Мастерская прикладного творчества “ПАРАСКЕВА”. Свадебные обряды. (14.32 Kb) «РУССКАЯ СВАДЬБА» Свадьба всегда была одним из важнейших и ярчайших событий в жизни русского человека и его семьи. Свадьба во многом определяла всю дальнейшую судьбу человека: менялось его семейное и общественное положение, бытовой уклад, имущественное состояние, а у женщин – и место жительства. Поэтому отношение к свадьбе в народе было всегда самое серьезное. К ней основательно готовились, она тщательно организовывалась, весело и театрально игралась. Весь свадебный цикл состоял из четырех основных этапов: 1. Досвадебные обычаи – знакомства, смотры невест, девичьи гадания. 2. Предсвадебные обряды – сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки. 3. Свадебные обряды – отъезд жениха в свадебном поезде, застолье в доме невесты, венчание, свадебный пир, брачная ночь 4. Послесвадебные обряды – второй день свадьбы, визиты. Традиционная свадьба – это форма заключения брака, облеченная в ритуальное действие, наполненное множеством магических и охранных смыслов. Такой свадебный обряд направлен на создание крепкой семьи, на рождение и воспитание здорового потомства. Свадебный ритуал представлял собой развернутое театрализованное действие, органично включающее в себя целый ряд обрядов. Каждый из обрядов нес определенную смысловую нагрузку и сопровождался специальными песнями, плачами, приговорами, заговорами, играми, танцами. Сватовство представляло собой переговоры двух семей о возможности заключения брака между парнем и девушкой. Девичник – обряд прощания невесты с девичеством – был необходимым этапом перехода девушки в возрастную группу замужних женщин. Венчание являлось религиозным и юридическим оформлением брака. Брачная ночь – его физическим и правовым скреплением. Главный свадебный пир означал коллективное одобрение брака. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события -несостоятельность брака. Для вступления в брак необходимо было обязательно получить согласие родителей. Браки без разрешения матери и отца, по всеобщему поверью, несли сплошные несчастья, и самое страшное из них – бездетность. В этом мировоззрении видится проявление мудрой рациональности простого народа: молодые люди, не имеющие своего жизненного опыта, обязань! были соотнести свои предпочтения и эмоции с разумным и трезвым отношением к браку уже поживших людей. Женить сына или выдать замуж дочь – было долгом родителей. Главным условием правильного выбора было найти «ровнюшку» как по возрасту, так и по социальному положению: «Выбирай-ко себе, дитятко, что из ягод ты ягодку, По калинке – калинку, по малинке – малинку, Выбирай из князей себе княжича, из бояр – себе боярина, Суженого-ряженого, удалого доброго молодца!» Свадебное действо имело постоянный состав участников действующих лиц – свадебных чинов. Главными лицами на свадьбе были, конечно, жених и невеста. Активными участниками свадьбы являлись «Бояре» – родители жениха и невесты, крестные, близкие родственники и друзья, сваты, тысяцкий. «Дружка» – главный распорядитель свадьбы, должен был развлекать и оберегать свадьбу. Отличительным элементом дружки был кнут, с помощью которого он проводил различные магические действия. Накануне свадьбы невеста устраивала девичник, на котором она прощалась со своими «золотыми годами» – девичеством. Затем следовали ужин и омовение в бане. Мать и женщины подготавливали невесту к первой брачной ночи, снимали с нее страхи, мыли ее и приговаривали: «Мужа бояться – детей не видать», «Мойся, усок, промывайся, усок, скоро, усок, дадут мяса кусок». Утром за невестой приезжал жених с друзьями и боярами -«Свадебным поездом». Перед отъездом на венчание в доме невесты разыгрывались различные ритуалы выкупа невесты и одаривания подруг. Невеста просила благословения у матери: «Благослови, матушка, во святой час к венцу!». Мать с отцом подводили девушку к жениху со словами: «У нас была умна, а ты как хочешь для себя учи», и они получали благословение родителей: «Дай Бог под злат венец встать, дом нажить, детей водить!» К венцу невеста ехала с распущенными волосами, которые символизировали ее готовность к браку и переходное состояние – ни девушка, ни женщина. Венчание – кульминация свадьбы – церемония заключения брака в Православной церкви, а также регистрация его в метрических книгах. После венчания молодые приезжали в дом родителей жениха, где их уже ждал свадебный стол. Мать жениха выходила к молодым в вывернутой мехом наружу шубе: «Шуба тепла и мохната – жить вам тепло и богато!» Свадебный пир начинался с разрезания свадебного каравая и сыра. Изобилие стола сулило сытую последующую жизнь. Жениха и невесту именовали «князем молодым» и «княгиней молодой», и сажали на почетное место – в передний угол. Молодым не полагалось, есть жирное, и пить крепкое перед первой брачной ночью, это исключало зачатие в состоянии опьянения. В начале свадебного пира, так называемого «черного стола», пелись обычно печальные песни, невеста как бы горевала о жизни в родительском доме. После прощания с девичеством и домом начинался «красный стол» – величание молодых. Песни восхваляли достоинства жениха и невесты. По мере приближения ночи они становились все более веселыми, и, наконец, наставал момент особых свадебных песен с намеками и частушек с «рискованным» текстом: «Молодые спать пошли, Богу помолилися, чтобы пуще в одеяле ноги шевелилися». Молодых уводили на «брачное ложе», которое раньше устраивали в прохладном помещении или под клетью. Стелить постель для молодых было делом серьезным и важным, за него отвечала мать жениха. Постель стелили на 27 незашитых соломенных тюфяках. При этом использовались постельные принадлежности из приданого невесты, привезенного накануне: белые простыни, вышитые подзоры до самого пола, красивые одеяла и подушки. Брачную постель проверял дружка, он несколько раз ударял по постели кнутом, отгоняя нечистую силу. Кроме того, мальчик лет 6-8, «свадебный отрок», должен был трижды хлопнуть ладошкой по подушкам и слегка поваляться на приготовленной постели. Все эти действия сулили рождение первенца – мальчика. Брачная ночь заканчивала серию обрядовых действий, связанных с переходом девушки и парня из одной половозрастной группы в другую. Этот переход на символическом уровне осмыслялся как смерть и воскресение. Девушка и парень после брачной ночи, по древним представлениям, возрождались в новом качестве, что выражалось в смене прически, головного убора, одежды, поведения. События брачной ночи превращали парня в «молодого», а девицу – в «молодицу, молодушку, молодку». Список литературы: 1. «Славянская мифология», энциклопедический словарь. Изд: «Эллис Лак», Москва 1995г. 2. «Русский народ. Будни и праздники», энциклопедия. Изд: «Азбука-классика», Санкт-Петербург 2003 г. 3. «Благослови, родимая матушка…», статьи из серии «Культ предков», журнал «Материнство», январь 1998 г. 4. СВ. Горожанина, Л.М. Зайцева «Русский народный свадебный костюм». Изд: «Культура и традиция», Москва 2004 г. 5. «Русские обряды и традиции Народная кукла». Изд: «Патриот», Санкт-Петербург 2003г. 6. «Традиции русского дома», Н.Новгород 2003г. 7. Лубок. Стихи «Старый дед…» СКАЗКА «Как старик богатый взбесился, на молодой Дарьи женился. Как Дарья им мудрила, себе обнов накупила, бороду ему ощипала, старые кости потрепала. И как его похоронила, молодого мужа нажила» Жил был старичок, Богатый мужичок; За монаха в деревне слыл. Вдруг беда приключилася, Дарья-девка полюбилася. Собой красива, И толста на диво. Старик взбесился, На Дарье женился. Приданого не просил, Его на свои деньги нашил. Вот как закутил, Всю деревню удивил. Сам едва бродит, А жену молодую нажил. Дарья его целует, Словно молодого милует. Старик тает и тает, Старость забывает. С месяц Дарья его целовала, Во всем мужу угождала. Потом стала беситься, Захотела рядиться. На мужа стала кричать, Его всячески ругать, Им повелевать. А муж обновья покупает, Жене хочет угодить, Обновами её прельстить. Как обнову получает, Жена мужа целует, А неделя пройдет, То опять заорет, Давай, кричит, другую, Шубейку шелковую. Старик раз отказал, За то и пострадал. Дарья на него напала, Всю бороду исщипала, Кости старые потрепала И, все же, на своем настояла. Обнову себе купила, Да и дружка нажила. Старик видит, нет ласки, Не в свои сел салазки. Стал горевать, Сильно тосковать. На постель свалился, И со светом простился. Жена перекрестилася, Бежать к сундуку пустилася. Деньги обобрала, Дружку отдала. Мужа похоронила, От любви повыла. Деревня вся удивилась, Как она выть ухитрилась. Шесть недель проплясала, И собираться замуж стала. С дружком повенчалася, С деньгами наслаждалася. Старого мужа поминала. Дураком его называла. Над ним смеялася, Молодым мужем любовалася. Старики смотрите, Себя берегите, С ума не сходите, Старость не смешите. Прежде не женились, На невест не льстились, А теперь уже поздно, Вам молиться должно! (0.3 печатных листов в этом тексте)
|
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст музея > Выставки > Мастерская прикладного творчества “ПАРАСКЕВА”. Свадебные обряды.