А.В. Лисицына. Лысковский пивоваренный завод – памятник архитектуры эпохи модерна (21.48 Kb) Рубеж XIX – ХХ веков был для России временем, когда капитализм, развиваясь стремительными темпами, вступил в свою высшую стадию. Этот процесс был связан, в первую очередь, со скачком роста промышленного производства в преимущественно аграрной до этого стране. Однако промышленный переворот произошел тем быстрее, что он был подготовлен рядом условий. Важнейшим из них было то, что среди крестьян, после отмены крепостного права устремившихся в города и пополнявших собой ряды пролетариата, было немало квалифицированных ремесленников-кустарей. В Нижнем Новгороде, третьем по величине городе страны, также как в ряде крупных городов Европейской части России, в это время активно шло формирование различных отраслей промышленности – машиностроительной, механической, судостроительной, мукомольной, пищевой. Более мелкие населенные пункты – уездные города и торгово-промышленные села – развивали традиционные, исторически сложившиеся ремесла и промыслы, дополняя многоотраслевую промышленность губернского города – центра будущей агломерации. Специфика Нижегородской губернии заключалась в существовании здесь различных видов крестьянского производства, давшего толчок к развитию соответствующих отраслей промышленности. К началу ХХ века крупное торгово-промышленное село Лысково, расположенное на берегу Волги напротив бывшей Макарьевской ярмарки (с 1817 года перенесенной в Нижний Новгород), сохраняло за собой роль важной хлебной пристани. В связи с этим здесь издавна было развито производство муки, крупы, солода, а также пивоварение и винокуренное производство. Лысковский краевед Ю.С. Ярымов упоминает о множестве ветряных и водяных мельниц по берегам рек Сундовика и Валавы [1]. Ряд дел из фондов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО) свидетельствует о существовании в Лыскове солодовенных и пивоваренных заводов – А.Н. Назарова, братьев Гладышевых [2, 3]. Наиболее крупным и передовым в этой области был основанный в 1860 году пивоваренный завод А.Ф. Ермолаева (впоследствии – наследников А.Ф. Ермолаева). Во второй половине XIX – начале ХХ века промышленные предприятия стали важным фактором, активно влияющим на облик городской среды. В силу своих крупных размеров, развитых объемных характеристик, активного силуэта, а также прямого функционального назначения – производства материальных благ, что было в то время признано важнейшим видом исторической деятельности, промышленные здания стали претендовать на роль высотных и смысловых доминант в структуре городов и поселений, то есть на роль, которая традицией, освященной веками, отводилась лишь культовым сооружениям. Лысковский пивоваренный завод наследников А.Ф. Ермолаева, обновленный в начале ХХ века, обогатил облик старинного волжского села, не нарушив при этом исторически сложившейся композиции его главного, речного фасада. По размерам и высоте основные заводские корпуса оказались сопоставимыми с главными церковными зданиями Лыскова – Спасо-Преображенским собором (высота храма с крестами – 40 м, высота колокольни со шпилем – 51 м) и Вознесенской церковью (высота с крестами 39 м). Это единственный пример появления столь крупных сооружений в застройке села начала ХХ века, отличавшейся мелким масштабом зданий и малой этажностью (один – два этажа). Завод находился на окраине Лыскова, за Нижегородско-Казанским почтовым трактом, и занимал обширную площадь – около 33 га. Это позволило отступить от традиционного в регулярном градостроительстве квартального принципа застройки и привело к свободному размещению зданий на участке, обусловленному удобством функциональных взаимосвязей и технологическим циклом. (Подобная застройка «павильонного» типа, апробированная при устройстве Всероссийских и региональных выставок, была в то время характерна для учебных и больничных комплексов). Фиксационный генплан 1926 года [4] дает представление об автономном заводском «городке», включавшем помимо производственных и складских зданий, целый ряд обслуживающих и вспомогательных построек – дома для служащих, бани, погреба, столовую, мойку, силовую станцию, водокачки, кузницы, мельницы, конюшни (всего более тридцати строений – каменных и деревянных). Участок, отличавшийся развитым рельефом, имел крутой склон к реке Валаве. Отдельные мелкие строения (жилые дома, сараи, конюшни, мельницы) находились на нижней береговой террасе; однако все крупные производственные корпуса были сосредоточены на верхней, относительно ровной площадке, примыкавшей к тракту. Солодовня и пивоваренный корпус, составляющие ядро всего комплекса, размещались в геометрическом центре участка. Красную линию формировали более мелкие здания, по масштабу приближенные к жилой усадебной застройке на противоположной стороне тракта, – здание конторы, дом для служащих, оранжерея. Большинство построек было ориентировано перпендикулярно или параллельно направлению тракта, вписываясь, таким образом, в воображаемую прямоугольную сетку. Силуэтными акцентами комплекса были высокая вентиляционная труба солодовни (около 32 м), а также дымовая труба рядом с пивоваренным корпусом. Выразительность обоим корпусам придавали расположенные на крышах крупные фонари с вентиляционными решетками. До конца XIX века промышленные здания существовали вне сферы «высокой архитектуры», с ними связывались лишь самые утилитарные представления. На рубеже веков ситуация меняется: необходимость эстетического осмысления новых конструкций, материалов, технологий заявила о себе в архитектуре модерна, который впервые сделал попытку отождествления полезного (утилитарного) и прекрасного (художественного). Кроме того, в условиях быстро развивавшейся промышленности здание завода, фабрики стало одним из символов современности, технического прогресса, машинного производства. Отсюда неповторимое по силе эмоциональное воздействие промышленной архитектуры модерна – «правдивость» материалов и конструкций в сочетании с выразительностью, экспрессией отдельных объемов и образа в целом. Для Нижегородской губернии, где крупных промышленных комплексов было сравнительно немного (по сравнению, например, с Центральным промышленным районом), архитектура Лысковского пивоваренного завода была по-своему уникальной. Архитектурный облик прямоугольного в плане (37х11 м) трехэтажного пивоваренного корпуса, построенного в 1903 году [5] из лицевого красного кирпича, строг и прост. Это образец рационального кирпичного стиля – демократичной разновидности эклектики последней трети XIX в. Плоские фасады расчленены лопатками, что отражает внутреннюю планировочную структуру с крупными производственными цехами. Объем лестничной клетки выделен легкой раскреповкой со щипцовым завершением. Различные размеры и форма окон, обусловленные функциональным назначением отдельных помещений, в то же время являются отличительной чертой архитектуры модерна. К приметам этого стиля относятся и выступающие над карнизом столбики-тумбы, увенчанные шарами, и круглое окно лестничной клетки с характерным декоративным обрамлением. Горизонтальные пояса в верхней трети оконных проемов, как бы «стягивают» объем здания и в сочетании с лучковыми перемычками окон задают излюбленный в модерне волнообразный ритм. Главными украшениями здания являются широкий ступенчатый фриз, где мелкая пластика создана узором кирпичной кладки, и накладные, как бы свисающие прямоугольные фестоны в верхней части щипца лестничной клетки. По проекту 1903 года с южной стороны к пивоваренному корпусу пристроен перпендикулярный одноэтажный объем, двухосный торец которого оформлен аналогичными фестонами. В силуэте щипца с прямоугольным выступом по оси симметрии прослеживаются неоготические мотивы. Однако фиксационный фасад 1926 года [6] отражает иную картину: торец пристройки приобрел формы рационального модерна с его атрибутами – характерным абрисом, витражом над входом, крупной лучковой аркой, членящей фасад и выявляющей единое внутреннее пространство. К югу от пивоваренного корпуса по одной линии с ним в 1906 году строится четырехэтажный солодорастительный корпус (солодовня). Установлено, что изначально проект был выполнен в духе «чистого» модерна [7], в присущих этому стилю пластичных, словно оплывающих формах. Фасады проектировались в двух контрастных материалах (очевидно, лицевой кирпич и штукатурка). На главном западном фасаде представлены пять различных типов окон, в том числе прямоугольные со скошенной нижней частью, объединенные по два и по три, а также круглые. Надкарнизные столбики-тумбы с вертикальными прорезями соединены декоративными металлическими решетками. При живописности фасадных форм планировочная структура проста и рациональна. Прямоугольный в плане объем (38х12м) разделен поперечными несущими стенами на три неравных части. Лестничная клетка размещена в прямоугольной пристройке с восточной стороны. Вторая открытая металлическая лестница на кронштейнах «висит» на северном торце здания. Северная повышенная часть корпуса, близкая в плане к квадрату, увенчана высокой полусферической кровлей. По углам этот своеобразный купол фланкируют столбики с вертикальными прорезями и часто встречающимися в архитектуре модерна декоративными мотивами растительного характера, напоминающими раскрывающийся бутон цветка. Эти элементы в сочетании с плавно круглящейся кровлей и формой крупных слуховых окон придают силуэту здания пластичность и выразительность. Массивная вентиляционная труба, завершающая северный объем здания, придает ему сходство с формой бутылки. Надо отметить, что при всей курьезности подобного образного решения, оно не было единичным. Известны фотографии начала ХХ века, запечатлевшие ресторан возле пристани в Казани и павильон по продаже виноградного сока Н.Н. Бекетова (место не указано), где подобные формы успешно выполняли рекламную роль [8]. Проектный чертеж фасада солодовни подписан одним из совладельцев завода Федором Ермолаевым, имевшим специальность гражданского инженера и принявшим на себя надзор за производством строительных работ. Есть основания полагать, что он являлся также и автором архитектурной части проекта. Построенное здание солодовни, сохраняя заданную проектом этажность, планировочную структуру и силуэт, получило более рациональный архитектурный облик. Прежде всего, оно было выполнено в едином материале – лицевом красном кирпиче. Венчающая часть башенного объема была значительно упрощена – вместо сферической кровли была выполнена скатная. С восточной и западной сторон ее прикрывали фигурные аттики, на одном из которых размещена дата постройки – 1906 год. Членения продольных фасадов, заданные лопатками, соединенными поверху лучковыми арками, по сравнению с проектом стали более частыми и равномерными. Форма окон также изменилась – на третьем, четвертом и пятом этажах появились проемы с полуциркульными перемычками, объединенные по два и по три едиными лучковыми бровками. Мотив волны, столь характерный для модерна, подчеркнут в каждой тройке окон сдвижкой по вертикали центрального проема по сравнению с боковыми. Между первым и вторым этажом появился пунктирный пояс из фигурных ниш-филенок. Особенно выразительно выглядит светло-серый штукатурный прерывистый пояс в уровне окон четвертого этажа, а также широкие полосы из вертикальных «прорезей» между вторым и третьим этажом углового объема и на его аттиках. Изменение облика здания по сравнению с проектом отражало как жизненные реалии – соображения целесообразности и экономии, так и динамику развития в мире архитектуры, где на смену декоративному модерну пришел модерн с использованием форм исторических стилей. В последующее десятилетие, между 1906 и 1917 годами, с северной стороны к зданию солодовни была сделана четырехэтажная пристройка в три оси окон; длина корпуса, таким образом, была увеличена до 52 м, а главный, восточный фасад получил трехчастную композицию. Более крупные членения пристройки, иные пропорции и упрощенная трактовка деталей, сбивки в горизонталях окон вносят небольшой диссонанс в облик здания. Однако в целом это выразительный образец промышленной архитектуры своего времени. Мощные стены из красного кирпича, узкие окна-бойницы придают зданию солодовни монументальность, суровость, вес, подчеркивая его производственной назначение и в то же время рождая ассоциации с укрепленным средневековым замком. Из небольших построек комплекса до наших дней сохранились здания конторы завода, бондарки-медоварки, мойки и силовой станции (последние два – в сильно перестроенном виде). Деревянное двухэтажное здание конторы завода, выполненное с имитацией западноевропейской системы фахверковых конструкций, сохранило прекрасные резные деревянные детали – ограждение балкона второго этажа, поддерживающие вынос кровли и балкон фигурные кронштейны в нарочито огрубленных стилизованных формах, филенчатые створки входных дверей. К сожалению, фасады здания искажены позднейшими перестройками. В интерьере вестибюля сохранилась деревянная парадная лестница с изогнутым поручнем и ограждением из массивных балясин сложной формы, обшивка потолков и нижней части стен дубовыми панелями, паркетные полы. Интерес также представляли здания мойки и силовой станции, ныне вошедшие в состав современных заводских построек. Небольшое здание мойки по образу напоминало миниатюрную лютеранскую кирху со шпилем, венчающим треугольный щипец восточного фасада [9]. Силовая станция была выполнена в формах рационального модерна с выявлением конструктивной системы устоев и перемычек и большими остекленными плоскостями [10]. Технический характер здания подчеркивала выступающая над его крышей вентиляционная шахта. По стилистике силовая станция перекликалась с находящимся рядом одноэтажным объемом пивоваренного корпуса; очевидно, обе постройки возводились одновременно. Говоря об архитектуре Лысковского пивоваренного завода, необходимо упомянуть о другом промышленном предприятии, также принадлежавшем наследникам А.Ф. Ермолаева. Это так называемый Новолысковский пивоваренный завод на улице Почаинской в Нижнем Новгороде. В 1908 году в его составе было возведено новое пятиэтажное производственное здание. Сравнение чертежей его проектного фасада [11] с проектным фасадом солодовни в Лыскове позволяет выявить ряд общих черт – обрамление арочных окон четвертого этажа в сочетании со штукатурным горизонтальным поясом-«ремнем», упруго выгнутые, словно напряженные линии членений фасадов, рисунок металлических решеток. Чертеж фасада врачебного отделения также подписан Федором Ермолаевым. Как отмечал видный исследователь В.Г. Лисовский [12], архитектуре второй половины XIX – начала ХХ века был присущ историзм, а также определенная повествовательность, «словесность». Стилистика здания чаще всего определялась его назначением. Возможно, присутствие неоготических мотивов в архитектуре Лысковского пивоваренного завода объясняется вполне логичным обращением к архитектуре Германии и Чехии – стран с развитыми традициями пивоварения. В сочетании с чертами рационального и «историзирующего» модерна это позволило создать выразительный, запоминающийся облик, апеллирующий к истории и в то же время современный. Лысковский пивоваренный завод – замечательный образец промышленной архитектуры модерна. Ему присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время, несмотря на многочисленные пристройки, контрастирующие с историческим ядром, облик главных корпусов завода не претерпел сильных изменений. Они эксплуатируются в соответствии с изначальным функциональным назначением, чем подтверждается технологичность, прочность и эстетичность производственных зданий эпохи модерна. Литература и источники 1. Ярымов Ю.С. Лысково: История, география, культура, экономика, перспективы развития. Нижний Новгород, 1997. С. 46. 2. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 51. Д. 20769. Дело по прошению личного почетного гражданина А.Н. Назарова об утверждении чертежей солодовенного завода, находящегося в селе Лыскове Макарьевского уезда. 3. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 51. Д. 21816. Дело по прошению крестьян села Лысково Макарьевского уезда братьев Е.А., Ф.А. и Г.А. Гладышевых об утверждении чертежей на три солодорастительных завода, существующих с 1851 года в селе Лыскове Макарьевского уезда Нижегородской губернии. 4. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 4. Д. 41. Лысковский пивоваренный завод НГСНХ, опись и чертежи. Л. 9. 5. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 16131. Дело по прошению наследников А.Ф. Ермолаева, потомственных почетных граждан Василия, Сергея и Федора об утверждении чертежей на постройку пивоваренного завода в селе Лыскове. Л. 10–12. 6. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 4. Д. 41. Л. 27-28. 7. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 17329. Дело по прошению наследников А.Ф. Ермолаева о разрешении постройки солодовенного завода при селе Лыскове Макарьевского уезда. Л. 24-27. 8. Градостроительство России середины XIX – начала ХХ вв. / Под общей редакцией Е.И. Кириченко. М. : Прогресс-Традиция, 2003. С. 250. 9. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 4. Д. 41. Л. 42. 10. Там же. Л. 32. 11. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 18452. Дело по прошению наследников Ермолаева А.Ф. о разрешении постройки врачебного отделения при пивоваренном заводе по Почаинской улице. Л.18-19. 12. Лисовский В.Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX – начала ХХ веков. Л.: Знание, 1988. С. 5. 1. Рекламный плакат Лысковского пивоваренного завода, начало ХХ в. Фото предоставлено А.А. Окользиным. 2. Пивоваренный корпус. Фасад, проект 1903 г. ЦАНО. Ф.5. Оп. 50. Д. 16131. 3. Пивоваренный корпус. Фото 2005 г. 4. Солодорастительный корпус. Фасад, проект 1906 г. ЦАНО. Ф.5. Оп. 50. Д. 17329. 5. Солодорастительный корпус. Фасад, фиксационный чертеж 1926 г. ЦАНО. Ф.1679. Оп. 4. Д. 41. 6. Солодорастительный корпус, северная часть. Фото 2005 г. 7. Здание конторы. Фасад, планы 1 и 2 этажей, фиксационные чертежи 1926 г. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 4. Д. 41. 8. Здание конторы. Фото 2005 г. 9. Здание конторы, фрагмент фасада, главная лестница. Фото 2005 г. 10. Здание силовой станции. Здание мойки. Фасады, фиксационные чертежи 1926 г. ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 4. Д. 41. А.В. Лисицына, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Опубл.: Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. 2007. № 2. С. 80 – 87. В статье использованы фотографии автора. размещено 21.05.2011 |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст пространства > Малые города и другие поселения > Лысково > Лисицына А.В. Лысковский пивоваренный завод – памятник архитектуры эпохи модерна