Опубликована резолюция онлайн семинара «Приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Особенности. Проблемы» (24-25.XI.2020)

10 января, 2021

       

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества им. В. С. Рахманова

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ ОНЛАЙН СЕМИНАРА

«Приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Особенности. Проблемы»

24-25 ноября 2020 года состоялся онлайн семинар «Приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Особенности. Проблемы», организованный совместно Всероссийским центром сохранения деревянного зодчества им. В.С. Рахманова музея-заповедника «Кижи» и Государственным музеем-заповедником “Петергоф”. На семинаре, собравшем более 90 слушателей,  было представлено 16 докладов, очертивших основные проблемы, возникающие при выполнении работ по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования.

Участники семинара констатировали достаточно тяжелую ситуацию в сфере сохранения объектов культурного наследия (далее – ОКН), вызванную несовершенством сметно-нормативной документации для проведения работ, отсутствием национальных стандартов и методических рекомендаций по проведению работ по приспособлению объектов культурного наследия.

Первоочередными задачами, которые необходимо решить в ближайшее время являются:

– Совершенствование законодательной базы в части определения условий современного использования ОКН. До сих пор законодательно не закреплены характеристики и критерии работ, устанавливающие методологию проектирования работ по приспособлению, процедуру их согласования, и иные особенности данных работ по сохранению ОКН.

– Создание новых методик определения стоимости  работ по сохранению ОКН, учитывающей сложность выполнения работ, квалификацию исполнителей, современные технологии реставрационных работ, материалы и тарифы.

Существующая методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации  от 4 августа 2020 г. № 421/п (далее-Методика):

– противоречит нормативной документации в сфере сохранения ОКН, в т.ч. ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия»,

– не учитывает сметно-нормативные базы на ремонтно-реставрационные работы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов,

– не предусматривает территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы. Последствия этой логики весьма разрушительны, т.к. именно разнообразие многонациональной культуры народов Российской Федерации и является нашим культурным наследием.

– Приведение сметных норм в соответствие с утвержденными квалификационными требованиям Минкультуры к специалистам, выполняющим работы по реставрации ОКН, а именно:

– учет в сметных нормах затрат труда художников-реставраторов (1-3-ей и высшей категории), а также разработка системы тарифных ставок или иной дифференцированной системы оплаты труда художников-реставраторов с учетом уровня квалификации (1-3-ей и высшей категории);

-разработка регламента определения стоимости научно-проектных работ.  Порядок, применяемый сегодня, обесценивает научно-исследовательские, проектные и работы по ведению авторского надзора, что привело к острому кадровому дефициту в сфере сохранения ОКН;

– проведение экспертизы сборников норм и расценок разрабатываемой сметно-нормативной базы на ремонтно-реставрационные работы на соответствие реставрационным принципам, наличию в каталогах норм необходимых работ по консервации, реставрации, соответствующих современным требованиям к работам по сохранению ОКН;

– разработка сборников норм и расценок на основе всестороннего обсуждения в профессиональном сообществе.

Изменение подхода к составлению профессиональных стандартов на работы по сохранению объектов культурного наследия (ГОСТ Р):

– отказ от создания ГОСТ на производство работ в реставрации, поскольку жесткая регламентация методов работ и применяемых материалов без конкретики объекта недопустима;

– создание документов рекомендательного характера, например, Свода реставрационных правил, включающих информацию о требованиях к качеству применяемых материалов, требования к работам по обследованию по каждому конкретному виду отделки декора, содержащие грамотную классификацию отделочных покрытий, наиболее часто встречающихся дефектов, четко определяющие принципы реставрации;

– разработка перечня рекомендованных инженерных решений, позволяющих при минимальном внедрении в ОКН, реализовывать при приспособлении действующие в настоящее время требования общестроительных, санитарных и пожарных законодательных актов и норм. Перечень  должен включать в себя как описание распространенных по регионам решений исторических конструкций в разные исторические периоды, так и апробированные методы внедрений в объект культурного наследия, включая устранение причин типовых дефектов и устранение самих дефектов.

Предлагаемые меры позволят найти выход в кризисной ситуации, сложившейся в  настоящее время в сфере сохранения объектов культурного наследия и их приспособления к современному использованию.

Участниками принято решение направить резолюцию семинара «Приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Особенности. Проблемы» в Министерство культуры Российской Федерации.

 

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции