Введение [4] В сравнении с другими аспектами большой проблемы «музыка и язык» (звук и слово) «риторический» аспект обладает специфическими преимуществами, выявляющимися наиболее полно в исследовании музыкального искусства XVII— первой половины XVIII в. Ведь риторика и ораторское искусство были для многих теоретиков и музыкантов того времени не просто соседствующим или даже родственным видом деятельности, а образцом,… Читать далее »
[169] Лишь в сорок лет Монтеверди создал первое произведение в том жанре, который принес ему славу, прошедшую сквозь века. Великий классик оперы, не имеющий себе равных до Глюка и Моцарта, он уже вступил во вторую половину своей жизни, когда им завладела любовь к музыкальному театру. Отныне все его художественные устремления, «все творческие помыслы были… Читать далее »
Валентин Ильин Очерки истории русской хоровой культуры (фрагмент книги) Вторая половина XVII — первая четверть XVIII века [28] XVIII век отмечен значительными, переломными явлениями в политической, экономической и культурной жизни России. Наиболее характерным для него было слияние всех областей, земель и княжеств в одно целое. Расширение территории государства сопровождалось образованием «всероссийского рынка», что, в свою очередь, явилось… Читать далее »
[160] В многочисленных нотолинейных одноголосных рукописях конца XVI—XVIII вв. нетрудно обнаружить перемены ключей и различные альтерационные знаки. Вот некоторые примеры (пример. 1 —«Ирмологий» 1598—1601 гг. ЦНБ АН УССР, 1— 5391, л. 257 об.—258 об.; пример 2 —«Обиход» XVII в. (2-я пол.), ГБЛ, ф. 379, № 106, л. 68 об.; пример 3 — «Праздники» XVII… Читать далее »
Ромен Роллан МОНТЕВЕРДИ (глава из книги «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти») [87] Это красивое княжеское представление [речь идет о первых образцах итальянской оперы начала XVII века] имело на самом деле врожденный порок: оно было исключительно княжеским; аристократический лоск отдалял его от народной жизни и народного духа, без которого невозможно создать что-либо прочное.… Читать далее »
Л. Шевлякова ЕЩЕ О ЗАГАДОЧНОМ ШЕДЕВРЕ КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ: КОНЦЕРТ «DUO SERAPHIM» И КУЛЬТОВЫЕ ТРАДИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [96] В предлагаемой статье речь пойдет об одном из духовных концертов, входящих в состав «Вечерни Девы Марии» Клаудио Монтеверди, – «Duo Seraphim clamabant» («Два серафима перекликались»). Эстетическая завершенность, смысловая и композиционная законченность этого сочинения, равно как и отсутствие в… Читать далее »
Гимон Т.В. Ведение погодных записей в средневековой анналистике (70.56 Kb) Работа из библиотеки НОО РОИА предназначена только для знакомства читателей с новейшими исследованиями в области летописеведения На правах рукописи Гимон Тимофей Валентинович ВЕДЕНИЕ ПОГОДНЫХ ЗАПИСЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АННАЛИСТИКЕ (Сравнительно-историческое исследование) специальность 07.00.03 – Всеобщая история Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Москва… Читать далее »
Лаушкин А.В. Провиденциализм как система мышления древнерусских летописцев (XI – XIII вв.) (51.93 Kb) Работа из библиотеки НОО РОИА предназначена только для знакомства читателей с новейшими исследованиями в области летописеведения Московский Государственный университет имени М.В.Ломоносова ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ На правах рукописи ЛАУШКИН Алексей Владимирович Провиденциализм как система мышления древнерусских летописцев (XI – XIII вв.) Раздел… Читать далее »
Данилевский И.Н. Повесть временных лет: история текста и источники (166.13 Kb) [76] История текста Повесть временных лет в освещении отечественной историографии Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. В некоторых поздних летописях он подвергся сокращениям и некоторым случайным вставкам (летопись Переяславля Южного… Читать далее »