В. СЫРОВ. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) (22.24 Kb) 

  [280] В наши дни, когда конфронтация массовой и элитарной культур сменяется активным диалогом, интересно проследить это на примере явлений, которые когда-то эту конфронтацию олицетворяли. Имеются в виду «шлягер» и «шедевр». И, действительно, трудно представить себе что-нибудь более далекое, чем классический шедевр и популярный шлягер. С одной стороны -олицетворение вершин искусства, непреходящих духовных ценностей, знак… Читать далее »

А. ЦУКЕР. Интеллигенция поет блатные песни (блатная песня в советской и постсоветской культуре) (44.05 Kb) 

Анатолий ЦУКЕР (Ростов-на-Дону) [289] Начну с небольшой заметки в газете «Новые Известия», информирующей о том, что 6 апреля 2000 года в одном из московских ресторанов состоялся первый международный конкурс чернокожих исполнителей российских блатных, лагерных и дворовых песен «Черная Мурка-2000». В нем приняли участие лредставители различных африканских стран. Конкурс был посвящен 80-летию знаменитой песни «Мурка», за… Читать далее »

А.В. МИХАЙЛОВ. Выдающийся музыкальный критик (28.06 Kb) 

[281] Время течет быстро, и те деятели культуры, которые совсем недавно привлекали к себе всеобщее внимание, находились в центре событий и вызывали ожесточенную полемику, отодвигаются, как это нередко происходит, в академическую тишину и покой, никого больше не трогают и не занимают. Они, как говорится, перестали быть актуальными. Нечто подобное произошло с Теодором Адорно, имя которого… Читать далее »

О.В. СОКОЛОВ. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / Введение. Гл. 1: Морфологическая система музыки (52.92 Kb) 

[3] ВВЕДЕНИЕ   Что такое музыкальный жанр? Совершенно очевидно, что это понятие принадлежит к числу самых распространенных в музыкознании: невозможно найти ни одной работы, которая бы так или иначе его не касалась. И в то же время сущность его до сих пор остается непроясненной, служит предметом дискуссий, вызывает все новые и новые толкования. Современное музыкознание… Читать далее »

О.В. СОКОЛОВ. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / Гл. 8: Жанр в контексте музыкальной культуры (61.41 Kb) 

[184] ГЛАВА VIII ЖАНР В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Как говорилось во Введении, предлагаемая морфологическая система наиболее адекватно отражает европейскую музыку Нового времени. Но сама европейская музыкальная культура складывалась в течение многих веков и претерпела в дальнейшем длительную эволюцию, продолжающуюся по сей день. Поэтому необходимо представлять морфологическую систему как динамическую, учитывающую всевозможные изменения в жизни родов… Читать далее »

М. АРАНОВСКИЙ. Текст как междисциплинарная проблема

Опубл.: Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: «Композитор», 1998. “между музыкой и литературой существуют обратно пропорциональные отношения. Явность музыкальной структуры противостоит латентности структуры литературного текста, а латентность музыкального смысла — явности смысла литературного текста… История музыки — это история различных способов структурирования музыкального текста. А история музыкознания — это история способов обучения именно технике построения музыкального целого”

Т. АДОРНО. Типы отношения к музыке (57.51 Kb) 

[11] Если кто-нибудь непредвзято ответит на вопрос, что такое социология музыки, он, по-видимому, скажет: познание отношений между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой. Такое познание требует по своему существу обширнейших эмпирических исследований, на плодотворность которых можно, однако, рассчитывать только тогда, когда проблемы уже в теории образуют определенную структуру, когда известно, что релевантно и… Читать далее »

М. АРАНОВСКИЙ. Тезисы о музыкальной семантике

Объект, о котором пойдет речь, обладает столь высокой степенью неопределенности, что, кажется, граничит с неопределимостью

Г. ОРЛОВ. Древо музыки. Глава седьмая. Коммуникация (42.06 Kb) 

[356] Глава седьмая. КОММУНИКАЦИЯ Однажды мастер Кьюген выпалывал сорняки. Кусок кирпича упал на бамбук, и бамбук отозвался. В этот миг Кьюген испытал просветление и сказал: «Один удар, и всё, что я знал, забыто; больше мне нечего узнавать… Видение и звук заставили меня забыть о привычном». Дзен Коан. «Звук» Музыка и язык   Нередко мы слышим:… Читать далее »

М.Ш. БОНФЕЛЬД Музыка: язык или речь?

“Для полнценного решения всего комплекса вопросов, вытекающих из взаимоотношений музыкальной и вербальной коммуникаций, необходимо прежде всего точно и четко обозначить как то, что их объединяет, так и различающие их параметры и — главное — выявить систему, находящуюся в основе этих взаимоотношений. Только так можно нащупать почву для освоения и, соответственно, использования в исследованиях музыкального творчества методов и приемов, заимствованных из литературоведения и лингвистики”. Опубл.: Музыкальная коммуникация: сб. научных трудов. СПб, 1996.