ПОСПЕЛОВА Н.И. Александр Николаевич Скрябин (17.17 Kb) [64] А.Н.Скрябин (1872-1915) вошел в историю как гениальный русский композитор рубежа XIX-XX веков. Его творчество пронизано «исконно русской тягой к чрезвычайности» (Б.Пастернак), жаждой грядущих грандиозных перемен, мифологизированным представлением о свободе, о высокогармоничном союзе искусства и жизни. В его произведениях впервые в истории музыки предстала новая система музыкального мышления,… Читать далее »
Тамара ЛЕВАЯ Скрябин и символизм: взгляд на искусство (33.12 Kb) [6] Проблема изучения культурно-художественного контекста скрябинского творчества таит в себе немало подводных камней. Главный из них — сознание уникальной природы самой личности Скрябина, которое ставит его как бы вне времени и пространства и, следовательно, вне каких-либо «правил игры». Современники композитора отмечали абсолютную автономность его искусства,… Читать далее »
Орельская О.В. Судьба произведений французского архитектора Андрэ Люрса в Нижнем Новгороде (19.85 Kb) Орельская О.В. (ННГАСУ, Нижний Новгород) Имя архитектора Андрэ Люрса (1892-1970), лидера функционализма во Франции (Фото 1), представителя модернизма (современного движения) 1920-1930-х годов широко известно во всем мире. Вместе с Ле Корбюзье он был одним из основателей СIAM – Международного конгресса… Читать далее »
Тамара ЛЕВАЯ. «Черная месса»: Скрябин и Прокофьев (29.53 Kb) [49] История музыки XX века породила немало концепций и исследовательских установок, которые по сей день сохраняют статус неоспоримых истин. Одна из них касается оценки ситуации в канун Первой мировой войны — возникшего тогда антиромантического бума и резкого [50] противостояния композиторских поколений. Отнюдь не пытаясь опровергнуть эту… Читать далее »
Марина СКРЯБИНА Кто был Александр Скрябин? (перевод с немецкого Б. Гецелева) (32.93 Kb) [67] Можно ли ответить на этот вопрос в нескольких словах, резюмирующих суть того, что могло бы интересовать нынешнего человека, то есть примерно следующим образом: «Скрябин, композитор, творивший в начале нашего столетия, был одним из предтеч современной музыки, особенно атональной», — итак, стоит… Читать далее »
Городская усадьба на улице Новой,46 в Нижнем Новгороде (54.63 Kb) От редакции В настоящее время в связи разворачивающимся новым строительством под угрозой сноса оказались объекты историко-градостроительной среды, составляющие комплекс городской усадьбы по улице Новой, 46 в Нижнем Новгороде. Ниже публикуется письмо видных деятелей в сфере охраны и реставрации памятников истории и культуры в… Читать далее »
А.С. БЕЛОНЕНКО Из чего рождается гармония (123.79 Kb) [5] Георгий Свиридов не нуждается в особом представлении для читателей, тем более для любителей музыки. Ведь не надо усилий, чтобы вызвать в памяти знакомую мелодию, известный с детства звуковой образ, ассоциацию. Она воспринимается как некое природное, точнее, соприродное явление, как неотъемлемая часть ландшафта России. «У Свиридова, —… Читать далее »
Георгий СВИРИДОВ Музыка как судьба (2002). (Отрывки из книги мемуаров) (94.79 Kb) Тетрадь 1972–1980 [58] О критиках Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее — совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и… Читать далее »
Е. ШЕВЛЯКОВ. Рахманинов современный и «не современный» (27.87 Kb) [6] В культуре нашей эпохи особое, никем и ничем не заменимое место занимает феномен Сергея Рахманинова, феномен, не поддающийся однозначному толкованию. Искусству Рахманинова свойственна пусть не всегда лежащая на поверхности, но несомненная соотнесенность с духовной атмосферой ХХ-столетия. Вместе с тем трудно оспорить, что многое в его… Читать далее »
А. КАНДИНСКИЙ. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника) (51.25 Kb) [73] «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова впервые было исполнено в московском концерте Синодального хора, состоявшемся под управлением Н. М. Данилина 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания (ныне — Колонный зал Дома Союзов). Несмотря на большой… Читать далее »