М.С. Друскин
Собрание сочинений. Том пятый
«Русская революционная песня»
Рабочие песни[1]
[495]
Передо мной сборники со стихотворными текстами, нотами, подробными комментариями, вышедшие из печати за последние 10-15 лет на разных европейских языках. Сборники эти имеют различный объем и формат, отличаются и по типу издания — более популярному или исследовательскому. Но их объединяет общность содержания. Здесь опубликованы рабочие песни как старые, так и новые — лирические, повествовательные, эпические, боевые революционные.
Вот обширное собрание в двух томах чешского рабочего фольклора, изданное в 1958 году под редакцией В. Плетки и В. Карбусицкого [2].
Это издание подытожило первый этап изучения пролетарских песен в Чехословакии. Те же исследователи позже напечатали рассчитанную на массовую аудиторию краткую антологию международной революционной песни, рабочие баллады и т. д.
Еще до Чехословакии такая работа велась в ГДР: в начале 50-х годов проф. В. Штейниц выпустил в свет двухтомное собрание немецкого фольклора освободительной борьбы и социального протеста [3], где пред-
[496]
ставлены за многие столетия песни крестьян, ремесленников, солдат, рабочих. В 1954 году этой работе был придан систематический и планомерный характер: созданная при берлинской Академии искусств комиссия по собиранию массовых пролетарских песен (ее возглавляет И. Ламмель[4]) издала в серии под названием «Песня, рожденная в борьбе» ряд сборников. Тут и песни революции 1848 года, и песни против фашизма и войны, и песни агитпропгрупп, и песни молодежи, и песни, которые распевались заключенными в фашистских концлагерях…[5]
С конца 50-х годов сильно активизировалась деятельность венгерских фольклористов, среди которых выдвинулись энтузиасты этого дела — Й. Палинкаш и А. Сатмари. Назовем такие их издания, как сборник «Эй, хлеб черный!» (1964)[6], в первой части которого опубликованы революционные тексты и мелодии XVI-XIX веков, а во второй — песни XX века, или сборник антифашистских песен 1942-1945 годов (1965).
В солидном труде Н. Кауфмана содержатся песни болгарского революционного движения 1941-1944 годов; совсем недавно на материале румынского фольклора выпустила аналогичный сборник Е. Черна. Упомянем также специальные исследования англичанина А. Ллойда, немца Хейльфурта (ФРГ), поляка А. Дигача, посвященные горняцкому, шахтерскому фольклору. В ряде публикаций (например, югослава Р.Хроватина) отражен и партизанский фольклор[7].
В 1960 году издан богато иллюстрированный том «Песен итальянского Сопротивления»[8]. В подготовке этого тома к печати активное
[497]
участие принимал композитор и фольклорист Серджио Либеровичи. Позднее он совместно с М. Страньеро, рискуя жизнью, собрал песни «нового Сопротивления» во франкистской Испании[9]. За это издание составители подверглись полицейским репрессиям в Италии…[10]
В Советском Союзе песни революционной борьбы и социального протеста изучали музыковеды Л. Лебединский, Е. Гиппиус, Д. Житомирский и автор этих строк. Еще с 30-х годов начали выходить у нас в стране сборники — «Песни каторги и ссылки» (1930), «50 русских революционных песен» (1938), «Русские революционные песни» (1952)[11] и т.п. Готовится к печати капитальное исследование проф. Е.Гиппиуса и П.Ширяевой «Песни рабочего революционного движения в России»[12]; содержательные очерки опубликовал
Д.Житомирский в своих двух брошюрах — «Из истории песен[13] и «Из прошлого русской революционной песни»[14], частично касались этих вопросов И. Нестьев, А. Сохор, С. Дрейден[15] Немало
[498]
ценных исследований и публикаций за последние годы принадлежат литературоведам-фольклористам В.Гусеву, А.Нутрихину (Ленинград), К.Данилко (Одесса), Л.Элиасову (Улан-Удэ), К.Сергеевой (Горький), Р.Гельгардт (Калинин) и другим[16].
Все это отрадные факты. Консолидация сил ученых разных стран способствовала усилению интереса к музыкально-поэтическому творчеству рабочих, к замечательному революционно-песенному наследию пролетариата. Значительную роль сыграл Первый международный симпозиум по рабочему фольклору, проведенный в Чехословакии (в Либлице, близ Праги) в 1961 году. Теоретические положения симпозиума были развиты на научных конференциях в Софии и Свердловске в 1963 году[17], а в 1964-м — в Москве[18] и Берлине (большая часть этих материалов опубликована)[19].
Недавно закончил свою работу Второй международный симпозиум, посвященный рабочим революционным песням. На сей раз он состоялся в Югославии.
[499]
…Шахтерский город Веленья расположен на севере Словении, недалеко от австрийской границы, в гористой местности. Узкие, кривые улочки, двухэтажные дома под черепичными крышами, древние вывески—таков облик старого города, который словно прилепился к возвышающемуся над ним замку. Пониже, в просторной долине, раскинулся новый город, отстроенный как курорт в духе современной архитектуры.
В центре — просторная площадь, окаймленная высокими жилыми домами, театр, рабочий клуб. В специальном помещении—зал заседаний, где протекала работа симпозиума. В нем приняли участие представители 9 стран. На протяжении трех дней было заслушано 19 научных сообщений[20]. Состоялся также хоровой концерт бывших партизан из Любляны. Ряд рефератов носил информационный характер — докладчики сообщали о состоянии работы по изучению и собиранию рабочего фольклора в данной стране, что в целом создавало довольно внушительную картину. В других рефератах говорилось об актуальных проблемах изучения фольклора и эстетической его оценки. Мое сообщение было посвящено методам исследования мелодики рабочих песен. Как определить ее специфику? Как соотносится она с другими пластами народно-песенного творчества? Мне представляется, что во взаимодействии с ними, на основе нового идейно-образного содержания рождается и новое стилистическое качество, которое принесли с собой в мировую музыкальную культуру песни освободительного движения и революционной борьбы[21].
Конференция приняла ряд важных решений. В резолюции вновь подтверждается плодотворность международных контактов в деле изучения рабочего фольклора, необходимость сплочения усилий его исследователей и собирателей, совместных публикаций.
[1] [Опубликовано в журнале: Музыкальная жизнь. 1966. № 1. С. 10. Статья представляет собой отчет о работе Второго Международного симпозиума по рабочей песне (12-14 сентября 1965 г., г. Веленья, Югославия), в котором принимал участие Друскин. О работе симпозиума см. также в немецком издании: Deutsches Jahrbucn fur Volkskunde. 1966. Bd. 12. Tei I. S. 73-74.]
[2] [Karbusicky V., Pletka V. Delnicke piesne. Praga, 1958.]
[3] [Steinitz W. Deutsche Volkslieder demokratischen Charakters. Berlin, 1955; Steinitz W. Deutsche Volkslieder demokratishen Charakters aus sechs Jarhunderten. Band 2. Berlin: Akademie-Verlag, 1962. В первом томе представлены повстанческие бунтарские песни крестьян, ремесленников, солдат, рабочих, второй посвящен XIX и первой трети XX в., см. об этом: Друскин М. С. Зарубежная музыка послеоктябрьского периода в борьбе за мир и демократию. С. 126. Вольфганг Штейниц [Steinitz] (1905-1967) — видный немецкий языковед, этнограф, фольклорист, финно-угровед, участник совместных советско-немецких экспедиций к народам финно-угорской группы на территории СССР, автор работ о немецких демократических песнях.]
[4] [О работе комиссии немецкая исследовательница упоминает в письмах к М. С. Друскину, публикуемых в наст. изд. (см. с. 680).]
[5] [Das Lied—im Kampf geboren. Heft 1-10. Leipzig.]
[6] [Szatmari A., Pdlinkas I. He; kenjev, barna Kenjer. Budapest, 1964. Кроме того, Антал Сатмари и Йожеф Палинкаш в 1966 г. выпустили звучащую антологию «Факелоносцы», подробнее о ней см. Друскин М. С. Песни революционной Венгрии // Музыкальные кадры. 1966. 22 февраля. С. 2.]
[7] В этом же направлении много лет работает и белорусский музыковед Л. Мухаринская [см., например, ее работу: Мухаринская Л. П. Песни партизанского края // Советская музыка. 1965. № 5. С. 22-29].
[8] [Canti della Resistenza Italiana. Milano, I960.]
[9] [Liberovici S„ Straniero М. Canti della nuova resisttoza spagnola. Torino, 1962]
[10] [Подробнее о об этих и других сборниках антифашистских песен, песен партизан и борцов Сопротивления см.: Друскин М. С. Зарубежная музыка послеоктябрьского периода… С. 120-121.]
[11] [Составитель и автор научных комментариев — И. В. Нестьев.]
[12] [Этот огромный труд, подготавливаемый по договору с издательством Музгиз, так и не вышел в свет. Историю этого исследования см. ниже в комментариях к работе «Об изучении рабочего фольклора в СССР.]
[13] [Житомирский Д. В. Из истории песен «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Красное знамя», «Беснуйтесь тираны». М.: Сов. композитор, I960.]
[14] [Житомирский Д. В. Из прошлого русской революционной песни…] Многие из них в свое время печатались в журнале «Музыкальная жизнь».
[15] [См., например: Нестьев И. В. Русская советская песня. Лекция. М.; Л., 1951. (В помощь слушателю музыки); Нестьев И. В. Народная песня как основа музыкального искусства. М., 1961; Сохор А. Н. Русская советская песня. Л., 1959; Сохор А.Н. Стасов и революционная песня // Нева. 1956. № 10. С. 202; Сохор А.Н. «Интернационал» и его авторы. М., 1960. (В помощь слушателям народных университетов культуры) и др.; а также более ранние работы И. В. Нестьева и А. Н. Сохора, упоминавшиеся в Обзоре нотных публикаций. Среди многочисленных работ, опубликованных С. Д. Дрейденом в эти годы, назовем: «Пропаганда посредством песни». Перечитывая дооктябрьскую «Звезду» и «Правду» // Советская музыка. 1959. № 5. С. 14-27; № 7. С. 28-41; Верное оружие в борьбе // Музыкальная жизнь. 1964. № 7. С. 1-3; «Интернационал» в России // Советская музыка. 1962. № 5. С. 62-76; Революцией мобилизованные // Музыкальная жизнь. 1964. № 21. С. 3-4 и др. Позднее — в 1966 году—Симон Дрейден опубликовал свою капитальную монографию «Музыка— революции» (М.: Музыка, 1966).]
[16] [Работы названных и других исследователей упоминаются в совместном сообщении В. Е. Гусева и М. С. Друскина «Об изучении рабочего фольклора в СССР», публикуемом в наст, изд.]
[17] [О конференции в Свердловске см.; Там же.]
[18] [3-10 августа 1964 г. в Москве состоялся VII Международный конгресс антропологов и этнографов. Он стал большим событием не только в советской, но и в мировой науке. Заметное место среди выступлений отечественных и зарубежных фольклористов, принимавших участие в конгрессе, было отведено актуальным проблемам современного фольклора (прежде всего, фольклора рабочих, партизан и др.). О работе конгресса см.: К итогам работы VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук (МКАЭН) // Советская этнография. 1965. № 3. С. 3-11.]
[19] материалов Берлинской конференции, опубликованных в специальном номере журнала «Beitrage zur Musikwissenschaf» (Berlin. 1964. № 4), M. С. Друскин выделил статьи: В.Штейница «Рабочая песня и пролетарская культура», Э. Г. Мейера «Из деятельности боевого содружества рабочих певцов» и Ю. Эльснера «Влияние рабочего музыкального движения на боевые песни Эйслера» (см. Друскин М. С. Зарубежная музыка послеоктябрьского периода… С. 126).
[20] [В конференции принимали участие как представители стран т. н. соцлагеря, так и ученые из капиталистических государств: Р.Хроватин, Д. Неделькович, Н.С.Мартинович, Л.Дроппова, П.Влахович, Д. Антониевич (Югославия), М. С. Друскин, Б.Н.Путилов, В.Г.Базанов (СССР), И.Ламмель, Г.Штробах, Г.Крафт (ГДР), Ф.Вогель (Австрия), В.Плетка, М.Косова (Чехославакия), Н.Кауфман (Болгария), А. Сатмари (Венгрия), А. Дигач (Польша), Чобано (Румыния) и др.]
[21] [Текст доклада впервые публикуется на с. 509-516 наст, изд.] «В Союз обществ югославских Фольклористов Любляна Вольфова 8/II <1965> Ко II Международному симпозиуму по рабочей песне направляем Вам сообщение профессора, доктора искусствоведения М. С. Друскина, составленное им при участии старшего научного сотрудника Института русской литературы В. Е. Гусева. Сообщение посвящено вопросам изучения рабочей песни в СССР». В.Гусев (Ленинград), М.Друскин (Ленинград)
Опубл.: Друскин М.С. Собрание сочинений: в 7 т. / ред.-сост. Л.Г. Ковнацкая; Рос. ин-т истории искусств; СПбГК. Т. 5: Русская революционная песня; СПб.: Композитор, 2012. С. 495-499.