Давыдов А.И. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки

27 декабря, 2019

А.И. Давыдов. Шатровая церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области. Вопросы датировки (8.65 Kb)

 

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)

 

Деревянная Никольская (первоначально Успенская) церковь в селе Лявля под Архангельском широко известна. Она приводится как образец рубленого шатрового храма во многих изданиях по истории русской архитектуры, учебниках, путеводителях1. Следует отметить, что это единственный из дошедших до наших дней деревянных храмов, имеющий рубленую конструкцию не только шатра, но и главы.

Сейчас памятник входит в состав Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства. В свое время (1979 год), при разработке автором данной статьи экспозиции внутри храма, возник вопрос о точной датировке лявленской церкви.

В целом ряде научных и научно-популярных публикации датой возведения храма называется 1589 год2. В нескольких изданиях это событие датируется 1587 годом3. Еще одна дата – 1581 год – также называется в дореволюционных публикациях4.

Остановимся на каждой из них.

Установлено, что дата – 1589 год – впервые приведена в работе И. Легатова «Исторический очерк Лявленского прихода Архангельской епархии», изданной в 1879 году в Санкт-Петербурге. В клировых ведомостях Лявленского прихода эта дата также появляется с момента, когда священником там становится о. Илья Легатов5. До этого она нигде не встречается.

Что же касается второй даты (1587 год), то архивными документами она не подтверждается.

На третью дату (1581 год), как на время постройки церкви, помимо упомянутых публикаций, указывает еще один документ, находившийся на момент проведения исследований в архиве Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Это «Ведомость о церквах Архангельского уезда Лявленского прихода за 1840 год». В ней на одном из листов говорится: «Третья церковь построена в лето от Адама 7089-е неизвестно кем. Зданием деревянная, по всем частям ветхая. Престол в ней один – Успения Пресвятой Богородицы». При переводе на летосчисление от Рождества Христова общепринятым способом (при разнице в 5508 лет) мы получаем 1581 год.

Еще одно свидетельство об исследуемой лявленской церкви позволяет точно установить время ее освящения. Это антиминс (плат, покрывающий престол), найденный в храме во время ремонта 1844 – 1845 годов и переданный затем в кафедральный собор города Архангельска6. Сохранилось описание антиминса: «На холсте, из храма Успения Пресвятой Богородицы, при епископе Варлааме Вологодском и Великопермском. Августа в 15 день, лета 7092, при царе Федоре Иоанновиче Первом»7. Известно, что антиминс передается духовными властями вновь освящаемой церкви. На нем указывается дата положения его на престол, в момент освящения храма. Из этого следует, что лявленская Успенская церковь была освящена в 1584 году от Р.Х., то есть уже существовала ранее названной о. Ильей Легатовым даты.

Возникает вопрос, почему же священник, хорошо знавший историю своего прихода, принял 1589 год за дату возведения храма?

Попробуем объяснить это.

Обращает на себя внимание то, что в своем «Историческом очерке» о. Илья Легатов неверно датирует еще одно событие – присоединение Лявленского монастыря, к которому относилась Успенская церковь, к Антониеву-Сийскому. Точно известно, что это событие произошло в 1633 году8 (согласно царской грамоте – в 7141 год «от сотворения мира»). Однако о. Илья Легатов называет датой присоединения 1641 год9, по каким-то причинам принимая разницу при переводе с одного летосчисления на другое в 5500 лет. Таким образом, он пользуется т. н. александрийской эрой.

Случаи применения этого летосчисления встречались в конце XVI – начале XVII столетия на Русском Севере. Так, в одном из писем Архангельского епархиального церковно-археологического комитета в духовную консисторию речь идет о старопечатном Евангелии, «время выхода которого обозначено от сотворения мира 7114, а от Рождества Христова 1614 (стало быть, год Рождества Христова считается от сотворения мира 5500-й, а не 5508-й)»10.

Основываясь на вышеизложенном, можно утверждать, что исходной датой в источнике, которым пользовался автор «Исторического очерка» был 7089 год. (1589 + 5500 = 7089). При общепринятом обратном переводе дат с одной эры на другую получается 1581 год.

Таким образом, с полным основанием можно сделать вывод о том, что Успенская церковь в Лявле начала возводиться в 1581 году, а в 1584 году – была закончена строительством и освящена11.

Следует отдельно также остановиться на посвящении храма. Обычно церковь именуется Никольской, однако, на наш взгляд, ее правильно называть Успенской. Дело в том, что Никольской церковь стала только после переосвящения в 1845 году12. Имя же Николая Чудотворца носила другая шатровая церковь, входившая вместе с Успенским храмом и колокольней в ансамбль Лявленского монастыря и просуществовавшая до середины XIX века.

 

Успенская (Никольская) церковь в селе Лявля. Общий вид

Успенская (Никольская) церковь в селе Лявля. Общий вид.

 

Успенская (Никольская) церковь в селе Лявля. Старая рубленая глава.  Фото А.И. Давыдова. Июль 2009 г.

Успенская (Никольская) церковь в селе Лявля. Старая рубленая глава.

Фото А.И. Давыдова. Июль 2009 г.

 

Тезисы доклада на данную тему под названием «К вопросу о хронологической атрибутации памятника архитектуры – шатровой церкви в селе Лявля Приморского района Архангельской области» опубликованы в сборнике «Актуальные вопросы изучения экономического и культурного развития Европейского Севера СССР. Тезисы докладов к 3-й зональной научно-теоретической конференции молодых ученых по общественным наукам. Архангельск, 2–3 июня 1982 года». (Архангельск, 1982. С. 72 – 74).

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. напр.: Пилявский  В. И. и др. История русской архитектуры. Учеб. для вузов. 2-е изд. – СПб., 1994. С. 132 – 133; Поморская энциклопедия. Т. 1. История Архангельского Севера. – Архангельск, 2001. С. 265; Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. – М., 1986. С. 24 – 30 и др.

2. См.: История русского искусства. Т. 3. – М., 1955. С. 253; Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. – М., 1974. С. 124; Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Вокруг Архангельска. – М., 1978. С. 139.

3. См.: История русской архитектуры. 2-е изд. – М., 1956. С. 115; Подъяпольский С. С. По Сухоне и Северной Двине. – М., 1969. С. 123; Пилявский В. И. и др. Указ. соч. С. 132 – 133.

4. См. напр.: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. Уезды Архангельский и Холмогорский. – Архангельск, 1894. С. 179. В данной работе приведено позднее название церкви – Никольская.

5. См. напр.: ГААО. Ф. 447. Оп. 2. Д. 11. Л. 191.

6. Чернышев В. Лявлинский приход // АГВ, 1845, 11 июля,  №  28. Ч. неоф.  С. 185.

7. ГААО. Ф. 65. Оп. 1. Д. 143. Л. 2 об.

8. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Т. 2. – СПб., 1892. С. 391.

9. Легатов И. Исторический очерк Лявленского прихода Архангельской епархии. – СПб., 1879. С. 5.

10. ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 103. Л. 6.

11. После проведенных нами исследований и их отражения в документации Архангельского музея деревянного зодчества, с нашими выводами согласился известный исследователь русского деревянного зодчества А. В. Ополовников  (Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество… С. 301).

12. Чернышев В. Указ. соч. С. 185 – 186.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции