Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

27 декабря, 2019
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области (33.7 Kb)

Редакция ЭПИ “Открытый текст” продолжает следить за происходящим в Дудине монастыре, где ЗАО”Пирс”ведет несанкционированные строительные работы. Обращения общественности в государственные органы охраны памятников  привлекли их внимание к состоянию этого памятника средневековой русской архитектуры. 15 февраля там побывала комиссия “Россвязьохранкультуры”, а 28 февраля – представитель УГО ОКН Нижегородской области. Однако строительные работы, наносящие ущерб ансамблю, так и не остановлены. Как говорится, “А Васька слушает, да ест…”
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ АМВРОСИЕВА ДУДИНА МОНАСТЫРЯ В БОГОРОДСКОМ РАЙОНЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Ю. Абросимова, А.А. Давыдова
(НИП «Этнос»)
Историческая справка
 
Практически полностью разрушенный ансамбль Дудина Амвросиева Николаевского монастыря – одной из древнейших обителей Нижегородского края – расположен в 37 км от Нижнего Новгорода на высоком правом берегу реки Оки. В древности это была территория Березопольского стана Нижегородского уезда.

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.

Время основания Дудина монастыря в точности неизвестно. Из записи, сделанной в Евангелии, в свое время хранившемся в ризнице нижегородского Спасо-Преображенского собора, становится ясно, что монастырь существовал уже в 1408 году. В летописях же первый раз о нем упоминается в 1445 году в связи со взятием Нижнего Новгорода казанцами. Какие были здания в Дудином монастыре при первоначальном его устройстве, сведений не сохранилось.

Что касается наименований монастыря, то, по преданию, Амвросиевым он назван по имени его основателя или первого строителя Амвросия. Николаевским – по первому деревянному храму Николая Чудотворца, который срубил отшельник Амвросий. Название же Дудина объясняется (оставляя в стороне позднюю красивую легенду о мальчике-пастухе с дудой) близостью его к селу Дуденеву, владельцами которого издавна был род Дуденевых, содействовавший построению монастыря.
В 1620-х годах, по сведениям писцовой книги Дмитрия Лодыгина, в монастыре существовало три деревянных храма – рубленый Успенский собор, Никольский храм и стоявшая на берегу реки Оки ниже монастыря церковь Ильи Пророка. Каменным строением в монастыре в это время была колокольня, построенная еще в 1592/1593 году, о чем свидетельствовала выбитая на ней надпись: «Лета 7101 году достроена колокольня при игумене Евфимии».
Деревянный Успенский собор был не просто шатровым на подклетях с папертью, а являлся к тому же храмом «… о двунатцати стенах…». По сведениям исследователей, данных об аналогах такого двенадцатистенного храма в письменных источниках не встречается.  Ильинская и Никольская деревянные церкви монастыря, вероятнее всего, были клетскими, но в описании это прямо не отмечено.
Ильинскую церковь опоясывала галерея – паперть. Как и Никольская церковь, Ильинская отличалась от прочих наличием трапезной и была «теплой», т. е. отапливалась. Особенностью Ильинской церкви являлось существование дополнительного придела во имя Василия Блаженного, располагавшегося «…под трапезою…», т.е. внизу, в подклете трапезного прируба. Церковь Николы Чудотворца, также как и Успенская церковь, имела паперть, но в этом случае под ней надо понимать уже не галерею, а крыльцо, потому что из текста писцовой книги следует, что паперть находилась «…перед трапезою…», а не окружала все здание. Церкви, входившие в монастырский ансамбль в первой половине XVII века, имели более сложное объемно-пространственное построение по сравнению с сельскими приходскими храмами этого времени. Ни одной деревянной церкви из описанного архитектурного ансамбля не сохранилось.

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.

С 1676 года, когда монастырь перешел в ведение патриарха и стал именоваться Синодальным домовым монастырем, в нем развернулось каменное строительство. 2 февраля 1677 года в монастыре по личному указу патриарха Иоакима заложили каменный Успенский собор, надзор за строительством которого поручили игумену Евфимию.
Сразу же после завершения возведения храма были выстроены и другие здания монастырского комплекса: корпус архимандрита с тремя сводчатыми подвалами и протяженный келейный корпус, сходные по своей архитектуре с дошедшим до наших дней келейным корпусом XVII столетия Нижегородского Печерского монастыря, а также каменная ограда со святыми воротами, протяженностью более 300 м. К концу XVII века на берегу реки Оки возвышался прекрасный каменный архитектурный ансамбль, развалины которого дошли до наших дней.
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
После ликвидации патриаршества в России в 1721 году обитель была передана в ведение Коллегии экономии. С 1749 года, после того как игумену монастыря запретили управлять приписанными к обители крестьянами, монастырские здания из-за неимения средств на их содержание, постепенно приходят в ветхость. К 1764 году – времени проведения Екатериной II секуляризации церковных земель – Дудин монастырь, в котором осталось всего 6 иноков, был упразднен. Его Успенская церковь стала приходским храмом села Подъяблонного Горбатовского уезда, расположенного недалеко от  монастыря.
Успенская церковь практически разрушенного к началу XIX века монастырского ансамбля достаточно долго по мере возможности поддерживалась прихожанами. В 1820-е годы на средства прихода была отремонтирована ее кровля (заменили деревянную на железную) и капитально перестроена трапезная: для надежности под ее своды были подведены два столба.
В конце XIX века колокольня Дудина монастыря своей архаичной архитектурой привлекла внимание архитектора Л.В. Даля, который выполнил тогда акварель с ее изображением и обмеры, опубликованные позже Императорской Археологической комиссией.
В начале ХХ века архитектурный ансамбль монастыря начал восприниматься как памятник древности, заслуживающий сохранения, и в 1910 – 1912 годах под руководством нижегородского архитектора Леонида Дмитриевича Агафонова были проведены ремонтно-реставрационные работы Успенского собора. В это же время был восстановлен его древний иконостас. К августу 1914 года на территории монастыря были выстроены каменный  дом священника, деревянный дом дьякона и псаломщика, другие деревянные и краснокирпичные хозяйственные и служебные постройки.
После ликвидации прихода села Подъяблонное  в 1939 году, разрушение монастырских построек приобрело необратимый характер. На сегодняшний день от них остался полуразрушенный Успенский собор. В аварийном состоянии находится дом священника. В непосредственной близости от церкви (с южной стороны) сохранились также остатки «надкладезной» каменной часовни. Колокольня, ограда и другие строения полностью уничтожены.
В 1995 году все сохранившиеся постройки были поставлены на государственную охрану как памятник регионального значения. В 2001 году был зарегистрирован вновь созданный приход села Подъяблонное, а в 2006 году принято решение о возрождении Дудина Амвросиева монастыря. Ведется консервация Успенского храма. В самом начале 2008 года в результате несанкционированных работ окончательно уничтожены сохранявшиеся в земле фундаменты колокольни.
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
Местоположение комплекса  монастыря
 и градостроительное значение
 
         Амвросиев Дудин Монастырь расположен в полугоре высокого правого берега реки Оки на небольшой площадке (террасе), напротив поселка Желнино, включённого в настоящее время в черту города Дзержинска. К юго-западу от монастыря находится деревня Тетерюгино, к юго-востоку  – деревня Подъяблонное, отделённые друг от друга обширным полем. Соседство реки леса, широких пространств полей с каменными сооружениями монастыря формируют единое территориальное целое. К настоящему времени архитектурный ансамбль Дудина монастыря в связи с периодом долгого запустения и бесхозного состояния, а также утратами (колокольни, завершений Успенской церкви) во многом потерял историческое градостроительное значение.
         Однако, следует отметить, что территория монастыря приобрела значение природно-культурного пространства, комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия. Неразрывная связь с живописными окрестностями позволяет классифицировать остатки сооружений монастыря в совокупности с природным окружением как “культурный ландшафт” Нижегородской области.
Факторы культурно-ландшафтной дифференциации территории
Исследуемый фрагмент культурного ландшафта обладает специфической структурой, основой которой являются природный, градостроительный и культурный (социальный) аспекты. Первичным элементом является природный, поскольку природные особенности определили характер планировочного развития этой территории. Природный каркас формируется линейными формами: горизонтали террасы окского склона и широкой реки являются композиционными осями в пределах исследуемой территории. Комплекс Дудина монастыря – является характерным примером русского монастырского зодчества, в полной мере отражающим своеобразие и характерность этого типа архитектурных ансамблей.
В пределах исследуемой территории ландшафтное окружение различно по краскам и фактурам: деревенские постройки сочетаются с зелеными массивами полей и лугов, чередующихся в свою очередь с водными пространствами затона и реки. Разнообразные рисунки полей, лугов, оттенки листвы пород деревьев, изрезанная береговая линия Оки и затона, живописные очертания острова оттеняют строгие краснокирпичные постройки монастыря. Архитектурный облик сооружений вторит основным чертам природного окружения: суровость высокого и крутого берега Оки корреспондируют с обликом скромного и лаконичного по архитектуре Успенского храма с мощными контрфорсами, высокой колокольней (утрачена к настоящему времени).

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.

         Градостроительный аспект культурного ландшафта представлен комплексом монастырских сооружений. До настоящего времени от ансамбля монастыря сохранилось всего несколько построек, при этом и они находятся частично в руинированном состоянии. Разрушающееся здание Успенской церкви занимает центральный участок монастырской территории, к югу от него развалины «надкладезной» часовни, с севера сохранились остатки каменной монастырской ограды с контрфорсами, здание бывшего дома причта  примыкает к южной ограде монастыря. К северо-востоку от монастыря, на кромке откоса существует небольшое сельское кладбище, рядом с ним установлен поклонный крест. Таким образом, каждая монастырская постройка вписана в просторы природного окружения, а характер архитектурного облика сооружений сопоставим с особенностями ландшафта.
Социальный аспект культурного ландшафта проявляется в его информационной насыщенности – на протяжении нескольких столетий он как любой монастырь играл важную роль в церковной, политической, экономической и культурной жизни. В этом отношении следует учитывать, что после ликвидации монастыря в екатерининское время Успенский храм служил приходской церковью села Подъяблонное. До сих пор монастырский комплекс является подлинным источником информации об организации территории  и системе культурных ценностей, служит свидетельством культурной традиции. Таким образом, развитие этой территории обусловлено взаимодействием природных и социо-культурных процессов.
Степень сохранности исторической планировочной структуры целостность восприятия историко-градостроительной среды,
визуальные связи, архитектурные доминанты
(существующие и утраченные)
 
Планировочная структура бывшей монастырской территории читается на начало XX века, когда архитектурный комплекс использовался в качестве приходского. На этот же период прослеживаются границы его территории. В это время в результате строительных работ застройка обители претерпела значительные изменения.
К настоящему времени от собственно монастырских построек сохранился лишь Успенский храм и до начала 2008 года сохранялись остатки фундамента колокольни. Остальные постройки относятся к началу XX века: остатки краснокирпичных дома причта и надкладезной часовни.
Тем не менее, целостность восприятия монастырского комплекса сохраняется до настоящего времени. Это обусловлено прежде всего композиционным единством уцелевших исторических сооружений, объединённых функциональным назначением, с природным ландшафтом, а также отсутствием новой застройки на прилегающей к монастырю территории.  Стоит отметить, что для восприятия монастырского ансамбля сложились особые условия: монастырь прекрасно просматривается с реки, а также с бровки откоса и с берега.
Степень сохранности облика отдельных объектов различна.  Здания и сооружения дошли до настоящего времени с утратами внешнего архитектурного облика. Наиболее близок к первоначальному облик Успенской церкви. Практически разрушена «надкладезная» часовня, частично разрушен второй этаж дома причта. В ходе работ по благоустройству территории монастыря уничтожены сохранившиеся фрагменты ограды, а также остатки колокольни (фундаменты и своды первого яруса). В целом сооружения монастыря требуют реставрационно-восстановительных работ, а территория – комплексного благоустройства.
С утратой колокольни роль архитектурной доминанты стало играть наиболее крупное сооружение комплекса –– Успенская церковь, господствующая над пространством живописных окрестностей. Следует отметить чрезвычайно ответственное положение монастыря – на террасе высокого откоса. В связи с этим он хорошо просматривается с дальних расстояний – с противоположного низкого берега Оки, а также с бровки откоса. При этом  открытое пространство у бровки откоса является естественной обширной смотровой площадкой – зоной панорамного восприятия.
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
 
Характеристика по типологии и стилистике, наличие выразительного образа исследуемой территории (ценность культурного ландшафта)
 
         Дудин монастырь на период конца XVIII века представлял собой небольшой ансамбль, включающий в себя различные типы зданий и сооружений: Успенский, и Никольский храмы, Ильинскую церковь и храм Владимирской (Оранской) иконы Божией матери, а также колокольню, каменную ограду, корпус келий и архимандричий корпус. Его территория имела форму четырёхугольника. В центральной части монастырской территории располагалась наиболее крупная постройка комплекса – его архитектурная доминанта –  Успенская церковь (1677 г.). Местоположение остальных сооружений определялось близостью к монастырской ограде.
         В настоящее время комплекс  представлен разрушающимся зданием Успенской церкви, развалинами «надкладезной» часовни, остатками каменной монастырской ограды и здания двухэтажного дома священника.
         Двухпрестольный каменный Успенский храм традиционен по объёмно-пространственному решению: двухъярусный четверик основного объёма, перекрытый сводом, с востока завершён выступом трёхапсидного алтаря, с запада к нему примыкает вытянутая трапезная под скатной кровлей.  Фланги четверика акцентированы лопатками и завершены полукруглыми закомарами, в верхней части проходит профилированный венчающий карниз. Прямоугольные окна не имеют декоративных обрамлений. Лаконизм архитектурного облика, мощные контрфорсы создают ощущение монолитности церкви.
         Краснокирпичная с неоштукатуренными фасадами, завершёнными треугольными фронтонами, часовня над источником представляет собой небольшой квадратный в плане объём под двускатной кровлей (частично утрачена). Оконные проёмы часовни имеют килевидное завершение. Этот же мотив повторен в очертании ниши на восточном фасаде.
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
         Дом причта двухэтажный краснокирпичный с неоштукатуренными фасадами. Арочные окна заключены в ниши, в верхней части фасада проходит пояс поребрика и городчатого орнамента. К настоящему времени сохранились его остатки.
Архитектурный образ исследуемой территории характеризуется своеобразием и определяется гармоничным единством краснокирпичных монастырских сооружений с живописным ландшафтом. Архитектурное и природное своеобразие участка раскрывается как в облике построек, дающих представление о  русском монастырском зодчестве, так и в красоте окружающего пейзажа – крутого берега Оки, поросшего лесами, живописных очертаний береговых линий реки и затона. Выразительный опознаваемый облик этого пространства сформировался как результат объединения всех составляющих его аспектов.
Ценность культурного ландшафта определяется в первую очередь его аутентичностью, показателем которой в отношении исследуемого участка являются сохранность планировки, функциональное использование и социокультурное значение. С 2005 года монастырь активно возрождается, соответственно характер его функционального использования отвечает первоначальному. Социокультурное значение ландшафта определяется исторической ценностью и информационным разнообразием – на протяжении столетий существования монастырь прямо или опосредованно являлся отражением культурных, социальных и общественных процессов Нижегородского края.
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
 
Выводы
Комплексные историко-библиографические и натурные исследования целостного фрагмента территории позволили прийти к определённым выводам в отношении историко-культурной ценности Дудина монастыря и прилегающих окрестностей.
Степень представленности природного и архитектурного своеобразия на данном участке высока. Монастырские сооружения воспринимаются в неразрывном единстве с окружающим пейзажем, что дало основания отнести исследуемый участок к категории культурного ландшафта. Природно-культурный комплекс в пределах границ разработки проекта обладает всеми признаками культурного ландшафта и имеет объективную ценность как носитель эстетической, научной, исторической информации. Сформировавшийся к настоящему времени выразительный образ монастыря, объединивший в себе природный и архитектурный компоненты, отличается гармоничностью, целостностью и своеобразием. Всё это обуславливает необходимость выдвижения требования увеличения мощности и полноты воздействия культурного ландшафта.
Амвросиев Дудин монастырь вместе с природным окружением  является фрагментом информационно и эмоционально насыщенной исторической среды с высокой степенью сохранности планировочной структуры и ландшафтных особенностей. Следует отметить также ценность архитектурного ансамбля в своей данности и наличие высокого информационного и эстетического потенциала. Дудин монастырь активно популяризируется, включается в паломнические маршруты. В последнее время источники информации выходят за рамки представлений местного населения о значимости расположенных на территории монастырского ансамбля сооружений и становятся все более массовыми и доступными. Исходя из этого, следует подчеркнуть необходимость сохранения и развития комплекса монастыря в своих характерных чертах и параметрах.
К большому сожалению, в настоящее время сложилась критическая ситуация,  которую оказались неспособны взять под свой котроль государственные органы охраны объектов культурного наследия. В результате продолжающихся несанкционированных строительных работ архитектурному ансамблю монастыря может быть нанесен непоправимый ущерб.
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Фото А. Питиримова. Июль 2005 г.
ПРОЕКТ ЗОН ОХРАНЫ, РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПО УСЛОВИЯМ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ – Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря вблизи села Подъяблонное Богородского района
 
Архитектурный ансамбль Амвросиева (Дудина) монастыря является памятником истории и культуры регионального значения. Он взят на государственную охрану Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 30.05.1995 № 64. В соответствии со ст.34 п.1. ФЗ-73 «в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия, состав которой определяется проектом зон охраны».
 
ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИИ ПАМЯТНИКА
И ЗОН ЕГО ОХРАНЫ
В целях создания благоприятных условий для сохранения и лучшего восприятия  памятника истории и культуры регионального значения – Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря данным проектом предлагается установить границу территории памятника, которая в основном совпадает с исторической границей монастыря на конец XVIII века: с севера она проходит на расстоянии 25 м от северного фасада собора, с запада – на расстоянии 30 м по существующему деревянному забору, с юга – на расстоянии 50 м, с востока – 20 м от восточного фасада церкви.
В целях обеспечения сохранности памятника в его историческом  окружении, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия данным проектом предлагается установить охранную зону ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря, граница которой, обусловленная бассейнами видимости и точками наилучшего визуального восприятия, с севера проходит по противоположному берегу Оки, с запада и востока пересекает фарватер и продолжается параллельно западной и восточной границам территории памятника до д.Тетерюгино, с юга – повершине окского откоса.
РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ
 в границе территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения –  Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря в д. Подъяблонное Богородского района
В границе территории объекта культурного наследия регионального значения, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 24.05.2002 г. (№73-ФЗ), предусмотреть следующее:
  1. Соблюдение правового режима, установленного земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации в отношении зон особо охраняемых территорий.
  2. Запрещение проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объекта культурного наследия и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения:
– осуществление комплекса ремонтно-реставрационных работ на всех зданиях и сооружениях ансамбля монастыря;
– восстановление исторической объёмно-пространственной композиции монастыря: объёма колокольни и других утраченных сооружений;
– использование территории строго в соответствии с целевым назначением – функционированием религиозного объединения Русской православной церкви.
  1. Проведение работ по благоустройству территории объекта культурного наследия в соответствии с согласованным в установленном действующим законодательством порядке проектом благоустройства с учётом целевого назначения участка и формирования оптимальных условий для благоприятного зрительного восприятия Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря.
  2. Запрещение прокладки инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопроводов, электрокабеля и пр.) наземным, воздушным способами, а также на фасадах сооружений, являющихся объектами культурного наследия.
  3. Обеспечение проведения охранных археологических мероприятий с целью исследования культурного археологического слоя, консервации и музеефикации археологических фрагментов исторических объектов перед началом любых видов земляных работ. Содержание этих мероприятий определяется государственным органом охраны объектов культурного наследия.
  4. Обеспечение согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия проектирования и проведения работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории.
 
РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ
в границе охранной зоны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения – Архитектурного ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря.
 
В пределах охранной зоны объекта культурного наследия, являющейся в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (закон  № 190-ФЗ от 29.12.2004 г.)  зоной с особыми условиями использования территории, руководствуясь п.2 ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. (№73-ФЗ) устанавливаются «особые режимы использования земель, ограничивающие хозяйственную деятельность и запрещающие строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия». Вся деятельность в указанной границе должна быть направлена на регенерацию историко-градостроительной среды монастырского ансамбля.
1.     Соблюдение основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающих градостроительные отношения в зонах с особыми условиями использования территорий.
2.     Закрепление и развитие исторически сложившихся градоформирующих функциональных зон, имеющих перспективу устойчивого развития.
        – закрепление и развитие зоны обслуживания комплекса культового назначения – Амвросиева (Дудина) монастыря, развитие функций, связанных с паломническим туризмом;
– возможность развития зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
– развитие зоны рекреационного назначения;
3.     Обеспечение гармоничного включения новой застройки в природный ландшафт с учётом формирования оптимальных условий для благоприятного зрительного восприятия ансамбля Амвросиева (Дудина) монастыря, закрепление градоформирующего значения исторической архитектурной доминанты – Успенской церкви при реконструкции территории.
4.     Возможность комплексной реконструкции и благоустройства территории в соответствии с градостроительной и проектной документацией, предусматривающей включение ансамбля монастыря в новый градостроительный контекст в качестве композиционной доминанты. 
5. Исключение закрытия коридоров и направлений визуального восприятия комплекса Амвросиева (Дудина) монастыря.
– Запрещение перекрытия видов на ансамбль Амвросиева (Дудина) монастыря с севера.
– Создание видовых площадок в местах наилучшего восприятия Амвросиева (Дудина) монастыря – на бровке откоса.
6. Обеспечение оптимального воздействия природного и антропогенного ландшафтов; сохранение природного ландшафта. Сохранение ценных элементов ландшафта – окского откоса;  комплексное благоустройство откоса.
7. Обеспечение проведения охранных археологических мероприятий с целью исследования культурного археологического слоя, консервации и музеефикации археологических фрагментов исторических объектов. Содержание этих мероприятий определяется государственным органом охраны объектов культурного наследия.
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области
Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Фото И. Агафоновой. Сентябрь 2007 г.

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Фото Т.С. Рыжовой (НОООПИК). 15 февраля 2007 г.

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Абросимова А.Ю., Давыдова А.А. Историко-культурная характеристика архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в Богородском районе Нижегородской области

Фото М.В. Соловьева (УГО ОКН). 28 февраля 2007 г.
 
 
 
 
размещено 4.03.2007
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции