Давыдов А.И. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области

27 декабря, 2019
А.И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области (18.42 Kb)

 

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)

В мае 2012 года в селе Шокино Воротынского района Нижегородской области под порывами ветра рухнула Петропавловская церковь, находившаяся в аварийном состоянии. Этот памятник  федерального значения исторически входил в архитектурный ансамбль деревянных храмов. К нему относились ныне также утраченные теплая церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы и первоначально (XVIII – начало XIX века) отдельно стоявшая колокольня. Такое сочетание двух храмов, один из которых являлся летним (неотапливаемым), другой – зимним (отапливаемым), а также колокольни было широко распространено в русском деревянном зодчестве, в том числе и в пределах Нижегородского Поволжья.

Ансамбль располагался на возвышенном месте по центру южной части села, вытянутого вдоль реки Урги (приток реки Суры) и был раскрыт в ее сторону. Он доминировал над жилой застройкой, которая лишь с севера подходила близко к храмам1.

Известно, что церковь Параскевы Пятницы существовала уже  в начале XVIII века. В ряде поздних клировых ведомостей и «Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1904 год» она датируется 1723 годом2. На чем основана такая датировка – не установлено.

Вместе с тем, сохранились документы, относящиеся к этой церкви, датируемые мартом 1729 года. Тогда нижегородский архиепископ Питирим в ответ на просьбу священника Пятницкого храма Михаила Алексеева «на оной  церкви и на олтаре, и на трапезе, и на папертях кровлю перекрыть, и рундуки и лестницы вновь зделать, и главу на той церкви чешуей обить, и крест поставить» дал соответствующий указ3. Обращают на себя два условия производства ремонта. Первое из них, чтобы «олтарю повреждения не было». Второе условие свидетельствует о сакрализации материала, из которого был возведен храм: «А которой старой кровельной тес в то строение не годитца, и тот тес вывести в поле и в чисте месте при реке спалить огнем, а пепел усыпать в воду»4.

К 1780-м годам Пятницкая церковь обветшала. В 1784 году, видимо весной, церковный староста Александр Воробьев от имени прихожан – крестьян села Шокина, являвшегося тогда вотчиной вдовствующей генеральши Александры Борисовны Измайловой, подал прошение нижегородскому епископу Дамаскину о строительстве новой деревянной церкви с тем же посвящением главного алтаря и приделом во имя святой великомученицы Екатерины. На это в мае того же года было дано разрешение5.

К маю 1788 года новая деревянная церковь была построена. Однако в процессе строительства намерения владелицы села несколько изменились. Было решено придела в новом храме, «дабы утеснения народу не было не устраивать», а перестроить старую теплую Пятницкую церковь «с прибавкою… новых бревен». Предполагалось престол новопостроенного храма посвятить первоверховным апостолам Петру и Павлу. Обо всем этом просил нижегородского епископа Дамаскина приказчик А. Б. Измайловой Андрей Подобедов. 12 июня 1788 года владыка вынес резолюцию, разрешающую перестроить старую церковь и освятить новую во имя Петра и Павла, что и было поручено указом от 19 июня протоиерею Спасо-Преображенского собора города Ядрина Андрею Петрову, являвшемуся также благочинным6.

Таким образом, сохранявшуюся до недавнего времени Петропавловскую церковь в селе Шокино точно можно датировать 1788 годом, и отвергнуть в качестве даты 1783 год,  встречающийся в клировых ведомостях второй половины XIX – начала ХХ века7, также указанный в государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области.

Сохранилось описание иконостаса новопостроенной Петропавловской церкви. Он имел два яруса, был вызолочен и убран «резными штуками по местам и лицевыми украшениями по серебру веницейскою ярью». Резные царские врата его также были вызолочены8.

Теплая церковь Параскевы Пятницы была перестроена «с прибавкою новых бревен» к октябрю 1794 года и вновь освящена протоиереем нижегородской Покровской церкви Ермилом Ивановым 8 января 1795 года9.

Документы о строительстве Петропавловской церкви и ремонтах Пятницкого храма не содержат упоминаний о колокольне. Сведения о ней мы находим в ведомости о церквах села Шокино 1820 года, где говорится, что колокольня построена в 1700 году и предназначена «к перенесению по блискости настоящей церкви, на каковую  перестройку имеется кошельковой суммы 1076 рублей 25 копеек», на что была дана резолюция нижегородского епископа Моисея10. Таким образом, до этого времени колокольня стояла отдельно, но определить её место в ансамбле не представляется возможным. Остается также только догадываться, почему близость колокольни к одной из церквей (какой?) не устраивала прихожан…

Каких-либо сведений о времени последующего переноса колокольни в архивных документах не обнаружено. Судя же по фиксационному чертежу 1925 года11, прирубка ее к Петропавловской церкви состоялась: колокольня показана в одной связи с трапезной. Тем самым была нарушена первоначальная композиция ансамбля.

К середине XIX века Пятницкий храм пришел в ветхость, и некоторое время богослужение в нем не велось «за снятием святого престола». Оно возобновилось после того, как в 1856 году деревянный фундамент под церковью был заменен на каменный, а сама она была в 1860 году окончательно отремонтирована12. В 1870-е годы каменный фундамент появился и у Петропавловской церкви13.

В 1884 году оба храма  были покрыты железом, обшиты тесом и окрашены снаружи: Петропавловский (с колокольней) – «кармином», то есть в красный цвет, Пятницкий – в желтый цвет «вохрой»14. В 1890 году Петропавловская церковь «внутри была оклеена шведским картоном и окрашена масляными красками», а ее железная крыша в 1893 году выкрашена «медянкой» в зеленый цвет15. В 1906 году наружные стены у холодного храма стали серыми – их перекрасили «дикой масляной краской»16.

Такие колористические пристрастия объясняются вполне тривиально: по своей бедности причт и прихожане пользовались тем, что было под рукой, что сумели приобрести за счет скромных пожертвований (здесь уместно провести аналогию с современностью). Другое дело, что подобное решение утилитарных задач в сочетании с приданием культовым строениям показного «благолепия» вело не только к искажению их исторического облика, но и выхолащивало сам дух народного зодчества. Впрочем, в XIX – начале ХХ века в России это происходило повсеместно…

В 1887 году церковный погост обносится каменной оградой. Внутри неё был разбит сад17.

1 февраля 1907 года произошел пожар, во время которого церковь Параскевы Пятницы «обгорела: сгорел купол, алтарь, и передняя часть к алтарю сгорела. Епархиальной властью разрешено строить каменную церковь, но за неимением средств и невозможностью зимой служить в холодной церкви церковно-строительный комитет по просьбе получил разрешение построить из остатков от обгоревшей церкви временный теплый храм. К 1-му февраля 1908 года он был отстроен и сего же числа освящен по благословению Его преосвященства преосвященнейшего Назария, епископа Нижегородского и Арзамасского, Его высокопреподобием протоиереем города Василя Василием Феодоровичем Успенским. Стены снаружи не обшиты, внутри не оштукатурены»18. Тяжесть забот по восстановлению храма пала на священника Андрея Михайловича Масловского, который служил в селе Шокино с августа 1904 года, и церковного старосту Петра Михайловича Воробьева19.

В клировой ведомости 1916 года Пятницкая церковь числилась еще строящейся. При этом указывалось, что «строится она исключительно трудом церковно-строительного комитета на добровольные пожертвования»20.

Летняя Петропавловская церковь с колокольней в начале ХХ века также оставляли желать лучшего. Клировые ведомости этого времени указывают на их ветхость. Поэтому большой колокол в 103 пуда, купленный приходом в 1902 году, был повешен не на колокольню, а отдельно на столбах21.

В советское время церковный приход в селе Шокино был ликвидирован. Пятницкая церковь и колокольня оказались разобранными. Утрачена также каменная ограда.

Об архитектурном облике храмов мы можем судить, прежде всего, по довольно схематическим чертежам 1925 года22, о которых говорилось выше. Они были выполнены «местными силами» на основании «обязательного постановления» Нижгубисполкома о фиксации культовых, общественных и промышленных зданий и сооружений для недавно созданного Управления нижегородского губернского инженера.

Из этих чертежей видно, что церковь Параскевы Пятницы располагалась к юго-востоку от Петропавловского храма несколько ближе к берегу реки Урги. Основу ее составлял сруб-пятистенок, в котором располагались моленный зал, квадратный в плане (внутренние размеры 6,8х6,8 м), и трапезная (9,4х6,8 м). С востока к нему примыкал пятигранный алтарный прируб (5,4х5,2 м), с запада – прямоугольный притвор (2,8х4,4 м) с крыльцом под навесом. Окна располагались с северной и южной сторон симметрично по отношению к друг другу: два в притворе, четыре в трапезной, четыре в моленном зале, два в алтаре. Венчала храм деревянная луковичная глава с крестом, расположенная на низком восьмигранном барабане. Высота церкви составляла около 6 м до карниза, свыше 8 м до конька кровли и около 11 м до основания креста. Отапливалось здание двумя печами-голландками, находившимися в западной части трапезной. Насколько это приземистое сооружение, возникшее в 1907–1908 годах, соответствовало облику XVIII столетия сказать трудно…

Церковь Петра и Павла по своей планировочной структуре относилась к типу «корабль». Храмовая часть представляла собой восьмерик на четверике, к которой с  запада примыкала равновеликая четверику по ширине трапезная, соединявшаяся ранее с колокольней, а с востока – пятигранный алтарный выступ. Общая длина сооружения составляла 29,5 м, при ширине моленного зала и трапезной – 7,6 м, алтарной части – 5,2 м, колокольни – 5,6 м.  Ранее с севера и юга к четверику храма примыкали крыльца, имевшие двускатные кровли.

Восьмерик храма был перекрыт восьмидольным сводом, выше которого находится еще один небольшой восьмерик, завершенный главкой с ажурным металлическим крестом. Высота храмовой части до основания креста составляла примерно 18 м. Освещалась она за счет прямоугольных окон, расположенных по два с северной и южной сторон четверика и по одному на северной и южной гранях восьмерика. На остальных его гранях были устроены фальш-окна.

Утраченная в советское время колокольня была прирублена с запада к трапезной. В основе ее находился четверик с размерами в плане примерно 7х6 м и высотой примерно 8 м. Выше шел равновеликий четверику восьмерик с ярусом звона, перекрытый невысоким восьмидольным сводом и увенчанный граненым шпилем с крестом. Подобное завершение колоколен характерно для XVIII века.

Четверик храма и трапезная рублены «в обло» из обтесанных изнутри бревен, восьмерик и алтарный выступ – «в лапу» из бруса. Снаружи стены обшиты досками. При этом, как отмечали исследователи, на них «можно видеть подлинные наличники XVIII века, повторяющие в дереве изысканные формы каменных культовых и дворцовых построек в стиле барокко»23.

В куполе моленного зала сохранилась роспись, имитирующая кессоны с розетками и символизирующая небо. По центру его находится изображение Бога Саваофа, окруженного ангелами. От резного иконостаса, имевшего, согласно описи 1910 года высоту 15 арш. (10,65 м)24, остались лишь жалкие фрагменты.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 Петропавловская церковь в селе Шокино официально была объявлена объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) федерального значения. Вместе с тем, каких-либо реставрационных или ремонтно-консервационных работ на памятнике не производилось. Охранные мероприятия свелись лишь к его паспортизации. Составленная в ноябре 2008 года по заказу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области архитектором Ю. В. Ушанковой учетная документация зафиксировала крайне аварийное состояние Петропавловской церкви, четверик которой из-за утраченных нескольких нижних венцов держался на подпорке, а у трапезной отсутствовала крыша.

В 2011 году нижегородским архитектором В. В. Ковалем начал разрабатываться проект реставрации Петропавловской церкви, но реальные меры по её спасению запоздали: случилось то, что случилось – редкий архитектурный памятник XVIII века перестал существовать.

Летом 2013 года по инициативе общественности остатки Петропавловской церкви были обмерены, однако дальше этого дело не пошло. Будут ли они сохранены, будет ли воссоздан храм – вопрос остается открытым.

 

План с. Шокино. 1883 г.

Ил. 1. План с. Шокино. 1883 г. ЦАНО.

 

Южный фасад Петропавловской церкви и продольный разрез Пятницкой церкви в с. Шокино. 1925 г.

Ил. 2. Южный фасад Петропавловской церкви и продольный разрез Пятницкой церкви в с. Шокино. 1925 г. ЦАНО.

 

Южный фасад, план и поперечный разрез Пятницкой церкви в с. Шокино. 1925 г.

Ил. 3. Южный фасад, план и поперечный разрез Пятницкой церкви в с. Шокино. 1925 г. ЦАНО.

 

 

Ил. 4. Петропавловская церковь в с. Шокино. Общий вид с северо-востока. Фотография 2008 г. Архив УГО ОКН НО.

 

Петропавловская церковь в с. Шокино. Фрагмент восьмерика. Фотография 2008 г.

Ил. 5. Петропавловская церковь в с. Шокино. Фрагмент восьмерика. Фотография 2008 г. Архив УГО ОКН НО.

 

Петропавловская церковь в с. Шокино. Оконный наличник. Фотография 2008 г.

Ил. 6. Петропавловская церковь в с. Шокино. Оконный наличник. Фотография 2008 г. Архив УГО ОКН НО.

 

Петропавловская церковь в с. Шокино. Роспись купола. Фотография 2008 г.

Ил. 7. Петропавловская церковь в с. Шокино. Роспись купола. Фотография 2008 г. Архив УГО ОКН НО.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676-а. Васильский у. Д. 2463.

2. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 – 1908 г. Д. 84. Л. 175; Ф. 570. Оп. 559 – 1916 г. Д. 108. Л. 253; Драницын Н. И. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 год. – Н. Новгород, 1904. С. 223.

3. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 552 – 1729 г. Д. 126. Л. 1 – 1 об.

4. Там же. Л. 1 об. – 2.

5. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555 – 1788 г. Д. 67. Л. 1.

6. Там же. Л. 1 об. – 3; ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555 – 1794 г. Д. 77. Л. 1.

7. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 – 1870 г. Д. 75. Л. 41; Ф. 570. Оп. 559 – 1916 г. Д. 108. Л. 252.

8. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555 – 1788 г. Д. 67. Л. 4 об.

9. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555 – 1794 г. Д. 77. Л. 1, 8.

10. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556 – 1820 г. Д. 176. Л. 81.

11. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 32.

12. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558 – 1856 г. Д. 345. Л. 31; Ф. 570. Оп. 559 – 1870 г. Д. 75. Л. 41.

13. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 – 1887 г. Д. 45. Л. 39.

14. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 – 1903 г. Д. 119. Л. 175 – 175 об.

15. Там же. Л. 175.

16. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 – 1908 г. Д. 84. Л. 175.

17. Там же.

18. Там же.

19. Там же. Л. 177, 181.

20. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 – 1916 г. Д. 108. Л. 253.

21. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 – 1908 г. Д. 84. Л. 175.

22. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 32.

23. Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. – Горький, 1987. С. 209.

24. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 991. Л. 79.

 

Статья опубликована в третьем выпуске сборника «Деревянное зодчество. Новые исследования и открытия» (М. – СПб., 2013. С.260 – 269).

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции