С. ЛЕВИН. Духовые музыкальные инструменты в древнем мире. Индия

15 мая, 2023

[19]

Одно из значительнейших мест среди стран древнего мира принадлежит Индии. Путем археологических изысканий установлено, что уже в четвертом тысячелетии до нашей эры народы, обитавшие в долине Инда, достигли сравнительно высокого уровня культуры, а в IV веке нашей эры Индия становится в ряд наиболее передовых цивилизаций. Характерный для большинства стран Древнего Востока путь общественного развития Индии (от родового строя, через объединение племен — к классовому обществу), обусловил и многие черты сходства в области художественной культуры. Как и в других древневосточных государствах, музыка в Индии проникла во все области общественной жизни. Музыкальное искусство носило традиционный синкретический характер — было органически связано с пением и танцем. Наличествовала также резкая грань между музыкой культовой и придворной с их блеском и пышностью, и музыкой народно-бытовой, представленной производственно-трудовыми, лирическими и религиозно-обрядовыми песнями и плясками, сопровождавшимися игрой на многочисленных музыкальных инструментах.

Учение о музыке разрабатывалось в многочисленных трактатах. Древнеиндийская музыкальная эстетика придавала музыке магическое значение, утверждала ее как мощную силу воздействия на человека и на природу. Существовал, например, целый ряд напевов, способных якобы вызвать пожар или прекратить засуху. При помощи музыки считалось возможным повелеть скрыться солнцу и вызвать на землю мрак. Широко известно о заклинательных функциях музыки, связанных с укрощением змей, разъяренных слонов и т. д. На этой основе возникла вера в божественное происхождение музыки, нашедшая свое отражение в поэтических, литературных и научных памятниках Древней Индии.

Для древнеиндийского инструментария (подобно древнекитайскому) характерно богатство ударной и струнной групп. Количество духовых сравнительно невелико, но все же они представлены довольно разносторонне. Главным, наиболее почитаемым и распространенным духовым инструментом Древней Индии являлась ванша — разновидность поперечной флейты. По преданию, на ванше играл божественный Кришна. В его руках

[20]

флейта приобретала магическую силу: люди, растения и животные, заслышавшие ее нежные звуки, равно «содрогались от восторга». Из флейтовых следует упомянуть еще мурали (поперечная флейта) и лайю (продольная флейта со свистковым устройством).

Представителями мундштучных являлись: рана-сринга — высокозвучащий рог, опоясанный полыми обручами со свинцовыми шариками, гремевшими при сотрясении, а также древнейший духовой инструмент шанкха — труба из морской раковины.

Тембр ее отличался густотой и полнотой. Рана-сринга и шанкха использовались крайне разнообразно: для подачи военных сигналов, во время богослужебных и гражданских церемоний, а также для сопровождения танцев. Своеобразна по устройству ниасата-ранга. Она имела форму маленькой трубы. У верхнего конца располагалась металлическая пластинка с отверстием, прикрытым тонкой, легко колеблющейся пленкой. Инструмент прикладывался к шее, вблизи голосовых связок. Исполнитель издавал голосом звук, который усиливался пленкой, отвечающей на вибрацию голосовых связок. Возникало чистое и довольно сильное звучание. Имеются сведения о наличии у древних индийцев инструментов гобойного типа.

Однако, несмотря на черты сходства с музыкальной культурой стран Древнего Востока, музыка Индии отличалась целым рядом особенностей. Так, органическое слияние в музыкальной практике музыки, пения и танца не помешало тому, что в области философско-эстетической вокальная и инструментальная сферы оказались разделенными. Положив в основу музыкально эстетической концепции божественное происхождение звука, древнеиндийские теоретики разграничивают звучание человеческого Голоса (т. е. «звук как таковой») и звукоизвлечение инструментальное, обусловленное, по их мнению, определенным воздействием извне.[1] Кроме того, тесная связь древнеиндийского вокального искусства с поэтической стихотворной речью и декламацией влекла многообразие оттенков выразительности, импровизационно возникавших при каждом новом исполнении.

Для их фиксации была создана специальная система (так называемая «система шрути»)[2], позволявшая улавливать элементы речевой декламационное™ (незначительные понижения или повышения диатонических ступеней) путем введения в мелодический лад мельчайшего интервала — «шрути», способного передать самые тонкие исполнительские нюансы. Инструментальное искусство, в том числе и духовое, тесно соприкасавшееся с вокальным и воспринимавшее его особенности, чрезвычайно обогащало таким образом свои выразительные возможности.

Древнеиндийские эстетики утверждали, что музыка и, в частности, звучание отдельных инструментов, его характер, имеет пря-

[21]

мое воздействие на эмоциональный мир человека. Это приписывалось, прежде всего, ванше (флейте). В средневековом трактате «Сангитаратнакара» («Океан музыки»), принадлежащем перу одного из крупнейших индийских теоретиков музыки Шарнгадева (XIII в.), говорится:

«Тому, кто находится в пути, далеко от дома, кто стремится покорить сердце любимой, тому, кто измучен страданиями, следует играть на ванше нежные мелодии в умеренном темпе.

 Когда хотят вызвать раса любви, играют на ванше в любом темпе — быстром или другом.

Игра на ванше в быстром темпе, украшенная фиоритурами, применяется перед тем, кто объят гневом или гордыней…».[3]

Шарнгадева делает “интересную попытку классификации древнеиндийских инструментов на основании практического музицирования своего времени. Вновь подчеркивается чарующее звучание ванши:

«Существует четыре вида музыкальных инструментов, которые создают музыку, оттеняют ее и размеряют. Вот они: струнные, духовые, обтянутые кожей [барабаны] и металлические ударные. Первые два из них создают музыку, барабаны же и металлические ударные ее размеряют.»

При помазании царей, отправлении в путь и на празднествах, во время всех благоприятных церемоний — на свадьбах, при посвящении и тому подобном, в случае бедствий и волнений, а также войн, в драмах, где изображаются героический энтузиазм и гнев, применяются все музыкальные инструменты.

 Они [музыкальные инструменты] вызывают подъем духа у мужей и благоприятствуют [успеху], они заставляю т трепетать [от радости или волнения] сердца людей и уничтожают страдания.

Кто искусен в игре на вине,[4] зная сущность шрути, [различных] мелодий и ритмов, тот легко, без мучений, достигает освобождения. Поэтому Яджнявалкья и другие мудрецы говорят, что должно почитать вину. Трое издают музыкальные звуки; ванша, вина и [человеческое] тело. Среди них своим чарующим, нежным и приятным звуком славится ванша. Но высшим образцом красоты музыкального звука мудрые считают исполнение на ванше, вине и пение, звучащие в унисон».[5]

Большое внимание, уделяемое отдельным исполнителям— виртуозам в изобразительных, литературных и поэтических памятниках древней Индии, свидетельствует о признании и распространении в стране сольного исполнительства на музыкальных инструментах.


[1] См.: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 45.

[2] Шрути — минимальная интервальная доля; в октаве 22 шрути

[3] Музыкальная эстетика стран Востока, с. 137.

[4] Вина — струнный щипковый инструмент. Благодаря наличию резонирующих струн отличался мягким, приятным звуком. Почитался главным среди струнных инструментов — «царицей струнных».

[5] Музыкальная эстетика стран Востока, с. 136.

Опубл.: Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л.: Музыка, 1973. С. 19-21.

https://youtu.be/Tz-Xmh9mXow      Видео из Бостонского музея изящных искусств с игрой на вине

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции