Опубликован сборник «На тернистом пути просвещения. Воспоминания о репрессированных нижегородских педагогах»

4 июня, 2020
 «На тернистом пути просвещения. Воспоминания о репрессированных нижегородских педагогах». Нижний Новгород, 2010. 300 экз.
Издатели: Государственно-правовой департамент Нижегородской обл. и Комиссия при губернаторе Нижегородской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессийСоставитель (также автор Предисловия и двух работ) – И.М. Фаворская, редактор – Н.О. Юдина.
Сборник – продолжение важнейшей работы по  сохранению памяти о репрессированных в Нижегородской обл.  Из предыдущих сборников: «Места памяти жертв политических репрессий Нижегородской области» (Нижний Новгород, 2009), и «Опалённые лихолетьем. Очерки о нижегородских деятелях культуры и искусства, репрессированных в 30-70-е годы ХХ века» (Нижний Новгород, 2009).
Выпуск сборника приурочен к Году учителя. Имеется его расширенная    электронная версия, распространяемая в школах.
Как сказано в Предисловии,  «…собраны воспоминания о нижегородских учителях, ставших жертвами политических репрессий 1920-1970 годов. Авторы воспоминаний – члены общественной организации  «Защита прав жертв политических репрессий» Нижегородской обл., родственники и дети репрессированных учителей. Несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие на их долю, многие авторы сумели многого добиться в жизни, сохранить в себе уважение к людям. Некоторые из них продолжили дело своих родителей, посвятив жизнь педагогике». В воспоминаниях рассказывается не только о репрессированных, но и о трудной жизни ЧСВН – членов семей врагов народа. Воспоминания  – в 11 работах. Ниже – о них, по возможности коротко.
М.Н. Тихоненкова  Династия учителей Капустиных.
А.Д. Капустин, 1882-1939, – революционер, до и после ВОСР сельский учитель, как и его жена (заведующая школой с 1920 по 1946 г.). Создатель товарищества по совместной обработке земли. С организацией колхоза его бухгалтер. Хорошее положение колхоза сохранялось  до выполнения нелепых бюрократических указаний сверху, что привело к упадку колхоза с обнищанием деревни.
Арест  в 1937 г., нахождение в тюрьмах, смерть в 1939 г.
Дочь Ольга, 1918-2006, – более 30 лет авторитетный преподаватель НТПУ.  В последние годы – активная работа в Обществе старых нижегородцев.
Н.Р. Долгачёва  Роман Егорович Вагнер.
Р.Е. Вагнер –  отец автора.   Отец был  арестован  3 июля 1941 г., когда работал  заведующим   кафедрой в Индустриальном институте. Был обвинен то в контрреволюционной деятельности, то в антисоветской пропаганде, также в несогласии с заключением Брестского мира. Осужден на «10 лет тюремно-лагерного режима», умер, якобы, «от инфаркта миокарда и острого туберкулёза 5 мая 1942 г., т. е.   через 10 дней после суда».
Трудная, как у  всех в войну, жизнь  отягощалась тем, что мать и её дети – ЧСВН, , да ещё с немецкой  фамилией.
И.М. Фаворская  Карп Васильевич Ефимов.
К.В. Ефимов, курсант училища,  был арестован 16 октября 1942 г. по обвинению по статье 58/2-11  «Контрреволюционная деятельность  и свержение советской власти». Претерпел ночные допросы с побоями. Через полгода, после освобождения медкомиссией, был направлен в  госпиталь, потом домой для восстановления здоровья. Далее – служба в армии до 1948 г.
 Ефимов – широко известный Семёновский краевед и учитель. Благодаря ему «стали известны белые страницы биографии… Бориса Корнилова». И что поэт «был расстрелян (в 1939 г.) и захоронен в общей могиле в Левашёвской пустыне под Ленинградом. На этом месте Карп Васильевич установил памятный крест…, организовал своих учеников на помощь… Таисии Михайловне, матери Корнилова».
Е.А. Пономарёва  О муже, о времени и о себе.
Почти год с весны 1970 г. шёл судебный процесс над четырьмя студентами  ГГУ. Один из них  – муж автора Сергей Понамарёв. Автор – одна из свидетелей, с мужем виделась в зале суда. По его решению  Сергею  – срок наказания 5 лет. К жене, как и др. свидетелям,  которые «способствовали осуждённым», были  «приняты меры общественного воздействия». Последовали дисквалификация и год «без работы, без средств  к существованию».
Сергей, в частности,  распространял произведения «самиздата» и обсуждал их. Участвовал в создании листовки и её распространении (с женой). В листовке –  «требования: свобода политических союзов и организаций, амнистия политическим заключённым и отмена преследований за политические убеждения, отмена цензуры, опубликование архивных документов 30-50-х гг.».
После освобождения, находясь под наблюдением,  Сергей не мог найти работу.
Он работает в «фонде Солженицина в помощь зекам». В 1976 г. навещает ак. Сахарова в г. Горьком. «По инициативе Сергея был создан музей» Сахарова.  «Сергей был первым директором, многое делал для восстановления прав репрессированных».
А.И.Зеленцова  По завету отца.
Родители автора И.И. и Г.Ф. Гладковы «родились и выросли в крестьянской семье». Отец, сплавщик леса, «всегда мечтал, чтобы его дети стали народными учителями».
В 1930 г. – арест отца, три года концлагеря. Второй арест – 25.10.37.,  «приговорён «тройкой» 14.12.37. к высшей мере наказания. Расстрелян 22.12.37. 17.12.39. приговор был отменён.
«Было трудно, невыносимо трудно. А в 1938 г. у нас ещё и дом сгорел… Мама…  сделала всё возможное, чтобы исполнить мечту мужа».
«Сестрёнка Валентина… рано умерла…. Анна проработала учителем… 37 лет. Награждена орденом Трудового Красного Знамени». Виктор,  участник ВОВ, был директором семилетней школы, потом «директором крупного Нежитинского совхоза». «Мой стаж работы в школе 47 лет… Мою работу ценили… Мне 76 лет, но я по-прежнему занимаюсь с детьми».
А.Л.Волкова   Леонтий Васильевич Черняк.
Автор  – дочь Л.В. Черняка, 1905-1938,  директора школы и учителя.  30 ноября 1937 г.  его арест – по доносам учителя («якобы, он (Черняк) отравил покос…»), просившего Черняка «уступить место директора школы». Черняк «умер в местах заключения… 7 мая 1938 года от крупозного воспаления лёгких в Амурской обл.».
В 1960 г., «в  селе Новая речка, где папа работал до ареста и где мы жили,… полная изба народу собралась… Они меня обнимали, плакали, вспоминали отца…».
Э.Д. Рогачёва  Александра Алексеевна Калентьева.
Автор воспоминаний – дочь А.А. Калентьевой, 1901-1967, родившейся  в селе Ратунино Нижегородской губернии.  Она «активистка, комсомолка  20-х годов», учительница, начавшая работу в 1928 г. в ленинградской школе беспризорников «учителем и воспитателем, классным руководителем».
«В 1926 г. вышла замуж за военнослужащего, корейца, Д.Ф  Лихону., с которым в 1928 г. уехала в Ленинград. Отец… работал… в АртНИИ (Артиллерийском) по разработке новых взрывчатых веществ  под общим руководством маршала Тухачевского». «В 1937 г. отец был репрессирован».
Примечание автора отзыва. «Его скоро расстреляли», см.  ст.  Э.Д. Рогачёвй  О жизни Д.Ф. Лихону, том 30 Памятных записок   Общества старых нижегородцев.
За матерью приходили… как за, женой «врага народа, она… скрывалась, ночуя у знакомых…  Потом удалось выехать на родину…  мама безуспешно пыталась устроиться на работу». Помог М.И. Родионов, тогда заведующий ОБЛОНО.
 «Когда началась война,… маму назначили  директором школы… Мама занималась устройством жилья, организацией помощи дровами… Барминская средняя школа всегда была краснознамённой. Мама – кавалер медали «За доблестный труд  в ВОВ 1941-1945 г.г.». Она отказалась от ордена Ленина – «не хотела, чтобы ворошили её биографию жены врага народа».
Э.И. Гонова  Александра Александровна Брянцева.
Автор – дочь А.А. Брянцевой.  Она училась в женском монастыре. С 16 лет сельская учительница. В Гражданскую войну – член продотряда, однажды убедившая мужиков, «одна, без оружия», сдать продукты.
Потом ликвидация безграмотности. Боролась с религиозными предрассудками. В 1933 г. она «возглавила кампанию по сжиганию трупов… А трупами было усеяно всё Поволжье после победоносной сталинской коллективизации».
Отец И.К. Басков – «в революцию возглавлял губернский комитет комсомола… Кроме… варшавского наступления, были и подавление Кронштадтского и антоновского мятежа».
«К концу 30-х годов начались расстрелы героев Гражданской войны. С моего отца потребовали компромат на маршала Тухачевского и Гамарника. Отец был замучен до смерти и погиб. Мать, у неё четверо детей, «надоела всем инстанциям, разыскивая мужа,… доказывала, что кристально честный человек не может быть врагом… За это… получила 58-ю статью, 10 лет ГУЛАГа. Нас увезли в колонию для детей врагов народа и малолетних преступников. Братик там умер».
Мать «выжила… Освободившисьв1947 году, стирала пелёнки в Анкудиновском доме ребёнка… Красовалась на Доске почёта за чистоту бараков и уличных туалетов… про ГУЛАГ говорила, что великие дела не совершаются без ошибок».
Т.А. Новосёлова  Педагогическая династия.
Автор – дочь А.Ф. Умнова, блестящего педагога, руководителя хоровой капеллы при консерватории, ведущего большую музыкально-просветительскую работу в ВУЗах.
В 1941 г. совпали Пасха и майский праздник. Отец «предпочёл демонстрации службу в церкви, за что и пострадал». Он «был арестован 23.04.42.,  и 07.07.42. областным судом  приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и 3 годам поражения в правах. В 1961 г.  был реабилитирован».
«Вся наша семья, в которой было четверо детей, подверглась репрессиям и нечеловеческим страданиям… Моя мать… всю свою жизнь посвятила воспитанию и становлению своих детей».
Брат Вячеслав дошёл до Берлина, имеет боевые награды. Как офицер-медик, трагически погиб в 1953 г. Игорь –  заслуженный автозаводец, руководитель Центральной лаборатории двигателей. Екатерина – талантливый врач.
Автор воспоминаний  «проработала более полувека в школе». Она разработчик авторской программы «Развитие личности младших школьников средствами родного языка».
И.М. Фаворская  Роман Николаевич Литвинов.
Р.Н. Литвинов как студент Варшавского индустриального института вместе с ним был эвакуирован в Нижний Новгород во время войны с Германией.
 В мае 1934 г. он, заведующий кафедрой Политехнического института, «был арестован по… обвинению в том, что, якобы, изобретал что-то вроде гиперболоида, чтобы его лучами убить товарища Сталина… был осуждён на 10 лет и отправлен на Соловки». Там он подружился с П.А. Флоренским. В 1937 г. оба в Ленинграде «были расстреляны и похоронены в братской могиле на территории Левашовской  пустыни».
М. Воронина  Анна Александровна Корватовская.
А.А. Корватовская – дворянка, дочь «члена и казначея городской управы».
В 1908 г. Анна выходит замуж за земского начальника С. Инсарова, в его имении «живёт, как помещица». Увлечение мужа – разведение «племенных орловских рысаков». После ВОСР муж сдал рысаков, стал «организатором первых колхозных общественных конюшен». Потом он – в Городце инструктор по племенному коневодству.
Анна, чтобы  помочь мужу «семью в семь человек прокормить», окончив курсы  животноводства, участвует в работе мужа, также «стегает ватные одеяла» и продаёт их.
С 1932 г. Анна – учительница. С 1935 г. её класс «полностью состоит из детей репрессированных врагов народа». Они «достойно несли свою нелёгкую участь».
Муж и жена «постоянно опасались, что их происхождение неблагоприятно скажется на детях,… выжили и детей вырастили».
Сентябрь 2010 г.
В.А. Бебихов
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 10.10.2010 

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 13.10.2010
  • Автор: Бебихов В.А.
  • Размер: 13.69 Kb
  • © Бебихов В.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции