Лисицына А.В., Ушанков Д.В. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря

7 ноября, 2019

А.В. Лисицына, Д.В. Ушанков. Изучение архитектурного комплекса Городецкого Федоровского монастыря (14.92 Kb)

 

Историко-культурная и духовная значимость Городецкого Феодоровского монастыря необычайно высока. Устойчивой церковной традицией он связывается с  именем святого благоверного князя Александра Невского[1] и с чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской. Это позволяет отнести монастырь к категории широко почитаемых православных святынь, имеющих общероссийское значение. Между тем, к началу 2000-х годов даже местонахождение монастыря в структуре города визуально не прочитывалось  – в советское время его комплекс был практически полностью уничтожен. На месте разрушенных монастырских церквей было возведено здание центральной районной больницы. Два сохранившихся братских корпуса были перестроены; их занимали больница и почтовое отделение.

Но времена меняются. В 2008-2009 годах по проекту ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород» воссоздана на прежнем месте церковь Божией Матери Феодоровской, отремонтированы восточный и южный братские корпуса. Городецкий Феодоровский монастырь вновь возрожден и поднят из руин. В настоящее время, в связи с особым почитанием святого Александра Невского, монастырь имеет большой потенциал как паломнический и просветительский центр. Однако сегодня обитель занимает лишь половину территории, принадлежавшей ей в начале ХХ века. Архитектурный комплекс монастыря также восстановлен далеко не в полной мере. Поэтому его изучение остается актуальным как в практическом, так и в теоретическом аспектах.

Основными источниками исторических сведений об облике монастыря стали документы и чертежи из фондов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО), дореволюционные издания «Исторического описания Городецкого Феодоровского монастыря» (1870 г., 1900 г., 1913 г.), работы председателя общества «Нижегородский краевед» профессора Ю.Г. Галая, а также иконографические материалы – изображение монастыря на оборотной стороне иконы «Феодоровской Божией матери с чудесами образа» и многочисленные фотоснимки конца XIX – начала ХХ века. Необходимо отметить, что по результатам исследования авторами статьи был выполнен ряд публикаций, где подробно изложена история формирования архитектурного комплекса монастыря и проанализированы его отдельные сооружения [1].

На кафедре архитектурного проектирования Нижегородского архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) изучение архитектурного комплекса Городецкого Феодоровского монастыря началось в рамках диссертации «Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX – начала ХХ вв.», выполненной в 2002-2005 годах А.В. Лисицыной под руководством профессора О.В. Орельской [2]. В 2007-2008 годах исследования продолжились в процессе паспортизации объектов культурного наследия Городецкого района, проведенной в Архитектурной мастерской ННГАСУ под руководством профессора А.Л. Гельфонд, по заказу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (УГО ОКН НО) [3]. Выполнение паспортов на ансамбль в целом и на отдельные сохранившиеся в его составе памятники позволило изучить значительный объем библиографических и историко-архивных материалов, а также прояснить многие вопросы, связанные с историей формирования архитектуры монастырского комплекса. Например, на основе архивных документов было установлено время возведения южного братского корпуса, уточнена его строительная история и подтверждено авторство нижегородского архитектора И.И. Межецкого. Также были обнаружены материалы, отражающие архитектурный облик классицистического соборного храма святого Александра Невского, возведенного во второй половине XVIII века и разобранного к началу 1870-х годов.

В продолжение этих исследований, в 2008-2010 годах на кафедре архитектурного проектирования была выполнена магистерская диссертация «Особенности формирования архитектуры Городецкого Феодоровского монастыря» (магистрант – Д.В. Ушанков, научный руководитель – доцент А.В. Лисицына). Задачами работы стало выявление основных этапов строительной истории монастыря, рассмотрение его градостроительных особенностей, планировки и объемно-пространственной композиции, анализ архитектурной морфологии и стилистики главных сооружений. Практическая часть диссертации представляет собой графическую реконструкцию облика монастыря в начале ХХ века – в период, когда его ансамбль получил наиболее полное развитие. Проведенное комплексное исследование архитектуры Городецкого Феодоровского монастыря позволило сделать ряд выводов.

История монастыря ограничена 1700 годом (датой его основания, подтвержденной письменными источниками) и 1927 годом  (временем его закрытия). В формировании архитектурного комплекса монастыря выявлены четыре этапа.

Первый этап (1700 – 1790-е гг.), занявший почти столетие, связан с основанием и первоначальным развитием обители. Главными сооружениями этого времени стали церковь Феодоровской Божией Матери (заложена в 1708 г., освящена в 1767 г.) и церковь святого Александра Невского (заложена не ранее 1764 г., освящена в 1798 г.).

Второй этап (1830-е – 1840-е гг.) характеризуют преобразования, связанные с благотворительной деятельностью архимандрита Петра Каменского. В 1833 году к церкви Феодоровской Божией Матери пристроена небольшая церковь во имя великомученика Феодора Стратилата. В 1837-1838 годах архитектором Нижегородской ярмарки И.И. Межецким строится южный братский корпус.

Третий этап (1870 – 1890-е гг.) – изменение статуса монастыря и формирование его целостного облика под управлением настоятеля архимандрита Феодосия. В этот период по проекту архитектора Л.В. Даля полностью обновлена соборная церковь Александра Невского (заложена в 1872 г., освящена в 1882 г.), построены каменные Святые ворота (1894 г.) и ряд хозяйственных зданий.

Четвертый этап (1900-е – 1910-е гг.) знаменует дальнейший рост монастыря в связи с празднованием 300-летия династии Романовых в 1913 году. В это время увеличивается территория монастыря, строится восточный братский корпус с трапезной церковью (1905 г.) по проекту архитектора Н.М. Вешнякова и гигантская 60-метровая колокольня по проекту нижегородского епархиального архитектора А.К. Никитина.

Градостроительный анализ монастырского комплекса показал, что в начале ХХ века он являлся одним из центров полицентрической планировочной структуры Городца. Монастырь имел первостепенную значимость в восточной панораме поселения, а также активно участвовал в западной речной панораме за счет доминирующей в ней колокольни, объединяющей все остальные ориентиры (церкви и соборы) в целостную композицию.

Территория монастыря имела пять функциональных зон: общественная зона при главном входе, храмовая зона, жилая (братская) зона, лечебно-рекреационная зона и хозяйственная зона, что являлось характерным для большинства монастырей Нижегородской епархии.

Планировочная структура монастыря относилась к распространенному в Нижегородской епархии типу с центральным расположением основных сооружений (двух равнозначных параллельно стоящих церквей и колокольни) и с периметральным размещением прочих построек. Расположение сооружений на территории комплекса носило живописный характер, их высокая концентрация в общественной зоне придавала внутреннему пространству камерность.

Рассмотрение объемно-пространственного решения монастыря позволило выявить четкую иерархию в его построении: наличие компактного композиционного центра, отмеченного главными доминантами (церквями и колокольней) и подчиненного по высоте и объемному решению периметра. Целостная архитектурная композиция, сложившаяся к концу XIX века, была утрачена к началу XX века, что являлось характерным для периода эклектики. Данный процесс был связан с увеличением территории монастыря, с отсутствием жестких границ в виде мощных каменных стен, с новой волной строительства. Очевидно, что ко времени закрытия монастыря его объемно-пространственная композиция носила незавершенный характер.

Стилистический анализ основных сооружений монастыря показал, что в его облике отразились основные этапы развития российской архитектуры – зодчество допетровской эпохи, влияние барокко, классицизм, русский стиль, поздняя эклектика, современная модерну. Если на первом этапе развития монастыря в его архитектуре ярко проявились особенности местного зодчества, то на более поздних этапах преобладающим стало влияние профессиональной стилевой архитектуры.

В диссертации проведен сравнительный анализ церкви Феодоровской Божией Матери с пятью приходскими церквями, построенными в Городце в последней трети XVII – первой половине XVIII века: Троицкой соборной церковью (1673 г.), Никольской соборной церковью (1884 г.), Владимирской церковью (1688 г.), церковью Михаила Архангела (1712 г.) и Спасской церковью (1745 г.). Это позволило выявить общие черты, характерные для местного храмового зодчества и косвенно подтвердить гипотезу Н.Ф. Филатова о существовании в Городце собственной строительной артели каменщиков.

Установлено, что в формировании монастырского комплекса приняли участие четыре профессиональных архитектора: И.И. Межецкий, Л.В. Даль, Н.М. Вешняков, А.К. Никитин. Проведен сравнительный стилевой анализ сооружений монастыря с другими произведениями тех же авторов; в результате сравнения выявлено, что монастырские постройки сохраняют черты, характерные для творческого почерка этих зодчих.

При графической реконструкции архитектурного облика монастыря начала ХХ в. использован метод перевода перспективных изображений в ортогональные. Это позволило достаточно подробно реконструировать облик всего монастыря и его основных сооружений.

Практическая значимость диссертации тесно связана с новым этапом истории Феодоровского монастыря. Для его дальнейшего развития и полноценного функционирования необходим целый ряд новых построек (больничный корпус с церковью, воскресная школа, помещения для учебно-просветительской работы, просфорный корпус, музей истории монастыря, архиерейский дом). В работе предложена принципиальная схема дальнейшего развития монастырского комплекса, включающая необходимые для этого сооружения. Кроме того, это позволит придать главной административной площади Городца завершенный архитектурный облик.

В теоретическом аспекте детальное изучение архитектурного комплекса Городецкого Феодоровского монастыря позволяет систематизировать и  ввести в научный обиход новые материалы, что обогащает целостную картину развития архитектуры Нижегородского Поволжья начала XVIII – начала ХХ века. На практике это поможет воссоздать утраченные сооружения монастыря, что имеет важное значение в нескольких аспектах: в градостроительном – для дальнейшего формирования ансамбля центральной площади и обогащения силуэта города; в духовном – для реализации потенциала монастыря как места паломничества; в общекультурном – для разностороннего развития Городца как историко-культурного и туристического центра.

Графическая реконструкция основных этапов формирования архитектурного облика монастыря выполнена Д.В. Ушанковым на основе архивных данных и фотографий начала ХХ века.

Графическая реконструкция основных этапов формирования архитектурного облика Городецкого Феодоровского монастыря. Первый этап 1700 - 1790-е гг.

Графическая реконструкция основных этапов формирования архитектурного облика Городецкого Феодоровского монастыря. Второй этап 1830 - 1840-е гг.

Графическая реконструкция основных этапов формирования архитектурного облика Городецкого Феодоровского монастыря. Третий этап 1870 - 1890-е гг.

Графическая реконструкция основных этапов формирования архитектурного облика Городецкого Феодоровского монастыря. Четвертый этап 1900 - 1910-е гг.

А.В. Лисицына, кандидат архитектуры,

доцент кафедры архитектурного проектирования

Д.В. Ушанков,

аспирант кафедры архитектурного проектирования

(Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)

Доклад на конференции «Святыни земли Нижегородской. Монастыри» (Нижний Новгород, 10 октября 2011 г., Государственный архив специальной документации Нижегородской области).

В статье использованы авторские графические реконструкции Д.В. Ушанкова.

 

1. Лисицына А.В. Архитектурный комплекс Федоровского монастыря в Городце в начале ХХ в. // Святыни земли Нижегородской : материалы регион. науч.-практ. конф. – Н. Новгород, 2008. – С. 61-71; Ушанков Д.В. Строительная история южного братского корпуса Городецкого Феодоровского монастыря // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Геоэкология. Экономика / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2009. – С. 105-108; Ушанков Д.В. Малоизвестная храмовая постройка Л.В. Даля // Городецкие чтения – 2008 : материалы науч.-практ. конф. «VI Городецкие чтения», 6 дек. 2008 г., и «II Александро-Невские чтения», 27 февр. 2009 г. – Городец, 2009. – Вып. 6. – С. 85-91; Лисицына А.В. Формирование архитектурного комплекса Феодоровского монастыря в Городце в XVIII – начале ХХ вв. // Городецкие чтения – 2008 : материалы науч.-практ. конф. «VI Городецкие чтения», 6 дек. 2008 г., и «II Александро-Невские чтения», 27 февр. 2009 г. – Городец, 2009. – Вып. 6. – С. 141-152; Ушанков Д.В., Лисицына А.В. Колокольня Городецкого Феодоровского монастыря в творческом наследии архитектора А. К. Никитина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – № 2. – С. 94–99.

2. Лисицына, А. В. Архитектура торгово-промышленных сел Нижегородской губернии конца XIX – начала ХХ вв. : дис. … канд. архитектуры / А. В. Лисицына ; науч. рук. О. В. Орельская. – Н. Новгород, 2005. – 203 с.

3. Паспорт ОКН. Городец, пл. Пролетарская, 34, ул. Титова, 2. Комплекс Городецкого Феодоровского монастыря / сост. А. В. Лисицына, Д. В. Ушанков, 2007 // УГО ОКН НО; Паспорт ОКН. Городец, пл. Пролетарская, 34. Комплекс Городецкого Феодоровского монастыря. Южный братский корпус / сост. А. В. Лисицына, Д. В. Ушанков, 2007 // УГО ОКН НО; Паспорт ОКН. Городец, ул. Титова, 2. Комплекс Городецкого Феодоровского монастыря. Восточный братский корпус с трапезной церковью / сост. А. В. Лисицына, Д. В. Ушанков, 2007 // УГО ОКН НО.


[1] Современными исследованиями версия о кончине князя Александра Невского в Городецком Феодоровском монастыре не подтверждается. – Прим. ред.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции