А. ЛУНАЧАРСКИЙ Основы художественного образования (69.61 Kb) 

[24] Часто возникают сомнения относительно того, оценивают ли современное государство и новая революционная общественность искусство как такую общественную функцию, ради которой стоит затрачивать средства, на которую стоит направлять силы? Разумеется, некоторый скептицизм в этом отношении возник, прежде всего, по причине поистине нищенской постановки нашего художественного образования. Весьма мало за последнее время был заметен прогресс в… Читать далее »

Ирина РОДИОНОВА Поздний период творчества Шимановского и судьба романтической эстетики в ХХ веке (50.61 Kb) 

[154] Среди композиторов первой половины XX века Кароль Шимановский является одной из наиболее сложных и одновременно странных фигур. Было бы преувеличением назвать его в ряду самых ярких явлений современной музыкальной культуры, какими стало творчество Шенберга, Бартока, Стравинского. Но музыкальный облик века включает в себя творчество Шимановского как одного из тончайших лириков своего времени, внесшего в… Читать далее »

Елена БРОНФИН Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия (1917 – 1922). Глава 4: Музыкальное воспитание и образование (82.97 Kb) 

[97] <…> В дореволюционной России музыкальное образование и воспитание было отдано на откуп всевозможным попечительным и благотворительным организациям и церкви. Государство этими вопросами занималось в минимальной степени, не мешая частной инициативе, но бдительно следя за тем, чтобы нигде и ни в чем не было крамолы. Массовое музыкальное образование и воспитание практически отсутствовало или, в лучшем… Читать далее »

Генрих ОРЛОВ «Военный реквием» Б. Бритена (102.02 Kb) 

  [65] Первое исполнение Военного реквиема на Британских островах состоялось в мае 1962 года. Вскоре он обошел крупнейшие концертные залы Европы и Америки. «Ни одно сочинение, написанное в XX веке, не имело более значительного и быстрого успеха, чем Военный реквием Бриттена; единодушное мнение провозгласило его самым зрелым и красноречивым проявлением таланта этого композитора».[1] Для характеристики успеха… Читать далее »

1925, 19 января. Циркуляр Главлита №225 “Об ответственных редакторах”

1925, 19 января. Циркуляр Главлита №225 “Об ответственных редакторах” (1.48 Kb) [По Главлиту] Об ответственных редакторах. 1925, 19 января Всем Издательствам г. Москвы. Циркуляром от 19 нюня 1924 года за № 1957, Главлит предложил издательствам: 1. Проставлять в конце периодического издания его ответственного редактора. При этом разъяснялось, что ответственным редактором считается лицо, значущееся в указанной… Читать далее »

Борис АСАФЬЕВ. Новая музыка <Малипьеро, Казелла, Барток, Шенберг, Кшенек, Штраус, Хиндемит, Стравинский, Мийо, Онеггер> (40.98 Kb) 

[160] Чем глубже, внимательнее, серьезнее и объективнее погружаться в многообразные течения современной западноевропейской музыки, тем сильнее растет убеждение в громадной ценности совершающегося продвижения творческой мысли композитора. Этот процесс я сознательно называю продвижением, потому что такие привычные, знаменующие обновление в искусстве понятия, как ренессанс, революция, реформация, не охватывают происходящей эволюции музыки во всем объеме. В некоторых… Читать далее »

Марк ПЕКАРСКИЙ Назад к Волконскому вперед (Глава четвертая) (70.39 Kb) 

Марк Пекарский   Назад к Волконскому вперед (Глава четвертая)   ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА В ЮНОСТИ (второй раздел разработки)   Как грустно и как красиво! Ему хотелось плакать, не о себе, а над этими словами, такими красивыми и грустными, как музыка. Колокол гудит. Прощай навеки! Прощай! Джеймс Джойс. «Портрет художника в юности» [73] Историческая родина «Первая утрата» (con lagrima[1]) Для… Читать далее »

Г. ТРЕЛИН Ленинский лозунг «Искусство – народу!» и становление советской музыкальной культуры (63.03 Kb) 

ЛЕНИНСКИЙ ЛОЗУНГ «ИСКУССТВО – НАРОДУ!» И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛА, РОЖДЕННАЯ ОКТЯБРЕМ [152] А. В. Луначарский дал весьма точное широкое определение сущности художественного просвещения: «Художественное просвещение имеет две связанные между собой, но тем не менее отличимые друг от друга стороны. Одной его задачей является широкое ознакомление масс с искусством, другою — стремление вызвать из… Читать далее »

В. РУБЦОВ. В.Н. Салманов (фрагмент из книги) (32.34 Kb) 

[9] ПРИЗВАНИЕ «…Если мы хотим знать, что вырастет из маленького зернышка, надо лишь поднять голову и взглянуть на дерево, с которого оно упало, отыскать глазами тот отросток, с которого семечко сорвалось, затем ветку, на которой держится этот отросток, наконец — ствол, спуститься вниз по стволу до самых корней и посмотреть, какая почва питала это дерево.»… Читать далее »

И. Барсова. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934-1937 годы в жизни Шостаковича (33.79 Kb) 

[137] Проблема «художник и власть в 30-е гг. в СССР» все еще далека от доскональной разработанности и полной ясности. Многое осложняет картину советского искусства этих лет, а именно: а)         противоречивое поведение самой власти в культурной политике, временами создававшее впечатление возможной либерализации (этот феномен детально проанализирован Л. Флейшманом)[1]; б)         вера в идеалы коммунизма одних и горькое… Читать далее »