствуют воспитанию подрастающего поколения на уровне современной культуры.

Использование культурно-исторического потенциала лежит в основе всех путешествий. В основном в путешествии туристов привлекают такие элементы культуры как искусство, религия, памятники архитектуры, дворцы, усадьбы с живописными парками история, соборы, народные обычаи и праздники.

В настоящее время культурно-познавательный туризм имеет различные направления: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

Усадебный туризм – это вид культурно-познавательного туризма, ориентированный на ознакомление с дворянскими усадьбами как объектами исторической, художественной ценности и культурного наследия, а также на духовно-нравственное обогащение.

Усадьбы России – неоценимые сокровищницы прошлого, являющихся неотъемлемой частью духовного облика страны, ее исторической памятью. До 1917 года общее количество усадеб составляло от 40 тысяч и выше. По сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», в России насчитывается около 7 тыс. усадеб, причём около двух третей из них находятся в разрушенном состоянии.

В последнее время усилился интерес к изучению культурного наследия России, особенно в связи с появлением такого направления, как усадебный туризм. Главная задача организаторов туризма – выявить наиболее интересные усадебные комплексы и включить их в экскурсионные маршруты.

Мир русской усадьбы идеально подходил для творческих натур; он вдохновлял поэтов, художников, музыкантов, в результате чего создавались лучшие шедевры русской литературы: «Обломов, «Мертвые души», «Отцы и дети», «Война и мир» и др.

Усадебная культура имела особое влияние на жизнь и творчество многих поэтов и писателей, в том числе и на творчество великого поэта А.С. Пушкина.  Связанное с его именем наследие имеет общемировое значение.

. Культурно-познавательный тур, предполагающий знакомство с культурой, обычаями и нравами разных народов можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. При этом в настоящее время становится все более популярен отдых в усадьбах-памятниках архитектуры, ознакомление с традициями и укладом жизни высших слоев общества прошлых веков. Такие туры сформировали в последние годы отдельный вид туристской деятельности культурно-познавательного характера – усадебный туризм.

Разработка туристских маршрутов в рамках усадебного туризма имеет свои особенности. К ним относится: чёткая тематика, обязательное использование анимационных программ, полное погружение туристов в атмосферу того времени, сувенирная продукция должна соответствовать стилю усадьбы, эпохи.

В Московской области насчитывается более 3,5 тыс. усадеб, однако, от 2 тыс. до 2,5 тыс. из них находятся в заброшенном состоянии или используются не по назначению.

Московская область таит в себе огромные возможности для развития усадебного туризма.  В этом регионе России сохранилось большое количество усадеб, связанных с именами великих людей.

Основная проблема развития усадебного туризма в Московской области и России в целом помимо разрушенного состояния большинства усадеб – это дефицит государственного внимания и финансирования в области охраны и восстановления усадебных ансамблей. В Московской области утверждена программа «Развитие туризма в Московской области до 2020 года»[1]. В ней рассмотрены различные направления развития туризма в области, в том числе и усадебного туризма.

В Московской области много усадеб, которые пользуются большой популярностью в туристской практике. Например, музей-усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева» является неповторимым образцом среднепоместной дворянской усадьбы XIX века. Старинное имение расположено в 50 км от Москвы по Ярославской железной дороге. Здесь некоторое время жил поэт Е.А. Боратынский со своей семьёй. Также в Муранове жила семья поэта Ф.И. Тютчева, семейные реликвии и рукописи которого были перевезены после его смерти в усадьбу. Таким образом, Мураново стало основным местом хранения наследия великого русского поэта.

Захарово поможет окунуться в атмосферу детства великого Александра Сергеевича Пушкина. Именно в этих местах, в подмосковной бабушкиной усадьбе Пушкин впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, увидел жизнь богатого и провинциального дворянства, здесь формировались его взгляды на жизнь, здесь он начал писать свои первые стихи, здесь он складывался как великий национальный поэт. Сюда же А.С. Пушкин приезжал в самые трудные периоды своей жизни. Усадьба находится в Одинцовском районе Московской области.

Любимовка — архитектурно-художественный ансамбль середины XIX века. Усадьба расположена на берегу реки Клязьмы в селе Тарасовка Пушкинского района Московской области.            В разные годы в Любимовке гостили известные артисты и писатели. С 5 июля по 14 августа 1902 года на даче в Любимовке жил Антон Чехов. На территории усадьбы находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую посещали Алексеевы. Здесь, в 1889 году состоялось венчание К. С. Станиславского и М. П. Лилиной.

Но, к сожалению, много усадеб остается в неприглядном состоянии. Такие как Ярополец Чернышовых, Пущино-на-Наре, Гребнево, Семеновское отрада и другие.

Усадьба Виноградово[2] — одно из немногих московских имений, сохранившихся до наших времен в более или менее приличном виде. Находится она севере Москвы, в районе Долгопрудненской аллеи. Усадьбой Виноградово в XVII-XVIII веках владел род Пушкиных, потом поместье перешло Глебовым, Бенкендорфам и др. Последней владелицей поместья была Эмма Банза (Рис. 1, 2). В Виноградово любили бывать поэты и писатели эпохи Просвещения — Гавриил Державин, Николай Карамзин, Иван Крылов. На территории имения, когда оно находилось в руках Банзы, располагался особняк хозяйки, дом её зятя Германа, Владимирская церковь, клуб-кинотеатр (Синема), конный двор и большая парковая зона.

Анализируя современное состояние усадебного комплекса Виноградово», следует отметить, что его можно восстановить и в будущем использовать в сфере туризма.

Теоретическая часть исследования была проведена на основе изучения материалов видных деятелей туризма В.А. Квартальнова, Е.Н. Ильиной, И.В. Зорина, Н.И. Волошина, Б.В. Емельянова, а также других деятелей туризма и музейного дела, в том числе работы А.Н. Ильина, Ольги Бессарабовой, А.А. Сикорского и материалы из каталога «Подмосковные усадьбы».

 

УСАДЕБНЫЙ ТУРИЗМ – СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЕЗДОК 

Усадебный туризм его виды и характеристика

Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20% внутреннего туристского потока. Усадебный туризм как подвид культурно-познавательного туризма имеет огромное значение не только в области развития туризма и продвижения Российской Федерации на мировом туристском рынке, но и в области охраны, сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия страны.

В структуре отечественных туристских ресурсов важное место принадлежит усадебным комплексам.

Бывшие дворянские усадьбы являются туристскими ресурсами, свойственными именно нашей стране. Именно они, таким образом, определяют неповторимое лицо нашей страны на мировом туристском рынке.

Усадьба – это не просто сложный архитектурный комплекс из жилых, культовых, хозяйственных, садово-парковых и увеселительных построек. Прежде всего, в усадьбе складывались традиции семьи и рода, составлявшие целый ушедший в прошлое пласт культуры и философии дворянского сословия. Прообразом усадеб стали дворянские вотчины, которые временно жаловались из казны дворянам за службу государю и могли передаваться по наследству, а само слово «усадьба» произошло от глагола «усаживать» (в данном контексте – предоставлять или даровать землю). Более всего усадеб было в окрестностях Москвы, где еще в XIV веке возникли первые дворянские вотчины, а затем после переноса столицы в Петербург при Петре I стало селиться отставное и опальное дворянство.

История подмосковной усадьбы уходит корнями в достаточно далекие времена. В современной исторической науке широко используются термины «крестьянская усадьба», «усадьба ремесленника», «монастырская усадьба» и т.д. Однако городские усадьбы раннего периода не имеют практически ничего общего с усадебными комплексами XVIII – XIX веков. Своеобразной предусадьбой можно назвать пригородные имения XVI столетия, которые давались в кормление и имели небольшое хозяйство[3]. В том же XVI веке начинается возведение каменных усадебных храмов в вотчинах и поместьях – первый шаг на пути к украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом строительства храмов из массы хозяйственных комплексов выделяются своеобразные усадьбы-резиденции – великокняжеские (а позднее царские) подмосковные вотчины. Наиболее показательна в этом плане вотчинная усадьба Коломенское, ныне находящаяся на территории Москвы.

В начале XVIII века с развитием светской культуры, сложился общий архитектурно-художественный облик русской усадьбы. К середине века появился ряд значительных усадебных комплексов, таких как, например, Вороново. Ко второй половине XVIII века усадьба превратилась в полноценный художественно-культурный комплекс. Годы расцвета подмосковной усадьбы приходятся на конец XVIII – начало XIX веков. Просветительские традиции этого периода принесли в общество идею о создании прекрасного и счастливого мира, она нашла отражение и в усадебном искусстве. Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от проезжей дороги. Иногда аллея украшалась торжественными въездными арками, как, например, в усадьбах Архангельское и Гребнево. Усадебный дом нередко завершался бельведером (Никольское-Гагарино, Валуево) или куполом (Пехра-Яковлевское). Многие дома напоминали музей своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера (как, например, Остафьево или Кусково), многие из них были лишь безвкусными собраниями раритетов.

Но усадьба – это не только непосредственно барский дом, это целая инфраструктура, заботливо созданная для уютной и комфортной жизни. Непременным атрибутом усадьбы был конный двор или конюшня. Даже если хозяева были равнодушны к охоте, им были необходимы лошади, чтобы добираться до города или соседей. Кроме конного двора был еще и каретный сарай. В усадебный комплекс входил также ряд хозяйственных построек – мельницы, мастерские, дом управляющего, контора, водонапорная башня. В некоторых усадьбах существовало здание театра (Ольгово, Гребнево, Пехра-Яковлевское). Особой гордостью хозяина был парк, в организации паркового пространства владелец усадьбы всегда следовал моде. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие – пейзажные английские, есть усадьбы, в которых регулярные парки сочетаются с пейзажными. Люди побогаче тратили большие суммы на уход и содержание парков. Строились беседки, прокладывались тенистые и открытые аллеи. Владельцы организовывали и небольшие «мануфактурные затеи», как, например, ткацкая мануфактура в Ольгове или суконные заводы в Остафьеве.

Непременным атрибутом любой значительной усадьбы была церковь, оформлению которой придавалось особое значение. Нередко на территории усадьбы располагался и домик местного священника. Часто древние церкви перестраивались согласно вкусам времени, подновлялись и дополнялись новыми объектами, менялось внешнее и внутреннее убранство. А.Ю. Низовский Самые знаменитые усадьбы России, Москва, Вече, 2001г, с.75 Усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с прекрасной охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделялось особое место в усадебном хозяйстве, хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. У каждого помещика была своя маленькая гордость – первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде. На материале усадебной жизни были созданы многие произведения литературы, усадьбы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. В первые годы советской власти многие усадьбы были подвержены разграблению, начался массовый вывоз художественных ценностей, кое-что осело в музеях, многое ушло за границу, попало в руки властям. В первые годы советской власти многие усадьбы были национализированы. Часть из них была превращена в Музеи-усадьбы (Ясная Поляна, Полееново), часть приспособлена для размещения в них различных учреждений и организаций (детские дома, учреждения власти). Предметы искусства из усадеб передавались в Государственный фонд, откуда распределялись по музеям страны. Например, из усадьбы Ольгово произведения живописи, мебель, фарфор и др. были переданы Музею-заповеднику «Дмитровский кремль». Однако, попав в различные центральные и местные музеи, элементы усадебной культуры, оторванные от своих корней, уже не так трогают посетителей. В последнее время все большее внимание уделяется усадьбе, создано Общество изучения русской усадьбы, восстанавливаются наиболее значимые и интересные поместья. Но все-таки большинство усадеб все еще находится в запустении.

Дворянские усадьбы сохраняются во многих регионах России, в первую очередь – в Центральном федеральном округе. Таким образом, их наличие в значительной степени определяет туристскую специализацию ряда областей Российской Федерации.

Ансамбль каждой дворянской усадьбы – сложное и всегда привлекательное сочетание как природных, так и историко-культурных ресурсов. Любую дворянскую усадьбу нельзя представить себе, как без господского дома с колоннами, так и без парка, без темных аллей и заросших прудов. Это обстоятельство позволяет включать бывшие дворянские гнезда в самые разнообразные экскурсионные маршруты и туры, практиковать их использование в разных видах специального туризма (культурно-познавательного, усадебного, научного, экологического, этнического, событийного и др.).

Обобщая сказанное выше, можно выделить три основных направления современного развития сельских дворянских усадеб:

  1. Усадьба как музей. Одна из главных функций музея – воссоздание атрибутов ушедшего времени – в случае усадеб может быть реализована как полноценная модель прошлого. При этом государственное финансирование обеспечивает устойчивость к влиянию времени. В настоящее время, в условиях перехода к рынку, форма государственного музея становится неликвидной. Происходит коммерциализация музеев.
  2. Усадьба как элитная недвижимость. Проявляется в передаче усадебных комплексов в частное пользование для устройства личных и корпоративных резиденций. Спросом пользуются экономически перспективные усадьбы, как правило, памятники архитектуры Центральной России. Направление лоббируется в государственно-правовой сфере, но в научной среде вызывает опасения.
  3. Усадьба как «почва». «Почвенное» отношение синонимично идентичности и появляется там, где что-либо становится главным делом всей жизни.
  4. Усадьба как комплекс памятников

Существующим музеям-усадьбам необходима методическая помощь по формированию собственных объектов туристской сферы (туристских и экскурсионных отделов, небольших гостиниц, объектов туристской инфраструктуры), организации межрегионального туристского взаимодействия, подготовке кадров. В большинстве музеев-усадеб созданы отделы туризма и экскурсий, разрабатываются собственные экскурсионные маршруты, программы многодневного туризма, связанные с познавательными, научными, экологическими целями. В последнее время на территории музеев-усадеб появляются гостевые дома (или даже малые гостиницы), которые способны принять небольшое количество туристов, стать своеобразными центрами специализированного научного туризма. Объединение музеев-усадеб, исторических городов, национальных парков в сеть тематических маршрутов позволит усилить впечатление от восприятия историко-культурных объектов и одновременно эффективность их использования. В основе таких программ лежит связь малых (или менее известных) музеев с более крупными, «раскрученными» объектами. Для музеев-усадеб необходима также подготовка собственных кадров, которые могли бы квалифицировано осуществлять функции организации туризма и экскурсий на территории усадьбы и организации взаимодействий с туристскими фирмами

 Необходима разработка нового типа программ, которые опирались бы не только на интересы туристских фирм, но и предполагали бы постановку перспективных задач туристского развития для блага региона. Сотрудничество туризма и музеев-усадеб может сыграть главную роль в организации культурно-познавательных потоков с целью повышения образовательного уровня молодежи и юношества, в развитии молодежного краеведческого движения. Туристские программы с целью посещения школьниками музеев-усадеб различных территорий страны могут стать основной формой их знакомства с географией и историей всей огромной территории Российской Федерации. Подобные маршруты являются социальной частью туристской деятельности, которая должна выполняться при поддержке государства.

Современная Россия находится в состоянии поиска историко-культурных ценностей, что закономерно проявляется в широком интересе и к архитектурному, наследию. Сельские дворянские усадьбы представляют собой значительную часть этого наследия.  Между тем в наше время остро встает проблема сохранения усадеб. По свидетельствам специалистов в настоящее время сохранилось не более 5 % дворянских усадеб, существовавших до 1917 года. Более того, процесс утраты продолжается. По приблизительным оценкам экспертов, за последние десять лет в России погибло более 2500 памятников истории и культуры.

Существующим музеям-усадьбам необходима методическая помощь по формированию собственных объектов туристской сферы (туристских и экскурсионных отделов, небольших гостиниц, объектов туристской инфраструктуры), организации межрегионального туристского взаимодействия, подготовке кадров. В большинстве музеев-усадеб созданы отделы туризма и экскурсий, разрабатываются собственные экскурсионные маршруты, программы многодневного туризма, связанные с познавательными, научными, экологическими целями. В последнее время на территории музеев-усадеб появляются гостевые дома (или даже малые гостиницы), которые способны принять небольшое количество туристов, стать своеобразными центрами специализированного научного туризма. Объединение музеев-усадеб, исторических городов, национальных парков в сеть тематических маршрутов позволит усилить впечатление от восприятия историко-культурных объектов и одновременно эффективность их использования. В основе таких программ лежит связь малых (или менее известных) музеев с более крупными, «раскрученными» объектами. Для музеев-усадеб необходима также подготовка собственных кадров, которые могли бы квалифицировано осуществлять функции организации туризма и экскурсий на территории усадьбы и организации взаимодействий с туристскими фирмами.

Однако очень мало экскурсий посвящается непосредственно усадьбам. Так как таких программ очень мало, можно предложить разработать тур, в котором можно будет не только познакомиться с историей нескольких усадеб Москвы, но и увлекательно и интересно провести время, организуя конкурсы и костюмированные представления, связанные с литературными героями. Разрабатываемые программы предполагают активный отдых и полную вовлеченность всех участников в течение мероприятия. Каждое мероприятие представлено в едином стиле: костюмы, необходимое оборудование, образ аниматоров, призы и подарки победителям, которые будут участвовать в тематических конкурсах, связанных с историческими персонажами усадеб. Проект тура оптимально подходит для незабываемого и познавательного отдыха и оставит массу приятных воспоминаний о путешествии по историческим местам с изучением истории старинных усадеб. Тем более что тур предусматривает не только посещение усадеб и старинных парков, но и развлекательные программы, а это очень важный момент в организации программ для подростков. В рамках единого тура по Подмосковью можно использовать разрабатываемые на местах программы театрализованных представлений и музейных праздников (Мелихово, Мураново, Абрамцево)

 Можно предложить гибкую систему скидок: скидки сезонных распродаж, бонусные скидки, предоставляемые постоянным клиентам, детские скидки, представляющие собой сертификаты, дающие владельцу право на скидку при приобретении нового тура. Другим эффективным способом продвижения турпродукта являются различные конкурсы и лотереи. Также следует активнее использовать рекламные специальные товары. Следующим этапом стимулирования сбыта является участие в работе различных туристических выставок, ярмарок.

Расширяется типология функциональных форм использования усадеб, в настоящее время насчитывающая восемь основных вариантов. Каждый из вариантов имеет как преимущества, так и недостатки. Анализ преимуществ и недостатков вариантов позволяет дать оценку их корректности и перспективности для культуры. Под корректностью здесь понимается способность к раскрытию культурного потенциала усадьбы. Под перспективностью – способность реализовать потребности потенциальных претендентов, что создает мотивацию пользователей. Форма государственного музея наиболее корректна для культуры, но бесперспективна из-за пассивности. Музей, занимающийся реализацией своих ресурсов, менее корректен, но более перспективен. Устройство в усадьбах личных резиденций выглядит на настоящий момент самым перспективным вариантом их развития, но большие деньги, быстрые темпы и ненадежность личной ответственности создают опасность некорректного отношения к потенциалу усадеб. В корпоративных центрах процесс освоения усадеб проходит медленнее и, следовательно, более корректно. Стремление к независимости и изоляции делает корпоративные центры менее перспективными для культуры. Социальные центры советского времени в наше время функционируют по остаточному принципу и, очевидно, в будущем перейдут в другую форму. Фермы и церковные центры – перспективный «почвенный» путь развития провинциальных усадеб. Продолжительное время освоения, некоммерческие мотивы пользователей обеспечивают достаточную культурную корректность ферм. Церковные социальные центры, обладающие теми же качествами, представляются нам менее культурно корректными, т.к. культурная составляющая усадеб является для них предметом второстепенного значения. Отметим, что каждое направление развивается в специфическом секторе усадебного феномена, условно определяемом значимостью усадеб. Так, музеи устраиваются в наиболее значительных усадьбах, связанных с именами знаменитых владельцев, гостей или зодчих. Частные резиденции и корпоративные центры занимают усадьбы – памятники федерального и, реже, местного значения. Заурядные или мало сохранившиеся провинциальные усадьбы могут претендовать лишь на функцию фермы или социального центра. Несмотря на многие положительные тенденции в опыте сохранения и использования сельских усадеб, существует противоречие между тем, какой усадьба может и должна быть, и между тем, какая она есть. Это естественное следствие адаптации увеличивает шансы усадеб на выживание, имея в виду, что именно выживание является сейчас главным для них вопросом. По этой же причине нельзя точно спрогнозировать, какими станут дворянские усадьбы в своем стремлении выжить. Память об усадьбах и о бывших селениях будет передаваться из поколения в поколение через названия реставрируемых вотчин, муниципальных районов, проспектов. Немало названий бывших подмосковных сёл и деревень перешло в наименования новых московских улиц, районов, станций метро.

Современное состояние и перспективы развития усадебного туризма в Москве

Использование усадеб в качестве туристских объектов – очень важная функция экономического использования памятников истории и культуры в современных условиях. Привлекательность объекта наследия увеличивает туристский поток, в туристские программы и проекты вкладываются финансовые средства, часть которых может и должна быть использована на содержание объекта наследия. В этом заключен важный аспект проблемы «развития туризма для целей сохранения наследия. Следует отметить, что этот экономический потенциал российских музеев-заповедников реализован далеко не в полной мере. Только небольшое количество музеев-заповедников городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также их ближайшего окружения имеют высокую туристскую посещаемость. Для большинства памятников и 12 исторических мест туризм не сыграл еще сколько-нибудь значительной роли. В современной экономической ситуации музеям-заповедникам целесообразно развивать собственные туристские службы, организовывать не только экскурсии, но и полноценную туристскую деятельность (с организацией ночлега, питания, культурной программы, и пр.) Очень важно обратить внимание на развитие на базе объектов историко-культурного наследия особого вида туризма – программного специализированного. Практически это туризм для небольших групп, которые стремятся именно в данное место из-за его специфики и предлагаемой специальной программы. В качестве такой программы может быть разработан, например, тур по местам жизни какого-либо выдающегося деятеля, по объектам археологического наследия, по памятникам промышленной истории, либо тур, предусматривающий возможности изучения русского искусства и культуры, русского языка. Специфика развития специализированного туризма заключается в формировании редкого, иногда даже уникального туристского продукта. Очень важно для организации культурно-познавательного туризма обеспечить сотрудничество разных музеев-усадеб, сформировать маршруты, связанные одной темой, но проходящие по нескольким объектам наследия в разных регионах России (литературная, мемориальная тема, исторические параллели и пр.). Такое объединение, значительно повысит туристский потенциал историко-культурного наследия. Развитие туризма при содействии музеев-усадеб в настоящее время представляется одним из наиболее перспективных направлений. В сфере сотрудничества туризма и музеев-усадеб считается чрезвычайно важным решение следующих основных задач:– помощь в организации туризма в уже существующих музеях-усадьбах;– взаимодействие и сотрудничество сферы туризма и культуры при организации новых музеев-усадеб;– совместная работа с органами культуры при планировании и организации системы туристских центров и формировании региональных программ туристского развития;– содействие развитию культурно-познавательного туризма и краеведческого движения. Существующим музеям-усадьбам необходима методическая помощь по формированию собственных объектов туристской сферы (туристских и экскурсионных отделов, небольших гостиниц, объектов туристской инфраструктуры), организации межрегионального туристского взаимодействия, подготовке кадров. В большинстве музеев-усадеб созданы отделы туризма и экскурсий, разрабатываются собственные экскурсионные маршруты, программы многодневного туризма, связанные с познавательными, научными, экологическими целями. В последнее время на территории музеев-усадеб появляются гостевые дома (или даже малые гостиницы), которые способны принять небольшое количество туристов, стать своеобразными центрами специализированного научного туризма. Объединение музеев-усадеб, исторических городов, национальных парков в сеть тематических маршрутов позволит усилить впечатление от восприятия историко-культурных объектов и одновременно эффективность их использования. В основе таких программ лежит связь малых (или менее известных) музеев с более крупными, «раскрученными» объектами. Для музеев-усадеб необходима также подготовка собственных кадров, которые могли бы квалифицировано осуществлять функции организации туризма и экскурсий на территории усадьбы и организации взаимодействий с туристскими фирмами. Анализ современного развития культурно-познавательного туризма, показывает, что в настоящее время он находится в неудовлетворительном состоянии. В стране долгое время отсутствовало целенаправленное планирование этого сегмента туристско-рекреационной сферы. Прослеживается также тенденция явно потребительского отношения большей части туристских фирм к объектам культурного наследия и к музеям, их фактическое неучастие в деятельности по сохранению и реставрации памятников истории и культуры. Коммерческий подход к туризму ведет к тому, что туристские фирмы предполагают сосредоточение ресурсов на каком-либо выгодном для них туристском направлении или проекте при полном отсутствии равноправных партнерских связей с учреждениями, ведающими охраной и использованием наследия, муниципалитетами исторических городов и территорий. Туризм может стать ключевым направлением для развития регионов, обладающих значительным историко-культурным и природным потенциалом; при этом на территории каждого региона должна быть выработана своя собственная стратегия, учитывающая специфику местного историко-культурного потенциала и дополняющая стратегию развития культуры других регионов России. Необходима разработка нового типа программ, которые опирались бы не только на интересы туристских фирм, но и предполагали бы постановку перспективных задач туристского развития для блага региона. Сотрудничество туризма и музеев-усадеб может сыграть главную роль в организации культурно-познавательных потоков с целью повышения образовательного уровня молодежи и юношества, в развитии молодежного краеведческого движения. Туристские программы с целью посещения школьниками музеев-усадеб различных территорий страны могут стать основной формой их знакомства с географией и историей всей огромной территории Российской Федерации. Подобные маршруты являются социальной частью туристской деятельности, которая должна выполняться при поддержке государства. В качестве более радикальных предложений в перспективе целесообразно рассмотреть вопрос о формировании специального фонда на восстановление объектов наследия из отчислений от туристских доходов (как в целом по стране, так и в субъектах федерации). Этот фонд может формироваться как на региональном, так и на федеральном уровне. Современная Россия находится в состоянии поиска историко-культурных ценностей, что закономерно проявляется в широком интересе и к архитектурному, наследию. Сельские дворянские усадьбы представляют собой значительную часть этого наследия. Кроме того, сельские усадьбы составляют «генофонд» архитектурной культуры России XVIII-начала ХХ века, вследствие того, что низкие темпы модернизации на селе обеспечивают высокую степень аутентичности сельских усадеб в сравнении с городской архитектурой. Между тем в наше время остро встает проблема сохранения усадеб.

Как известно, проблема сохранения историко-культурного наследия тесно связана с его использованием. Об эффективности использования, в свою очередь, можно говорить, если характер этого использования компенсирует актуальные потребности людей, что мы имеем, например, при возвращении церквей верующим. Впервые вопрос о переосмыслении предназначения усадеб возникает после их национализации в 1917 году, когда они теряют свою изначальную функцию загородных жилых комплексов. Первоначальное решение вопроса было утилитарным – усадьбы воспринимаются как архитектурные сооружения с парками, в этом качестве встраиваясь в хозяйственную жизнь новой страны. Усадьбы решают широкий спектр функциональных задач – от личных дач и санаториев номенклатуры до детских домов и интернатов. В большинстве случаев происходит раздробление усадебных комплексов на независимо функционирующие фрагменты. С распадом плановой экономики советские формы использования усадеб не находят однозначного продолжения в рыночной системе хозяйства. Основная проблема советских музеев в наше время – это их экономическая нерентабельность. Годы государственного обеспечения выработали безынициативность музейного персонала. В условиях рынка пассивные музеи воспринимаются государством как убыточная сфера. Между тем многие музеи-усадьбы стремятся избежать неактуальностии, ищут самостоятельные пути выживания, принимая участие в хозяйственно-экономической жизни регионов – развивают туризм, восстанавливают исторические производства, при этом активно используя местное население. Усадьба – прекрасное место для творческих встреч людей искусства, одаренных детей, для проведения ярмарок, народных гуляний. Музеи-усадьбы становятся популярными, однако трудно дать однозначный прогноз этой тенденции. Рынок проявляется в отношении усадеб и в частной сфере. Бум загородного строительства и вытекающая из этого трансформация представлений о качественном жилье закономерно привлекают внимание состоятельных россиян к «брэнду» русских усадеб – проявлению аристократизма, которое может быть куплено за деньги. Загородные резиденции всё чаще строятся внешне в форме старинных усадеб. Уже есть случаи личных церквей, конюшен, прудов с лебедями и т.п. Наблюдается определенный практический интерес и к историческим усадьбам. Ограниченность их числа, высокие эстетические характеристики, реальная причастность к старине, а также, не в последнюю очередь, многообещающая перспектива прослыть меценатом делают исторические усадьбы объектом элитной недвижимости. В отличие от музеев, усадьбам в частных руках не грозит чрезмерная популярность, но возникает противоположная проблема – как сохранить адекватность историческому прошлому. В этом смысле наиболее безопасным решением можно считать возвращение усадеб потомкам их бывших владельцев. Естественное или внушенное чувство идентичности по отношении к усадьбе гарантируют ответственное отношение к ней. С другой стороны, сила родственных связей в среде дворян позволяет им аккумулировать значительные финансовые средства для дела общесемейной важности, такого как восстановление родовой усадьбы. Вместе с тем, на пути реституции возникает последовательный ряд сложностей: – бюрократические трудности, связанные с доказательством прав собственности. Зачастую необходимые документы не сохранились, что создает повод для имущественных споров, а также задерживает процесс оформления на годы; – недостатки правовой базы в отношении реституции, не предусматривающей бывшим владельцам национализированного имущества никаких льгот по сравнению с другими претендентами на покупку или аренду усадеб – скудность теоретической базы и опыта освоения усадебных комплексов, провоцирующая ошибки проектирования и планирования. Исправление ошибок означает дополнительные финансовые затраты; – недоверие местных жителей к новым хозяевам. В постперестроечные времена богатые люди не вызывают доверия и уважения основной массы населения России. Представляя трудность полноценного возрождения усадеб, трудно поверить в чистоту мотивов «нового дворянства», рвущегося к историческим памятникам. В связи с последним, компромиссным вариантом частного освоения усадеб нам представляется такая форма их использования усадеб, как корпоративный светский центр, начавший свою историю с баз отдыха и творческих дач. Общее свойство личных резиденций и корпоративных центров состоит в том, что новыми владельцами, как правило, являются городские жители, и поэтому усадьба изолируется от местной культуры, становясь своеобразным городским анклавом. С другой стороны, при оптимистичном рассмотрении рыночного будущего усадеб в стороне остается тот факт, что коммерчески востребованы лишь наиболее сохранившиеся и ликвидные усадьбы, как правило, памятники архитектуры в Подмосковье и смежных областях Центральной России. Плохо сохранившиеся усадьбы-«непамятники» не представляют коммерческого интереса как исторические комплексы и могут заинтересовать инвесторов лишь своими фрагментами.

Изучение усадебной культуры России предполагает обращение к необычайно широкому спектру проблем, связанных с необходимостью более глубокого исследования этого феномена –весьма значительного в отечественной культуре. Русская усадьба всегда являлась сложным, но единым и продуманным комплексом жилых, культовых, хозяйственных, садово-парковых и увеселительных построек. Редко где они сохранились целиком. Но, к счастью, есть и такие, которые дошли до нашего времени почти в полном своем объеме. И у нас благодаря этому имеется редкая возможность воочию представить классический усадебный комплекс: подъездную аллею, ограду и парадные ворота, парадный двор, главный усадебный пруд и, конечно, усадебную церковь. Одним словом, путешествие в мир усадьбы может стать очень увлекательным и открыть его жителям немало интересных фактов из жизни москвичей прошлых поколений.

В последнее время Правительством Москвы и Московской области стало уделяться больше внимания реконструкции старинных усадеб и восстановлению древних памятников архитектуры.

Проведён обзор усадеб Москвы и Московской области. Проведённое исследование показало, что Москва и Подмосковье является истинным кладом, где собраны замечательные образцы русской усадебной культуры. Но, к сожалению, их состояние в настоящее время довольно плачевно. Существует необходимость приложить огромные усилия, чтобы сберечь эти уникальные памятники русской культуры и показать их значимость в истории.

Проанализированы имеющиеся познавательные программы по Москве и Московской области, а также основные туроператоры на внутреннем рынке, предлагающие обзорные туры по Москве и Московской области. Было выявлено, что на рынке Москвы работает множество туроператоров, которые предлагают разнообразные программы по старинным усадьбам Москвы и Московской области. Среди наиболее распространенных можно назвать программы таких операторов, как: «Московия-тур», «Русс-Бизнес-Тур», «Новый век», ООО «Фарма» и другие. Однако все представленные на рынке экскурсионно-познавательного туризма экскурсии осуществляются в основном для школьных групп, по продолжительности – однодневные, в основном автобусные. Однако очень мало экскурсий посвящается непосредственно усадьбам, расположенным непосредственно в самой Москве. Так как таких программ очень мало, можно предложить разработать тур «Тайны старинных усадеб Москвы», в котором можно будет не только познакомиться с историей нескольких усадеб Москвы, но и увлекательно и интересно провести время, организуя конкурсы и костюмированные представления, связанные с литературными героями. Представленные программы предполагают активный отдых и полную вовлеченность всех участников в течение мероприятия. Каждое мероприятие представлено в едином стиле: костюмы, необходимое оборудование, образ аниматоров, призы и подарки победителям, которые будут участвовать в тематических конкурсах, связанных с историческими персонажами усадеб. Проект тура оптимально подходит для незабываемого и познавательного отдыха и оставит массу приятных воспоминаний о путешествии по историческим местам с изучением истории старинных усадеб. Тем более что тур предусматривает не только посещение усадеб и старинных парков, но и развлекательные программы, а это очень важный момент в организации программ для подростков.

Были определены основные методы продвижения разработанного экскурсионного маршрута на рынок.

Предложено несколько инструментов для продвижения нового тура: Скидки. Можно предложить гибкую систему скидок: скидки сезонных распродаж, бонусные скидки, предоставляемые постоянным клиентам, детские скидки. Купоны, представляющие собой сертификаты, дающие владельцу право на скидку при приобретении нового тура. Другим эффективным способом продвижения турпродукта являются различные конкурсы и лотереи. Также следует активнее использовать рекламные специальные товары. Следующим этапом стимулирования сбыта является участие в работе различных туристических выставок, ярмарок.

Создание новых туристических маршрутов должно привлечь в нашу область средства для восстановления и реставрации усадебных комплексов. Поток туристов в настоящее время в красивейшие и живописные места Псковской области незначителен, так как:

– некоторые музеи-заповедники расположены в малонаселенной местности и катастрофически не хватает транспорта

– недостаточно развит гостиничный сервис

– не хватает средств на реставрацию и восстановление усадебных комплексов

– для туристов – отсутствие комфортных мест для отдыха и пунктов питания.

Важно понять, что именно привлечение новых туристских потоков может стать основой для подъема и развития забытых культурных и духовных ценностей.

Новые экономические условия на одно из первых мест ставят задачу развития «сельского» или «провинциального» туризма. Именно эти виды туризма привлекательны для жителей больших городов, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, расположенных на незначительном расстоянии от Псковской области.

Туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования в туризме уникальных историко-культурных ресурсов региона. Усадебные комплексы, возродившись, вновь могут стать символом и истоком величия русского народа, народов России, которые считают Псковскую землю своей родной землей.

Успешное развитие туризма, а, следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, природных и исторических ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем – проблему сезонного колебания спроса – путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование различных элементов…

История подмосковной усадьбы уходит корнями в достаточно далекие времена. В современной исторической науке широко используются термины «крестьянская усадьба», «усадьба ремесленника», «монастырская усадьба» и т.д. Однако городские усадьбы раннего периода не имеют практически ничего общего с усадебными комплексами XVIII – XIX веков. Своеобразной предусадьбой можно назвать пригородные имения XVI столетия, которые давались в кормление и имели небольшое хозяйство[4].

В том же XVI веке начинается возведение каменных усадебных храмов в вотчинах и поместьях – первый шаг на пути к украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом строительства храмов из массы хозяйственных комплексов выделяются своеобразные усадьбы-резиденции – великокняжеские (а позднее царские) подмосковные вотчины. Наиболее показательна в этом плане вотчинная усадьба Коломенское, ныне находящаяся на территории Москвы.

В начале XVIII века с развитием светской культуры, сложился общий архитектурно-художественный облик русской усадьбы. К середине века появился ряд значительных усадебных комплексов, таких как, например, Вороново. Ко второй половине XVIII века усадьба превратилась в полноценный художественно-культурный комплекс. Годы расцвета подмосковной усадьбы приходятся на конец XVIII-начало XIX в. Просветительские традиции этого периода принесли в общество идею о создании прекрасного и счастливого мира, она нашла отражение и в усадебном искусстве. Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от проезжей дороги. Иногда аллея украшалась торжественными въездными арками, как, например, в усадьбах Архангельское и Гребнево. Усадебный дом нередко завершался бельведером (Никольское-Гагарино, Валуево) или куполом (Пехра-Яковлевское). Многие дома напоминали музей своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера (как, например, Остафьево или Кусково), многие из них были лишь безвкусными собраниями раритетов.

Непременным атрибутом любой значительной усадьбы была церковь, оформлению которой придавалось особое значение. Нередко на территории усадьбы располагался и домик местного священника. Часто древние церкви перестраивались согласно вкусам времени, подновлялись и дополнялись новыми объектами, менялось внешнее и внутреннее убранство[5]. Усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с прекрасной охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделялось особое место в усадебном хозяйстве, хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. У каждого помещика была своя маленькая гордость – первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде. На материале усадебной жизни были созданы многие произведения литературы, усадьбы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. В первые годы советской власти многие усадьбы были подвержены разграблению, начался массовый вывоз художественных ценностей, кое-что осело в музеях, многое ушло за границу, попало в руки властям. Однако, попав в различные центральные и местные музеи, элементы усадебной культуры, оторванные от своих корней, уже не так трогают посетителей. В последнее время все большее внимание уделяется усадьбе, создано Общество изучения русской усадьбы, восстанавливаются наиболее значимые и интересные поместья. Но все-таки большинство усадеб все еще находится в запустении.

В настоящее время в России насчитывается свыше 80 музеев-заповедников, занимающих площадь более 160000 га, и 31 музей-усадьба, включающие около 900 га. Все они представляют особый специфический отечественный тип культурного учреждения, который имеет в своем составе музейные коллекции, памятники архитектуры, исторические ландшафты и природные комплексы. Целый ряд музеев-заповедников включен в Перечень особо ценных объектов культурного наследия народов России. Эти уникальные историко-культурные территории вместе с национальными парками образуют культурно-экологический каркас России. О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура.

В этот период происходит резкое изменение бытовой культуры – от замкнутости и закрытости позднего средневековья – к демонстративности и представительности XVIII века. Это выражалось во всем – пространственной композиции и интерьерах усадебного дома, во французском и пейзажном английском парках. И если регулярный парк был рассчитан на зрелищные эффекты, то английский парк ориентировался на уединенное размышление и философствование. Об этом свидетельствуют названия парковых строений – «Бочка Диогена», «Гробница Конфуция», «Каприз», «Монплезир».

Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н. Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы.

Возражая Врангелю, следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного хозяйства[6]

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, её четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

Перестраивались усадебные ансамбли и интерьеры в соответствии с новыми художественными вкусами (усадьбы модерна, неоклассицизма), менялся усадебный быт. Все чаще стало звучать слово “дача” как символ обособленного сельского уголка, где протекала в основном летняя жизнь городского жителя.

Именно в этот период в литературе, поэзии, художественной культуре появляется ностальгия по угасающей усадебной жизни. Идет процесс «канонизации» усадьбы как символа «родового гнезда». Усадьба в этот период как бы существует в двух измерениях – в реальности и в творческом воображении художников и писателей (вспомним рассказы А. Чехова, И. Бунина, И. Тургенева, художественные полотна Борисова-Мусатова, М. Якунчиковой, В. Поленова). С 1917 года усадебная культура, как самобытное многомерное явление, была уничтожена. Справедливости ради необходимо отметить, что многое было спасено прежде всего специалистами-музейщиками, архитекторами и искусствоведами. Но, увы, – далеко не все.

Такова эволюция русской усадебной культуры, на протяжении нескольких столетий занимавшей ведущее место в общем историка-культурном процессе России.

Современное состояние русских музеев- усадеб

Музеи-заповедники и музеи-усадьбы относятся к числу наиболее ценных объектов культурного наследия. Вместе с национальными и природными парками, а также с некоторыми другими категориями особо охраняемых природных территорий они образуют своего рода природно-культурный (эколого-культурный) каркас территории страны, отражающий ее этническое и культурное многообразие и во многом обусловливающий устойчивость ее развития. Именно этим объясняется объективная заинтересованность государства и общества в сохранении и развитии сформировавшейся сети этих учреждений культуры. В современных условиях, однако, их состояние во все большей степени предопределяется складывающейся в соответствующих местностях экологической ситуацией. Известно при этом, что последняя в большинстве мест размещения музеев-заповедников и музеев-усадеб страны далека от идеальной и имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Известно также, что специального контроля за экологической ситуацией в местах размещения названных учреждений не существует.

Значительная часть особо охраняемых и наиболее ценных объектов входит в состав музеев-заповедников федерального значения (в том числе «Царицыно», «Абрамцево», «Михайловское», «Ясная Поляна», «Поленово», «Страхово», Соловецкий архипелаг), регионального значения (например, музеи-заповедники, имеющие мемориальный статус – «Тарханы», «Спасское-Лутовиново», «Шахматово», «Болдино», «Захарово», «Карабиха», или дворцово-парковые комплексы «Царское Село», «Петергоф», «Гатчина», «Ораниенбаум», «Павловск», «Коломенское» и др.). Важнейшее значение имеют сады, парки, природные и сельские пейзажи, входящие в состав музеев-усадеб Минкультуры России (среди них, например, памятники ландшафтной архитектуры в усадьбе «Останкино», «Кусково», «Хмелита», «Остафьево», «Тригорское», «Измайлово», «Мураново») Полякова М.А. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен[7]. Парки-памятники этого профиля не могут рассматриваться в отрыве от соответствующих культурно-исторических объектов, в то же время специфические особенности «живого», природного материала накладывают дополнительные ограничения и требования, связанные с необходимостью постоянного возобновления растительности, сохранения художественного облика ансамбля в различные сезоны года, выявления особых маршрутов осмотра, перспектив, панорам и пр. Причем главным условием функционирования объекта-памятника ландшафтной архитектуры является сохранение общего пейзажного фона, исторически сложившегося характера местности. Однако именно это важнейшее условие и нарушается из года в год, в особенности вблизи столичных и крупнейших городов страны и, прежде всего, вокруг Москвы. Новые коттеджи, сооруженные в 1997-1998 гг., «обстраивают» с многих сторон усадьбу «Суханово». Массивные здания просматриваются теперь с основных аллей музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас», а ведь это не только мемориальный музей, но и один из центров изучения русской усадьбы, садово-паркового искусства. Трехэтажный кирпичный корпус занял дополнительную позицию на холме у входа в музей-заповедник федерального значения «Абрамцево», что резко исказило облик местности, запечатленной на полотнах – шедеврах художников М. В. Нестерова, В. А. Серова, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. Д. Поленова и др.

Экспансия дачной застройки к границам заповедных усадеб приобрела массовый характер. Так, к юбилейному пушкинскому году изменился облик ландшафта вокруг мемориальной усадьбы «Захарово» и исторической вотчины Годуновых «Большие Вязёмы» (XVI век). Даже те объекты ландшафтной архитектуры, которые входят в состав крупных дворцово-парковых комплексов, часто используются не по назначению и теряют свое былое эстетическое, культурное значение. Например, «Луговой парк» в Петергофе, известный своими обширными открытыми пространствами, постепенно заполняется спортивными и подсобными сооружениями, стоянками, киосками уникальной, крупнейшей в Европе фонтанной системы петровских времен.

Деградация природной составляющей усадебных комплексов, прямое разрушение или дробление парков, садов становится все более массовым. Согласно данным специалистов садово-паркового дела – ландшафтных архитекторов, дендрологов, инженеров, посетивших в 1998 г. усадьбы Московской области, в таком состоянии находятся многие объекты. Например, Гребнево (Щелковский район), Тарасково, Зендиково (Каширский район), Кривоскино (Воскресенский район), Богородское-Кишкино (Ступинский район), Новинки (Серпуховской район), Никольское Прозоровских (Мытищинский район), Болдино-Татищево (Солнечногорский район), Высокое (Клинский район), Белая Колпь (Шаховской район) и т. д.

К сожалению, от столь бедственного состояния подчас не спасают ни солидный статус владельца (например, усадьба «Пущино» на Оке, принадлежащая Российской академии наук), ни соотнесенность усадьбы с деятельностью известнейших деятелей культуры, искусства («Любимовка» Алексеевых, где отдана под застройку Любимовская роща, связанная с жизнью К. Станиславского), ни имя великого архитектора, распланировавшего дом и его окружение («Петровское-Алабино» – создание М. Казакова, где исторические сооружения пришли в руинированное состояние, а парк по существу уже утрачен)[8]

Одна из наиболее опасных тенденций заключается в стремлении многих арендаторов ограничить иди полностью прекратить доступ к историческим усадьбам. Часто используя бывший господский дом, они огораживают его, разрывая, таким образом, основные элементы усадьбы как единого культурно-природного и хозяйственного целого. При этом природная, пейзажная, парковая часть, не имеющая якобы практической ценности, подвергается разорению. Там разрушаются малые архитектурные формы, вырубаются насаждения, зарастают пруды и т. д. В условиях отсутствия какого-либо контроля со стороны государственных органов временные владельцы-арендаторы заинтересованы скорее закрыть доступ к случайно оказавшимся в их руках ценностям, чем сохранять или восстанавливать их.

В особенно тяжелом состоянии оказались ныне усадебные территории, занятые воинскими частями, психолечебницами и другими объектами с особым режимом. В 1996-1998 гг. продолжал разрушаться огороженный теперь безобразным железным забором парк-памятник «Рай-Семеновское», аналогичные явления можно наблюдать в подмосковных усадьбах «Поливаново», «Остров», «Никольское» Гагариных и др. С другой стороны, не менее критическая ситуация создается с охраной ландшафтов в практически заброшенных усадьбах, где вообще отсутствует «хозяин». В таких усадьбах начавшиеся ранее реставрационные работы ныне прекращены, постройки заброшены, двери и окна сорваны, вырубаются деревья, развивается эрозия почв, дороги размываются (например, в усадьбах «Кунцево», «Николо-Урюпино» и многих других)[9]

Следует, однако, отметить, что изменение природной среды в исторически возникших усадьбах не всегда имеет однозначно негативный характер. Например, некоторым заповедным местам Пензенской области уделяется определенное внимание со стороны владельцев, контролирующих органов, общественности. Так, в музее-заповеднике «Тарханы» нашлись средства для разработки детальной проектной документации по фиксации и восстановлению архитектурных сооружений, парковых насаждений, водоемов. В то же время, следует признать, что достаточно глубоких научных исследований под эти мероприятия так и не было проведено, что может привести к серьезным нарушениям исторического облика лермонтовской мемориальной усадьбы. В другом памятнике – имении «Зубриловка» (ХVIII-ХIХ века) – была предпринята попытка найти средства для восстановления замечательного парка, запечатленного на полотнах В. Э. Борисова-Мусатова. Одновременно с этим были сделаны шаги и в сторону современного функционального использования комплекса – здесь расположили базу отдыха для детей из нефтедобывающих регионов Западной Сибири. Однако отсутствие продуманной комплексной программы реализации мероприятий привело к значительным потерям – застроена территория бывшего плодового сада, появились новые дома вблизи главной (меридиональной) планировочной оси ансамбля, многие участки усадьбы загрязнены бытовыми отходами, продолжается вырубка старых ценных деревьев (дуб, сосна) и другие[10]

Другая знаменитая аристократическая резиденция – находящееся ныне в черте столицы Останкино – также обрела заслуженное всемирное признание. На его территории проходил международный музейный фестиваль «Исторические театры Европы». Ибо останкинский дворец-музей – одно из немногих в Европе театральных зданий XVIII века, сохранивших изначальную планировку, подлинные предметы убранства и часть механизмов машинного отделения (машины «дождя» и «грома»). Театр успешно функционирует. Многие, наверное, слышали про летние «Шереметевские сезоны» (название – дань памяти создателю усадьбы графу Н. П. Шереметеву). В Останкине исполняются музыкальные сочинения «времен очаковских и покоренья Крыма» и концертные программы, составленные из произведений композиторов эпохи Моцарта, Вивальди и Бортнянского.

Это пример реального возрождения старинных усадеб – самые яркие, но отнюдь не исключительные. И в Кузьминках (где недавно создан Музей русской усадебной культуры), и в Кускове, Коломенском и Царицыне, и в подмосковных Остафьеве и Больших Вяземах идет насыщенная творческая и научная жизнь. У всех этих «культурных гнезд» есть не только прошлое, но и настоящее. Сюда скоро можно будет приплюсовать и Середниково – архитектурный ансамбль близ Зеленограда, построенный в екатерининскую эпоху по заказу сенатора В. А. Всеволожского, а во второй четверти XIX века принадлежавший генералу Д. А. Столыпину, брату бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова Е. А. Арсеньевой. С 1829 по 1832 год юный поэт проводил в Серединоково летние месяцы. Эта усадьба связана с памятью и другого выдающегося человека – Петра Аркадьевича Столыпина. В 1992 году здесь учрежден Национальный Лермонтовский центр под эгидой ассоциации «Лермонтовское наследие», возглавляемой потомком и полным тезкой поэта М. Ю. Лермонтовым и объединяющей представителей лермонтовского рода. Середниково – уникальный пример восстановления усадьбы по инициативе и под руководством прямых наследников ее дореволюционных владельцев[11]

Летом 2000 года в Хмелите прошла основная часть Международной научной-практической конференции «Русская усадьба на пороге XXI века». На одном из заседаний прозвучал призыв к российским меценатам проявить заинтересованность в судьбе отечественного культурного наследия. И уже в конце того же года в Москве был создан Фонд возрождения русской усадьбы, развернувший активную деятельность по привлечению к делу сохранения и реставрации усадебных комплексов частных инвесторов. Ныне Фонд в числе прочего финансирует восстановление архитектурно-паркового ансамбля имения Панское в Малоярославецком районе Калужской области. Сходные задачи решает учрежденное чуть раньше в том же году некоммерческое партнерство «Русская усадьба».

В последние годы большие споры и дискуссии в обществе вызывает вопрос о передаче усадебных комплексов в частную собственность либо в долгосрочную аренду. В начале августа 2004 года Правительство Москвы утвердило разработанную столичным Комитетом по туризму программу «Венок русских усадеб». Цель – сделать сохранившиеся исторические усадебные комплексы престижными объектами для посещения отечественными и зарубежными туристами, привлечь всеобщее внимание к этим памятникам, немалая часть которых по сей день известна в основном профессионалам и знатокам-энтузиастам. Нет сомнения: успешная реализация замысла будет означать, что в судьбе русской усадьбы действительно происходят существенные перемены к лучшему.

Музейный туризм

Музейный туризм – это составляющая культурно-познавательного туризма, путешествие, предусматривающее обязательное посещение музеев, исторических центров городов, осмотр культурных исторических достопримечательностей, археологических раскопок.

В любой экскурсионной программе существует развлекательный компонент. Согласно последнему исследованию итальянского центра «Sociometrica», развлекательные экскурсии играют все более заметную роль в европейской индустрии туризма. Результат социологического исследования таков: самый посещаемый европейский туристический объект – французский Диснейлэнд. Итальянские исследователи проанализировали статистику посещений туристами основных достопримечательностей в пяти странах Европы Италии, Франции, Испании, Великобритании, Германии. Расчеты производились на основе данных билетного контроля, однако результаты имеют ряд погрешностей: во-первых, сопоставлялись данные разных, но хронологически близких лет, во-вторых, практически невозможно было определить численность посетителей крупных соборов и музеев, где отсутствуют входные билеты. Итог исследования таков: среди европейский государств лидирует Франция в приеме туристов с познавательно-развлекательными целями[12]

Во Франции, как ни в одной другой европейской стране, в туризм успешно внедряется синтез развлекательного и познавательного компонентов,

Серьезной мотивацией путешествий является желание ознакомиться с объектами культуры, что сочетается с любыми другими мотивами в разных комбинациях. «Музеям важно найти эффективные способы своего включения в индустрию туризма, билет в музей со скидкой или скидка на покупки в музейном магазине, предлагаемые при регистрации в гостинице, выгодны всем, в том числе туристу!»[13]

Для того чтобы выдержать конкуренцию с развлекательными объектами культурно-познавательный туризм должен обладать рядом существенных характеристик. В качестве примера можно привести ресторан музея П. Пикассо в Барселоне, где блюда носят названия произведений знаменитого художника. Множество кафе, ресторанов, музыкальных салонов, сувенирных лавок расположено в музеях Лондона, Парижа, Амстердама, Берлина, Вены, Праги. Под сводами храмов Рима, Лондона, Парижа, Кёльна, Петербурга религиозные службы, музейные экскурсии, концерты симфонической и камерной музыки, публичные лекции, занятия со студентами и школьниками, встречи клубных объединений взаимно дополняют друг друга[14]

Современный музей многофункционален, он не может игнорировать предпочтения и потребности публики, которая в начале ХХI в. представлена не скромными и пассивными зрителями, а музейной аудиторией – активной и деятельной, к которой применимы многочисленные методы социологического исследования с целью актуализации работы музея. Посредством музеев элементы культуры делаются более доступными, привлекательными, понятными для большинства населения, а туризм, приобретающий все более массовый характер, играет в этом процессе лидирующую роль.

Заключение

Музеи-заповедники и музеи-усадьбы относятся к числу наиболее ценных объектов культурного наследия. Вместе с национальными и природными парками, а также с некоторыми другими категориями особо охраняемых природных территорий они образуют своего рода природно-культурный (эколого-культурный) каркас территории страны, отражающий её этническое и культурное многообразие и во многом обусловливающий устойчивость ее развития. Именно этим объясняется объективная заинтересованность государства и общества в сохранении и развитии сформировавшейся сети этих учреждений культуры.

Проеденный в работе анализ использования потенциала музеев-усадеб в туризме Подмосковья, выявил, что сегодня наиболее интересно посещение Мураново, так как кроме традиционных показов, предоставляемых всеми усадьбами, здесь на протяжении всего проводятся массовые праздники, которые дополняют колорит самой усадьбы и создают дополнительные возможности отдыха для туристов, совмещая познавательный туризм с отдыхом. А именно этот вид отдыха на сегодняшний день наиболее перспективный востребованный.

Усадебные комплексы Подмосковья значительно отстают в развитии своего потенциала от усадеб, расположенных на территории города Москвы. Для того, чтобы оценить перспективы развития туристкой деятельности. Возможности современного использования могут быть наглядно продемонстрированы на примере использования усадеб, расположенных на территории города Москвы – Кузьминки и Кусково. Настоящее Кузьминок – это современное грамотное использование исторического наследия, это то, к чему нужно стремиться другим усадебным комплексам, хотя нельзя отрицать, что первым пунктом в этой работе должна стать материальная поддержка государственных структур.

Вторым примером хорошего использования имеющегося потенциала, может служить работа другой усадьбы, расположенной на территории города Москвы – Кусково. В летнее время в танцевальном зале Дворца проводятся концерты и музыкальные фестивали с участием русских и зарубежных исполнителей. В усадьбе проводятся большие народные гуляния, праздники, такие как «Медовый спас в Кускове». программа которого начинается с литургии в церкви Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. В программе праздника: популярная классическая музыка в исполнении лучших московских коллективов, кукольный театр “Петрушка”, игры, народные песни и забавы с ансамблем народной песни и пляски, водная баталия на пруду. В парке играет духовой оркестр. В танцевальном зале Дворца в это время можно увидеть фрагменты оперных спектаклей из репертуара театра Шереметьевых.

Возникает необходимость разработки новых туров. Новый турпродукт будет ориентирован на туристов, интересующихся историей России, желающих посетить музеи-усадьбы окрестностей Москвы.

Фото

Рис. 1. Дом Бенкендорфов восстановила Эмма Банза

Фото

Рис. 2. Дом Германа в усадьбе Виноградово (1914) Обе фотографии из Википедии


[1] Работа была подготовлена Д.М. Андриановой в 2019 году.

[2] Прим. редактора. Усадьба Виноградово территориально входила в состав г. Долгопрудного. В усадьбе располагались Кардиоревматологический детский санаторий «Долгие пруды» и Долгопрудненская агрохимическая опытная станция (ДАОС) им. академика Д.Н. Прянишникова, Усадьба поддерживалась в более-менее в первозданной сохранности. С передачей в 1919 г. территории усадьбы на баланс Московской области, ДАОС и санаторий были закрыты. В 2019 г. усадьба передана Москве, но продолжала приходить в запустение. Барские дома разрушались. На одном из них рухнула кровля. На территории усадьбы появился жилой микрорайон Москвы. Вопрос о сохранении усадьбы поднимался многажды, в том числе по Центральному телевидению. Только в 2024 г. начались работы по восстановлению усадьбы.

[3] Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 2(18) / Колл. авторов. Науч. ред. Л.В. Иванова. М.: “АИРО – ХХ”, 1996.  С. 28-35.

[4] Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 2(18) / Колл. авторов. Науч. ред. Л.В. Иванова. М., “АИРО – ХХ”, 1996. С. 28-35

[5] Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России, Москва: Вече, 2001. С. 75

[6] Низовский А.Ю. Указ соч. С. 81

[7] Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 / М., «АИРО – ХХ», 2002. С. 23.

[8] Николай Лукьянов. Исторические усадьбы: путь к возрождению? // Архитектура и строительство Москвы, 2004, № 6.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Николай Лукьянов. Указ. соч.

[12] Лысикова О.В. Указ. соч. С. 25.

[13] Лорд Б., Лорд Г. Д. Указ. соч. С. 69

[14] Лысикова О.В. Музейный туризм: маркетинговые стратегии. Саратов, СГТУ, 2005. С. 27.

 

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции