Э. ШАРНАССЕ. Шестиструнная гитара. Гл 2 (фрагмент)

26 октября, 2025

Глава вторая

[фрагмент]

[16]

 

Возрождение

В то время как строение большинства музыкальных инструментов продолжает эволюционировать, гитара, начиная с 1470 года, уже имеет вид, близкий к современному. Произведения изобразительного искусства, в первую очередь итальянского происхождения, донесли до нас черты такого инструмента.

Замечательный образец гитары ХV века запечатлен в мозаике, которая украшает стены небольшой студии Изабеллы д’Эсте в Мантуе. Однако этот инструмент кажется более громоздким и менее изысканным по сравнению с тем, который можно увидеть на фресках, сделанных Пинтуриккьо около 1492-1495 годов в апартаментах Борджиа в Ватикане. Истинно современной выглядит гитара в руках поэта Аккилини на гравюре мастера Маркантонио Раймонди, исполненной спустя примерно пятнадцать лет (ок. 1510). На всех изображениях того времени, где музыкант-гитарист представлен в момент игры, по-прежнему преобладает горизонтальное положение инструмента. Игра пальцами начинает брать верх над игрой плектром.

Первый золотой век. XVI век – знаменательный период в развитии гитары, хотя это время не привносит существенных новшеств в строение инструмента. Если до сих пор гитара занимала почетное, но не первостепенное место рядом с виолой, ребеком, арфой, лютней и псалтерионом, то теперь она внезапно выдвигается на первый план. Это важное изменение происходит около 1540 года; упоминание о нем можно найти в сочинении, выпущенном в Пуатье (1556). Автор его не без сожаления замечает: «В моем раннем детстве больше увлекались (лютней), чем гитарой; но в последние двенадцать или пятнадцать лет все наше общество обратилось к гитаре; исполнители на гитаре сегодня чаще встречаются во Франции, чем в Испании». Очень быстро мода распространяется на Западную Европу, завоевывая Фландрию, Англию, Италию. Как ни странно, Испания в этот перечень не попадает.

[17]

1. Гитаристы

В чем причина такой любви к гитаре? Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себе придворную жизнь того времени.

Зимой 1539/40 года Карл У совершает поездку по Франции. Не исключено, что его сопровождают придворные виуэлисты. Их инструменты могли привлечь внимание французов, которые приняли виуэлы за большие гитары. По другой версии (причем одно предположение не исключает второе) примером для подражания явился герцог Орлеанский, сын Франсуа. Он учится игре на гитаре, возможно для того, чтобы прельстить испанскую принцессу дочь или племянницу Карла V, которая незадолго до этого была обещана ему в жены. Воспитатель молодого герцога, поэт и музыкант Меллен де Сен-Желе дает ему уроки. В своей поэме Сен-Желе рассказывает, как из-за болезни герцога занятия на гитаре были временно прерваны.

Артистическая и интеллектуальная элита, хотя и влюбленная в лютню, считает себя обязанной последовать примеру герцога. Сам Ронсар признается:

…Очнувшись, трогаю струку моей гитары

И, прислонясь плечом к тенистой липе старой,

Читаю вслух стихи…

Это не просто поэтический образ. Сен-Желе подтверждает пристрастие Ронсара к гитаре:

… Ронсар, твоей трубе, ее небесной мощи

Внимали цепи гор и трепетные рощи.

Твоей гитары звон был сладостен садам…

Действительно, когда Ронсар обращается к образам античности, он воспевает лютню, но спасительное средство от любовных недугов он ищет в звуках гитары. Он посвящает ей оду, опубликованную в 1550 году, в пору, когда инструмент был особенно почитаем при дворе.

Моя гитара, славлю вновь тебя я!

Любим я и звенит струна твоя,

Звенит, когда, отвергнутый, страдаю,

Когда страстями раздираем я.

…Тебя, мою заветную гитару,

Я, как зеницу ока, берегу….

Подобно герцогу и этим двум поэтам, большинство лютнистов начинают осваивать гитару. Переход от одного инструмента к другому не представляет большой трудности, так как оба они обладают сходной техникой игры и одинаковым принципом строя. Однако гитаристы не без кокетства именуют себя лютнистами, поскольку такое звание им кажется значительно более почетным. По этой причине до нас дошло мало сведений о гитаристах той эпохи. В нотных сборниках сочинений для гитары мелькают имена отдельных любителей-гитаристов, но трудно установить их личности. Кто эта

[18]

мадемуазель де Трав, которую воспевал Сен-Желе и чья гитара украшена подписями нескольких любезных молодых людей? А эта очаровательная брюнетка, игру которой, затмевающую мастерство лучших лютнистов, восхваляет в своих стихах Оливье де Маньи? Профессиональные музыканты-исполнители известны лучше. Как и в предшествующие века, деревенские музыканты играют на гитаре. Некоторые из них обладают несколькими гитарами; разнообразие их размеров связано, без сомнения, с различными музыкальными задачами исполнителя – либо солировать, либо аккомпанировать певцу, либо участвовать в ансамбле.

Некоторые описи имущества того времени дают точные сведения об инструментах, бывших в собственности их владельцев. Так, в 1557 году в наследстве Никола Робийара, парижского музыканта исполнителя, остаются две гитары. Жан де Флёр, музыкант из Амьена, имеет в своем имуществе девять гитар (1554)! Возможно, он занимался торговлей или преподаванием.

В это время в кругах любителей гитара становится самым популярным инструментом. Более легкая, чем у лютни, техника игры позволяет исполнителю «блистать» даже без особой профессиональной подготовки.

Разбирая нотариальные документы, Франсуа Лезюр обнаружил наличие гитары у королевского советника, у сержанта сторожа замка, у столяра, у жены грузчика винного погреба. Это говорит о всеобщем распространении гитары.

Из Франции мода перекидывается на соседние страны – Фландрию и Англию. Что касается Англии, то здесь гитара сразу же вызывает бурный энтузиазм. В 1545 году инструмент еще воспринимается как новинка. Спустя два года Генрих VIII оставляет после смерти коллекцию, которая включает не менее двадцати одной гитары, что равно количеству лютен и виол.

2. Характеристика инструмента

Гитары той эпохи, по всей вероятности, не сохранились. Для того чтобы узнать технические характеристики инструментов, бывших в ту пору в употреблении, надо обратиться к нескольким уцелевшим гравюрам. Первый дошедший до нас технический» документ появляется в книгах о гитаре, выпущенных в середине века парижскими издателями Гранжоном и Фезанда. Другая гравюра помещена в начале труда, увидевшего свет в 1570 году во Фландрии. Все говорит за то, что она заимствована из «Школы», также парижской, опубликованной в 1551 году Ле Руа и Балларом, ставшими впоследствии крупнейшими издателями своего времени. На обеих гравюрах представлены довольно сходные по своему строению инструменты, хотя второй кажется все-таки более архаичным, чем первый. Форма выглядит достаточно устоявшейся, однако остается неясным, какой была нижняя дека – выпуклой или плоской? Это узнать невозможно. Резонаторное отверстие деки

[19]

украшено декоративной розеткой. Богато инкрустированы также обечайки. Подставка расположена по отношению к розетке достаточно низко. Мы видим, что струны натянуты, но способ их крепления на гравюре не обнаруживается. Короткий гриф имеет восемь порожков. В противоположность современной конструкции, жильные струны, из которых сделаны порожки, не вставляются в гриф, а завязываются самим исполнителем. Это дает возможность гитаристу регулировать расстояния между порожками, применяя соотношения либо уже известные, либо – что требует тонкого мастерства – такие, которые наиболее подходят для исполняемой пьесы и надежно обеспечивают точность отдельных интервалов.

Строение гитары. Обе гравюры ясно указывают, что инструмент имеет семь жильных струн, разделенных на четыре ряда (или «хора, по аналогии с голосами). Три низких ряда состоят из двойных струн. Самый высокий из одинарной струны, «chanterelle («певуньи»), получившей такое название в соответствии с ее предназначением. Использование семи струн, разделенных на четыре ряда, было характерно для всей Европы, но Испания, по всей види-мости, составляет исключение. Знаменитый испанский теоретик Хуан Бермудо в своем трактате «Книга, призывающая к изучению музыкальных инструментов» (1555) настаивает на том, что он видел гитару с пятью рядами.

Строй. К тому моменту, когда появился труд Бермудо, в Испании существовало два типа строя:

– старинный, в котором два низких ряда настроены в квинту, например: Фа, До, Ми, Ля;

– новый, в котором два низких ряда образуют не квинту, а кварту, например: Соль, До, Ми, Ля или Ре, Соль, Си, Ми.

В отличие от практики наших дней, инструмент тогда не обладал фиксированной высотой. Как отмечали теоретики, исполнитель натягивал первую струну в той мере, в какой она выдерживала натяжение; после этого она служила исходной точкой для настройки других струн. Таким образом, тесситура инструмента зависела от длины струны, и единственная сложность состояла в том, чтобы нисходящие ряды звучали в нужных интервалах.

Очень быстро утверждается новый строй. Именно он используется во французских сборниках 1550-х годов. Исполнители должны были хорошо его знать, потому что авторы не заботились о том, чтобы указывать его в начале каждого произведения. Только в одной «Первой книге», вышедшей у Ле Руа – Баллара, разъясняется – да и то в конце тома,- как надо настраивать инструмент.

Этот принцип настройки предполагает наличие кварты между низкими рядами, а также то, что струны предпоследнего ряда настроены в октаву. Вот тип строя, который использован в «Первой книге»:

Э. ШАРНАССЕ. Шестиструнная гитара. Гл 2 (фрагмент)

[20]

Зададимся, однако, вопросом все ли пьесы возможно было играть в таком строе? Какой стиль игры в этом случае был бы наиболее подходящим? На какой струне (при двойном ряде) – низкой, высокой или на обеих – надо извлекать звуки? Никакого объяснения не дано. Тем не менее, если исходить из музыкальных представлений, то кажется вероятным, что две струны одного ряда в процессе игры были самостоятельными. Для того чтобы лучше была слышна нужная высота звука, исполнитель мог брать либо высокую струну (если требовалось выделить или усилить мелодическую линию), либо низкую (в случае необходимости подчеркнуть басы). Однако теоретические руководства на этот счет хранят молчание.

Другие виды гитары. Описанная нами гитара, по своему строению родственная латинской, была не единственной среди употреблявшихся вто время типов гитар. Мавританская гитара продолжает существовать в виде инструмента с изящно выгнутой нижней декой и металлическими струнами, прикрепленными к краю корпуса. Используемый способ игры – струны не защипываются, а по ним ударяют плектром – дает ей название гитары баттенте (battente).

Другой инструмент, quinterne, вформе лютни, по-видимому, употребляется также в Германии. Себастьян Фирдунг в трактате «Музыка изученная…» (1511) и Мартин Агрикола в «Немецкой ин- струментальной музыке» (1529) вновь его представляют. Не очень, однако, ясно, насколько была распространена игра на этом инструменте. На заре XVII века Михаэль Преториус в своем труде «Syntagma musicum (1619) представит кинтерну с плоской нижней декой, сходную с такими гитарами, которые применялись в остальных странах Европы.[…]

Опубл.: Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней / пер. с фр. С. А. Кудрявицкой. М.: Музыка, 1991. С. 16-20.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции