history/familisarchives/memoirs/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Семейные архивы  /  Воспоминания

 Воспоминания
Размер шрифта: распечатать





О.И. Наумова. Трава забвения (10.57 Kb)

 

«Пойдем во Дворец!», «Ты ходил во Дворец?», «Живу у Дворца», «Концерт во Дворце»… С самого раннего детства в разных вариациях я слышала слово «Дворец», и Дворец был один. Настоящий! Свой! Длинное его название «Дворец культуры профсоюзов им. В.И. Ленина» я узнала значительно позже.

.

Мое первое воспоминание в жизни  –9 мая 1945 года. Я с папой и мамой на площади около Дворца. Салют!!! Наверное, это был достаточно жалкий салют (отдельные выстрелы), но мне он запомнился общей радостью и почему-то больше всего – шипящими и затухающими на лету использованными гильзами да криками мальчишек, которые за этими гильзами бегали. И все это на фоне Дворца, как символа чего-то непередаваемо могучего и праздничного! Это был наш Дворец! С колоннами! С большими маршами лестниц, на которых были ковровые дорожки, с просторными залом и сценой, с перилами балконов обитыми красным бархатом, с богатыми библиотеками (детской и взрослой), с многочисленными кружками (около 100!), с кинотеатром, рестораном..

Во Дворец можно было уйти с утра и возвратиться домой только вечером. Я знала там все коридоры и комнаты. Это было нетрудно: симметричная и точная планировка Дворца стала мне понятной очень рано. А чего там: через центральный вход попадаешь в огромное двусветное фойе, за ним – прекрасный театральный зал. Гардеробы - по бокам. Левое крыло – все детям! Правое – взрослым! За левым выступом здания (ризалитом) – кинотеатр, за правым – Красный зал для заседаний и собраний. Все четко.

Правое и левое трехэтажные крылья - это длинные коридоры, с одной стороны которых были окна, глядящие во двор, с другой – комнаты, комнаты, комнаты. И в каждой что-то интересненькое (стоило только чуть приоткрыть дверь или заглянуть в замочную скважину). Кукольный театр, изостудия, Умелые руки, юннаты, танцы, у мальчишек - пароходики, самолетики, радио… Я понемножку пробовала бывать везде, но самой любимой всегда была библиотека...

.

Память выхватывает отдельные картинки.

 

Вот я в самых начальных классах сижу в уютном читальном зале детской библиотеки и, не отрываясь, читаю «Хижину дяди Тома». Я прочитала книжку всю. За один день. Сердце мое исстрадалось совершенно, и когда я подняла глаза на часы – оставалось только 20 минут до закрытия (помню точно). Я понимала, что с таким грузом печали за всех людей до дома дойти было невозможно, поэтому подошла к библиотекарше и еле разлепляющимися губами прошептала: «Дайте, пожалуйста, что-нибудь веселенькое». И заботливо мне в руки тут же дали носовскую «Мишкину кашу». Как хорошо, когда тебя понимают! И стало можно жить дальше, прыгать через ступеньки по лестнице, класть на бархатные перила номерок в гардеробе и получать свое пальтишко.

 

В первом классе рядом со мной училась знаменитая девочка – Люда Слежова. Кудрявая, хорошенькая, да еще отличница. И это не все: именно она играла на большой сцене Дворца Герду в «Снежной королеве» - большом настоящем спектакле. И мы всей школой ходили этот спектакль смотреть. Учились правильно одеваться на спектакль (празднично), приносить сменные туфли, вплетать в косы банты. А как же иначе – Дворец своей праздничной ухоженностью требовал от нас соответствия.

А вот еще картинка из тех лет: опера «Риголетто» в зале Дворца. Я уже знаю, что это спектакль нашего оперного театра (меня туда возили на «Черевички»). Но в нашем Дворце все нарядней и богаче!  Сначала мы раздеваемся в гардеробе, снимаем не только пальто и шапки, но (украдкой) еще и трико (на улице зима), надеваем принесенные в специальных мешочках туфли. Мы сидим в партере, я разглядываю огромный зал, люстры, принарядившихся людей, но больше всего в зале мне нравятся два маленьких балкончика (один напротив другого). На них установлены софиты. Балкончики такие уютные (разумеется, с красными бархатными перилами), что мне хочется, забраться в один из них, спрятаться ото всех и остаться здесь потихоньку на ночь. А ночью выглядывать и подсматривать: ясно, что на сцене будет что-то не менее интересное. С первых звуков голоса нашего тенора Никитина я влюбляюсь в Герцога (маленького, кругленького немного пузатого актера) не менее сильно, чем Джильда. Чувства мои были, видимо, ярко написаны на лице. В антракте обеспокоенная мама наставляет меня, что Герцог не очень хороший, «эгоистичный», что Джильда не очень благоразумна. Мамина педагогическая речь отозвалась во мне ровно противоположным образом: к концу спектакля я готова была бежать на сцену и вместо Джильды принять смерть за любимого. Но пришлось только вместе со всем залом сильно хлопать в ладоши и отводить глаза от мамы, чтобы она не прочитала моих мыслей. После этого спектакля ни один приличный тенор уже не оставлял меня равнодушной.

 

В Красном зале одно из первых воспоминаний – встреча с Папаниным и папанинцами. Зал взрослый. Мне не скучно потому, что я ощущаю приподнятость атмосферы. И потом рядом - папа, которому, я чувствую, очень интересно. Это передается и мне. После встречи, папин знакомый – легендарный директор Дворца Михаил Исаакович Копылов, приглашает нас в маленькую комнату, где сидит Папанин, и папа, представляя меня ему, говорит: «Запомни, Оля, этот день: ты знакомишься с самим Папаниным!». Тот ласково треплет меня по щеке… Вот – запомнила…  

 

Елка во Дворце! Она огромная – почти до потолка двусветного зала-фойе в самом центре здания. Красавица-Снегурочка предлагает нам позвать Деда Мороза, чтобы зажечь елку. Мы громко и слаженно кричим, и вдруг, в круг у елки, сами по себе въезжают волшебные сани, а на них – Дед Мороз. Сани, конечно, волшебные, потому что непонятно, как они движутся. За счет чего? А я знаю, но молчу: это «волшебство» придумал мой папа. Просто там, где спинка сиденья, находится человек, он и возит сани. Там же предусмотрены окошечки невидимые зрителям (они завешаны легкими, прозрачными занавесочками, через которые этот человек прекрасно все видит).

Почему-то хорошо запомнились маленькие раскрашенные «избушки», где выдавали по билетам подарки.

 

А вот я уже постарше и уже во взрослом читальном зале. Хожу сюда каждое воскресенье учить уроки. Какие здесь книги! Много старых изданий, полюбила листать «Литературную энциклопедию», издания 1929-1930-х годов… Отсюда уже первые сомнения в правильности устройства нашей жизни… А помимо книг – много общения и… музыки:  прямо над нами репетирует уникальный оркестр баянистов под управлением Алексея Александровича Канатова (он руководил им 60 лет!) Особенно запомнились увертюры  к «Кармен» и «Руслану и Людмиле». Я знала их наизусть. А еще иногда в этот зал со своими концертами приходил уже известный в нашем городе чтец Александр Познанский. Он был сказочно красив (так мне казалось). Запомнилось, как он (один) прочитал «Ромео и Джульетту». А еще удивило, как здорово он читал стихотворение Александра Люкина: «Какие лапти были у меня!». Казалось бы, какие лапти при такой внешности? Однако звучало вполне органично.

 

Уже позднее я бывала в любительском театре «Вера» (размещавшемся в уютном подвальчике на месте ресторана), в мим-театре «Преображение» (за большой сценой) – радовавших своим энтузиазмом свою верную и преданную аудиторию.

 

Пришли иные времена… Профсоюзам стало не до Дворца, и где-то с середины 1990-х о нем просто забыли: отключили от тепла, от телефонной связи, прекратили финансирование.   Постепенную гибель Дворца я наблюдала урывками, а когда в начале 2000-х начала писать эссе о домах города, то, естественно, прошлась по родным коридорам. Никакой фильм ужасов не передаст масштабов представшего перед моими глазами разрушения: свисающая и со стен дранка, обнаженная кирпичная кладка, забитые двери (например, в знаменитый Красный зал), потеки, плесень, запах гнили и сырости, охватившей дом…А над самим домом, на крыше прорастают деревья, кустарники, трава… Трава забвения…

Но что поразительно, тогда еще оставалась горстка людей, которые приходили и приходили на работу, общались с читателями, сохраняли фонд, из окон изуродованного забвением здания еще неслись… звуки клавесина, еще встречал своего верного зрителя театр «Преображение».

Прошло еще 6-7 лет. Всему есть предел. Театр выехал в другое здание, книжный фонд библиотеки переправили в районную ЦБС, куда-то увезли клавесин…

Теперь находиться в пустом, разрушенном здании просто опасно.

И зачем я недавно залезла на какой-то сайт, где шаг за шагом кто-то прошел по дворцу с фотокамерой?

Ведь знала уже, что все разрушено…

Но почему так больно видеть кусок окна, узнавать комнату, коридоры… Какой-то глубинной памятью чувствовать тепло заброшенной батареи (сушила на ней варежки), видеть распахнутую безобразно изуродованную дверь (через нее впервые открылся мне ряд мольбертов в изостудии), другую, криво заколоченную (она вела в небольшой буфет, где всегда продавалось что-то вкусненькое, чего не было в окрестных магазинах)… Вставали перед глазами яркие, праздничные картинки, ощущались забытые запахи…

Все-таки странные мы здесь, в России, люди: жалуемся на бедность, неустроенность, а сами кидаемся Дворцами! Да еще какими!

Публикуется впервые 


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 03.01.2014
  • Автор: Наумова О.И.
  • Ключевые слова: Нижний Новгород, город Горький, д/к им. Ленина, Дворец культуры профсоюзов им. В.И. Ленина
  • Размер: 10.57 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Наумова О.И.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Тягичев Валерий Петрович. Дополнение к сборнику воспоминаний и документов из истории Горьковского суворовского военного училища "Мы правнуки Суворова"
С.П. Виноградова. «Отца помню плохо…». Военные мемуары.
С.П. Виноградова. Мемуары. Конец 40-х – начало 50-х гг.
С.П. Виноградова. Мемуары. Середина 1950-х гг.
С.П.Виноградова. Воспоминания. Часть V «Вот и кончаются школьные годы…»
Е.В. Янова. Хроники Елены
Е.П. Варакин. «Кук-Чой» (армейские байки)
Е.Н. Виноградова. Родная улица моя…
Е.Н. Виноградова. Бологовские. Из новых архивных находок
И.Л. Мининзон. Воспоминания о годах учебы на биологическом факультете горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в 1965 – 1970 годах.
И.В. Нестеров. И жизнь, и слезы, и любовь… (Нижегородская областная библиотека в 30-е годы)
И.Л. Мининзон. Мои воспоминания из жизни в городе Богородске Горьковской (Нижегородской) области в 1947 - 1965 годах
Екатерина Виноградова. Летописец Семеновского края
Ольга Штерн. Наш праздник
Галина Церникель. Романс Рощина
Е.Н. Виноградова. Наш Палыч
О.И. Наумова. Ленгородок
О.И. Наумова. Memento vitae
О.И. Наумова. Трава забвения
О.И. Наумова. Воспитательницы 1950-х
А.И. Давыдов. Подслушанный рассказ
И.В. Нестеров. В смертельном бою между книгами (с публикацией отрывка из книги Готтлиба Бидермана "В смертельном бою")
В.А. Бебихов. Пионерия и комсомол
Борис Иванович Наумов. Анимация
Ольга Ивановна Наумова. Вспышки памяти
В.А. Бебихов. Встреча с Пётром Заломовым
В.А. Бебихов. О лечении при социализме - на примерах моей семьи
В.А. Бебихов. Учителя школы 19 города Горького
В.А. Бебихов. Памятник А.М. Горькому на пл. Горького в г. Горьком
В.А. Бебихов. Капля океана
Воспоминания Афанасьева Егора Васильевича
В.А. Бебихов. В Горьковском и Московском госуниверситетах
Ольга Наумова. Картинки из жизни ВВКИ
Ольга Наумова. «Похлопаем по-настоящему народному…»

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100