Михаил СЕГЕЛЬМАН «Плач странствующего» (очерк о Двадцатой Шестой симфонии Н. Мясковского) (64.19 Kb) 

[55] Вместо предисловия «Я <…> стремлюсь не к искоренению <…> недостатков, что едва ли возможно непосредственно, а к тому, чтобы они <…> не мешали жить другим (а, следовательно, и мне); если это удается, я чувствую себя удовлетворенным и, главное, свободным (подчеркнуто автором. — М.С.) человеком; только такую свободу, заключающуюся в победе над собой, я признаю за свободу личности;… Читать далее »

XVII век в истории и культуре Русского Севера. Материалы XII Каргопольской научной конференции

Настоящий выпуск подготовлен по материалам XII Каргопольской научной конференции, состоявшейся в Каргополе 14-16 августа 2012 г. Она была посвящена 400-летию отражения осады польско-литовских интервентов защитниками Каргопольской крепости. На конференции обсуждены проблемы: «Русский Север в Смутное время», «Социоэкономическое и культурное состояние северных городов и сельских территорий», «Русская православная церковь в жизни средневекового общества».

Евгения ЧИГАРЕВА «Миф у Моцарта. Миф о Моцарте» (29.06 Kb) 

[139]  Тема моей статьи и сама статья распадаются на две части, и каждая из них могла бы послужить основой самостоятельного исследования. Конечно, в этом небольшом очерке я могу только наметить проблематику, расставить вехи, прочертить, хотя бы пунктиром, линию связи между двумя «подтемами». А мне представляется, что эта – причинно-следственная – связь существует. Говоря о мифе… Читать далее »

Руслан РАЗГУЛЯЕВ Уровни формообразующих связей в Сонате-воспоминании Н. Метнера (13.46 Kb) 

Соната-воспоминание Николая Метнера, открывающая первый цикл фортепианных пьес «Забытые мотивы», является одним из самых часто исполняемых сочинений композитора. Созданная в период между 1916 и 1920 годами, она стала излюбленным концертным номером в программах самого Метнера (премьера в авторском исполнении состоялась 28 января 1921 в Малом зале Московской консерватории [2 с.169]), так как композитор считал эту… Читать далее »

Д. Житомирский. Н. К. МЕТНЕР (заметки о стиле) (113.28 Kb) 

Д. Житомирский Н. К. МЕТНЕР (заметки о стиле)   [283]   1   Пожалуй, никому из крупных русских композиторов, чье творчество обратило на себя внимание в начале нашего века, не довелось получить столь определенную и устойчивую оценку, какую получил Метнер. Вероятно, это связано с его ранней зрелостью, с тем, что на протяжении всего творческого пути… Читать далее »

Анна ШТРОМ Две «музы» (О романсах Н. Метнера ор. 29 № 1 и С. Рахманинова ор. 34 № 1 на стихотворение А.С. Пушкина «Муза”) (26.64 Kb) 

[127] …и, слово, в музыку вернись… «Silentium». О.Мандельштам   Для своей романсовой лирики Н.Метнер отбирал поэтические тексты самой высокой пробы — стихотво­рения Гёте, Гейне, Ницше, Лермонтова, Тютчева, Фета и, конечно же, Пушкина. На его стихи им создан 31 ро­манс (при общем их числе 106). Среди них особняком стоит «Муза» — стихотворение, которое сам поэт назы­вал… Читать далее »

Н. Власова Монодрама «Ожидание» и кантата «Уцелевший из Варшавы» из кн. “Творчество Арнольда Шенберга” (47.19 Kb) 

Н. Власова Монодрама «Ожидание» и кантата «Уцелевший из Варшавы» (Фрагменты из книги «Творчество Арнольда Шёнберга») Монодрама «Ожидание»   [199] Монодраму «Ожидание» ор. 17 Шёнберг сочинил приблизительно за две недели 1909 года (работа над particella продолжалась с 27 августа по 12 сентября, партитура была готова в начале октября). Либретто по просьбе Шёнберга написала Мария Паппенхайм, которая… Читать далее »

М. РУБИН Густав Малер – композитор-гуманист (27.17 Kb) 

  Публикуется с сокращениями [69] Xотя со дня смерти Густава Малера прошло уже сорок семь лет [статья написана в 1958 году – Ред.], его творческий облик остается по сей день в плену исторических наслоений. Такое странное обстоятельство можно объяснить, как мне думается, двумя причинами: во-первых, творчество Малера сравнительно мало известно даже в музыкальных кругах. Исполнение его… Читать далее »

И. БАРСОВА «Песня о Земле» (83.87 Kb) 

 [295] «В последние полтора года я переживаю так бесконечно много, что едва ли смогу говорить об этом. Куда уж мне пытаться описать такой небывалый кризис! Я вижу все в новом свете, я сам нахожусь в непрерывном движении и совсем не удивился бы, если б заметил вдруг, что у меня новое тело (как Фауст в последней… Читать далее »

Н. ЗАПОРОЖЕЦ А.К. Лядов. Жизнь и творчество (фрагмент из книги) (19.87 Kb) 

[137] «ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО» В симфонической сказочной картине «Волшебное озеро» Лядов, по словам Б. В. Асафьева, осуществил музыкальными средствами «лирическое раскрытие длящегося, как песня, состояния природы»[1] «Вот как было у меня с озером,— рассказывал Лядов.— Знал я одно такое,— ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько… Читать далее »