Опубликован сборник «Места памяти жертв политических репрессий Нижегородской области»

23 апреля, 2020
В.А. Бебихов
Отзыв о сборнике «Места памяти жертв политических репрессий Нижегородской области»
Это Учебно-методическое издание Комиссии при губернаторе Нижегородской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и Государственно-правового департамента Нижегородской области – на основе официальных документов  и архивных материалов, в частности В.И. Жильцова,  И.М. Фаворской.
Составитель сборника – Н.О. Юдина.  Нижний Новгород, 2009 г.   Объём 80 листов. Тираж 200 экз.
В Предисловии  даётся справка о масштабе репрессий в Нижегородской обл. – в сопоставлении с масштабами репрессий  в стране.  Приведена «Карта Нижегородского  (Горьковского) ГУЛАГа»  – с  обозначением  78  тюрем, лагерей и  колоний, включая пять детских.
В гл. «Свидетельствуют очевидцы»  приведены фрагменты воспоминаний шести родственников репрессированных – жены, детей и внучки.
В гл. «Комиссия при губернаторе Нижегородской обл…» даётся короткое сообщение о   её работе.  Одно из направлений  плодотворной деятельности – увековечивание памяти репрессированных.
В гл. «Придти и поклониться» рассказывается о 12 памятных знаках –  мемориальном комплексе,  памятниках, памятных и мемориальных крестах и мемориальной доске – (приведены их фотографии)   жертвам политических репрессий в Нижнем Новгороде и районах области, об инициаторах установки памятных знаков. Рассказывается о Мемориальном музее-квартире  академика А.Д. Сахарова.
В издании приведёны выдержки из следующих правительственных документов «по репрессированию» (регламентирующих и «оправдывающих» репрессии)  и по «восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий».
«О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ. Постановление СНК 5 сентября 1918 г.»:
«Совет Народных Комиссаров…  находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью;…   что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путём их изолирования в концентрационных лагерях;  что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам;  что  необходимо опубликовать имена всех расстрелянных,  а также основание применения к ним этой меры».
Слово «прикосновенные»  соответствует размаху репрессий.  Сохранилась память лишь о некоторых из расстрелянных.
«ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РСФСР 1926 ГОДА. Особая часть. Глава 1. Преступления государственные»:
   Даётся определение, «какое действие (включая шпионаж) является контрреволюционным».  Это «всякое действие, направленное к свержению власти рабоче-крестьянских Советов…, также действия в направлении помощи  той части международной буржуазии, которая не признаёт … коммунистической системы собственности и стремится к её свержению». Также «действие, которое… содержит в себе покушение на основные политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции».
Указываются наказания в зависимости от вида и тяжести преступления.  Здесь диапазон от расстрела, «не ниже пяти лет с конфискацией имущества», до «не ниже шести месяцев», «до трёх месяцев».
«ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РСФСР 1926 ГОДА. Особая часть. Глава 4. Нарушение правил об отделении церкви от государства»:
Наказываются: «преподавание малолетним или несовершеннолетним вероучений в …  учебных заведениях», «принудительное взимание сборов в пользу церковных или религиозных групп», «присвоение себе религиозными или церковными организациями административных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц»,  «совершение в государственных и общественных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов»  – принудительными работами до одного года или штрафом.
Но наказывается и «воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан, –  принудительными работами до шести месяцев.
«ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ народного комиссара внутренних дел Союза ССР  00447. ОБ ОПЕРАЦИИ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, УГОЛОВНИКОВ И ДР. АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. 30 июля 1937 г., гор. Москва»:
«… задача – разгромить всю эту банду антисоветских элементов…».
«ПРИКАЗЫВАЮ – С 5 АВГУСТА 1937 ГОДА ВО ВСЕХ РЕСПУБЛИКАХ, КРАЯХ И ОБЛАСТЯХ НАЧАТЬ ОПЕРАЦИЮ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, АКТИВНЫХ АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И УГОЛОВНИКОВ».
«…руководствоваться следующим:
1.КОНТИНГЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ
… бывшие кулаки и социально опасные элементы,… члены антисоветских партий, … бывшие белые, жандармы, чиновники,…  наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских…, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований, … уголовники… в деревне… и в городе… и под стражей».  Если они продолжают антисоветскую или уголовную  деятельность.
«2.О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫХ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ»
«…две категории:
а) … все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрению их дел на тройках,  – РАССТРЕЛУ;
б)…все остальные… Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них заключению на те же сроки в  тюрьмы…»
«3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ
…начать 5 августа 1937 года и закончить в четырёхмесячный срок».
«НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Н. ЕЖОВ)».
Документ развязал большой террор. Имели место расстрел или заключение на 8-10 лет каждому из арестованных – при формальном рассмотрении его дела на тройках. Многие из арестованных «признавались» в совершении преступлений (этого и добивались следователи), надеясь, что можно будет  на судебном рассмотрении заявить о «признании под пытками». Репрессии над заключёнными выражались в расстрелах (усилившихся во время Отечественной войны), добавлениях срока заключения (нередко после отбывания  заключённым наказания, иногда неоднократно).
Каждый следующий документ расширяет сферу репрессий и ужесточает их – в соответствии с лживым тезисом Сталина:  «Укрепление Советской власти сопровождается усилением классовой борьбы».
«18 октября 1991 года № 1761-1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН О реабилитации жертв политических репрессий»
«…Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий… , восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба…»
«1.Общие положения
Ст. 1.  Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп лиц из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод…
Ст. 1.1.  Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно».
В статьях 3-5 перечисляются обстоятельства, при которых лица подлежат  или не подлежат реабилитации.
«2. Порядок реабилитации»
Регламентируются порядок подачи заявления и ход дела по реабилитации.
«3. Последствия реабилитации»
«Ст. 12. Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских или специальных знаниях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации… Реабилитированным лицам  и их наследникам возмещается причинённый в связи с репрессиями материальный вред…»
В следующих статьях конкретизируются положения статьи 12.  Действия статей распространяются «на граждан, осуждённых в связи с событиями в г. Новочеркасске и впоследствии реабилитированных».
Это Новочеркасский расстрел 1962 г.  Было убито и ранено около сотни рабочих, когда по приказу Н. Хрущёва  против рабочих,  протестовавших из-за  поднятия цен в стране при снижении заводских расценок на треть, «были приняты все возможные меры для подавления сопротивления». По суду семеро «зачинщиков» было расстреляно.
«Ст. 18. Списки лиц, реабилитированных…, публикуются…  Признанные в преступлениях против правосудия…  несут уголовную ответственность, сведения о лицах, признанных в установленном порядке виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публикуются…»
Несомненное достоинство этого крайне  нужного сборника  – наличие регламентирующих документов. Это позволяет вдумчивому читателю вникнуть в то, как были организованы руководством страны  репрессии с миллионами жертв.  Жаль, что нет документов, отражающих то, что большая часть арестов  совершалась планомерно «по производственной необходимости», выраженной заявками комиссариатов.
Поскольку издание оправдано «рассчитано на широкий круг читателей»,  необходимо скорейшее его переиздание (с учётом новых  памятных знаков) –  в гораздо большем тираже.  Следует сопроводить документы пояснениями (их попытался наметить автор отзыва). Желательно  расширить главу воспоминаний.
В.А. Бебихов, сентябрь 2009 г.
© Открытый текст
размещено 1.12.2009

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.12.2009
  • Автор: Бебихов В.А.
  • Размер: 11.43 Kb
  • © Бебихов В.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции