КОНДАКОВ И.В. Творчество Альфреда Шнитке и искусство XXI века

И.В. КОНДАКОВ Творчество Альфреда Шнитке и искусство XXI века (53.74 Kb) [147] …Нет никакого музыкального материала, который бы не заслуживал стать таковым… ведь “грязь” тоже необходимое условие жизни – это первое, то есть все должно быть материалом… Сама по себе жизнь, все, что нас окружает, настолько пестро, а ключа у нас догматического нет ни к… Читать далее »

КАРАТЫГИН В.Г. Памяти П.И. Чайковского

В.Г. КАРАТЫГИН. Памяти П.И. Чайковского (17.36 Kb) [97] В ближайшую пятницу, 25 октября, исполняется 20-летие со дня смерти великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Я тогда, в 1893 году, был еще гимназистом, музыкой за­нимался усердно, но относился к ней чисто по-любительски. Классиков прошел основательно, постоянно разыгрывая с покойной матерью моей[1] в 4 руки симфонии Гайдна,… Читать далее »

ПЛАТЕК Я. Звезда Рождества (об опере П.И. Чайковского на сюжет Н. Гоголя)

Я. ПЛАТЕК Звезда Рождества (об опере П.И. Чайковского на сюжет Н. Гоголя) (31.66 Kb) Это что за невидаль: Вечера на хуторе близ Дикапъки? Что это за вечера? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарали пальцы… Читать далее »

ЧАЙКОВСКИЙ М. Жизнь П. И. Чайковского. Том 3 (фрагменты из книги)

М. ЧАЙКОВСКИЙ. Жизнь П. И. Чайковского. Том 3 (фрагменты из книги) (27.36 Kb) [135] № 2257. К Н. Ф. фон Мекк. Майданово. 26 декабря 1886 г. Теперь уже решено, что, если здоровье позволит, я буду сам ди­рижировать на 1-м представлении. Было уже семь репетиций. Вы, доро-гая моя, не одобряли моего намерения подвергнуть себя всем волнениям… Читать далее »

Опера или попытка прогноза? [Фрагмент из книги В. Таривердиевой «Биография музыки»]

Опубл.: Таривердиева В.Г. Биография музыки. М., 2004.

САВЕНКО С. К вопросу о единстве стиля Стравинского

С. САВЕНКО К вопросу о единстве стиля Стравинского (86.43 Kb) [276] Существует ли единство в стиле Стравинского? Можно ли говорить о постоянстве художественных принципов композитора, прославившегося своими творческими «модуляциями», обращающегося то к Баху, то к Чайковскому, то к додекафонии? Многие критики предпочитают однозначно отвечать на этот вопрос, и взгляд на творчество Стравинского, как на стилистический… Читать далее »

СТРАВИНСКАЯ Ксения Приезд И.Ф.Стравинского в СССР. (IX – X 1962 г.)

Ксения СТРАВИНСКАЯ. Приезд И.Ф.Стравинского в СССР. (IX – X 1962 г.) (129.2 Kb) Ксения СТРАВИНСКАЯ Приезд И.Ф.Стравинского в СССР. (IX – X 1962 г.) [84] 19 сентября, после долгих сомнений (ехать — не ехать), я выехала с Марией Вениаминовной Юдиной из Ленинграда в Москву. 21 сентября 1962 года Игорь Федорович Стравинский должен прилететь в Советский… Читать далее »

СЛОНИМСКИЙ С.М. Властитель дум (о И. Стравинском)

С.М. СЛОНИМСКИЙ. Властитель дум (о И. Стравинском) (14.35 Kb) [5] Стравинский никогда не принадлежал к числу композиторов, чьи сочинения сразу же вызывают трогатель­ное единодушие мнений. Образный и стилевой конформизм чужд этому композитору, далеко продвинувшему приоритет русской музыки на арене мирового, повсеместного признания. Стравинский создавал целые направления, не замыкаясь в их рамках. Он рождал последователей, а… Читать далее »

ПОСПЕЛОВА Н.И. Александр Николаевич Скрябин

ПОСПЕЛОВА Н.И. Александр Николаевич Скрябин (17.17 Kb) [64] А.Н.Скрябин (1872-1915) вошел в историю как гениальный русский композитор рубежа XIX-XX веков. Его творчество про­низано «исконно русской тягой к чрезвычайности» (Б.Пастернак), жаждой грядущих грандиозных перемен, мифологизированным представлением о свободе, о высокогармоничном союзе искусства и жизни. В его произведениях впервые в истории музыки предстала новая система музыкального мышления,… Читать далее »

ЛЕВАЯ Тамара Скрябин и символизм: взгляд на искусство

Тамара ЛЕВАЯ Скрябин и символизм: взгляд на искусство (33.12 Kb) [6] Проблема изучения культурно-художественного контекста скрябинского творчества таит в себе немало подводных камней. Главный из них — сознание уникальной природы самой личности Скрябина, которое ставит его как бы вне времени и пространства и, следовательно, вне каких-либо «правил игры». Современники композитора отмечали абсолютную автономность его искусства,… Читать далее »