Содерждание. Предисловие (12.52 Kb) ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА ОБЩЕСТВО СТАРЫХ НИЖЕГОРОДЦЕВ журнал «ПАМЯТНЫЕ ЗАПИСКИ» Том 36 Нижний Новгород 2011 год Главный редактор Э.Д.Рогачева Редакционная коллегия: Е.М. Безухова, В.И.Перевезенцев, В.А.Бебихов Фотоиллюстрации: И.А. и Б.Н.Кирпичниковы Компьютерная верстка и дизайн: С.В. Рогачева Содержание Предисловие редактора ………………………………………………………. Раздел 1. Юбилеи, юбилеи, юбилеи… ……………………………………… В.А.Харламов. «Кладезь» истории… Читать далее »
[26] Работа посвящена неординарной личности Эрика Сати (1866 – 1925) и некоторым его новациям в области музыкального языка XX столетия. Анализируются наиболее показательные в этом плане страницы творчества композитора. Впервые представлены отрывки из его оригинальных литературных произведений. Сейчас мы уже говорим о XX веке в прошедшем времени. Закончилось столетие, ставшее для мировой истории временем переворотов, в том… Читать далее »
[49] Эту и последующие статьи я публикую из наследия моего умершего друга. Первая из них, как мне кажется, поможет снискать ему друзей среди французов для его парижского предприятия, тогда как остальные, напротив, обязаны своим возникновением столь поразившим его отталкивающим сторонам в характере парижан и парижской жизни. Благодаря ли усилиям многих выдающихся деятелей искусства, которые и… Читать далее »
[7] В 1918 году А. Блок писал: «Возвратить людям всю полноту свободного искусства может только великая и всемирная “Революция, которая разрушит многовековую ложь цивилизации и поднимет народ на высоту артистического человечества». Для А. Блока это не было просто торжественными и пустыми словами. Он имел в виду совершенно определенную музыку, совершенно определенного композитора (или во… Читать далее »
[55] Вместо предисловия «Я <…> стремлюсь не к искоренению <…> недостатков, что едва ли возможно непосредственно, а к тому, чтобы они <…> не мешали жить другим (а, следовательно, и мне); если это удается, я чувствую себя удовлетворенным и, главное, свободным (подчеркнуто автором. — М.С.) человеком; только такую свободу, заключающуюся в победе над собой, я признаю за свободу личности;… Читать далее »
Настоящий выпуск подготовлен по материалам XII Каргопольской научной конференции, состоявшейся в Каргополе 14-16 августа 2012 г. Она была посвящена 400-летию отражения осады польско-литовских интервентов защитниками Каргопольской крепости. На конференции обсуждены проблемы: «Русский Север в Смутное время», «Социоэкономическое и культурное состояние северных городов и сельских территорий», «Русская православная церковь в жизни средневекового общества».
[139] Тема моей статьи и сама статья распадаются на две части, и каждая из них могла бы послужить основой самостоятельного исследования. Конечно, в этом небольшом очерке я могу только наметить проблематику, расставить вехи, прочертить, хотя бы пунктиром, линию связи между двумя «подтемами». А мне представляется, что эта – причинно-следственная – связь существует. Говоря о мифе… Читать далее »
Соната-воспоминание Николая Метнера, открывающая первый цикл фортепианных пьес «Забытые мотивы», является одним из самых часто исполняемых сочинений композитора. Созданная в период между 1916 и 1920 годами, она стала излюбленным концертным номером в программах самого Метнера (премьера в авторском исполнении состоялась 28 января 1921 в Малом зале Московской консерватории [2 с.169]), так как композитор считал эту… Читать далее »
Д. Житомирский Н. К. МЕТНЕР (заметки о стиле) [283] 1 Пожалуй, никому из крупных русских композиторов, чье творчество обратило на себя внимание в начале нашего века, не довелось получить столь определенную и устойчивую оценку, какую получил Метнер. Вероятно, это связано с его ранней зрелостью, с тем, что на протяжении всего творческого пути… Читать далее »
[127] …и, слово, в музыку вернись… «Silentium». О.Мандельштам Для своей романсовой лирики Н.Метнер отбирал поэтические тексты самой высокой пробы — стихотворения Гёте, Гейне, Ницше, Лермонтова, Тютчева, Фета и, конечно же, Пушкина. На его стихи им создан 31 романс (при общем их числе 106). Среди них особняком стоит «Муза» — стихотворение, которое сам поэт называл… Читать далее »