1938. Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М. Т. 7 (13.06 Kb) 

   МУЗЫКА (греч.)—один из основных видов искусства, средством художественного выражения к-рого является логически осмысленное сочетание звуков (см. Мелодика, Гармония, Ритм). Происхождение М. связано с трудовыми процессами первобытного человеческого общества. Ритм—организующий фактор работы—является в то же время основным организующим элементом муз. искусства. Древнейшие трудовые песни были непосредственно связаны с ритмическим строем работы.    Ритм лежит в основе мелодии—простейшей и,… Читать далее »

1930. Малая советская энциклопедия. М. Т. 5 (10.48 Kb) 

МУЗЫКА (греч.—искусство муз), искусство организации звуков с целью вызвать извести, переживания у слушателя. Происхождение М. связано с процессом организации коллективного труда. Такая связь раньше всего осуществилась через ритм (см.), один из основных элементов музыки (см. соч. К. Бюхера «Работа и ритм»).    Основной материал М.—звук, т. е. колебания упругого тела в воздушной среде, может изменяться по своей длительности,… Читать далее »

1900–1909. Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. СПб. Т. 13. (33.19 Kb) 

Музыка (греч. μουσιχη, лат. musica), «искусство муз», по греческой мифологии – богинь, между прочим, пения и танца. Отсюда под словом М. у греков подразумевалось музыкальное искусство в смысле оценки и сочетания понимаемых нами музыкальных звуков, главные элементы М. поэтому заимствованы нами также у греков; таковы – мелодия, гармония и ритм. Точно также понятие о метре и метрике… Читать далее »

1878. Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. — СПб. (4.6 Kb) 

Музыка, искусство, осуществляющее идею изящного посредством звуков (тонов и их сочетаний). Существенные элементы музыки: мелодия, гармония и ритм. Музыка распадается на: 1) Теорию музыки (акустика, каноника, грамматика и эстетика) и практику музыки (композиция и исполнение); 2) в отношении внешних средств: на вокальную и инструментальную музыку; 3) по цели ее на: церковную (или духовную), театральную, камерную,… Читать далее »

1875. Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н. И. Березиным. – СПб.: Т. 2. (39.08 Kb) 

Музыка. Смотря по тому, что служит орудием производимых звуков, музыка бывает или инструментальная, или вокальная. Инструментальная музыка делится на симфоническую, если она написана для большого числа инструментов (для целого оркестра); ее употребительнейшие формы: симфонии, увертюры и т.п.; и на камерную (комнатную) – если она написана для одного или немногих инструментов; ее упоребительнейшие формы: сонаты, фантазии,… Читать далее »

1863–1864. Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний. СПб. Т. 2. (6.38 Kb) 

Музыка (греч.), у греков общее назв. всех искусств, для коих средствами выражения считают вообще звуки и ритм (собственная м., поэзия и ораторск. искусство); у христ. народов озн. только искусство, коего произведения выражаются помощью звуков и коего цель – помощью соединения звуков действовать на чувство человека по законам изящного. Средства, употребляемые м., кроме звуков: мелодия, ритм и гармония. Приложения… Читать далее »

1854. Справочный энциклопедический словарь / Под ред. А. Старчевского. СПб. Т. 8 (20.22 Kb) 

Музыка. История музыки. – Вокальная музыка была естественно древнейшая; еще до всемирного потопа, Юваль играл на музыкальных инструментах, и известно, что евреи аккомпанировали своему пению арфой, цитрой, трубой и литаврами. Музыка употреблялась у этого народа при богослужении и, вместе с великолепием религиозных обрядов, получила большее развитие. В такой же глубокой древности встречаем музыкальные инструменты у египтян, именно арфу. Отсюда… Читать далее »

1774. Краткое понятие о всех науках, для употребления юношеству / Cост. Формей, Эжан Анри Самюэль. 2-е изд. М. (2 Kb) 

  Опубл.: Краткое понятие о всех науках, для употребления юношеству / Cост. Формей, Эжан Анри Самюэль. – 2-е изд., исправлено и умножено прибавлением главы о музыке с нотами. – М.: Имп. Моск. ун-т, 1774. – 191 с. размещено 9.10.2008 (0.1 печатных листов в этом тексте) Размещено: 01.01.2000 Автор: pavel Размер: 2 Kb © pavel ©… Читать далее »

СУТРА ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА

СУТРА ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА (125 Kb) СУТРА ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА Учение о внезапном просветлении[1] Южной Школы[2], Маха-Праджня-Парамита-Сутра[3] Высшей Махаяны: Сутра Помоста Великого Наставника, Шестого Патриарха Хуэй-нэна, проповедовавшего Дхарму в монастыре Дафаньсы[4] в Шаочжоу[5]; Один цзюань, составленный распространителем Дхармы, учеником Фахаем[6], получившим внезнаковые предписания[7]. Перевод Н.В. Абаева Комментарии к переводу А.Клейна Я поздравляю Вас с тем,… Читать далее »

Сунь‑Цзы. Искусство войны

Сунь‑Цзы. Искусство войны (184.22 Kb) Аннотация   Настоящая книга представляет собой трактат, который лет на 500 старше Библии и за прошедшие две с половиной тысячи лет распространялся общим тиражом, вполне сравнимым с самым гуманистичным произведением человечества. Жестокий парадокс человеческой истории – книги о Божественной любви и человеческой войне пользуются почти одинаковым успехом. Сунь‑Цзы ИСКУССТВО ВОЙНЫ… Читать далее »