С.П. Виноградова. Мемуары
Середина 1950-х гг.
Часть IV. Школа, картошка и первая любовь
Школа. Я всегда любила школу, особенно это проявилось в старших классах, когда мне казалось, что если я пропущу хоть один день – перевернется мир.
После окончания начальной школы нас перевели: девочек – в школу № 19, мальчиков – в школу № 1. Приходилось каждый день ходить довольно далеко, но наша школа была такая удивительная и прекрасная, что всё это окупалось с лихвой.
Школа № 19 (сейчас – № 126) была экспериментальная, оснащена различными учебными пособиями, с кабинетной системой обучения. В то время это было ново: кабинет истории, кабинет ботаники, географии и пр., на стенах висели портреты ученых, росли экзотические растения, в клетках – мелкие живые существа и т.д.
Под одним из портретов в кабинете ботаники афоризм: «Факты – это воздух ученого, без них вы никогда не можете взлететь!»
Чьи это слова? Не помню, но запали глубоко, хоть я и не стала ученым, но факты считаю необходимым в споре и в жизни.
Учителя в этой школе также подбирались под стать ее уровню.
Помню учительницу русского (наша классная), математики, английского (за год дала нам знаний столько, что хватило на все старшие классы, восьмой–десятый). Помню пожилую историчку и первую тройку (училась я хорошо) за героев Троянской войны. Агамемнон, Менелай и Приам засели потом в голову на всю жизнь, хотя как использовать их участие в мировой истории, до сих пор не знаю.
Класс девочек – это особенное. Уже давно не было войны (десяток лет прошел), но мы во всё горло распевали:
Если завтра война, если завтра в поход,
Если черная сила нагрянет,
Как один человек,
Весь советский народ
За свободную Родину встанет…
Театр. В раннем детстве (семь лет) в пионерском лагере мне поручили участвовать в спектакле «Первоклассница». Я должна была сказать только одну фразу: «Какая красивая ручка!» Но я не могла это сделать и просто промолчала.
Так началась моя артистическая карьера.
В профессиональный театр (оперный) вместе с классной руководительницей я попала в одиннадцать лет. Была зима, сильный мороз. Мы ехали на трамваях, но это было интересно. Первый раз в «город»1, в театр. Нас тогда желающих нашлось немного – пять человек. Мы сидели на галерке. Шла опера «Иван Сусанин». Это было что-то новое для меня, не совсем легкое для восприятия, но «Славься ты, славься ты, Русь моя…» – это было мощно.
С оперы «Иван Сусанин» началась моя любовь к искусству.
Со временем я привыкла к сцене. В седьмом классе на школьной олимпиаде я читала Маяковского, но дальше не прошла. Конкурсная комиссия посчитала, что мне еще рано читать такие стихи («…о советском паспорте»).
Потом в день памяти Ленина читала поэму «В.И. Ленин» медсестрам на собрании в больнице.
С тех пор я почувствовала в себе актерский талант (он мог бы развиться, но жизнь не позволила).
Спорт. В школе был замечательный спортивный зал, в котором я начала серьезно заниматься спортивной гимнастикой. Снарядов было много: брусья, кольца, бум (бревно), вольные упражнения, в том числе с булавой, лентой, мячом.
Я ходила в эту секцию три раза в неделю несколько лет. Больших успехов не достигла, имела второй разряд (по первому – не вытянула). Тем не менее продолжала заниматься и на первых двух курсах института.
Была в моей жизни и легкая атлетика. За 8,2 секунды пробегала 60-метровку, что для того времени было неплохо, бегала на длинные дистанции – 300 и 500 метров2. В седьмом классе по инициативе нашего учителя физкультуры мы с подругой Ирой Романовой ездили на стадион «Водник», где участвовали в соревнованиях – наверное, школьных городских (значит, чего-то стоили как легкоатлетки!).
Позднее я играла в волейбол (по-моему, плохо), а вот в настольный теннис даже без хорошо поставленной техники, много позже (в городе Кирове, куда нас после вуза распределили) неожиданно для себя на соревнованиях неоднократно одерживала победы.
И хоть великой спортсменкой не стала, зато появился бойцовский характер и здоровье до преклонных лет.
Двор. В пятидесятых годах Интернета еще не было, и много времени мы, дети, проводили на улице. Любимые занятия: прыжки через веревочку, когда две девочки ее крутят, а остальные прыгают. Зацепившись за веревку, сами встают ее крутить. Это так увлекало, что домой не уходили долго.
Старшие ребята играли в волейбол через сетку. Зрелище было хоть куда. Мы «болели».
Отношения людей в то время были очень чистые: никто не ругался во дворе матом, не было пьяниц и воров. Двери в квартиры не закрывались.
Событием в жизни двора были выборы. Мы, дети, не интересовались, кого и куда выбирают, для нас был важен только заключительный этап, когда на избирательном участке давали концерт и недорого продавали разные вкусности. Купив какие-нибудь пирожки, мы толпились в тесных помещениях избирательного участка, ожидая концерта.
Первый мальчик, хоть и киношный, который мне понравился, был Тимур из «Тимура и его команды».
Образы Тимура и его подруги Жени глубоко запали мне в душу, и это не осталось без последствий.
На чердаке моего дома я организовала тимуровский штаб и собрала небольшую команду. Мы решили помогать людям собирать и ведрами относить к мешкам картошку. В те годы на всех свободных участках недалеко от наших кварталов все сажали картошку. Это была просто эпопея – жили трудно, картошка кормила.
Нам с мамой тоже выделили участок, один год мы сажали, но без мужчины это было сложно.
Тимуровские дела на картофельной ниве тоже не заладились: люди нашему бескорыстному порыву не поверили. Отряд быстро распался, но Аркадий Гайдар остался моим самым любимым писателем.
Примечания
1 «Городом» и поныне жители Автозавода зовут верхнюю (историческую) часть Нижнего Новгорода. Живучесть этого термина просто поражает: Автозавод уже несколько десятков лет в городской черте.
2 Сейчас эти дистанции считаются спринтерскими.
Публикацию подготовил И.В. Нестеров
Публикуется впервые