Е.М. Козлова-Афанасьева. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени (17.42 Kb)
В архитектурном наследии Тюмени, как и других старых сибирских центров, наиболее значительные художественные комплексы созданы произведениями каменной культовой архитектуры XVIII в. и деревянного зодчества конца XIX – начала ХХ в. Освоение обширных земель за Уралом характеризовалось широким развитием церковного строительства. При этом начало этого развития в 1700-е гг. сопровождалось мощным вбросом в сибирскую культуру столичных форм в связи с приездом московских мастеров-каменщиков и украинским влиянием, проводником которого была церковная элита (с 1702 г. сибирскую митрополичью кафедру возглавляли выходцы с Малороссии). Уже самые ранние каменные сооружения города и одни из древнейших в Сибири – ансамбля Троицкого монастыря – демонстрируют своеобразные черты архитектурного облика, сложившиеся на стыке различных традиций. Так, в Троицком соборе (1708 – 1717 гг.), главном монастырском храме, древнерусская основа общего построения монументального кубического объема сочетается с пластичной украинизированной трактовкой пятиглавия и специфическим фасадным декором с древнерусскими и барочными элементами. Тот же творческий симбиоз старых и новых форм показывает композиция другого монастырского храма – центрической крестообразной Петропавловской церкви (1726 – 1755 гг.), созданной по типологии украинских пятикамерных церквей, и шатровой колокольни в традициях древнерусского зодчества. Расположенный на высоком обрывистом берегу Туры, монастырский ансамбль, благодаря укрупненному «героическому» масштабу своей архитектуры, выразительной силуэтно-пластической характеристике ведущих доминант занимает центральное место в структуре и панораме города. Барочные приемы, наметившиеся в архитектуре Троицкого собора монастыря, отчетливо прозвучали в каменных приходских храмах второй половины XVIII в. В этот период (1760 – 1790-е гг.) заложены и строились Успенская (не сохранилась), Крестовоздвиженская, Знаменская, Михаилоархангельская, Спасская и Вознесенская церкви. Тюменские храмы, как и тобольские, берут свое начало от трапезных церквей «кораблем» конца XVII – начала XVIII в., имеют продолговатый план с бесстолпным четвериком храмового объема, завершенного обычно пятью главами (реже – одной), трапезной и притвором с колокольней по оси. Спасская, Вознесенская и Михаилоархангельская церкви поставлены на высокий подклет – первый этаж, выполнявший функцию зимней церкви. При общности приемов построения существенными являются архитектурно-композиционные, декоративные особенности, которые выделяют местные здания из числа других подобных однотипных сооружений и позволяют говорить о наличии региональной школы храмового зодчества. К числу таких, наиболее колоритных особенностей, относятся: подчеркнуто мягкая живописная разработка венчаний с использованием фигурных кровель, контрастно убывающих ярусов восьмериков, а также сочность и рельефность декора, в котором органично соединились древнерусские и барочные европейские, украинские и московские мотивы. Все это в совокупности определило характер местной тобольско-тюменской ветви «сибирского барокко». Принципиально важно отметить: стиль барокко в регионе был не только сложным, но, что особенно важно, длительным явлением. Об этом свидетельствует яркая праздничная архитектура уникального памятника – тюменского Знаменского собора, заложенного в 1768 г., построенного в основном к концу XVIII в., но окончательно сформировавшегося лишь на рубеже XIX – ХХ вв. После реконструкции композиция некогда компактной церкви получила сильное продольное развитие, вобрав в себя древнейшую часть и обогатившись большой широкой трапезной с двумя приделами и активной вертикалью новой колокольни. Пластическое, почти скульптурное решение изогнутых, перетекающих объемов, выразительный силуэт каждого из них, живописные очертания верхов, богатство декоративных форм, множество венчающих элементов: барабаны, фонарики, шпили, целая россыпь главок – создают сложный и в то же время легкий воздушный образ здания. Острым стройным силуэтом колокольня эффектно завершает композиционный строй храма – «корабля». С церковным строительством неразрывно связаны монументально-декоративные работы в интерьерах храмов, настенная живопись. Однако современная сохранность памятников такова, что в Тюмени до наших дней дошел только один интерьер с масштабным комплексом старых росписей. Это – Троицкий собор Троицкого монастыря. Согласно документам, собор расписывался в середине XIX в., при участии артели местных художников. Вместе с тем, есть основания полагать, что существующая живопись восходит к более ранним истокам; она отличается многослойной стилистической природой, вобравшей в себя компоненты и содержательные установки предшествующего периода. Сочетание классицистического архитектурно-живописного декора (огромный свод с кессонами), могучих стен с крупноформатными картинными композициями, достаточно редкой для своего времени специфической тематики (наряду с евангельскими сюжетами – необычно большой цикл ветхозаветных сцен прообразовательного смысла, особая историческая канва, связанная с киево-печерскими святыми), а также своеобразной архаизированной академической манеры письма, тяготеющей к XVIII в., – в совокупности придает росписям глубокую индивидуальность и самобытность. Очевидно, что определенный отпечаток на трактовку персонажей, манеру письма оказали изобразительные источники – иллюстрированные западноевропейские библии XVII в. Их влияние прослеживается в ряде сюжетных библейских сцен с образом пророка-боговидца Моисея (например, «Моисей истощает воду из камня», «Моисей возносит змия в пустыне»). Доподлинно установлено, что отдельные композиции с киево-печерскими святыми (Нестор-летописец, Иеремия Прозорливый) выполнены по гравюрам Киевского Патерика 1702 г., сделанным известным художником-иноком Печерской лавры Леонтием Тарасевичем. К сожалению, в настоящее время для изучения и анализа доступна лишь часть стенописи Троицкого собора, в целом же комплекс монументальной живописи требует незамедлительной реставрации. Ценнейший пласт наследия Тюмени составляют памятники деревянного зодчества, архитектурной резьбы конца ХIX – начала ХХ в. По замечанию исследователей (С.П. Заварихин, Б.А. Жученко), «среди всего многообразия русского деревянного зодчества архитектура Тюмени занимает особое место, выделяясь удивительной сочностью и плотностью объемной резьбы при относительной простоте самого здания». В целом же в общей картине тюменской архитектурной резьбы отчетливо различимы три главные линии развития. Первое направление определяет глухая резьба, ее мотивы, включающие стилизованные изображения солнца, занавеса, растительный орнамент. В этом направлении выделяется плосковыемчатая резьба строгого геометрического характера, сохраняющая следы влияния народной бытовой резьбы; она содержит геометрический орнамент, связанный с древней солярной символикой, но получивший уже иную – пластически более активную форму художественного выражения. Наряду с геометрическим стилем в глухой резьбе значителен орнаментально-узорный стиль, который проявляет себя в барельефной низкого рельефа резьбе (иначе – плоскорельефной), особенно в растительных мотивах. Для такой резьбы характерны гибкие вьющиеся орнаментальные формы с ковровым или разреженным заполнением фона, сочетающиеся с тонким округло моделированным или графически плоским рельефом. В ее образно-пластическом строе проступают влияния древнерусского искусства (ХVI-ХVII вв.), отчасти – искусства Востока. Связанная по большей части с народными истоками, барельефная или плоскорельефная резьба являлась преобладающим типом декора также в крестьянском зодчестве юго-западных районов (особенно своеобразна в окружении Тюмени – Ярковском, Исетском, Нижнетавдинском районах) и была широко распространена в самой Тюмени. Мягко и живописно моделированный рельеф с тонко и разнообразно проработанными деталями – вершина этой линии развития местной пластики. Второе направление основано на приемах объемно-пластической накладной резьбы и мотивах классических стилей, сочетающихся с богатой растительной орнаментикой, которая включает пышные листья, цветы, плоды, гроздья винограда. Эта линия развития декора наиболее ярко воплотилась именно в зодчестве Тюмени, оставив значительный и цельный художественный комплекс – «деревянное барокко». Здесь сильно влияние декора каменного зодчества, иконостасной резьбы и их творческая переработка. С иконостасной резьбой скульптурное убранство тюменских зданий связывают не только орнаментальные мотивы, но и высокое мастерство, художественно-технические приемы. Очевидно, что в местной культуре существовали предпосылки для развития такой манеры и были талантливые резчики, владевшие профессиональными навыками. Используя элементы ренессанса, барокко, классицизма, они уверенно вправляли в стройную уравновешенную и согласованную структуру форм богатые мотивы растительного мира, добиваясь удивительно органичного соединения живописности и тектоники. Поэтому «точно рассчитанные, спокойные композиции наличников с сочно вырезанными деталями оставляют впечатление цельности и соответствия своему местоположению. Они как бы укрепляют постройку, делая ее торжественной и вместе с тем строгой и стройной» (Шайхтдинова Н.Х. Деревянная резьба Тюмени. – Свердловск, 1984. С. 34). И, наконец, третье направление связано с применением пропильной резьбы. Эта резьба в своих мотивах (геометрические и комбинации стилизованных растительных элементов) и принципах композиции в основном демонстрирует те же черты, что и в Европейской России. Таким образом, в резном декоре деревянного зодчества Тюмени нашли свой художественный выход все основные стилистические линии русской декоративной резьбы. Причем два первых, наиболее значимых направления, как бы отражают два исторических типа русской орнаментальной пластики, в истоках своих традиционно соотносимых с «новгородским» и «московским» искусством. Творчество сибирских мастеров претворило и старые архаические приемы и все те особенности европейской объемной «флемской» резьбы, которые влились в русское искусство в ХVII-XVIII веках. Тюменские памятники деревянного зодчества убедительно показывают яркий пример этой исторической преемственности. Опубл.: Наследие Тюменской области. Исторический город Тюмень. 2014. № 1(4) 2014. С. 22 – 31. В статье использованы фотографии автора, общий вид Знаменского собора – А. Клименко, фотографии росписей Троицкого собора выполнены А. Павлычевым.
Вид на затюменский мыс с Троицким монастырем. Фото автора, 2010 г.
Троицкий собор Троицкого монастыря (1708 – 1717). Фото автора, 2014 г.
Петропавловская церковь и колокольня Троицкого монастыря (1726 – 1755). Фото автора, 2014 г.
Спасская церковь (1796 – 1819). Фото автора, 2014 г.
Знаменский собор (1768 – начало ХХ в.). Фото А. Клименко, 2008 г.
Знаменский собор. Старая часть церкви (вторая половина XVIII в.). Фото автора, 2014 г.
Знаменский собор Колокольня ( начало ХХ в.). Фото А. Клименко, 2008 г.
Роспись Троицкого собора. Храмовая часть. Фото А. Павлычева, 1980-е гг.
Господь Саваоф. Роспись центрального купола Троицкого собора. Фото А. Павлычева, 2014 г.
Переход израильтян через Чермное море. Роспись северной стены Троицкого собора. Фото А. Павлычева, 1980-е гг.
Царица Александра и Фотиния. Роспись северной стены Троицкого собора. Фото А. Павлычева, 1980-е гг.
Моление о чаше. Роспись алтаря Троицкого собора. Фото А. Павлычева, 1980-е гг.
Дом Привалова. Конец XIX – начало ХХ в. Тюмень, ул. Кирова, 10. Фото автора, 2008 г.
Наличники дом Привалова. Конец XIX – начало ХХ в. Тюмень, ул. Кирова, 10. Фото автора, 2008 г.
Дом Буркова. Конец XIX – начало ХХ в. Тюмень, ул. Дзержинского, 30. Фото автора, 2008 г.
Дом Колмакова. Конец XIX в. Тюмень, ул. 25 Октября, 25. Фото автора, 2008 г.
Деталь дом Колмакова. Конец XIX в. Тюмень, ул. 25 Октября, 25. Фото автора, 2008 г.
Фасад жилого дома. Конец XIX в. Тюмень, ул. Водопроводная, 37. Фото автора, 2014 г. |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст пространства > Культовое зодчество > Козлова-Афанасьева Е.М. Об особенностях архитектурного наследия Тюмени