А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика (30.59 Kb) Историческая справка По преданию, основателем Макарьевского Троицкого Желтоводского монастыря являлся преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (1349-1444) – известный церковно-политический деятель, инок нижегородского Печерского монастыря. Место для новой обители было выбрано на левом пойменном берегу Волги у Желтого озера неподалеку от устья реки Керженец. Первоначальный период существования монастыря (1435 – 1439 годы) был краток – его выжег отряд казанских татар. Возрождение монастыря началось в 1620-х годах и было связано с учреждением Макарьевской ярмарки, получившей в 1641 году официальный статус и до 1700 года находившейся во владении обители. Основная часть каменных построек, дошедших до нашего времени, возводилась за сравнительно небольшой срок (с 1651-го по 1677 год), что и определило восприятие архитектурного ансамбля как единого целого. Можно предполагать, что зодчим ансамбля был «подмастерье каменных дел» Максим Апсин. Наглядное представление о том, как постепенно рос и расширялся монастырь, дают несколько сохранившихся икон XVII века, посвященных преподобному Макарию. Архитектурной доминантой комплекса и его композиционным центром стал сооруженный в 1651-1658 годах шестистолпный с мощным, сдвинутым к востоку пятиглавием Троицкий собор (36,6х22,2 м). По мнению исследователей нижегородского зодчества (С.Л. Агафонов, Я.Л. Шаболдин), образцом для главного монастырского храма послужило новое здание Спасо-Преображенского собора, отстроенное в 1647- 1651 годах в Нижегородском кремле. Несколько ранее, в 1651-1654 годах, в обители выстраиваются массивный (45,8х22,8 м) двухэтажный корпус трапезной с пятиглавой Успенской церковью. С западной стороны трапезной устраивается высокая шатровая колокольня. В 60-х -70-х годах XVII века монастырская территория обносится мощной каменной крепостной стеной регулярной планировки с круглыми башнями по четырем углам. С южной стороны, обращенной к реке, устраивается главный вход – Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела (1670 год). Кроме того, пять квадратных башен располагались по периметру (811,5 м) прясел основного укрепленного участка. Внутри монастыря (с юга) выстраивается корпус келий, а в юго-западной части к началу 1690-х годов. появляется трехэтажный корпус настоятельских (архимандричьих) покоев. Там же, на основной территории, была выстроена одноглавая каменная Всехсвятская церковь (не сохранилась). Еще одна линия каменных стен прикрывала монастырь со стороны Волги, а с западной стороны комплекс получает дополнительную территорию, огороженную деревянными (позднее – каменными) стенами, включавшую каменный корпус Гостиного двора (в XIX веке перестроен в тюрьму). В 1780-х годах, в одной из промежуточных башен (к западу от ворот) устраивается церковь Григория Пельшемского. Это нарушило конструкции башни и едва не привело к катастрофе. Последнее крупное строительство в обители было осуществлено незадолго до перевода ярмарки в Нижний Новгород. В 1808 году на месте старого придела у северной стены Троицкого собора возводится в классицистическом стиле Макарьевская церковь. С собором церковь соединена колоннадой тосканского ордера. Ежегодное затопление низменной территории в период весенних паводков и размывание береговой линии (в результате приближения реки к южной части монастыря) негативно сказывалось на состоянии монастырского комплекса. С начала XIX века особенно заметно стал наблюдаться процесс разрушения дополнительных линий укреплений, когда при высоком паводке 1829 года обвалилась одна из угловых башен западного сектора. В 1868 году монастырь был закрыт и восстановлен лишь в 1883 году, но уже как женский. Территория монастыря сократилась до нынешних размеров (четырехугольник со сторонами около 200 м каждая), а ряд старых зданий, например, постройки хозяйственного назначения, размещавшиеся в северо-восточной части, к этому времени были утрачены. Прибрежный участок укрепляется каменной отмосткой. В 1910-1912 годах производятся ремонтные работы в Троицком соборе, в котором еще в 1859 году обрушился центральный купол. Кроме заново поставленного барабана центральной главы, храм внутри получил дополнительную роспись. По сравнению с первоначальными фресками на стенах и сводах зала, выполненных в конце XVII – начале XVIII века, новая роспись не отличалась высоким качеством. Собор был полностью восстановлен в облике первой половины XIX века (с четырехскатной крышей и папертью). На протяжении нескольких столетий Макарьевский монастырь оставался одним из центров религиозной и духовной жизни не только Нижегородского Поволжья, но и России. Особенная атмосфера, сложившаяся в обители во второй половине XVII – начале XVIII века, привела к появлению здесь целого ряда личностей, определявших идеологическую политику страны. Отсюда вышли будущий патриарх Никон и его противник – протопоп Аввакум Петров, будущие иерархи Русской православной церкви: Симеон – архиепископ Сибирский и Тобольский, Иларион – митрополит Суздальский, Иван Неронов – протопоп, некоторое время входивший в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др. В советский период времени монастырь продолжал функционировать до 1927 года, а затем был закрыт, ансамбль бывшей обители стал приходить в упадок. Во время Великой Отечественной войны (до августа 1943 года) в бывшем монастыре размещался эвакогоспиталь, затем большинство помещений арендовалось Лысковским ветеринарным техникумом, а часть построек были отданы под хозяйственные нужды (так, здание Троицкого собора использовалось как зернохранилище). К этому времени лишь одна (северо-восточная) из четырех угловых башен находилась в исправном состоянии, стены имели угрожающие трещины осадочного происхождения, церковь Михаила Архангела была близка к полному разрушению и т.д. Ситуацию усугубил пожар, случившийся в сентябре 1944 года. В этом же году комплекс переходит под охрану Отдела архитектуры Горьковского облисполкома, а в мае 1947 года Постановлением Совета Министров РСФСР комплекс Макарьевского монастыря был отнесен к уникальным историко-архитектурным памятникам, находящимся под охраной государства. Серьезные восстановительные работы начались с конца 1940-х годов и были связаны с ремонтом каменного откоса, сильно пострадавшего в паводок 1948 года. Вопрос общей реставрации памятника сдерживался неясностью с постройкой Чебоксарской ГЭС. Непосредственно реставрационные работы на комплексе начались в 1957 году и продолжались свыше двадцати пяти лет. В 1980-х годах устраивается бетонное береговое укрепление, значительно исказившее восприятие архитектурного ансамбля монастыря. В декабре 1990 года Макарьевский монастырь передается в ведение Нижегородской епархии, а в 1991 году Священным Синодом Русской православной церкви принимается решение о его возобновлении как женской обители. В 1995 г. статус архитектурного комплекса Макарьевского монастыря – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения – был подтвержден Указом Президента РФ (№176 от 20.02.95 г.). Местоположение комплекса монастыря и градостроительное значение Макарьевский монастырь расположен в 88 км от Нижнего Новгорода ниже по течению реки Волги на левом-низком её берегу недалеко от впадения в неё реки Керженца. Главный вход в монастырь устроен с южной стороны, с реки через святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. К северу и западу от ансамбля монастыря расположен рабочий поселок Макарьево. Связь с районным центром Лысково осуществляется паромной переправой, с Нижним Новгородом – речным транспортом, а также автомобильной дорогой через село Валки. Соседство широкого пространства акватории реки, живописного высокого противоположного берега с архитектурным ансамблем монастыря, обнесённого мощной стеной с башнями, формируют единое территориальное целое. Исторически монастырь имел градообразующее значение. При монастыре возникла ярмарка, затем слобода, преобразованная в екатерининское время в уездный город. Градоформирующее значение монастыря на протяжении многолетней истории его градостроительного развития менялось. Наиболее важное значение монастырь как градоформирующий объект имел в период существования крупнейшей в России Макарьевской ярмарки (со второй половины XVII-го по начало XIX века). В генеральном плане застройки уездного города Макарьево кварталы в виде геометрически правильных фигур, образовывавшие есть улиц, ориентировались на Макарьевский монастырь и ярмарку. Заложенные в этом проекте принципы застройки города стали основой для всех последующих корректировок генерального плана Макарьева. После смещения ярмарочного ансамбля к северо-западу от селитебной тпрритории ансамбли Макарьевского монастыря и торговой ярмарки стали корреспондировать друг с другом. После пожара на ярмарке в 1816 году и перевода торжища в Нижний Новгород монастырь стал обособленным градостроительным образованием, в то время как значение композиционного центра поселка было отведено объёму приходской Казанской церкви. К настоящему времени ансамбль Макарьевского монастыря имеет значение природно-культурного пространства, комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия. Неразрывная связь с живописными окрестностями позволяет классифицировать архитектурный ансамбль монастыря в совокупности с природным окружением как один из ярких примеров “культурного ландшафта” Нижегородской области. Факторы культурно-ландшафтной дифференциации территории Культурный ландшафт обладает специфической структурой, основой которой являются природный, градостроительный и культурный (социальный) аспекты. Первичным элементом является природный, поскольку природные особенности определили характер планировочного развития этой территории. Исторически ландшафтная ситуация была иной. На протяжении XVIII-XIX веков основное русло Волги менялось, в связи с чем оказалась затопленной территория первоначальной монастырской слободы, прилегающая с юга, а ансамбль монастыря оказался непосредственно на берегу Волги. Положение усугубилось с поднятием уровня воды Чебоксарской ГЭС, когда было сооружено бетонное укрепление и сделана насыпь вдоль стен монастыря. В настоящее время монастырь, окаймлённый огибающей его Волгой и дугой холмов правобережья, занимает центральное место на обширной территории. В контрасте с плоским берегом и гладью воды сооружения ансамбля приобретают особую монументальность. Основной композиционной осью в пределах исследуемой территории является русло Волги. Сооружения монастыря экспонированы на реку, при этом природа и произведения человеческого труда слиты в единую объёмно-пространственную композицию. Комплекс Макарьевского монастыря является характерным примером средневекового русского монастырского зодчества, в полной мере отражающим своеобразие и характерность подобного типа архитектурных ансамблей. Ландшафтное окружение монастыря чрезвычайно живописно и различно по краскам и фактурам: широкое водное пространство – гладь реки – сочетается с крутым склоном правого берега, поросшим деревьями, плавная береговая линия отвечает красоте окрестных лугов. Архитектурный облик сооружений выгодно оттеняется образом природного окружения: плавность очертаний волжского берега контрастирует с суровым обликом монастырских стен, крупного центрального собора. Градостроительный аспект культурного ландшафта представлен комплексом монастырских сооружений. Сооружения ансамбля характеризуются цельностью и единством. Прямоугольная территория обнесена мощной каменной стеной с угловыми круглыми башнями и квадратными, расположенными по середине прясел. Со стороны Волги имеется дополнительное бетонное укрепление. Речной фасад имеет симметричную композицию. Центром композиции южной сены являются Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела и примыкающими к ней с обеих сторон жилыми корпусами и башнями. Если смотреть с реки, объём надвратной церкви сливается в одно композиционное целое с главным Троицким собором, дополняя изящным абрисом строгий и лаконичный облик главного собора. С севера к Троицкому собору примыкает небольшая Макарьевская церковь, выдержанная в формах классицистической архитектуры. К востоку от собора, продолжая композиционную ось восток-запад, расположено двухэтажной здание трапезной с Успенской церковью и шатровой колокольней. До настоящего времени сохранились корпуса архимандричьих келий, больничный корпус, монашеские кельи и церковь Григория Пельшемского, устроенная в квадратной башне между святыми воротами и западной угловой башней. Каждая монастырская постройка вписана в просторы природного окружения, а характер архитектурного облика сооружений сопоставим с особенностями ландшафта. Социальный аспект культурного ландшафта проявляется в его информационной насыщенности. С Макарьевским монастырём связано имя крупного государственного деятеля XVII столетия – патриарха Никона, из стен Макарьевского монастыря вышла целая плеяда церковных деятелей, определявших и вдохновлявших идеологическую политику страны и составлявших ближайшее окружение царя Алексея Михайловича, а также хорошо по тем временам образованных людей, которые оставили заметный след в жизни России в 30-40- е годы XVII века. Несомненно, развитие и процветание монастыря было связано с проводившейся ежегодно Макарьевской ярмаркой, являвшейся почти два века крупнейшим торгом, собиравшим товары не только со всей России, но и из Европы и Азии. Благодаря превращению в крупный коммерческий центр не только Русского государства, но и всей Европы, Макарьевская ярмарка приносила монастырю стабильный высокий доход, в связи с чем монастырь постепенно превратился в крупный хозяйственный центр и один из лучших архитектурных ансамблей Поволжья. Таким образом, развитие этой территории обусловлено взаимодействием природных и социо-культурных процессов. Современное социокультурное значение монастыря определяется в первую очередь обширным рядом исторических ассоциаций, а также чрезвычайно важным значением его как крупного объекта паломнического туризма и уникального архитектурно-художественного ансамбля, постоянно привлекающего внимание туристов. Степень сохранности исторической планировочной структуры целостность восприятия историко-градостроительной среды, визуальные связи, архитектурные доминанты (существующие и утраченные) Планировочная структура бывшей монастырской территории сохранилась в основном в южной её части, где читается основная композиционная ось запад-восток и сохранены объёмно-пространственная структура территории и композиционные соотношения застроенных и незастроенных пространств). Северную часть монастырской территории в настоящее время можно считать деградировавшей. Кроме того, утрачены дополнительные укрепления – линия каменных стен, прикрывавших монастырь со стороны Волги, и каменная ограда, примыкавшей с запада территории, где располагался корпус Гостиного двора, устроена насыпь вдоль стен, охватывающих основную часть монастырской территории. В настоящее время основная часть монастырской территории, обнесенная крепостной стеной с башнями, представляет собой в плане прямоугольник. Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя, машикули и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, боевой ход покрыт деревянной кровлей. С южной стороны монастыря расположен главный вход в него, при этом входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела. Основные монастырские сооружения: Троицкий собор, трапезная с Успенской церковью и колокольней, келейные корпуса сгруппированы в южной части территории, в северной находятся хозяйственные постройки. Комплекс монастырских сооружений дошёл до настоящего времени практически без утрат за исключением одноглавой каменной Всехсвятской церкви, располагавшейся в северо-западной части монастыря. Композиционным центром ансамбля монастырских построек по-прежнему является пятиглавый Троицкий собор. Целостность восприятия монастырского комплекса сохраняется до настоящего времени. Это обусловлено прежде всего композиционным единством архитектурного облика монастырских сооружений, объединённых функциональным назначением, а также гармоничным сочетанием архитектурного ансамбля с природным ландшафтом, свободным от поздней застройки. Стоит отметить, что для восприятия монастырского ансамбля сложились особые условия: монастырь прекрасно просматривается с реки, с берега к востоку и западу от монастыря, а также с противоположного берега реки и со стороны поселка. Степень сохранности облика отдельных объектов также высока. На сегодняшний день в результате полномасштабных реставрационных работ восстановлен исторический облик практически всех сооружений комплекса. Архитектурными доминантами ансамбля являются объёмы Троицкого собора и шатровой колокольни, пристроенной к трапезной. Группа вертикалей, образуемых мощным пятиглавием крупного собора, более изящным венчанием Успенской церкви и живописным шатром колокольни, позволяет ансамблю культовых сооружений господствовать над пространством живописных окрестностей. Мотив вертикалей поддержан завершениями надвратной церкви, выразительный абрис которой корреспондирует и оттеняет величественное венчание Троицкого собора. Следует отметить чрезвычайно ответственное положение монастыря – на низком пойменном берегу, в связи с чем созданы прекрасные условия для панорамного восприятия ансамбля. Он хорошо просматривается с дальних расстояний – с противоположного высокого берега Волги, а также с фарватера, красивые виды раскрываются со стороны посёлка Макарьево благодаря наличию незастроенного пространства перед ним. Смотровыми площадками также являются участки берега к западу и востоку от монастыря. К диссонирующим объектам в пределах зоны восприятия ансамбля следует отнести сооружения деревоперерабатывающего предприятия, расположенного к востоку от монастыря. Планировка поселка Макарьево до настоящего времени во многом определяется ландшафтными особенностями. Часть бывшего города застроена в соответствии с принципами регулярного строительства, при этом незастроенными до сих пор остаются участки, где это невозможно в силу наличия водоёмов, оврагов, пониженного рельефа – затопляемых участков. Относительно застройки поселка следует отметить, что большая часть исторической застройки к настоящему времени утрачена, активно ведётся строительство дач, облик которых не соответствует, а подчас и активно диссонирует с образом древнего монастыря. Современной архитектурной доминантой и композиционным центром поселка по прежнему является Казанская церковь, корреспондирующая с ансамблем Макарьевского монастыря. Характеристика по типологии и стилистике, наличие выразительного образа исследуемой территории (ценность культурного ландшафта) Макарьевский монастырь на период конца XVII столетия, когда были возведены основные сооружения, и до настоящего времени представляет собой обширный и чрезвычайно целостный архитектурный ансамбль. Он включает в себя различные типы построек, выполненные в стилистике архитектуры конца XVII века. Ансамбль является ярким примером русского средневекового монастыря на берегу реки, на протяжении многих веков имевшей исключительно важное стратегическое, экономическое, и культурное значение. Основные сооружения сгруппированы по оси, заданной руслом реки, при восприятии со стороны реки композиция монастыря симметрична и уравновешена. Речной фасад монастыря включает основные строения: Троицкий монастырь, Успенскую церковь с трапезной и колокольней, надвратную Михайло-Архангельскую церковь. Мощным основанием для них стали массивные стены с машикулями. В настоящее время в северной части территории ансамбля монастыря имеются диссонирующие включения (гаражи, сараи), нарушающие образ монастыря при восприятии его с внутренней территории. Планировка монастырской территории и архитектурный облик основных сооружений достаточно традиционен: монастырская территория имеет прямоугольную в плане конфигурацию, обнесена мощной крепостной стеной с круглыми угловыми башнями и квадратными (проездными). С южной стороны по сторонам от Святых врат имеются ещё две слабо выступающие квадратные башни, соединённые с келейными корпусами. Входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела. Шестистолпный пятиглавый Троицкий храм с тремя апсидами является мощной доминантой, организующей прилегающую застройку. Общее объёмно-пространственное решение собора восходит к типу Успенского собора в Московском кремле. Мощные круглые в плане столбы поддерживают своды, покрытые росписями. Приземистые сильно выступающие апсиды усиливают впечатление основательности и массивности объёма храма. С Троицким собором галереей соединена классицистическая Макарьевская церковь. Фасады церкви с западной и северной сторон украшены четырёхколонными портиками, основной объём завершён широким барабаном, перекрытым мощным куполом. К обширному двухэтажному сооружению трапезной с востока примыкает объём Успенской церкви, а с запада – шатровая колокольня. Успенская трапезная церковь представляет собой двухэтажное здание, сводчатый потолок которого опирается на мощный квадратный в плане столб. Фасады завершены килевидными закомарами, кокошники также служат основанием для стройных барабанов. С запада к трапезной пристроена шатровая четырёхъярусная колокольня, соединённая галереей – один из интереснейших примеров русского шатрового зодчества XVII века. Ярус звона завершается кирпичным восьмигранным шатром с двумя рядами слухов. Корпуса келий расположены к югу и востоку от надвратной церкви. Архитектурный образ монастырской территории характеризуется своеобразием и определяется гармоничным единством побеленных монастырских сооружений с живописным простором окружающего ландшафта. Архитектурное и природное своеобразие участка раскрывается как в облике построек, дающих представление о русском монастырском зодчестве, так и в красоте окружающего пейзажа – низкого пойменного берега Волги с выразительной береговой линей и противоположного – крутого, поросшего лесами. Выразительный опознаваемый облик этого пространства сформировался как результат объединения всех составляющих его аспектов. Следует добавить, что образ поселка как исторического поселения к настоящему времени утрачен практически полностью, и Макарьево стремительно превращается в заурядный дачный поселок. Ценность культурного ландшафта определяется в первую очередь его аутентичностью, показателем которой в отношении исследуемой территории являются сохранность планировки, архитектурного облика монастырского ансамбля, функциональное использование и социокультурное значение. Социокультурное значение ландшафта определяется не только исторической ценностью и в большей степени информационным разнообразием. Круг исторических ассоциаций монастырского ансамбля очень велик. На протяжении столетий существования монастырь являлся духовным и культурным центром Поволжья. С ним связаны имена многих крупных церковных деятелей России XVII в. – патриарха Никона и его противника – протопопа Аввакума Петрова, будущих иерархов Русской православной церкви: Симеона – архиепископа Сибирского и Тобольского, Илариона – митрополита Суздальского, Ивана Неронова – протопопа, некоторое время входившего в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др. Выводы Комплексные историко-библиографические и натурные исследования целостного фрагмента территории позволили прийти к определённым выводам в отношении историко-культурной ценности ансамбля Макарьевского монастыря и прилегающей территории, которые в свою очередь должны стать основой для принятия специальных режимов использования земель и градостроительных регламентов. Степень представленности природного и архитектурного своеобразия на данном участке чрезвычайно высока. Целостный комплекс монастырских сооружений, выполненный практически в единой стилистике, воспринимается в неразрывном единстве с окружающим пейзажем, что дало основания отнести исследуемый участок к категории культурного ландшафта. Он имеет объективную ценность как носитель эстетической, научной, исторической информации. Сформировавшийся к настоящему времени выразительный образ монастыря, объединивший в себе природный и архитектурный компоненты, отличается гармоничностью, целостностью и своеобразием. Всё это обуславливает необходимость выдвижения требования увеличения мощности и полноты воздействия культурного ландшафта. Макарьевский монастырь вместе с природным окружением является фрагментом информационно и эмоционально насыщенной исторической среды с высокой степенью сохранности планировочной структуры и ландшафтных особенностей. Следует отметить также ценность архитектурного ансамбля в своей данности и наличие высокого информационного и эстетического потенциала. Монастырь активно популяризируется, включается в паломнические маршруты. Исходя из этого, следует подчеркнуть необходимость сохранения и развития его комплекса в своих характерных чертах и параметрах, а также проведения специальных охранных мероприятий. Источники и литература: РГИА. Ф.799. Оп.26. Д.176. ЦАНО. Ф.5. Оп.46, год 1837. Д.167. Татаринов Е. Макарьевский Желтоводский монастырь //Зодчий. 1902. №29. С.327-330; №52. С.599-604. Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. – Н.Новгород, 1999. С.323. Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. – М., 1987. С.275-302. Агафонов С.Л. Макарьев на Волге //Памятники Отечества. – М., 1989. С.136-146. Шумилкин С.М. Нижегородская ярмарка. – Н.Новгород, 1996. С.25-54. Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке. – Горький, 1989. С.132-159. Шаболдин Я.Л. Архитектура Спасо-Преображенского собора XVII века в Нижегородском кремле //Нижегородский кремль. К 500-летию памятника архитектуры XVI века: Материалы второй областной научно-практической конференции 5-6 декабря 2001 года. – Н.Новгород, 2002. С.119-137. Галай Ю.Г. Макарьевский монастырь в первое послевоенное десятилетие. (К истории охраны и реставрации) //Памятники истории и архитектуры Европейской России. (Исследование, реставрация, охрана). – Н.Новгород, 1995. С.216-224. Архивные документы Проектно-фиксационный генеральный план города Макарьева, 1782 г. (ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676-а. Макарьевский у. Д. 1088-а). Генеральный план города Макарьева, 1804 г. Фрагмент. (НГИАМЗ. Шифр ГОМ 3666) ![]() Генеральный план Макарьевского Желтоводского монастыря, 1925 г. (НГИАМЗ). ![]() Макарьевский Желтоводский монастырь. Гравюра А. Ухтомского по рисунку М. Воробьева, 1816 г. (НГИАМЗ. Шифр ГОМ 15781). ![]() Фотографии Виды ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря, Казанской приходской церкви и р.п. Макарьево. Фото И.С. Агафоновой (март 2008 г.) и Н.Ф. Хитруна( июнь 2006 г.) (НИП «Этнос»). ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() А.Ю. Абросимова, В.В. Краснов (НИП “Этнос”) © Открытый текст размещено 12.07.2008 |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст пространства > Культовое зодчество > Абросимова А.Ю., Краснов В.В. Макарьевский Желтоводский монастырь. Историко-культурная характеристика