glossary/history/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  История

 История
Размер шрифта: распечатать




Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1972. Т. 10 (29.47 Kb)

 
[575]
 
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, основано в окт. 1889. Действовало до 1917. Бессменным пред. комитета об-ва был Н. И. Кареев. В 1890 в об-во входило более 160 чел., в 1895- более 270, в 1915- более 180 чел. В об-ве сотрудничали историки Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Казани и др. городов (А. С. Лаппо-Данилевский, В. П. Семевский, И. В. Лучицкий, Н. П. Павлов-Сильванский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков и др.). В отличие от др. Исторических обществ, обращало значительное внимание на вопросы теории, обсуждение к-рых вызывало дискуссии и активную реакцию студентов, особенно с сер. 90-х гг., что было связано с развернувшейся в печати борьбой марксистов против либерального народничества и «легального марксизма» (представители последних входили в об-во). Студенч. волнения кон. 1890-х гг., уход из ун-та Кареева и др. прогрессивных профессоров, а затем события революции 1905- 1907 были использованы властями для введения ограничит, мер против об-ва. Деятельность его замерла. Несколько активизировалась она после 1907. П. о. издавало в 1890-1916 непериодич. сб. «Историческое обозрение».
А. М. Разгон.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ в биологии, развитие органич. форм в течение всего времени существования жизни на Земле или эволюция отдельных групп животных и растений; то же, что филогенез.
ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отд. наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Марксистско-ленинская ист. наука изучает развитие человеческого общества как «...единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесс» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58).
И. как процесс развития общества. П. общества является частью и продолжением И. Земли, природы. И. общества возникла с появлением на Земле человека и поэтому она есть И. людей, истории, творчество к-рых начинается с генезисом человеческого общества и к-рое является содержанием И. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ, отношения. Люди живут в различных условиях, занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отд. индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее — из железа, создало механич. двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. произ-во. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального произ-ва и обществ, отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.
Процесс ист. развития человечества носит объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. взаимодействии: уровень развития производит, сил, производств, отношений и соответствующих им надстроечных явлений (гос-во, право и т. д.). геогр. среда, плотность и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное произ-во, т.е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства охватывает производит, силы и производств, отношения, в к-рые люди вступают между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает социальный, политпч. и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной ист. процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его И. проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону ист. процесса. Обществ, сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его обществ, бытия, в первую очередь господствующего в нём экономии, базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономич. отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако обществ, идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход обществ, развития. На ход ист. развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политич. формы классовой борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос. теории, религ. воззрения и т. д. И. общества знает следующие осн. типы производств, отношений: первобытнообщинный. Рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистич. и соответствующие им типы общественно-экономич. формаций. Внутр. источником развития общества является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками общественного развития.
Изменение в развитии материальных производит, сил. вступающих в противоречие с существующими производств, отношениями, т.е. изменение общественного бытия, служит причиной возникновения новых идей. Это противоречие вызывает борьбу внутри общества между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политич. учреждения, к-рые поддерживают их, и классами, группами люден, заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политич. учреждений, к-рые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу производит, сил. В антагонистич. формациях несоответствие материальных производит, сил общества существующим производств, отношениям проявляется в классовой борьбе (см. Классы. Классовая борьба). Изменение форм собственности и политич. учреждений всегда затрагивает классовые интересы людей и возникающие внутри общества противоречия, к-рые могут быть разрешены только в ходе классовой борьбы. Высшим проявлением этой борьбы является социальная революция.
Гл. творцом П. являются нар. массы, к-рые играют решающую роль в экономии, политич. и духовном развитии человеческого общества. Истории, опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли нар. масс в И. Наиболее активной она становится во время социалистической революции. социалистич. и коммунистич. строительства. Социалистич. революция в корне меняет ход мировой И., она знаменует начало перехода к новой обществ, эре, к принципиально новой обществ, системе — бесклассовому обществу.
 
[576]
 
Критерием обществ, прогресса наряду со степенью развития производит, сил, освобождением нар. масс от оков неравенства и угнетения являются также успехи в развитии общечеловеческой культуры, формирование этики и морали. В постепенном овладении силами природы вехами ист. развития являются открытия «тайн» природы — энергии огня, воды, пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человеческих коллективов в социальном отношении от первобытного стада, родов и племён к народностям и нациям, от эксплуататорских обществ — к социалистич. обществу.
Развитие человеческого общества имеет и пространственный аспект. Человек из очагов первоначального появления (см. Антропогенез) постепенно расселился по земному шару, осваивая новые, всё более обширные территории. Этот процесс в какой-то степени продолжается и в наст, время.
Пройденный человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития общества. Если первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет, то последующие этапы своего развития общество проходило постоянно ускоряющимися темпами. Ист. процесс развития человечества не является равномерным и идентичным у разных народов и стран. В И. наблюдались моменты относительного застоя или даже врем, регресса, а в др. случаях — особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает ист. развитие в пределах одной эпохи, страны и т. д. В одних областях экономич., политич. или духовной жизни наблюдаются расцвет, подъём, в других — упадок, застой. У народов и стран, находящихся на одной ступени ист. развития, имеются и различия (напр., классич. антич. рабство отлично от рабства в странах Востока; имеются особенности в феод, и капиталистич. формациях, в строительстве социализма в различных странах). Но общая тенденция ист. развития состоит в смене обществ.-экономич. формаций, хотя во всемирной И. вообще после возникновения первой антагонистич. формации наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций. Так, в наст, время наряду с двумя осн. формациями — социализмом и капитализмом — у ряда народностей сохранился феод, уклад (Африка, Азия). Совр. общество вступило в новую эру своего развития — эру бесклассового коммунистич. общества, в к-ром постепенно будут преодолены все гл. различия в уровнях развития народов мира и единство ист. процесса приобретёт поистине всемирный характер.
И. как наука, изучающая прошлое человеческого общества. Ист. наука, как и др. науки, по мере её развития вбирала в себя опыт многих человеческих поколений; расширялись и обогащались её содержание, предмет изучения, происходил процесс всё возрастающего накопления знаний. Всемирная И. стала хранительницей тысячелетнего опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни.
Все обществ, науки являются историческими по способу познания общественных явлений и процессов. Сложившуюся совокупность общественных наук, к-рые с различных сторон и в различных аспектах изучают И. общества (И., философия, социология, политэкономия, юриспруденция, филология, эстетика, языкознание и др.), в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой обществ, наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в своей совокупности они способны решить в диалектич. единстве гл. задачу, стоящую перед ними: познание прошлого и совр. состояния общества с целью познания его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив развития. Каждая из обществ, наук подготавливает по частям решение гл. задачи, стоящей перед И. в широком значении. Формулирование общих законов развития человеческого общества и движущих сил этого развития составляет предмет исторического материализма.
И. как наука в более узком значении есть составная часть группы обществ, наук. Место И. в этой группе обусловлено её предметом и методом исследования. Очень длительное время И. носила сугубо описательный характер. Только позднее ист. наука приступает к выявлению элементов, связей, структуры человеческого общества, механизма pi ст. процесса. В 19 в. возникает социально-экономич. И., к-рая под влиянием марксизма становится И. социально-экономич. процессов, отношений. Предметом ист. науки стала вся конкретная и многообразная жизнь общества во всех её проявлениях и в её ист. преемственности, начиная с появления человеческого общества до его современного состояния.
Для ист. науки главным является изучение конкретной И. общества. При этом И. опирается на факты прошлого и настоящего (см. Источники исторические). Собирание фактов, их систематизация и анализ в связи друг с другом есть внутр. основа ист. науки. Даже на начальной стадии развития, опираясь на эту основу, И. постепенно создавала фактографич. картину развития общества. По мере накопления фактов И. удалось подметить связи и взаимозависимость отд. явлений, типичность нек-рых из них, накопить сумму знаний о развитии общества, к-рые стали одной из предпосылок возникновения ист. материализма.
Марксистское понимание И. общества требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом, как указывал В. И. Ленин, «... необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения...» (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 351). Собирание фактов о различных событиях, явлениях и процессах — одна из сторон И. как науки. Вследствие этого в И. значит, место занимают повествование и описание. Однако И. как наука не может лишь пересказывать события, не стремясь понять их и объяснить. На основе анализа совокупности фактов И. приходит к пониманию сущности отд. явлений и процессов в жизни общества, открытию специфич. законов его развития, особенностей в ист. развитии отд. стран и народов сравнительно с другими и т. д. Все такого рода открытия И. формулирует в виде теоретич. обобщений. С открытием К. Марксом и Ф. Энгельсом осн. законов ист. развития общества И. стала подлинной наукой. Теоретич. обобщения, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и частных выводов — есть вторая сторона И. как науки.
Единство этих двух сторон ист. науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере неизбежно ведёт к извращению процесса познания И. общества. Наиболее крайними разновидностями такого извращения среди непоследовательных материалистов являются: вульгарный социологизм, когда исследователь, отвлекаясь от конкретных фактов или игнорируя их, создаёт произвольные социологич. схемы, и эмпиризм, когда для исследователя самоцелью является собирание фактов без попытки осмыслить их и найти определённые закономерности. Нек-рые непоследовательные материалисты являлись сторонниками вульгарного материализма, когда в абсолют возводились законы естествознания в их упрощённом метафизически-механистическом виде. Так, классовые различия объяснялись вульгарными материалистами природой наследственности, причиной колон, рабства объявлялись естеств. условия жизни колон, народов, состав их пищи и пр. Историки-идеалисты чаще всего рассматривают И. с точки зрения волюнтаризма, когда воля объявляется высшим принципом бытия и волевое начало противопоставляется объективным законам общественного развития. Воля человека, поведение личности (гл. образом выдающейся историч. личности — князей, царей, полководцев) считается ими определяющим моментом историч. процесса.
Методологич. несостоятельность как идеалистов, так и непоследовательных материалистов приводила их либо к нигилистическому отрицанию всего прошлого историч. опыта человечества, либо к апологетическому восхвалению минувшего, к утверждению того, что ничего нового человечество не ожидает и сама И. — только лишь повторение прошлого.
В ходе развития ист. науки вместе с изменением понимания предмета и задач И. соответственно происходило изменение и метода познания и осмысливания ист. явлений. Науч. метод познания И. общества вырабатывался постепенно всеми обществ, науками. До сер. 19 в. историки пользовались методами, страдавшими в значит, мере метафизичностью, поэтому их выводы не могли быть строго научными. Историки односторонне оценивали роль отдельных факторов в жизни общества — роль природных условий, выдающихся личностей, обществ, идей и т. д. Отсутствие подлинно науч. метода обусловливало медленный прогресс И.
Только соединение диалектики с материализмом — появление марксизма — дало возможность создать действительно науч. метод познания сложной и многообразной И. общества. Это стало одной из основ быстрого прогресса ист. науки, получившей особенно плодотворное развитие в СССР и др. социалистич. странах.
Для всякой общественной науки необходимым условием изучения фактов и процессов обществ, жизни является историзм. Ещё историки Др. Востока и антич. мира, упрощённо понимая этот принцип, стремились дать описание ист. событий в хронологич. последовательности. Позднее стремление к историзму выразилось в попытках выявить тенденции ист. процесса. Но только с появлением марксизма историзм стал для обществ, наук, в т. ч. и для И., науч. методом познания закономерностей ист.
 
[577]
 
процесса. Игнорирование принципа историзма ведёт к искажению историч. действительности (напр., к модернизации прошлого). И. была и остаётся партийной наукой. Партийность историков, классовый подход к явлениям выражается прежде всего в их теоретич. обобщениях. В. И. Ленин указывал, что «......, беспристрастной социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе» (там же, т. 23, с. 40), что «... ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д., и т. д.» (там же, т. 2, с. 547 — 548). Реакционные классы, противостоящие прогрессивным тенденциям ист. развития общества, мешают развитию подлинно научной И. Мн. совр. бурж. историки отрицают объективный характер ист. процесса, пытаются подменить понятие поступательно-прогрессивного развития общества идеями «цикличности», «социального изменения» и т. п. И. рассматривается ими как сумма «цивилизаций», переживающих одни и те же стадии возникновения, подъёма и упадка (А. Тойнби и др.).
Бурж. историки не единодушны в оценке существа И. и задач, стоящих перед нею. И. считают искусством, сочетанием науки и искусства, особой, ни на что не похожей формой познания и т. п. Революционные классы и партии, передовые общественные учения и теории, напротив, всегда содействовали и продолжают содействовать прогрессу ист. науки. Марксизм-ленинизм — идеология самого передового в истории человечества рабочего класса, превратив И. в науку, стал основой её быстрого прогресса. Интересы рабочего класса требуют объективного ист. познания, т. к. оно помогает ему осознать поставленную перед ним историей развития общества всемирно-ист. задачу — осуществить переход к коммунизму и облегчает борьбу за её решение. Поэтому коммунистич. партийность И. и её науч. объективность тождественны.
В процессе изучения И. общества в ист. науке, как и во всех др. науках, происходила неизбежная специализация отд. её частей, к-рая продолжается и в настоящее время. Совр. И. стала областью знаний, к-рая состоит из отд. разделов и отраслей науки, вспомогательных и спец. ист. дисциплин и наук. Степень специализации отд. частей различна, что позволяет выделить среди них неск. групп. Первую группу составляют отд. разделы и отрасли ист. науки, в пределах к-рых историки изучают И. общества в целом (всемирная И.) и по частям. Изучение И. ведётся по формациям и эпохам, пространственно-геогр. принципу, комплексным проблемам, а также выделяется изучение отд. сторон и явлений в И. человечества. В первом случае во всемирной И. вычленяются: И. первобытного общества, древняя И., средневековая И., новая И. и новейшая И. По пространственно-геогр. принципу — региональная И. крупных, исторически связанных между собой районов (напр., И. Европы и др. частей света, отд. регионов: Бл. и Ср. Востока, Ср. Азии и т. д.) и И. отд. стран и народов (напр., И. Франции, СССР, Украины).
Разработка комплексных проблем обусловлена необходимостью изучения общего и особенного в явлениях, к-рые пережили группы стран и народов (И. Возрождения, Реформации и т. п.). Изучение отдельных сторон И. человечества привело к выделению отраслей ист. науки, таких, как экономич. И., политич. И., воен. И., И. внеш. политики, И. рабочего движения и т. д. Изложенное членение И. на различные разделы и отрасли очень условно. Близко к нек-рым разделам историч. науки стоят смежные науки, и иногда чёткое разграничение между ними представляет значительную трудность.
Вторую группу составляют вспомогательные и специальные ист. дисциплины: источниковедение, археография, палеография, дипломатика, хронология, метрология историческая, сфрагистика, генеалогия, геральдика, нумизматика. Их выделение и развитие в научные ист. дисциплины было обусловлено необходимостью выработки для И. собственной методики исследования. С этой целью вспомогат. ист. дисциплины исследуют природу источников, степень отражения ими объективного процесса развития общества, устанавливают виды источников, их количество, степень сохранности, разработку методики исследования различных видов (типов) источников и т. д.
Самостоят. место занимают две спец. ист. науки — археология и этнография, являющиеся органическими частями И.
Особую группу составляют смежные науки, обособление к-рых вызвано потребностями развития др. наук. К ним принадлежат И. естествознания и её разделов (И. физики, И. химии и др.), И. техники, И. гос-ва и права, И. экономич. учений, И. воен. искусства и т. д.
И. самой исторической науки изучает историография.
И. как наука выполняет важную общественную функцию. Ценность И. заключается в тех результатах, к-рые достигнуты ею в познании закономерностей ист. процесса, ибо лишь опыт всемирной И. в целом позволяет отделить всеобщее от единичного, необходимое от случайного. Лишь на основе достижений И. возможно вообще формулирование законов развития общества. Поэтому ист. наука, наряду с др. обществ, науками, играет важную роль в качестве научной основы руководства обществ, жизнью. Марксистская историческая наука непосредственно влияет на коммунистическое воспитание людей. Она создаёт документальные повести о выдающихся событиях прошлого, революц. битвах угнетённых против угнетателей, об отд. революционерах, мыслителях и др. героях И. Она воспитывает ненависть к эксплуатации и эксплуататорам, чувство социалистич. патриотизма и пролетарского интернационализма.
Иную роль играет совр. реакционная историография. Она пытается интерпретировать историч. материал таким образом, чтобы воспитать в людях идеи антикоммунизма, расовой и нац. исключительности, разжигать вражду между народами.
В СССР и других социалистич. странах утвердилась и бурно развивается марксистско-ленинская историография, к-рая позволяет через познание закономерностей развития общества в прошлом и настоящем понять неизбежность и пути перехода человечества к высшей ступени обществ, развития — коммунизму.
Об истории ист. науки см. в ст. Историография.
Науч. работа в области И. проводится спец. науч. учреждениями н.-и. историческими институтами (в СССР — в системе Академии наук — Истории СССР институт АН СССР, Всеобщей истории институт АН СССР и др.); ун-тами, музеями (в т. ч. историческими музеями), архивами, существующими в большинстве стран историческими обществами и др. Важное место в их работе, наряду с подготовкой науч. монографий, коллективных науч. трудов, уч. литературы, занимает публикация ист. источников, издание исторических журналов (ведущий ист. журнал общего характера в СССР — «Вопросы истории»). Расширению науч. контактов между историками разных стран, подведению итогов исследоват. работы служат созывающиеся один раз в пять лет международные конгрессы исторических наук (см. Исторические конгрессы международные).
О системе подготовки специалистов-историков в вузах см. в ст. Историческое образование.
Лит.: Основоположники марксизма-ленинизма. Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их ж е, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс: К., К критике политической экономии, там же, т. 13; его же, Капитал, там же, т. 23 — 25,4. 1 — 2; его же, [Письмо] П. В. Анненкову в Париж, 28 декабря 1846 г., там же, т. 27; Энгельс Ф., Карл Маркс, «К критике политической экономии», там же, т. 13; е гоже, Похороны Карла Маркса, там же, т. 19; е гоже, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; его же, [Письмо] Йозефу Блоху в Кенигсберг, 21(22) сентября 1890 г., там же, т. 37; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Статистика и социология, там же, т. 30; его же, О государстве, там же, т. 39.
Общие работы: Всемирная история, т. 1 — 10, М., 1955 — 65; История СССР. С древнейших времен до наших дней, в 2-х сериях, в 12 тт., т. 1-9, М., 1966 — 71; Очерки истории СССР, [т. 1-8], М., 1953-58; Всеобщая история с IV ст. до нашего времени, сост. Э. Лависс, А. Рамбо, [пер. с франц.], т. 1-8, М., 1897-1903; История XIX в., под ред. Э. Лависса и А. Рамбо, 2 изд., т. 1-8, М., 1938; The Cambridge ancient history, v. 1-11, Cambr., 1924-39, 3 ed., v. 1, pt 1-2, Cambr., 1970; The Cambridge medieval history, v. 1 — 8, Cambr., 1913 — 36; The Cambridge modern history, 2 ed., v. 1-14, Cambr., 1907-24.
Плеханов Г. В., Материалистическое понимание истории, Избр. философские произведения, т. 2, М., 1956; Кон И. С, Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, Л., 1959; Сказкин С. Д., История — увлекательная наука, М., 1961; Иванов Г. М, Своеобразие процесса отражения действительности в исторической науке, «Вопросы истории», 1962, Ко 12; Данилов А. И., Марксистско-ленинская теория отражения и историческая наука, в сб.: Средние века, в. 24, М., 1963; История и социология, М., 1964; Гулыга А. В., О предмете исторической науки, «Во-
 
[578]
 
просы истории», 1964, № 4; Жуков Е. М., В. И. Ленин и методологические основы исторической науки, «Новая и новейшая история», 1970, № 2; Философские проблемы исторической науки, М., 1969 (библ.); Конрад Н. И., О смысле истории, в его кн.: Запад и Восток, 2 над., М., 1972; Ирибаджаков Н., Клио перед судом буржуазной философии, пер. с болг., М., 1972; Ланглуа Ш. В. и Сеньобос Ш., Введение в изучение истории, пер. с франц., СПБ, 1899; Bloch M. L. В., Apologie pour l"histoire ou métier d"historien, 5 ed., P., 1964; Febvre L., Combats pour l"histoire, P., 1953; Droysen I. G., Historik, 5 Aufl., В., 1967; L"histoire et ses méthodes, sous la diréction de Ch. Samaran, P., 1967; Einführung in das Studium der Geschichte, В., 1966.
Энциклопедии, справочники. Советская историческая энциклопедия, т. 1 — 13 -, М., 1961 -71 Всемирная история. Даты и события. Эпоха перехода от капитализма к коммунизму, [М., 1968]; Weltgeschichte in Daten, В., 1965. (См. также ст. Исторические энциклопедии и словари.)
Библиография. История СССР. Указатель советской литературы за 1917-1967 гг., т. 1-3, М., 1956-1971; История исторической пауки в СССР. Дооктябрьский период, М., 1965; Справочники по истории дореволюционной России. Библиография, М., 1971; История советского общества. Рекомендательный указатель лит-ры для учителей, М., 1971; Кандель Б. Л., История зарубежных стран. Библиография русских библиографий, опубл. с 1857 по 1965 г., М., 1966; Поченко Г. П., Фролова И. И., История зарубежных стран (Европа, Америка, Австралия). Библиография иностранных библиографий, М., 1967; International bibliography of historical sciences, v. 1 — 34, Wash., 1930-68 Hep worth Ph., How to find out in history. A guide to sources of information for all, Oxf., 1966.
В. И. Буганов, М. Я. Волков, М. И. Кузнецов.
 
Опубл.: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М., 1972. — Т. 10. С. 575 - 578.
 
 
 
 
размещено 4.01.2007

(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Буганов В.И., Волков М.Я., Кузнецов М.И., Разгон А.М.
  • Размер: 29.47 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Буганов В.И., Волков М.Я., Кузнецов М.И., Разгон А.М.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Краткое понятие о всех науках, для употребления юношеству / Cост. Формей, Эжан Анри Самюэль. 2-е изд. М., 1774
Зульцер, Иоганн Георг. Сокращение всех наук и других частей учености, в коем содержание, польза и совершенство каждые части сокращенно описываются. М., 1781.
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847. Т. 6. Ч. 1.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т. СПб.: Ф. Толь, 1863–1864.
Необходимые науки, изложенные общедоступно. Руководство для неполучивших систематического образования и желающих образоваться / издание Н. Дельфина. СПб., 1866.
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н. И. Березиным. СПб., 1873–1879.
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / Под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900–1909.
Малая советская энциклопедия. М., 1929. Т. 3.
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1936
Большая советская энциклопедия. М., 1937. Т. 30.
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1953. Т. 19
История; история в школе. - Большая советская энциклопедия / гл. ред. В. В. Введенский. — 2-е изд. — М., 1953. — т.19. Историзм — Канди. — С. 24-33
Малая советская энциклопедия: в 10 т. 3-е изд. М., 1959. Т. 4
Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1972. Т. 10
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: энциклопедия. М., 1996.
Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. М., 2006
Большая энциклопедия: В 62-х томах. М., 2006. Т. 19
Культурология: энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. М., 2007
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 3-е изд. М., 1999. Т.1.
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100