[13]
«Товарищ, запомни правило простое:
Работаешь – сидя, отдыхай – стоя!»
(В. Маяковский)
Ключевое условие для грамотной организации места работы (занятий) – это минимум отвлекающих факторов. Как-то один мой сосед в купе в поезде, узнав, что я музыкант, спросил: «А ты можешь одновременно играть на баяне и разговаривать?» Многие очень гордятся своим умением – делать несколько дел одновременно, примерно, как водители маршруток. На самом деле такая многозадачность – миф. Ученые выяснили, что мозг не делает все дела одновременно, а очень быстро переключается между ними. И этот зазор времени, который возникает, когда мы пытаемся «вспомнить» чем занимались до того, как нас отвлекли – в итоге делает всю работу неэффективной. Коэффициент полезного действия такой работы падает в несколько раз.
Важно поработать определенное количество времени без отвлечения на что-либо, тогда это будет максимально эффективно.
Вряд ли можно считать хорошим местом для занятий коридор консерватории, где очень шумно и практически всегда много людей. Конечно, бывают ситуации, когда позаниматься необходимо, но если есть альтернатива, то лучше это время потратить, например, на подготовку семинара в библиотеке, где ничто не будет вам мешать.
Но и в классе может быть много отвлекающих факторов, и первый из них – ваш мобильный телефон. Его лучше отключить или, если это невозможно, положить рядом с собой, чтобы при звонке не бежать через весь класс и искать телефон в сумке. Вам кажется, что это мелочь? Произведем простой подсчёт. Предположим, ваша задача – позаниматься 60 минут. Обычный телефонный разговор продолжается, в среднем, 3-5 минут. Предположим, вы ответили на два звонка за час, что довольно распространено. Итого 10-15 % времени вы потратили на разговоры. Кроме того, мозгу и игровому аппарату требуется довольно длительное время, чтобы войти в ритм занятия, который сформировался до того, как вас отвлекли. Та же ситуация и с мессенджерами. Кажется, пустяк – быстро ответить на сообщение! Но на самом деле за это время пока вы отвечали, мозгу нужно сделать уйму дел: сконцентрироваться на сообщении, понять его смысл, подумать над ответом, набрать текст, потом вспомнить чем вы занимались и опять приступить к работе. На время занятий смартфон должен быть под запретом.
Опубл.: Пеунов В. Организация времени студентов музыкальных учебных заведений. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2022.
Полную версию работы можно приобрести: https://nnovcons.ru/izdaniya/