Деревянное зодчество Водлозерья. Опыт изучения, сохранения и реставрации

31 мая, 2021

ОТ РЕДАКЦИИ

 

Электронное периодическое издание «Открытый текст» предлагает своим читателям познакомиться с отрывками из недавно (2020 год) выпущенной ФАУ «Роскапстрой» книги, посвященной деревянной архитектуре Водлозерья – самобытного района, расположенного на границе Крелии и Архангельской области. Публикуются «Введение» и очерк «Ильинская церковь Ильинско-Водлозерского погоста».

 

Деревянное зодчество Водлозерья.

Опыт изучения, сохранения и реставрации

 

Бодэ А.Б. (составитель и ответственный редактор), Воеводин И.В., Зинина О.А., Носкова А.Г., Тодорова З.А., Червякова Н.В.

Аннотация:

Деревянное зодчество – несомненно самое уникальное явление в русской строительной культуре. Его составляют многочисленные региональные и местные традиции. Одна из них развивалась в районе Водлозера на границе Карелии и Архангельской области. Эта территория связана с историей Новгородской земли и эпохой освоения Севера.

Представляются результаты комплексного изучения деревянного зодчества Водлозерья, включая все сохранившиеся и известные типы зданий – от церквей до охотничьих избушек. Выполнен большой объем графического материала, наглядно показывающий архитектуру и конструкции исследуемых объектов. Характерные особенности водлозерских построек рассматриваются в контексте всего деревянного зодчества Севера.

Рассказывается о реставрационных работах, проведенных на водлозерских памятниках. Внимание заостряется на методике реставрации, на обосновании реставрационных решений, на оценке подлинности и достоверности, делаются общетеоретические выводы о реставрационных подходах при работе с памятниками деревянного зодчества.

Книга предназначена архитекторам, строителям, реставраторам, историкам и искусствоведам, а также всем, интересующимся русской традиционной культурой.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

  1. I. ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ

Сведения по истории Водлозерья Бодэ А.Б., Носкова А.Г.

 

  1. II. ЦЕРКВИ

История водлозерских погостов Червякова Н.В.

Ильинская церковь Ильинско-Водлозерского погоста Бодэ А.Б.

Троицкая церковь в деревне Юрьева гора Бодэ А.Б.

 

III. ЧАСОВНИ

Изучение истории водлозерских часовен Бодэ А.Б., Носкова А.Г.

Архитектура водлозерских часовен Бодэ А.Б.

Реставрация часовни Николая Чудотворца в бывшей деревне Рагуново Бодэ А.Б.

Реставрация часовни Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Колгостров Бодэ А.Б.

Реставрация часовни Николая Чудотворца в деревне Чуяла Бодэ А.Б.

 

  1. IV. Жилые дома

Из истории изучения народного жилища Бодэ А.Б.

Архитектура и конструктивное устройство водлозерского жилого дома Бодэ А.Б.

Дом Гоголева в деревне Канзанаволок Бодэ А.Б., Воеводин И.В., Тодорова З.А.

 

  1. V. Простейшие жилые и хозяйственные постройки

Охотничьи избушки в окрестностях Водлозера Бодэ А.Б.

Водлозерские бани Зинина О.А.

Амбары на Водлозере Бодэ А.Б.

Об эволюции древнего жилища Бодэ А.Б.

 

Заключение

Библиография


 

Введение

Русское деревянное зодчество – это уникальное явление и по отечественным, и мировым масштабам. Сейчас исторические деревянные здания мы называем объектами культурного наследия в силу того, что они дошли до нас из далекого прошлого. Раньше было иначе. Деревянные постройки были обыденны и повсеместны, что было обусловлено доступностью строительного материала и простотой его обработки. Деревянные здания и сооружения создавали саму среду обитания человека. Крепости, хоромы, жилые дома, подсобные строения, мосты, набережные – все было построено из одного материала с помощью принципиально единых строительных приемов. И это было распространено на очень большой территории.

Деревянное зодчество является своего рода символом России. Если строится деревянный храм, то обязательно бревенчатый, в традициях, чтоб показать глубокую связь со всей русской культурой. Сколько восхищений у нас всегда вызывает русская изба с традиционным интерьером или русская баня. Поэтому и в новом деревянном строительстве устойчиво живут и развиваются направления, продолжающие вековые традиции.

О деревянном зодчестве написано много интересных научных и научно-популярных книг. Это обобщающие работы, рассказывающие о явлении в целом, или работы, посвященные какой-либо одной традиции, определенным типам зданий, раскрывающие своеобразие архитектуры какой-то местности или региона, рассказывающие о плотницких приемах и технологиях. Тем не менее, знания о деревянном зодчестве, о его истории, эволюции, об архитектурно-конструктивном устройстве традиционных деревянных зданий, о региональных особенностях имеют существенные пробелы. В силу того, что европейский Север России представляет собой огромную территорию с очень большим количеством памятников деревянного зодчества, многие регионы остались неохваченными или недостаточно изученными.

Памятники, находящиеся в музеях под открытым небом, дают сильно идеализированное представление о деревянном зодчестве, что совершенно не соответствует реальной ситуации, в которой пребывает основная масса исторических деревянных построек, остающиеся на своих местах. Большинство деревянных храмов находятся если не в аварийном, то в неудовлетворительном состоянии. Многие из них стоят вне населенных пунктов на местах исчезнувших деревень. Пустыми или полуразвалившимися стоят некогда добротные дома.

Традиционная сельская среда радикально изменилась, что связано, прежде всего, с оттоком населения и прекращением традиционного землепользования. Деградируют культурные исторические ландшафты. Существующие памятники деревянного зодчества сейчас оказываются в крайне неблагополучной ситуации, не способствующей их нормальному сохранению. Есть, конечно, определенные силы и возможности для поддержания в первую очередь церковных построек, но в целом, надо признать, что деревянное зодчество, как его справедливо называют – исчезающее наследие. Хотя это наследие, даже в таком состоянии и с происшедшими утратами, по своим масштабам и ценности невероятно велико.

Знания о деревянном зодчестве не лежат на поверхности. Памятники перестроены, частично разрушены, иногда некачественно и бездумно реставрированы. Для того, чтобы раскрыть красоту и достоинства деревянного исторического здания требуется его тщательное обследование. Материалы натурного обследования ложатся на бумагу, дополняются историческими исследованиями, привлекаются аналоги и в итоге рождается прекрасные графические образы деревянных зданий, какими они были много лет назад.

Настоящая книга представляет результаты такого исследования деревянной архитектуры относительно небольшой территории – Водлозера, включающей его берега, острова и ближайшие окрестности.

Водлозерье – обособленный край, расположенный на юго-востоке Карелии в Пудожском районе. Водлозеро относится к числу крупнейших озер Карелии: протяженность его с севера на юг составляет 36 км. На озере много островов, самые большие из которых Канзанаволок, Колгостров, Великостров, Пелгостров. В озеро с севера впадает река Илекса, а вытекают из него две реки – Сухая Водла и Вама, ниже сливающиеся и несущие свои воды в Онежское озеро. Водлозеро занимает промежуточное положение между Онежским озером и рекой Онегой.

С Онегой Водлозеро связано древним водно-волоковым путем, проходившим с реки Водлы по речкам Череве, Волошке и далее по реке Кене. Долгое время, находясь на основном водно-волоковом пути Новгородской земли, Водлозерье, видимо, было достаточно оживленным местом, но позже в московское время, когда древняя дорога утратила свое былое значение, край оказался самой что ни на есть глубинкой. Тем не менее, берега и острова озера были достаточно плотно населены и освоены. Сейчас многие деревни исчезли практически бесследно, поля стремительно зарастают. Типичный водлозерский пейзаж это обширные водные пространства, поросшие лесом острова и такие же слегка всхолмленные берега, среди которых выделяются небольшие деревни или места бывших поселений и покосов.

Историческими административно-религиозными центрами Водлозерья были два погоста: Рождественский (позднее – Пречистенский) и Ильинский. В юго-западной части озера на острове Пога располагался Пречистенский погост, от которого до наших дней ничего не сохранились. Соответственно и деревни, расположенные в этой части акватории, относились к Пречистенскому приходу.

Основной достопримечательностью Водлозерского края сейчас является ансамбль Ильинского погоста XVIII – XIX вв., который находится на острове в северной части озера. Главная его ценность в том, что это комплекс, состоящий из церкви, колокольни, ограды погоста и природного окружения. Подобных оград в подлинном виде на Севере не сохранилось. Храм отреставрирован в 1999 – 2006 гг. и сейчас находится в относительно удовлетворительном состоянии. На острове образована небольшая монашеская обитель. Ильинская церковь используется по своему прямому назначению и составляет неотъемлемую часть особой атмосферы уединенной монастырской жизни.

Кроме приходских церквей, почти в каждой водлозерской деревне были часовни. Во второй половине XIX в. их насчитывалось двадцать. К Ильинскому приходу относилось одиннадцать часовен, к Пречистенскому – девять. Сейчас на Водлозере сохранилось двенадцать часовен: в деревнях Бостилово, Варишпельда, Канзанаволок, Кевасалма, Колгостров, Коскосалма и в бывших деревнях Выгостров, Гольяница, Гумарнаволок, Маткалахта, Рагуново, Чуяла. Они представляют значительную группу памятников деревянного зодчества XVIII – XIX вв.

В конце XIX – начале ХХ в. на берегах и островах озера располагалось около 40 поселений. Это были относительно небольшие деревни. В самой большой из них – Канзанаволоке проживало до двухсот человек. Сейчас население сильно сократилось, некоторые деревни исчезли, застройка оставшихся деревень сильно поредела. Тем не менее, в деревнях сохранилось немало старинных крестьянских домов и в некоторой степени – традиционная среда.

Водлозеро особенно интересно тем, что исторически изначально было связано с Новгородской землей, а позже в московское время здесь проявлялись влияния, идущие с востока – из Каргополья и Поонежья. С одной стороны, здесь были условия для консервации архаичных архитектурных традиций, которые в других более оживленных местах исчезли. С другой стороны, Водлозерье стало местом, где пересекались влияния разных регионов Русского Севера. Поэтому архитектура Водлозерья представляет особый интерес для изучения.

Основная цель проведенного исследования – комплексное изучение деревянного зодчества Водлозерья, включая все сохранившиеся и известные типы зданий – от охотничьих избушек до церквей. В задачи работы входило главным образом проведение натурных обследований объектов, включающих архитектурные обмеры с выявлением и фиксацией первоначальных деталей и следов перестроек. Далее нами были выявлены и проанализированы строительные этапы, через которые прошел каждый памятник, и выполнены графические реконструкции. Проведенная работа позволила понять архитектурные особенности объектов исследования и получить достаточно полное представление об их конструктивном устройстве. Мы рассматривали характерные особенности водлозерских построек в контексте всего деревянного зодчества Севера.

Работа по исследованию часовен инициировала работы по их реставрации. Объекты находились в крайне аварийном состоянии. Никольская часовня в бывшей деревне Рагуново, Покровская часовня в деревне Колгостров, Никольская часовня в деревне Чуяла возродились из руин.

Все объекты реставрации представляют собой реализацию разных реставрационных методов. Обоснованию реставрационных решений, рассмотрению вариантов, оценке подлинности и достоверности уделено особое внимание. В итоге на примере рассмотренных работ мы делаем вывод об индивидуальности реставрационного подхода к каждому объекту, неповторимости реставрационной ситуации и вместе с тем целесообразности фрагментарных решений для достижения оптимального результата.


Ильинская церковь Ильинско-Водлозерского погоста

Бодэ А.Б.

Ильинская церковь 1798 г. Ильинско-Водлозерского погоста по архитектуре очень необычная и выделяется среди аналогичных построек. Попытаемся рассмотреть архитектуру Ильинской церкви, сопоставить ее с традициями, развивавшимися на различных территориях Русского Севера, и выявить истоки своеобразия памятника.

Основной сруб Ильинской церкви представляет собой высокий четверик, покрытый кубом, на вершине которого располагается центральная глава, остальные четыре – на полицах. К основному объему примыкают равные ему по ширине прямоугольный двухчастный алтарь и трапезная так, что в плане все здание образует вытянутый прямоугольник. Низкие, по сравнению с четвериком, трапезная и алтарный прируб, покрыты на два ската, но над коньком последнего возвышается необычных пропорций узкая и длинная бочка. С западной стороны от церкви по продольной оси поставлена колокольня, на последнем строительном этапе объединенная с храмом в одно здание.

Особого внимания заслуживает ограда Ильинско-Водлозерского погоста. Основной вход осуществляется через массивные ворота, по бокам которых устроены отдельные помещения, служившие лавками в ярмарочные и праздничные дни. Эти ворота были использованы А.В. Ополовниковым в качестве аналога при воссоздании ограды Кижского погоста. Бревенчатая стена укреплена изнутри треугольными срубами и покрыта на два ската. Водлозерская ограда — одна из очень немногих уцелевших на Русском Севере.

Первое обследование Ильинской церкви сделал А.В. Ополовников в 1947 г.[1] Он выявлял два основных строительных этапа – до обшивки и после обшивки. Облик первого этапа он считал оптимальным для реставрационного решения памятника. Изменения второго этапа он считал искажением подлинного исторического облика. Анализ этапов строительства Ильинской церкви, сопровождающийся графическими реконструкциями, представлен в работе Г.А. Кутьковой, которая выделяла три строительных этапа[2]. Строительная история Ильинской церкви заключалась в расширении трапезной, размещения в ней придела, устройства новых входов, способов соединения с колокольней. На самом деле строительная история памятника сложнее и включает четыре строительных этапа.

Первоначально церковь, построенная в 1797 г. и освященная в 1798 г., существовала с небольшой трапезной и притвором, но без колокольни. В церковь было устроена два входа с севера и юга, лестницы помещались внутри сеней, снаружи были небольшие крыльца. На втором строительном этапе в 1811 г. добавилась колокольня и в трапезной был устроен придел. Трапезная была расширена путем объединения с притвором, для чего удалили ее западную стену. К существующему срубу добавили новый притвор, в который вели также два входа с севера и с юга. Снаружи были устроены высокие крыльца. На третьем строительном этапе лестницы убрали в притвор, а высокие крыльца удалили, заменив их более простыми. Пятый этап характеризуется устройством обшивки и встройкой помещения между сенями и колокольней. Вход при этом был перенесен в промежуток между колокольней и храмом.

А.В. Ополовников представлял отреставрированную Ильинскую церковь без обшивки и колокольню с первоначально шатровым верхом. Однако под его руководством в 1950 – 1953 гг. были произведены лишь небольшие ремонтные работы и восстановлен южный вход третьего строительного этапа, а позднейший вход был закрыт. В это же время Карельским музеем изобразительных искусств были вывезены иконы. В 1983 г. при очередном ремонте кровель был демонтирован потолок-«небо» и вывезен на хранение в музей-заповедник Кижи.

В 2000-х гг. была произведена реставрация Ильинской церкви. Проектное реставрационное решение подразумевало сохранение всех позднейших наслоений, в том числе и тех, что внес А.В. Ополовников. Была отремонтирована кровля, восстановлена частично утраченная обшивка стен. Единственное реставрационное раскрытие внешне было сделано на ярусе звона колокольни. Позднейшие дощатые арки проемов были удалены и раскрыты первоначальные резные столбы. В целом облик Ильинского храма после реставрации надо признать не столь интересным и выразительным, каким бы он мог быть. Определенно неудачны большие гладкие плоскости обшитых стен и грубо сделанные металлические главы. Вспоминается прекрасный образ Ильинского погоста на реконструкциях А.В. Ополовникова.

Восстановлено и внутреннее убранство храма. Иконостасы и расписной потолок-«небо» выполнены художниками из Санкт-Петербурга Ириной и Юрием Грецкими. Финасовую поддержку осуществляли В.И. Егоров и А.В. Герасимов. В Ильинской церкви службы проводятся в теплое время года.

Деревянное зодчество Водлозерского края соединило в себе различные региональные традиции. Формы основного объема роднят Ильинскую церковь с кубоватыми храмами Поонежья, и это понятно: хотя Водлозерье речной сетью связано с Онежским озером, административно оно долгое время принадлежало Каргопольскому уезду и позже сохраняло с ним связи. Другое дело, что традиции поонежского зодчества оказались на Водлозере сильно трансформированы. Сравним Ильинскую церковь с поонежскими кубоватыми храмами.

Пропорциональный строй кубоватых церквей, построенных в разное время, не одинаков. Наиболее стройными пропорциями основного четверика отличались кубоватые церкви нижней Онеги, построенные в последней трети XVII в. (Воскресенская церковь 1669 г. в селе Кушерека, утраченная Климентовская 1695 г. погоста Усть-Кожа и другие). Кубоватые церкви верхней Онеги, где они строились, насколько нам известно, с начала XVIII в., имели в своем основании пониженный четверик (утраченные Покровская церковь 1758 г. Ольховского погоста, Ильинская 1777 г. в Усть-Волошке). Ильинско-Водлозерская церковь, несмотря на позднюю дату строительства по пропорциональному строю наиболее близка к ранним кубоватым церквям. Ее основной сруб необычайно высок и завершается выразительным повалом. Здесь словно произошло возвращение к архаике, возможно связанное с некоторой уединенностью и консервативностью Водлозерского края.

Обращает на себя внимание небольшой по величине куб Ильинской церкви. Соотношение ширины куба и четверика изменялось в соответствии с различными периодами в развитии зодчества Поонежья. Так, кубоватые покрытия построек конца XVII в. по ширине примерно равны или несколько превышают четвериковое основание (Климентовская церковь 1685 г. в с. Пияла). В архитектуре кубоватых храмов XVIII в. композиционная роль завершения иная: куб относительно четверика становится меньше. К тому же кубы поздних построек имеют более плавные очертания, словно приближаясь к форме купола, тогда как завершения ранних кубоватых церквей отличаются особой пластичностью. По величине и форме куба Ильинская церковь наиболее близка к кубоватым храмам конца XVIII – начала XIX вв.

И, наконец, совершенно необычно сочетание кубоватого завершения Ильинской церкви с пятиглавием. Для поонежских и поморских построек характерна постановка четырех боковых глав на ребра куба. Исключения редки. Они относятся либо к наиболее ранним известным примерам, либо, наоборот, – к совсем поздним. Размещение глав на полицах, кроме как на Ильинской церкви, неизвестно ни на одной кубоватой постройке. Таким образом, архитектура Ильинской церкви сочетает архаичное и современное, типичное и индивидуальное.

Думается, что отмеченные особенности в архитектурном решении Ильинской церкви закономерны. Ильинско-Водлозерский погост расположен вне основного ареала кубоватых церквей, включавшего бассейн Онеги и побережья Онежской губы Белого моря. Кроме Ильинской церкви, еще две кубоватых храма имеют такое же отдаленное местоположение. Это Пятницкая церковь 1666 г. в с. Шуерецкое в западном Беломорье и Алексеевская церковь XVIII в. в с. Куртяево на побережье Двинской губы. Обе церкви по архитектуре существенно отличаются от поонежских кубоватых храмов. Они одноглавые, а куб церкви в Шуерецком к тому же обладает необычными, вытянутыми вверх пропорциями. Все три отмеченные постройки, включая Ильинскую церковь, отличаются наиболее нетипичными для кубоватых церквей завершениями.

При отмеченной нами связи с архитектурой Поонежья, Ильинская церковь, несомненно, должна иметь немало общего с традициями северо-восточного Прионежья. Обратим внимание на сходство планов Ильинской церкви и Богоявленской церкви в селе Чёлмужи. В обеих постройках основные объемы, независимо от развития в высоту, компонуются в правильный прямоугольник. Можно упомянуть еще церковь в Повенце, датируемую XVII в.[3], основной сруб которой, включающий молитвенной помещение и алтарь, в плане имеет также прямоугольник. Надо сказать, что в традиционном деревянном зодчестве для таких больших сооружений, как рассматриваемые церкви, подобная форма плана в целом не характерна. Причем все три перечисленные церкви имеют даже одинаковое расположение окон алтарной части. Кроме того, покрытие алтаря чёлмужской и водлозерской церквей завершают одинаковой формы вытянутые бочки. Очевидно, создатели Ильинской церкви были знакомы, по крайней мере, с чёлмужской церковью и в решении основания ориентировались на нее как на образец.

Попутно отметим, что сведения о строительстве церкви в Чёлмужах относятся к 1577 г., 1605 г. и 1778 г. В начале ХХ в. памятник, пришедший «в крайнюю ветхость», был реставрирован Д.В. Милеевым.[4] Исследователи полагают, что указанные даты фиксируют реконструкции одной и той же древней церкви. Сейчас, наверное, уже невозможно достоверно проследить и достоверно датировать все перестройки церкви в Чёлмужах, но ее нынешний облик с колокольней и декоративной бочкой над алтарем, очевидно, сложился на последнем строительном этапе, то есть за два десятилетия до возведения Ильинской церкви.

Если структура плана Ильинской церкви сопоставимо только с двумя известными постройками, то такая деталь, как завершающая алтарь бочка, позволяет рассмотреть памятник в значительно более широком кругу храмов северо-восточного Прионежья. Устройство небольших декоративных бочек над коньками двухскатных покрытий составляет местную традицию, представленную постройками главным образом XVIII в. Один из наиболее ранних известных примеров – покрытие алтаря Георгиевской церкви 1650 г. в с. Песчаное.[5] В отличие от чёлмужской и водлозерской церквей оно обладает особой стройностью и красотой очертаний. Согласно старинному изображению бочки над коньками двухскатных крыш имели церковные постройки Выгорецкой пустыни,[6] в том числе ворота ограды, достоверно известные по фотографии начала ХХ в.[7] Аналогичным образом завершались часовни в деревнях Габсельга,[8] Березки.[9]

На других территориях Русского Севера подобных узких бочек, размещенных над коньками, мы не находим. Естественно возникает вопрос: не связано ли распространение этого архитектурного приема со старообрядчеством, одним из крупных центров которого было северо-восточное Прионежье? Как таковые архитектурные традиции, присущие только старообрядческим постройкам, определенно не выявлены. В подобной ситуации, к тому же при малочисленности известных объектов и неопределенности датировок, какие-либо выводы делать затруднительно. Но при всей неясности происхождения этой местной традиции, очевидно, что она была воспринята в старообрядческом строительстве и таким образом поддержана.

Как уже отмечалось, Ильинская церковь скомпонована с колокольней, которая поставлена с западной стороны по продольной оси здания. Форма основания колокольни – восьмерик на низком четверике. Первоначально верх был шатровым. Подобные постройки имели на Севере достаточно широкое распространение, хотя в каждом регионе архитектура колоколен имела свои особенности. Например, на нижней Онеге и в Поморье колокольни отличались основанием в виде низкого восьмерика на высоком четверике и декоративными кокошниками. На верхней Онеге, наряду с ограниченным распространением восьмигранных на низком четверике колоколен (Ошевенское, Лядины), отмечен ряд шестигранных колоколен (Саунино, Почозеро, Ольховский погост и другие). Здесь также можно было встретить и восьмигранные от земли колокольни (Задняя Дуброва). Надо сказать, что район верхней Онеги отличается особым разнообразием строившихся здесь колоколен. В Обонежье, напротив, преобладающим типом колоколен являются восьмигранные на низком четверике такие, как на Водлозере.

Итак, в основных своих формах колокольня Ильинско-Водлозерского погоста, очевидно, тяготеет к традициям Обонежья. То же можно сказать и о способе соединения церкви с колокольней. Крытые переходы между отдельными постройками в традиционном деревянном зодчестве были распространены, по-видимому, широко, хотя до нашего времени в подлинном виде почти не сохранились. Две церкви и колокольня, соединенные переходом, изображены на известных иконах Александра Ошевенского.[10] Есть сведения о существовании соединенных переходом церковных комплексах в Каргополье. При этом приемы размещения построек друг относительно друга различны. Однако, только для Обонежья характерно соединение церкви и колокольни переходом строго по продольной оси. Примерами служат церкви в деревнях Яндомозеро, Щелейки, Поля. Не ограничиваясь берегами Онежского озера, эта традиция распространяется в Посвирье и, как мы видим, в Водлозерском крае. Надо сказать, что позднейшее удаление перехода и за счет него расширение церковных помещений также было довольно распространенным явлением. Таким же образом были реконструированы церкви в деревне Волостнаволок, в селе Вёгорукса.

Говоря о позднейших перестройках, заметим, что большинство обонежских колоколен известны с первоначальными шатровыми завершениями (в селах Гимрека, Типиницы, Космозеро). В числе немногих был перестроен верх колокольни в селе Кузаранда. Он получил форму близкую к правильному полусферическому куполу со шпилем. Очертания купола водлозерской колокольни чуть усложнены, в них есть что-то и от формы луковицы. В связи с этим обратимся к колокольням, строившимся в районе нижней Онеги, где кубоватые церкви имели самое широкое распространение и возводились наиболее долго – вплоть до второй половины XIX в.

Первоначально поонежские колокольни, очевидно, имели также шатровые завершения, о чем свидетельствуют материалы В.В. Суслова по колокольне в деревне Унежма,[11] и уже упоминавшиеся иконописные изображения Ошевенского монастыря. В XIX в. большинство завершений колоколен нижней Онеги было заменено на купола со шпилями. Надо сказать, что подобные реконструкции стали осуществляться достаточно рано. Так, в  старинном описании колокольни в Турчасово отмечается, что уже в 1825 г. она имела завершение «кумполом». Удивительно, что эта непривычная для традиционного зодчества форма на нижней Онеге оказалась весьма популярной. Причем почти все купола здесь получились своеобразно видоизмененными. Основание делалось подогнутым так, что купол выглядел чрезмерно выпуклым. Более того, верхняя часть куполов некоторых построек вытягивалась вверх, что придавало им сходство с луковичной формой (колокольни в селах Верховье, Вазенцы).

Не исключена взаимосвязь кубоватых покрытий церквей и видоизмененных купольных завершений колоколен, ареалы которых близки друг к другу. Строительство кубоватых церквей было одной из самых сильных на Русском Севере региональных традиций и, похоже, оказало влияние на формообразование завершений других типов построек. Показательно сравнение очертаний куполов поонежских колоколен и позднейших кубоватых церквей в Унежме, Вазенцах, Сырье, в архитектуре которых особенно заметны новые стилевые влияния. Купола, заимствованные из архитектуры Нового времени, на нижней Онеге похожи на кубы и тем самым, относительно нейтрально вписывались в традиционную для деревянного зодчества палитру архитектурных приемов и форм.

Поэтому, купольное завершение Ильинской церкви также можно сопоставить с кубоватым покрытием основного храмового объема. Купол водлозерской колокольни, по сравнению с постройками нижней Онеги, занижен и не обладает ярко выраженной пластичностью. То же самое можно сказать и о завершении Ильинской церкви, где форма куба, в отличие от поонежских кубоватых церквей, композиционно менее значима, уменьшена по величине и как бы спрятана за стоящими на полицах главами. В перекликающихся формах завершений Ильинской церкви и колокольни видится общий отголосок традиций Поонежья.

Нельзя не упомянуть и об известном уникальном чертеже Ильинской церкви, одобренном Духовной консисторией, которому должны были следовать строители храма.[12] Как справедливо отмечалось, построенная церковь имеет мало общего с данным эскизом. Сходство можно увидеть разве что в соотношениях основных помещений, в равной ширине алтаря и основного объема и в устройстве двухвсходного крыльца. Согласно чертежу церковь должна быть пятиглавой, центральная глава приподнята на постамент с куполом. Надо сказать, что общая структура верха проектируемой и осуществленной построек принципиально одинакова, если обобщить изображенные на чертеже дробные формы элементов завершения.

Сходство можно увидеть также при сопоставлении завершений Ильинской церкви и некоторых каменных церквей XVIII в. В каменном зодчестве барокко достаточно распространенным решением было покрытие основного четверика пологим куполом с полицами или куполом с плавными очертаниями, напоминающим приплюснутый колокол. Над углами четверика размещались боковые главы, нередко приподнятые на вытянутые барабаны. Церквей с подобными завершениями можно немало увидеть в провинциальных городах Средней России и Севера. Правда, надо добавить, что и некоторые детали завершений провинциальных каменных храмов, например, широкие полицы, утонченные барабаны глав, очевидно, несут на себе влияние деревянной архитектуры. Взаимовлияние каменного и деревянного зодчества происходило на протяжении всей истории. Как мы видим оно коснулось и архитектуры Ильинской церкви. Этот памятник стоит на рубеже эпох, когда традиционное деревянное зодчество еще сохраняло свое архитектурно-художественное своеобразие, и когда под влиянием новых стилей это своеобразие оказалось утраченным.

Ильинская церковь – одна из немногих на Русском Севере, которая используется по своему прямому назначению, находится в собственности религиозной организации и не обделена постоянным присмотром и уходом.

В советское Ильинская церковь была закрыта и заброшена. Ее возрождение началось после создания Национального парка. В 1997 г. была образована Водлозерская Свято-Ильинская пустынь как скит Муромского Свято-Успенского монастыря. С 2000 г. на Ильинском погосте жил иеромонах Нил, убитый в 2003 г. Он похоронен перед алтарем Ильинского храма. В 2004 г. директор Национального парка О.В. Червяков был рукоположен в священники и стал настоятелем Ильинской церкви. В 2006 г. был учрежден мужской монастыть Свято-Ильинская Водлозерская пустынь. Ее настоятелем назначен игумен Киприан. Братия в монастыре немногочисленная, но год за годом остров постепенно обустраивается. Несмотря на то, что в монастыре ведется новое строительство, Ильинский погост сохраняет исторический облик и красивое природное окружение.

Замечательным человеком в монастыре был иеромонах Илья. Он утонул на Водлозере 2 ноября 2015 г. и похоронен перед алтарем Ильинского храма рядом с отцом Нилом. Отец Илья был в монастыре с самого его основания, приехав с игуменом Киприаном и отцом Мартирием из Псковской области. Он жил просто, обыденно, занимался насущными делами, говорил неспешно и не много. Но в нем чувствовалась доброта и внутренняя сила. Люди тянулись к отцу Илье, и приезжали с разных концов страны. Он был доброжелателен ко всем, и видимо все у него находили ответы на свои вопросы.

Отец Илья многих людей привел к Церкви, многим через него открылся Бог и смысл жизни. Отец Илья навсегда останется в сердцах людей, которые его знали.

Бодэ А.Б.

 

фото21. Ильинско-Водлозерский погост

фото22. Ограда Ильинского погоста. Ворота с лавками. Рис. А. Б. Бодэ 1994 г.

фото23. Ограда Ильинского погоста. Восточный угол. Рис. А. Б. Бодэ, 1994 г.

фото24. Таблица планов строительной периодизации Ильинской церкви

фото25. Ильинская церковь. Первоначальный облик с маленькой трапезной и без колокольни. Рис. А. Б. Бодэ

фото26. Ильинская церковь. Второй строительный этап с увеличенной трапезной, колокольней и высокими крыльцами. Рис. А. Б. Бодэ

фото27. Ильинская церковь. Третий строительный этап с внутренними лестницами и низкими крыльцами. Рис. А. Б. Бодэ

фото28. Ильинская церковь. Вид с востока. Фотография 1939 г.

фото29. Ильинский погост. Фотография второй половины ХХ в.

фото30. Реконструкция Ильинской церкви в XIX в. до обшивки стен и перестройки верха колокольни. Рис. А. Б. Бодэ

фото31. Столб яруса звона колокольни

фото32. Балясины клироса

фото33. Рубленый ларь

фото34. Деталь клироса

фото35. Сравнение пропорций основного четверика церкви в селе Кушерецком, погоста Усть-Кожа и Ильинской церкви. Рис. А. Б. Бодэ

фото36. Сравнение пятиглавых завершений Ильинской церкви и церкви Александра Невского 1740-х гг. в Переславле Залесском. Рис. А. Б. Бодэ

фото37. Сравнение планов церкви в Челмужах и Ильинской церкви

фото38. Георгиевская церковь 1650 г. в селе Песчаном. Фотография начала ХХ в.

фото39. Ильинская церковь без обшивки. Рис. А. Б. Бодэ, 1997 г.

фото40. Ильин день. В середине – В. И. Егоров, 2012 г.

фото42. Ильин день. В середине – игумен Киприан, 2018 г.

фото42. Крещение. С крестом в руках – иеромонах Илья, 2015 г.


[1] А.В. Ополовников. Русское деревянное зодчество. М., 1986. С. 260-267.

[2] Г.А. Кутькова. Ильинская церковь на Водлозере // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 139-146.

[3] Носкова А.Г. Древний Петропавловский собор в Повенце и его аналоги // Архитектурное наследство. Вып. 58. М., 2013. С. 31-42.

[4] А.В. Ополовников. Указ. соч. С. 35-39; В.П. Орфинский. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. С. 78-79.

[5] ИИАК. Вып. 57. Пг., 1915. С. 175.

[6] Там же. С. 168.

[7] С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С. 37.

[8] ИИАК. Вып. 57. Пг., 1915. С. 169.

[9] С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Указ. соч. Илл. 2.

[10] М.И. Мильчик. Северный деревянный монастырь на иконах XVII – XIX вв. // ПКНО. Л., 1979. С. 333-346.

[11] Памятники древнего русского зодчества. Сост. В.В. Суслов. Вып. I. Спб., 1895. Табл. 1-18

[12] Г.А. Кутькова. Указ. соч. С.140.

 

 

Полностью книга «Деревянное зодчество Водлозерья. Опыт изучения, сохранения и реставрации» опубликована на сайте Роскапстроя. Переход по ссылке:

https://roskapstroy.ru/news/news_1381/

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции