Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области
Агафонова И. С., Давыдов А. И.
(НИП «Этнос)
Ныне существующая церковь в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области является одним из примеров приходского сельского храма, построенного на рубеже 19-20 веков. Ей присуще многое, характерное для подобных сооружений того времени: использование в основе проектирования образцового проекта и, соответственно, типичные структура, стилистика, архитектурные детали; сравнительно небольшие размеры. Вместе с тем история, связанная с храмом, представляет особый интерес. Дело в том, что село Пешелань является родиной выдающегося деятеля Русской Православной Церкви митрополита Палладия (в миру Павел Иванович Раев), который, в определенной степени, принимал участие в устройстве в своем родном селе нового каменного храма.
Известно, что предшествовавшая ему деревянная церковь была построена «тщанием прапорщика Ивана Алексеевича Чемоданова» (местного помещика) в 1778 году и 14 мая того же года освящена (1). Об облике построенной тогда церкви практически ничего не известно. Клировые ведомости скупо сообщают, что она «зданием деревянная, на каменном фундаменте, с такою же при ней колокольнею» (2), а местный благочинный в рапорте о состоянии вверенного ему округа от 7 февраля 1907 года добавляет к этому, что «в Пешелани, при всей ветхости, церковь имеет благолепный вид» (3).
В храме находилось три престола. Главный из них посвящался святителю и чудотворцу Николаю Мирликийскому. Правый (южный) придел был освящен во имя святителя Димитрия Ростовского, а левый (северный) – во имя преподобного Алексия Человека Божия (4).
К началу 1890-х годов деревянная церковь, уже не вмещавшая всех прихожан, пришла в ветхость, поэтому было принято решение о строительстве нового храма. 21 мая 1894 года состоялась его закладка (5). Строительство велось медленно, с перерывами, судя по всему, из-за нехватки средств. Да и первоначальный капитал был невелик: «лишь двести рублей денег и сто пятьдесят тысяч заготовленного кирпича» (6). Правда, строительству оказывал содействие уроженец села митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий, но последовавшая 5 декабря 1898 года смерть прервала его благотворительную деятельность.
Только в 1904 году, по прошествии десяти лет с момента закладки, пешеланская церковь была «закончена постройкой вчерне» (7), причем без колокольни. На достройку храма по ходатайству, возбужденному в 1905 году, Синод отпустил 500 рублей. Деньги эти были потрачены на устройство иконостасов и написание икон, прежде всего для трапезной (8). Освящение правого придела, расположенного в ее южной части, во имя святителя и чудотворца Димитрия Ростовского состоялось 28 октября 1907 года. Причем сюда был перенесен антиминс из одноименного придела деревянной церкви (9).
Следует отметить, что в это время старая деревянная церковь еще продолжала существовать, но уже без колокольни, которая была разобрана «за ветхостью». Вместо нее была устроена деревянная звонница (10). Последняя, как видно из чертежей 1926 года (11), представляла помост на столбах, перекрытый невысоким четырехгранным шатром.
Время разборки старой деревянной церкви, также как и время освящения главного престола нового каменного храма и еще одного придела в его трапезе, не установлено. Клировые ведомости за 1916 год (последние сохранившиеся от дореволюционного времени) указывают их посвящение тем же святым, что и в старом храме (Николаю Мирликийскому и Алексию Человеку Божию) (12), но из текста документа можно заключить, что освящения престолов к моменту его составления еще не произошло.
Касательно облика новой церкви, следует сказать, что он основан на проектах приходских храмов, разработанных в свое время академиком архитектуры К.А.Тоном и его последователями – приверженцами национального направления в русской архитектуре 1830-х – 1890-х годов. Официально одобренные Синодом, альбомы чертежей подобных храмов были растиражированы для применения по всей Российской Империи и стали основным источником при проектировании культовых сооружений.
Прямого аналога пешеланского храма нами не выявлено. Однако в ряде чертежей из альбомов образцовых проектов церквей (13) можно найти немало общих черт с ним. Это касается и общей широко распространенной структуры храма (тип «корабль»), и завершений его основного объема пятью восьмигранными барабанами (центральный из которых являлся световым) шатрами. А такие детали, как килевидные кокошники над гранями барабанов или наличников окон, щипцы и другие элементы декора, заимствованные из русского средневекового зодчества, вообще характерны для культовой архитектуры периода эклектики.
Вместе с тем, глядя на пешеланскую церковь можно сказать, что проект ее, составленный неизвестным нам архитектором (чертежи не обнаружены), вобрал в себя лучшие черты из проектов подобных небольших храмов. Впечатляют величественные боковые порталы, красивые пропорции фасадов. Их детали довольно органично сочетаются между собой: сказываются позднее время постройки, когда уже в архитектуре выработался т.н. русский стиль.
Как уже отмечалось выше, возведение нового храма в селе Пешелани оказалось связано с именем митрополита Палладия. Здесь уместно напомнить основные вехи биографии этого выдающегося архипастыря, ставшего к концу жизни первоприсутствующим в Святейшем Синоде и т.о. достигшего высшей ступени в тогдашней церковной иерархии (14).
В метрических книгах церкви села Пешелань за 1827 год указано, что у местного священника «Ивана Васильева сын Павел рожден 1827 года, июля 20 дня, а крещен 22 числа» (15). Рано лишившись отца, он был отправлен на обучение в духовное училище при Нижегородском Благовещенском монастыре, откуда перешел в Нижегородскую духовную семинарию. Там Павел Раев проявил выдающиеся способности и, как лучший ученик, был отправлен «на казенный счет» в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1852 со степенью магистра богословия. Вернувшись в Нижний Новгород, он преподавал в семинарии, был ее инспектором, несколько лет служил в Покровской церкви. Овдовев, о. Павел в феврале 1861 года принимает монашество с именем Палладия. В 1862 году он был рукоположен в архимандриты, после чего переведен в Петербургскую семинарию, ректором которой являлся с 1864 по 1866 годы. В 1866 году Палладий возведен в сан епископа Ладожского, викария столичной епархии. Затем он последовательно занимает самостоятельные епископские кафедры в Вологде (1869-1873), Тамбове (1873-1876), Рязани (1876-1882).
Будучи тамбовским епископом, Палладий первым высказал идею возведения храма над кельей Серафима Саровского, тогда еще официально не канонизированного (16).
В апреле 1881 года Палладий был возведен в сан архиепископа, а с августа следующего года он возглавляет Казанскую епархию. В сентябре 1887 года его назначают членом Святейшего Синода и экзархом Грузии. Наконец, 18 октября 1892 года Палладий становится митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и, соответственно, первоприсутствующим в Синоде.
Митрополиту Палладию выпала честь совершить 14 мая 1896 года священное коронование на царство Николая II.
На протяжении всего своего жизненного пути митрополит Палладий неустанно занимался религиозно-просветительской деятельностью, способствуя распространению христианства в Поволжье и на Кавказе. Им был основан журнал «Духовный вестник», освещавший духовно-нравственные проблемы. Митрополит Палладий состоял членом многих общественно-религиозных организаций, являлся также членом Академии наук.
Возвращаясь к церкви Николая Чудотворца в селе Пешелань, следует сказать, что она, как и большинство сельских приходских храмов, в советское время подверглась разорению. Ее внутреннее убранство утрачено. Из пяти барабанов, завершавших основной объем храма, до недавнего времени оставалось лишь два малых, да и то без шатров и крестов.
Восстановление прихода в селе Пешелань и возобновление богослужения в храме потребовали проведения его реставрации, проект которой был разработан Научно-исследовательским предприятием «Этнос» в 2000 году (авторы – архитекторы И. С. Агафонова и П. Ю. Грошев).
Проект реставрации не отличался особыми сложностями: утраченные барабаны, шатры и кресты предполагалось восстановить по обмерным чертежам 1926 года, сохранившимся в фонде Управления губернского инженера в Центральном архиве Нижегородской области, и на основе многочисленных аналогов.
Как известно, колокольня у церкви так и не была возведена. Вместе с тем, схема планировочного решения, построение церкви «кораблем», когда по одной оси находятся собственно храм с полукруглой апсидой и трапезная, однозначно требовали ее устройства с запада, в продолжение продольной композиционной оси. Поэтому, в дальнейшем, предусмотрено сооружение колокольни над западным входом. Это будет совсем новый проект, который должен быть выполнен в характере архитектуры пешеланской церкви. Габариты колокольни в плане зададут существующие на западной стене трапезной штрабы, которые, как очевидно, и были для нее предусмотрены. Естественно, она будет завершаться шатром, а детали ее фасадов будут подобны существующему декоративному убранству церкви.
В 2000 году церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань была включена в список выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Частичная реставрация церкви осуществлена с отступлениями от проекта: над храмом устроен деревянный восьмигранный барабан несколько бутафорского вида, разобраны малые кирпичные барабаны. Естественно, это не соответствует первоначальному облику памятника и требует изменений.
Примечания:
1. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559/ год 1907. Д. 68 Л. 113.
2. Там же, год 1890. Д. 48. Л. 91.
3. Там же, год 1907. Д. 21. Л. 1.
4. Там же, год 1890. Д. 48. Л. 91.
5. Там же, год 1907. Д. 68. Л. 113.
6. Вознесенский А. Торжество освящения храма //Нижегородский церковно-
общественный вестник, 1907, 23 дек. Стб.1362-1363.
7. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559/ год 1907. Д. 68. Л. 113.
8. Там же. Д. 21. Л. 1 об.
9. Там же. Д. 68. Л. 113.
10. Там же.
11. Там же. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 165.
12. Там же. Ф. 570. Оп. 559/ год 1916. Л. 127.
13. См. напр. проект соборной церкви для города Красноярска К.А.Тона
(Проекты церквей, сочиненные архитектором …. Константином Тоном –
СПб, 1844. Табл. 7) и проект каменной церкви на 750 человек, высочайше одобренный 22 октября 1846 года (Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при постройках в селениях – М., 1899. Табл. 8.)
14. Сведения из биографии митрополита Палладия приводятся здесь по газетным некрологам (Волгарь, 1898, 8 дек.; Нижегородские губернские ведомости, 1898, 16 дек.)
15. Нижегородские епархиальные ведомости, 1899, 15 янв.
16. Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. – Саранск, 1999. С. 115.
Первоначальный вариант статьи см.: Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Вып. 6. – Н.Новгород, 2000. С. 131 – 135.
Фото церкви выполнены Е. Мареевой в сентябре 2007 года.
Опубликовано 25 сентября 2008 г.