Зайцев А.Б. Сад ЦУБО

26 декабря, 2019
А.Б. Зайцев. Сад ЦУБО (13.83 Kb)

САД ЦУБО

А.Б. Зайцев

                                                                                                    В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

У. Блейк

Эти слова замечательного английского поэта приобретает особую актуальность в наше время, когда человек всё дальше уходит от природы, замыкаясь в стенах городских квартир. Однако, вступив на этот путь, путь техногенной цивилизации, уводящий от природы, человек остаётся её детищем, и чем дальше он уходит от природы, тем сильнее тянет его к ней.

Сначала в пределах городищ, а затем – городов не было зелёных насаждений. Однако по мере урбанизации человеку стало не хватать их, и в городах появились частные, а затем и общественные сады. Всё это, конечно, относится и к Японии. Если взглянуть на планы столиц – эпохи Хэйан (794 – 1185) и эпохи Эдо (1608 – 1867) , то можно заметить, что площадь озеленения значительно увеличилась. И всё же, чего-то недоставало. Хотелось чего-то своего, уютного, укромного, скрытого от взгляда посторонних.

столица Хэйан

столица Хэйан

столица Эдо

столица Эдо

Зайцев А.Б. Сад ЦУБО

Теперь мало кто может позволить себе, да и вряд ли позволят ему, иметь частный сад в городе, по крайней мере, в мегаполисе. Поэтому всё чаще люди стали обращать взгляд на традиции создания небольших оазисов природы рядом со своими домами или даже внутри домов. Для одних это горшки на подоконнике, для других – растительные композиции в квартире, для третьих – создание композиций на небольших участках у входа в дом или под окнами квартиры.

Япония с её особым отношением к природе, ограниченной обжитой территорией и проблемами урбанизации имеет многовековой опыт в создании подобных садиков. Они называются цубо. Цубо находится внутри жилища, при этом он может располагаться как под открытым небом, так и под крышей, что связано с некоторой спецификой традиционного японского жилого дома. Это маленький, тесный садик, но он придаёт жизни неожиданное разнообразие. Опыт создания этих садов, а они называются именно так, несмотря на свои минимальные размеры, может послужить прекрасным материалом для озеленения интерьера и небольших участков у дома.

Зайцев А.Б. Сад ЦУБО

Однако чтобы создать истинное произведение искусства, а мы говорим именно об этом, не достаточно ограничиться поверхностным подходом к вопросу. Существует некий унаследованный образ цубо, ощутив который, перестаёшь воспринимать его просто как мини-садик.

Цубо в обиходном значении этого слова  – единица измерения площади, равная 3,3 кв.м. Это не значит, что площадь сада цубо должна быть именно такой. Она может быть и больше, и даже меньше. Это слово взято для того, чтобы подчеркнуть малые размеры сада. Но почему именно цубо? Дело в том, что слово цубо многозначно, и при упоминании о нём у человека, погрузившегося в тему, возникают ассоциации, зачастую весьма далёкие от садов.

Слово «цубо» вошло в садовый лексикон ещё в эпоху Хэйан (794 – 1192). Тогда сад в замкнутом пространстве внутреннего дворика с растущей там павлонией называли «кирицубо» (кири – павлония) , а с глицинией – «фудзицубо». Такие сады стали называть «цубо», потому что кроме единицы площади оно означает некое вместилище, замкнутое пространство. Это было укромное местечко, доступное только своим.

кирицубо

кирицубо

К эпохе Эдо (1603 – 1868), в результате роста городского населения и увеличения плотности застройки, улицы превратились в узкие проходы между двух стен стоящих вплотную друг к другу домов. Такие дома японцы называли «норы угрей». Несмотря на относительное увеличение озеленённых территорий, появились города с плохим отношением площади застройки ко всей территории строительства, с небольшим свободным пространством. Из-за глубины улочек, образуемых фасадами, солнечный свет часто не доходил до внутренней части построек. Пришлось думать о том, как осветить столь тесные участки. Плодом этих поисков и явились открытые сады, размещённые во внутренних двориках.

Зайцев А.Б. Сад ЦУБО

Поначалу это были просто пустые дворики, засыпанные гравием и выполнявшие чисто утилитарные функции – освещение и проветривание. Впрочем, говорить здесь о только утилитарных функциях не совсем точно. У японцев несколько иное отношение к пустому пространству, чем у людей европейской культуры. Если последним при виде незаполненного пространства, как правило, тут же хочется чем-нибудь его заполнить, то японцы относятся к нему гораздо спокойнее. Более того, незаполненное пространство наполнено для них глубоким смыслом. Достаточно сказать, что японские сады берут своё начало от «сйки» – ритуальных площадок, на которых, согласно синтоистским верованиям, обитала божество. Это были пустые пространства, засыпанные гравием или песком. С приходом буддизма такое восприятие пространства окрасилось в тона «шуньявады» – учения о пустоте. Но вернёмся к цубо.

Все дома в старых японских городах были деревянными, и нередко там вспыхивали пожары. Поэтому естественно, что людям хотелось иметь под рукой воду. Внутренний дворик был неплохим местом для этого. Там, где было возможно, копали колодцы, где нет – ставили резервуары с водой. Когда улучшилось водоснабжение городов, и появились пожарные команды, место резервуаров заняли сосуды для омовения – тёдзубати, служившие скорее декоративным, чем утилитарным целям. Вслед за тёдзубати во внутреннем дворике появился его верный спутник – каменный фонарь, а также дополнявшие их тобииси – «взлетающие камни», исполнявшие роль дорожек. Таким образом, цубо превратился в настоящий маленький сад с «тремя драгоценностями» – тёдзубати, фонарём и тобииси, и двумя непременными элементами – камнем и водой в том или ином виде, символизирующими Инь – Ян. Драгоценности со временем стали не обязательными, но камень и вода до сих пор успешно отстаивают свои права на существование.

Зайцев А.Б. Сад ЦУБО

Цубо, несмотря на всю свою малость, настоящий сад, и в нём соблюдаются основные принципы садового искусства Японии:

1.     Наличие двух элементов – камня и воды, символизирующих Инь – Ян.

2.     Следование естественности.

3.     Асимметричность композиции.

а) ни один из объектов не может повторять форму, цвет, позицию другого;

б) ни одна из воображаемых линий, которая могла бы соединить объекты сада, не может быть такой же длины, как другая;

в) ни одна из двух воображаемых линий, соединяющих объекты, не может быть параллельной;

4.     Наличие открытого пространства.

5.     Минимализм – максимум выразительности при минимуме средств.

6.     Спокойная цветовая гамма.

7.     Сдержанное применение травянистых цветов.

Это относится как к садам в открытом грунте, так и к расположенным внутри помещения. Проблемы возникают только с наличием свободного пространства, которого в цубо итак немного. Да и с естественностью в современных садах всё не так просто. Рассмотрим для примера несколько современных садов цубо, в каждом из которых наиболее выражен тот или иной принцип его создания.

Наличие двух элементов – камня и воды, символизирующих Инь – Ян

Следование естественности

Следование естественности

Асимметричность композиции

Асимметричность композиции

Асимметричность композиции

Асимметричность композиции

 

Минимализм  

Минимализм  

Спокойная цветовая гамма

Спокойная цветовая гамма

Сдержанное применение травянистых цветов

Сдержанное применение травянистых цветов

Сдержанное применение травянистых цветовСдержанное применение травянистых цветов

Есть и довольно оригинальные решения:

Есть и довольно оригинальные решения:

Есть и довольно оригинальные решения:

 

Сад цубо является микрокосмом – маленькой вселенной, созданной на тесном пространстве. Порой в этой вселенной можно разместить только некое подобие сада с небольшим количеством растений или совсем без них, но японцы создали искусство, позволяющее ощутить «Огромный мир – в зерне песка».  Маленький цубо представляется воплощением и философии жизни, и находчивости людей, живущих в городских домах в единении с природой.

 

Впервые опубликовано на сайте  http://www.websad.ru/articles.php?code=402 .

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции