Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – «Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское» (Нижегородская область, Воскресенский район) (87.29 Kb)
К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ
18 апреля в России, как и в других странах мира, отмечался Международный день охраны памятников. Всего на территории Нижегородской области находится 3336 объектов культурного наследия, в том числе 1109 памятников истории и культуры федерального значения. Одним из важных моментов в деле сохранения культурного наследия явилось принятие на государственную охрану в качестве достопримечательного места озера Светлояр и села Владимирского, неразрывно связанных с легендой о невидимом граде Китеже. Это стало возможным благодаря законченной к ноябрю 2014 года Научно-исследовательским предприятием «Этнос» государственной историко-культурной экспертизы, материалы которой мы публикуем сегодня.
МАТЕРИАЛЫ АКТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБЪЕКТА, ОБЛАДАЮЩЕГО ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – «КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ КОМПЛЕКС «ОЗЕРО СВЕТЛОЯР И СЕЛО ВЛАДИМИРСКОЕ»
(НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОСКРЕСЕНСКИЙ РАЙОН)
Объект экспертизы:
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, – «Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское», расположенный в Воскресенском районе Нижегородской области (далее Объект).
Цель экспертизы:
Определение обоснованности (положительное заключение) или необоснованности (отрицательное заключение) включения Объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Перечень документов, представленных экспертам:
– материалы и документы, имеющиеся в фондах МУК «Историко-художественный музей «Китеж» (с. Владимирское Воскресенского района Нижегородской области);
– материалы генерального плана, совмещенного с проектом планировки села Владимирское Воскресенского района Нижегородской области (МП ИРГ «НижегородгражданНИИпроект», 2005 г.).
Сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов:
При проведении государственной историко-культурной экспертизы Экспертами были осуществлены:
– историко-архивные и библиографические исследования для изучения истории Объекта и его историко-культурной ценности, анализ собранных материалов; составление схем ретроспективного анализа развития села Владимирского в середине ХIХ – начале ХХ века; составление исторической справки;
– натурное (визуальное) обследование села Владимирского, озера Светлояр и прилегающих территорий с целью выявления и описания природно-ландшафтных, градоформирующих и других элементов Объекта, характеризующих его как культурно-ландшафтный комплекс; их фотофиксация;
– анализ картографической и топографической подосновы села Владимирское и озера Светлояр с прилегающими территориями, изучение особенностей современного землепользования;
– определение и обоснование границы территории Объекта с составлением ситуационной схемы, схемы генплана территории Объекта, схемы границы территории Объекта с указанием координат поворотных точек и их описанием;
– составление схемы историко-культурного опорного плана территорий, входящих в границу территории Объекта, отражающих историко-культурную характеристику села Владимирского, озера Светлояр;
– составление альбома фотофиксации с указанием точек фотофиксации на чертежах;
– изучение ранее выполненной проектной и исследовательской документации, хранящейся в архивах УГО ОКН НО, МКУ «Природный парк «Воскресенское Поветлужье», других организаций; анализ региональных и муниципальных нормативных правовых актов, касающихся территории села Владимирское, озера Светлояр и прилегающих территорий;
– анализ результатов натурных исследований, материалов и документов, представленных заказчиком, выявленных в результате архивных и библиографических исследований документов и материалов; ландшафтно-экологическая, ландшафтно-историческая и историко-культурная оценка территориального комплекса – для определения обоснованности включения Объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; определение вида и категории Объекта;
– определение и описание предмета охраны – особенностей Объекта, служащих основанием для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Перечень использованных документов, материалов, специальной, технической и справочной литературы:
1. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
2. Закон Нижегородской области от 03.07.2007 № 86-3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области».
3. Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 г. № 954.
4. Решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 06 04 1993 г. № 109-м (о присвоении статуса исторического населенного места местного значения, в том числе, – селу Владимирскому Воскресенского района Нижегородской области).
5. Постановление Правительства Нижегородской области от 10 июня 2008 г. № 232 «Об образовании природного парка регионального (областного) значения «Воскресенское Поветлужье», утверждении его площади и положения».
6. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1357. Оп. 2. Материалы Отделения начальника геодезических работ по составлению Атласа России под руководством генерала А.И. Менде. Нижегородская губерния, 1848 – 1861 гг. Листы топографической карты NOF. 3.5. A4; NOF. 3.6. A4.
7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 1015. Ведомости страховой оценки всех построек сельских церквей Макарьевского уезда Нижегородской губернии, 1910 – 1914 гг.
8. Центральный архив Нижегородской области (далее – ЦАНО). Ф. 570. Оп. 557 – 1837 г. Д. 116. Об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства на озере Светлояре, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже, 1837 – 1846 гг.
9. ЦАНО. Ф. 2. Оп. 6-а. Д. 32. По сообщению Нижегородской духовной консистории о принятии мер к устранению суеверных сходбищ и мольбищ близь Макарьевской округи Светлоярской часовни, 1841 – 1845 гг.
10. ЦАНО. Ф. 829. Оп. 6. Д. 618. План озера Светлояр и его окрестностей, 1893 г.
11. Атлас «Нижегородская область» серии «Регионы России» / В.Е. Жуковский, Г.Г. Побединский, Е.А. Бредихин и др. – Н. Новгород, 2004.
12. Афоньшин С.В. Мое родное село. Сказ про лебедушку Настасью. – Н. Новгород, 2010.
13. Басилов В.Н. О происхождении культа невидимого града Китежа (монастыря) у озера Светлояр // Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей. Вып. 12. М., 1964. С. 162 – 168.
14. Баянов Н.Г., Никишин В.И. Светлояр. По следам былых экспедиций. – Н. Новгород, 2005.
15. Галай Ю.Г. «Борьба на брегах реки Ветлуги и озера Светлояра против летописца Великокитежского» // Георгиевские чтения, 2004 – 2009. – Н. Новгород, 2009. С. 60 – 67.
16. Гациский А.С. У невидимого града Китежа // Древняя и новая Россия. – СПб, 1877. Т. 3. С. 269 – 276.
17. Град Китеж, озеро Светлояр в русской культуре. Литературно-исторические чтения. – Н. Новгород, 1995.
18. Град Китеж. Рассказы, легенды предания / Сост. В.Н. Морохин. – Н. Новгород, 1985.
19. Гроза А.Б. Музеефикация культурного ландшафта (на примере озера Светлояр и легенды о сокровенном граде Китеже) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки, № 32 (70). – СПб., 2008. С. 156 – 159.
20. История села Владимирского. Рукопись // МУК «Историко-художественный музей «Китеж». Фонды.
21. Кекшина Т. История села Владимирского. Рукопись // МУК «Историко-художественный музей «Китеж». Фонды.
22. Кулешова М.Е. Достопримечательные места и рекомендации по их паспортизации // Наследие и современность. Информ. сб. Вып. 17. – М., 2010. С. 49 – 92.
23. Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю.А. Веденина, М. Е. Кулешовой. – М.– СПб., 2004.
24. Л-въ Е. Озеро Светлояр // НЕВ, 1867, № 10. Ч. неоф. С. 291 – 302.
25. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. – Н. Новгород, 2009.
26. Памятная книжка Нижегородской губернии на 1895 год. – Н. Новгород, 1895.
27. Поспелов М. Озеро Светлояр // Руководство для сельских пастырей. – Киев, 1871. Т. 2. С. 631 – 636.
28. Снежневский В.И. Опись делам Макарьевского уездного суда. 1811 – 1863 // Действия НГУАК. Т. 1. Вып. 9. – Н. Новгород, 1890. С. 426 – 429.
29. Четвертаков Е.В. Русское население бассейна реки Ветлуги на территории Нижегородской области в эпоху Средневековья (по данным археологии) // Культурный слой. Сб. научн. статей. Вып. 1. – Н. Новгород, 2012. С. 94 – 106.
30. Четвертаков Е.В. Памятники археологии в районе оз. Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области // Культурный слой. Сб. научн. статей. Вып. 2. – Н. Новгород, 2013. С. 83 – 96.
31. Шапошникова В. На Люнде // Шапошникова В. У чудесного колодца. – М., 1978. С. 204 – 225.
32. Шумилкин С.М. Восстановление храмов в р.п. Варнавино и у оз. Светлояр // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Вып. 8. – Н. Новгород, 2001. С. 75 – 78.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований:
Предлагаемое наименование Объекта:
«Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское»
Местонахождение Объекта:
Нижегородская область, Воскресенский район
Предлагаемые вид и категория историко-культурного значения Объекта:
Достопримечательное место – объект культурного наследия местного (муниципального) значения
Историческая справка:
По последним данным археологических исследований берег озера Светлояр был заселен издревле – со времен мезолита (VII – VI тысячелетия до н.э.). В VII – IX веках н.э. территория Поветлужья входила в ареал распространения марийских племен. Заселение русскими окрестностей современного села Владимирского и непосредственно берега озера Светлояр датируется временем не позднее XIV века. Об этом свидетельствуют обнаруженные в 2011 году Ветлужской археологической экспедицией Музея ННГУ русские средневековые селища Владимирское 1 (на правом берегу реки Люнды), Светлояр 1 и Светлояр 2 (на Святых горах у озера Светлояр). Однако их генетическая связь с современным селом Владимирским, которое известно по архивным документам с середины XVII века с первоначальным наименованием Люнда (по названию реки), пока не установлена.
Село до отмены крепостного права являлось владельческим, переходя из рук в руки разных собственников. В «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию второй половины XVIII века, касающихся Макарьевского уезда Нижегородской губернии, среди других сел кратко указано, что «Владимирское, Люнда тож, на обеих сторонах оврага безымянного, в том селе церковь Владимерския Пресвятыя Богородицы деревянная». По мнению писателя С.В. Афоньшина, местного уроженца, первоначально был заселен правый берег оврага с речкой Теплушкой (Теплухой) – притоком реки Люнды, а затем село распространилось к югу.
Иллюстрацией к этому служит лист топографической карты Макарьевского уезда того же времени с показанием планировочной структуры села. В целом, она может быть охарактеризована как линейная. Основная часть села к югу от оврага представляла собой почти параллельную ему улицу (современная улица Советская), вытянутую от реки Люнды примерно с запада на восток по направлению дороги, ведшей в село Воскресенское на Ветлуге. Она имела двустороннюю обстройку жилыми домами, за которыми показаны усадебные огороды, выходящие с одной стороны к оврагу, с другой – в поле. Жилая застройка к северу от оврага располагалась перпендикулярно ему, образуя проезд, продолжавшийся в южной части села и пересекавший упомянутую выше улицу. Его направление было задано дорогой на деревню Мартьянову. Этот проезд являлся еще одной композиционной осью планировочной структуры (север – юг). Место же пересечения проезда и улицы, до сих пор именуемое «Кресты», являлось своеобразным центром южной части села. Однако этот центр не был тогда «промаркирован», поскольку построенная в 1766 году церковь, являющаяся архитектурно-градостроительной и смысловой доминантой, оказалась смещенной по улице к востоку. Таким образом, центричность планировки не была явно выявлена и не получила дальнейшего развития. Вместе с тем, в планировке села Владимирского конца XVIII века благодаря наличию двух параллельных композиционных осей (улица и овраг) и одной перпендикулярной (проезд) прослеживается определенная «квартальность»: два небольших квартала по сторонам проезда в северной его части, четыре более значительных по размерам квартала по сторонам того же проезда и улицы в южной части.
На том же чертеже XVIII века показан пруд с дамбой на реке Люнде несколько выше современного моста. Расположенное за ним озеро названо Светлым.
План середины XIX века («съемка Менде»), при всей условности изображения селитебных территорий населенных пунктов, показывает вполне сложившуюся линейную структуру села Владимирского, насчитывавшего тогда 110 домов. К этому времени в южной его части появляется еще одна улица, идущая параллельно главной – современная Октябрьская. Застройка северной части села за оврагом также вытягивается вдоль оврага (современные улицы Школьная и Пролетарская). Вместе с тем, сохраняется, как не обстроенный, проезд, идущий перпендикулярно оврагу через застройку и огороды, обусловленный направлением дороги на деревню Мартьянову. Сельское кладбище фиксируется к северо-востоку от села, на месте современного. Другое кладбище, существовавшее рядом с Владимирской церковью, не обозначено. Показаны ветряные мельницы, находившиеся к северу от села и к юго-западу – на берегу Люнды. Еще одна (водяная) мельница располагалась чуть ниже впадения в нее речки Зимарки. Продолжал существовать и пруд на самой Люнде.
Озеро Светлояр показано с ярко выраженной протокой, соединяющей его с рекой. К северо-западу от озера обозначены разрозненные постройки хутора, принадлежавшего князю А.А. Сибирскому. В настоящее время хутор не существует. Из известных нам чертежей он последний раз показан как «Старый хутор» на генплане озера Светлояр и его окрестностей в 1893году.
Еще один хутор к юго-западу от озера, именуемый местными жителями «выселками» и показанный на современных топографических картах как нежилое поселение Светлояр, по свидетельству С.В. Афоньшина, возник во времена столыпинской реформы.
В дореволюционное время Владимирское являлось волостным центром. По данным на 1895 год число жителей в нем составляло 922 человека, в том числе 422 мужчины и 500 женщин. С 1882 года в селе существовало земское училище, впоследствии, с 1907 года – земская школа, располагавшаяся на северо-западной окраине.
Единственной архитектурно-градостроительной доминантой села на протяжении долгого времени была деревянная ярусная Владимирская церковь с колокольней. В конце XIX – начале ХХ века к ней прибавилось массивное, также деревянное, здание пожарной части с каланчой, находившееся на месте современного памятника жителям села, погибшим в Великую Отечественную войну. Заложенная в 1908 году вторая (каменная) церковь оказалась недостроенной. Тем не менее, ее краснокирпичный объем доминирует, замыкая перспективу улицы Советской и обозначая границу села при въезде/выезде из него со стороны современной трассы на районный центр Воскресенское. В настоящее время этот въезд/выезд является основным. Ранее основной трассой, связывавшей Владимирское с уездным городом Семеновым, была дорога, шедшая мимо озера Светлояр на деревню Шадрино.
По словам местных жителей, часовнями-столбовками были промаркированы другие знаковые места: «Кресты» (административный центр села) и ныне утраченный северный въезд/выезд со стороны деревень Большие Ключи и Зимарка (примерно в месте пересечения улицы Школьной с проездом, ведущим на дамбу через речку Теплуху и далее в сторону «Крестов»).
В советское время, после прекращения богослужений во Владимирской церкви (сейчас они возобновлены), кладбище при ней было ликвидировано. Вместо этого перед западным входом в храм, между улицами Советской и Октябрьской, образовалась площадь. Она стала административным центром села с появлением здесь каменного двухэтажного здания сельсовета, выстроенного со значительным заглублением от улицы Советской и от красной линии улицы Октябрьской.
Улица Советская во все периоды продолжала оставаться центральной улицей села. Об этом свидетельствует типология сохранившейся здесь исторической застройки (торговые первые этажи у ряда полукаменных домов), появление на этой улице магазинов (в том числе, достаточно крупного для небольшого села универмага, выходящего на ту же церковно-административную площадь). Значимость улице добавило открытие в 1957 году Дома культуры, выстроенного на озелененной территории между улицами Советской и Октябрьской. Его двухэтажный деревянный объем с характерным для своего периода архитектурным решением не изменил, но, скорее, дополнил общую градостроительную ситуацию (не нарушая восприятие исторической улицы, здание хорошо просматривается в прогал между домами № 45 и № 49 по улице Советской).
После большого пожара, происшедшего в самом конце 50-х или начале 60-х годов ХХ века и уничтожившего около 40 домов по улице Октябрьской, в районе «Крестов» (самая высокая точка села) взамен старого было построено новое деревянное здание пожарной части с деревянной же каланчей. Рядом с ней установлены металлические водонапорные баки. Этот комплекс, просматривающийся со всех сторон, доминирует над селом.
По данным на 1967 год во Владимирском насчитывалось 282 дома, из которых 167 домов имели возраст не более 10 лет (очевидно, сказались последствия пожара). При этом линейный характер застройки села продолжал поддерживаться за счет появления в южной его части улицы Культуры и образования улицы Первомайской (второй порядок домов за четной стороной улицы Советской). Такая тенденция остается и сейчас.
Градостроительная ситуация сегодня продолжает развиваться в сторону насыщения улицы Советской общественно значимыми функциями, о чем свидетельствует появление здесь, в ряд с Домом культуры, достаточно крупного каменного здания многофункционального общественно-культурного центра (в настоящее время заканчивается его строительство), архитектурно представляющего собой реминисценции «русского» направления периода эклектики конца ХIХ века («терем»).
Село Владимирское неразрывно связано с находящимся рядом (2 км к западу) озером Светлояр, благодаря которому оно и получило широкую известность. Само же озеро является олицетворением легенды о невидимом граде Китеже, который скрылся от глаз врагов в его водах или (по другой версии) ушел под землю, образовав около озера «Святые горы». По мнению ряда исследователей, есть основания также считать, что Светлояр почитался марийцами еще с языческих времен.
Первые документальные свидетельства о распространении в окрестностях озера «Китежского летописца» с легендой о невидимом городе относятся к первой половине XIX века. Они зафиксированы в архивных делах, касающихся построенной на берегу озера (или перенесенной из села Владимирского) в 1823 году деревянной часовни, посвященной Флору и Лавру. Часовня была возведена вместо разрешенного каменного храма при переведенном тогда на берег Светлояра сельском кладбище. Она представляла собой постройку с алтарем и трапезной, напоминая небольшую церковь клетского типа. Рядом находилась сторожка. Кладбище имело деревянную ограду и было обсажено березами.
Недовольство духовных властей было вызвано тем, что здесь (в часовне и рядом с ней) жителями близлежащей округи проводились богослужения и молебны, рассматривавшиеся как несанкционированные «сборища», и распространялся «Китежский летописец», считавшийся произведением, пропагандировавшим раскол. Особенно многочисленные сходки происходили на местный престольный праздник Владимирской иконы Богоматери 23 июня старого стиля (6 июля нового стиля) и в последующую за ним ночь на Ивана Купалу.
В 1844 году, несмотря на противодействие местных жителей, часовня была сломана земской полицией, а кладбище ликвидировано. Впрочем, оно не пользовалось особой популярностью из-за определенной удаленности от села. За период 1823 – 1837 годов на этом кладбище было погребено не более 12 умерших.
Уничтожение часовни лишь на время снизило число богомольцев, приходящих на берега Светлояра. Постепенно почитание этого святого места и отдельных элементов его ландшафта (деревья, родники, «святые горы», то есть холмистый берег, камень-следовик) помимо старообрядцев распространяется и среди приверженцев официального православия, а еще позже – среди сектантов.
Еще одним таким сакральным объектом являлся находящийся примерно в двух километрах от озера ключ Кибелек, воспринимаемый как легендарное место битвы трех русских богатырей с татарами, а также расположенные здесь их «могилы» (по другой версии – «могилы» трех старцев).
Согласно официальным церковным документам, в 1869 – 1875 годах с целью «прекращения суеверных сходбищ» на берегу озера был построен деревянный молитвенный дом со сторожкой, приписанный к приходской Владимирской церкви. Установить, что он из себя представлял и как соотносился со вновь построенной здесь впоследствии деревянной часовней, не удалось. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в одном из консисторских документов этого времени часовни приходских деревень названы молитвенными домами, то есть разница между этими культовыми объектами не всегда воспринималась церковнослужителями.
Точно датировать появление второй деревянной часовни на берегу озера не представляется возможным. В литературной публикации М. Поспелова, изданной в 1871 году, часовня названа недавно построенной. А.С. Гациский в очерке 1877 года указывает, что рядом с ней находился «странноприимный дом». Часовня представляла собой деревянную рубленую постройку на каменном цоколе. К невысокому (около 3-х м) четверику, перекрытому четырехскатной крышей и завершенному крупной луковичной главой на восьмигранном барабане, с западной стороны примыкал прируб в ширину четверика, в котором устроен дверной проем, с южной и северной сторон – классицистичные четырехколонные портики. Общие габариты часовни составляли 6,75х7,82 м. Характерными элементами являлись массивные треугольные фронтоны, завершавшие фасады.
По страховой оценочной описи 1910 года при часовне существовал отапливаемый деревянный ночлежный дом размером (с сенями) примерно 10х6,4 м. Вероятно, речь шла об упомянутом А.С. Гациским строении, а указанная дата постройки (1880 год) или ошибочна, или связана с его ремонтом/перестройкой.
Часовня, принадлежавшая приходу Владимирской церкви, являлась центром, вокруг которого группировались многочисленные богомольцы. При этом богослужения велись не только в часовне, но и прямо на открытом воздухе, на «святых горах», под деревьями. Здесь же происходили прения между представителями различных конфессий. Вокруг озера устраивались крестные ходы, существовал также обычай его троекратного обхода или оползания по обету. Кроме того, на престольный праздник у Светлояра проводилась ярмарка, молодежь устраивала свои гуляния.
Во второй половине XIX – начале ХХ века китежская легенда приобретает всероссийскую известность. На озеро Светлояр и, соответственно, в село Владимирское, вдохновленные поэтическим образом града Китежа устремляются представители творческой интеллигенции. Среди них писатели и поэты В.Г. Короленко, М. Горький, М.М. Пришвин, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. К теме Китежа обращаются художники А.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.В. Нестеров и др. Н.А. Римский-Корсаков в 1904 году создает знаменитую оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на либретто В.И. Бельского.
В советское время среди значительной части людей отношение к Светлояру оставалось неизменным. В святость озера по-прежнему верили, к нему шли паломники, устраивались диспуты на религиозные темы. Последний такой диспут, по сведениям И.А. Кирьянова, состоялся в 1953 году. Продолжавшееся почитание святынь вызывало противодействие официальных властей, провозгласивших атеизм государственной идеологией: где-то в 1936 – 1937 годах была снесена часовня, завален лесным мусором родник Кибелек. Патрули из представителей советского и комсомольского актива в дни религиозных праздников пытались не допустить паломников на берега Светлояра.
Вместе с тем, именно в советское время были организованы многочисленные научные экспедиции с целью изучения озера, его происхождения, а также происхождения и бытования китежской легенды.
Предпринимались попытки хозяйственного и рекреационного использования Светлояра и окружающей его территории. В 1930-е годы на юго-восточном берегу озера производилась добыча глины и обжиг кирпича в построенных здесь дощатых сараях. На северо-западном берегу кирпичный завод, устроенный местным колхозом, существовал с 1959-го по 1977-й год. Со второй половины 1960-х до начала 1970-х годов на Светлояре располагался пионерский лагерь. Здесь были выстроены одноэтажные дощатые корпуса, устроена вышка для прыжков в воду. Увеличение потока отдыхающих и туристов вело к загрязнению окружающей территории.
В последующее время власти постепенно начинают принимать меры по охране Светлояра как природного объекта. Решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов от 20 октября 1965 года № 915 озеро Светлояр было взято на охрану как памятник природы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года № 1626 его статус повышен до федерального уровня. С организацией постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июня 2008 года № 232 природного парка регионального (областного) значения «Воскресенское Поветлужье» озеро оказалось включенным в состав территории парка. Село Владимирское, учитывая его историко-культурную связь со Светлояром, Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 6 апреля 1993 года № 109-м было объявлено историческим населенным местом местного значения (по сегодняшней терминологии – историческое поселение регионального значения).
В связи с введением природоохранительного режима, постройки пионерского лагеря и кирпичного завода были ликвидированы. В 1962 – 1963 годах силами местных школьников от окраины села до озера устраивается березовая аллея. В 2001 году на основании распоряжения губернатора Нижегородской области от 1996 года был построен деревянный шатровый храм-часовня во имя Казанской иконы Божией Матери, промаркировавший историческое место старой часовни. (При этом, правда, по мнению археологов, поскольку археологический надзор не проводился, была уничтожена часть русского селища XIV века, обнаруженного в 2011 году). Проведено благоустройство (вымостка досками, ремонт или замена поклонных крестов) троп вокруг Светлояра, к ключу Кибелек, и Георгиевской купальне. В то же время, в связи с развитием массового туризма и ростом паломничества, антропогенная нагрузка на памятник природы в последние годы резко возросла, что создает проблемы его существования. То же относится и к другим близлежащим сакральным объектам. Что касается самого села Владимирского, то возрастание популярности данного места угрожает ему потерей самобытности, а, в конечном итоге, и привлекательности в качестве объекта культурного туризма и паломничества.
Описание Объекта и его характеристика; обоснование предлагаемой границы Объекта:
В результате натурного (визуального) обследования села Владимирского, озера Светлояр и прилегающих территорий, историко-архивных и библиографических исследований выявлены природные и градоформирующие элементы Объекта, находящиеся в неразрывном единстве с его духовной и культурной составляющими и характеризующие Объект как культурно-ландшафтный комплекс.
Главной частью Объекта, определяющей его значимость, является озеро Светлояр. В природном отношении озеро представляет собой небольшой по площади (около 12 га) водоем, имеющий правильную яйцевидную форму, слегка вытянутую с юго-запада на северо-восток. При небольших размерах в плане глубина достигает 28 м (по некоторым данным 33 м, по другим данным – 38 м). Озеро питается родниковыми водами, через ручей, вытекающий на северо-востоке, имеет сток в реку Люнду. Озеро необычно по своим гидрохимическим особенностям, отличается исключительно чистой и прозрачной водой. В нижних слоях она сильно охлаждена и имеет температуру всего 3,5-4 С, поскольку постоянно пополняется из глубинных горизонтов водой, имеющей низкие температуры.
Происхождение озера точно не установлено: В.В. Докучаев относил его к карстовым, С.С. Станков – к озерам смешанного происхождения. Имеются гипотезы об эоловом происхождение озера, метеоритном, а также о том, что его образование связано с пересечением двух глубинных разломов земной коры.
Южные и западные береговые склоны высокие, северные и восточные – низкие и пологие. С севера и северо-запада озеро охвачено полукольцом торфяного болота. С севера и северо-востока от заболоченной территории проходит асфальтированная дорога Владимирское – Шадрино. Восточный берег озера занимает луг с посадками сосны в возрасте 15-20 лет. На южном берегу располагается бор в возрасте около 60 лет, в котором травостой образуют в основном луговые мезофиты. На юго-западном берегу озера расположен суходольный луг. Высокий склон западного берега занимает высоковозрастный бор-кисличник. В нем древостой образован сосной и березой диаметром 25-50 см, высотой 25-28 м, в возрасте от 60 до 130 лет. Подрост образован березой, осиной, сосной, единично елью; его высота от 1 до 15 м. В подлеске встречаются крушина, рябина, малина, шиповник. На озере развита водная и прибрежная растительность, в его водах и на берегах произрастают различные редкие виды растений.
Как уникальный природный объект, озеро имеет статус памятника природы федерального значения, установленную охранную зону. По существующим поверьям, вода озера имеет целительные свойства.
На сегодняшний день прилегающая к озеру территория имеет достаточно деликатное благоустройство: дощатый настил на тропе, по которой паломники обходят озеро; дощатые сходы к озеру; обновленные деревянные поклонные кресты вдоль тропы.
Дополнением к древним сакральным объектам на близлежащей к Светлояру территории является деревянная шатровая церковь, поставленная на месте старой часовни на высоком южном берегу озера. Ее шатровый силуэт замечательно вписался в общую ландшафтную ситуацию, прекрасно просматривается со многих видовых точек, в том числе, и дальних – от подхода к озеру со стороны села Владимирского. Недалеко от основных входов в церковь лежит камень-следовик с углублением, которое, согласно поверьям, является следом ноги Богородицы, а вода, которая в нем скапливается, обладает целительными свойствами.
Село Владимирское в целом сохраняет характерные особенности старинного заволжского поселения. Наиболее старая его часть (улицы Советская, Первомайская, Пролетарская, Школьная) отличается высокой степенью сохранности объектов исторической застройки, исторического облика и образа самобытного исторического села. Главной композиционной осью является улица Советская, вытянутая вдоль речки Теплухи с прудами и ведущая от трассы Нижний Новгород – Семенов – Боковая – Воскресенское к святому озеру. Улица отмечена несколькими крупными двухэтажными полукаменными домами, типологические особенности которых говорят о торговом назначении нижних этажей, и тремя архитектурными (градостроительными) доминантами. Торговая функция улицы поддержана наличием здесь трех (на сегодняшний день) магазинов.
Важнейшей доминантой является деревянная ярусная Владимирская церковь с колокольней, бывшая единственной в течение долгого времени с 1766 года. Находясь в глубине от красной линии улицы Советской, она «держит» собой площадь перед каменным двухэтажным зданием сельсовета, при этом хорошо просматривается и с улицы. Таким образом, часть территории бывшего кладбища является сегодня главной административной площадью села, используется и для торговли – как временной (на самой площади), так и постоянной (на западной стороне площади расположено здание универмага – типовая постройка советского периода, достаточно крупная для небольщого села).
В северо-восточной части территории села Владимирского находится заложенная в 1908 году краснокирпичная Никольская церковь, служащая градостроительной доминантой при въезде в село. Недостроенная (отсутствует начатая постройкой колокольня над западным входом) и лишенная пятиглавия в советское время, она, тем не менее, хорошо просматривается с автотрассы Нижний Новгород – Боковая – Воскресенское. Одновременно храм, поставленный по оси улицы Советской, на ее изгибе, своим западным фасадом замыкает перспективу этой главной улицы села, обозначает границу села при въезде/выезде из него со стороны трассы на районный центр Воскресенское, маркирует начало пути к Святому озеру – поворот с автотрассы на главную улицу села, ведущую к Светлояру.
Архаичная для времени постройки по своей архитектуре Никольская церковь, облик которой характерен для православного культового зодчества середины – второй половины ХIХ века («русский стиль»), отличается хорошими пропорциями, монументальным обликом, тщательно проработанными деталями фасадного декора из кирпича и кованых оконных решеток и показывает высокий уровень строительной и художественной культуры.
К числу архитектурных (градостроительных) доминант села Владимирского относится деревянная «пожарка» с каланчой, заменившая в 1960-х годах первоначальное здание конца XIX – начала ХХ века. Поставленная в самой высокой точке села пожарная каланча является выраженным архитектурным акцентом, отмечает направление единственной поперечной улицы села на участке, сохранившем свое историческое наименование «Кресты». Архаичное по облику сооружение в настоящее время можно назвать уникальным, поскольку оно осталось едва ли не единственным в регионе уцелевшем сооружением данного типа. Рядом с пожарной частью установлены два металлических водонапорных бака, комплекс которых просматривается со всех сторон и служит высотной доминантой практически всего села.
Значимыми сооружениями для села Владимирского являются два здания общественного назначения, также поставленные вдоль улицы Советской и усиливающие тем самым ее роль главной улицы, но при этом не нарушающие восприятия исторического села с основных видовых точек. Расположенные в ряд друг с другом на довольно большом озелененном участке они составляют своеобразную пространственную градостроительную доминанту. Этими зданиями являются двухэтажный деревянный «советский» Дом культуры, архитектура которого характерна для своего времени (1957 г.), и практически только что законченное постройкой краснокирпичное двухэтажное здание многофункционального общественно-культурного центра, решенное в характере «русского» направления периода эклектики конца ХIХ века («терем»). Следует отметить, что новый общественный центр, несмотря на свои крупные габариты и нехарактерный для небольшого старого села Владимирского облик, хорошо «вписался» в общую градостроительную ситуацию – благодаря своему местоположению и традиционным параметрам фасадов (силуэт, пропорции, архитектурные формы и детали).
Говоря об общественно значимых функциях улицы Советской, нельзя не отметить организацию выставочного зала в доме № 40 и кафе на первом его этаже. Также заслуживает внимания устройство достаточно комфортабельной гостиницы на месте корпуса больницы и в тех же основных параметрах (вытянутое вдоль улицы одноэтажное бревенчатое здание).
Таким образом, градостроительная ситуация продолжает развиваться в сторону насыщения улицы Советской общественно значимыми функциями. Улица Советская сегодня, как и во все периоды, остается центральной улицей села, главным направлением движения к озеру Светлояр от автотрассы и, соответственно, главной осью проектируемого достопримечательного места (в пределах села).
Огромную роль в жизни и развитии села играет его культурно-образовательный центр, представляющий значительный интерес и ценность не только для села, но и для всего региона. Основой его стал комплекс бывшей земской школы, от которого сохранилось одно здание.
Здание бывшей земской школы, открытой в 1882 году, – одно-двухэтажное деревянное (фасады обшиты), расположено на западной окраине села Владимирского несколько обособленно от его основной планировочной структуры. При этом, главный подход к нему осуществляется все с той же улицы Советской. С западной стороны здание школы выходит в сторону берегового склона реки Люнды, с южной стороны примыкает бывший школьный участок, с северной – открытая площадка (используется как спортивная), с востока расположен подъезд к северо-восточному фасаду, вдоль которого, на небольшом расстоянии от школы, вытянуто одноэтажное, также деревянное, здание Историко-художественного музея «Китеж».
Необходимо отметить, что современное использование здания находится в русле его первоначальной образовательной функции, развивая и дополняя ее. В 1997 году здесь открылся детский центр творчества «Китеж» (учреждение дополнительного образования), где занимаются по настоящее время ребята после учебы в школе. В центре работают выставочные залы с экспозицией детских работ. Замечательно маркируют современные функции здания элементы благоустройства, выполненные руками занимающихся здесь детей, а также высокохудожественные изделия из керамики, украшающие главный фасад и указывающие на расположенный на втором этаже Музей керамики, открытый в 2012 году.
В градостроительном отношении здание школы вместе с примыкающей территорией представляет собой пространственную доминанту северо-западной части села Владимирское, отмечает западную оконечность села перед рекой Люндой, а двухэтажная часть здания со стороны его северо-восточного фасада является ярким архитектурным акцентом. Необходимо отметить, что место и характер расположения школы и музея обусловливает возможность развития этого уникального образовательно-культурного комплекса.
Историко-культурная значимость Объекта усиливается наличием связи данной территории с именами выдающихся деятелей российской культуры В.Г. Короленко, М. Горького, М.М. Пришвина, Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, приезжавших к берегам Светлояра, а также связью с жизнью известного писателя-сказочника С.В. Афоньшина (дом в селе Владимирском, где он жил, отмечен мемориальной доской).
К северу от Владимирского, за транзитной автотрасой, расположено старинное сельское кладбище, на котором захоронены значимые в масштабах села и региона люди. В их числе – Полный Георгиевский кавалер, подпрапорщик царской армии Ватрухин Михаил Павлович (25.01.1890-05.06.1971 гг.) и упомянутый ранее писатель-сказочник Афоньшин Сергей Васильевич (29.10.1908-01.02. 1984 гг.).
Единое направление движения от автотрассы ведет на юго-запад, по улице Советской, к Светлояру и далее, продолжая то же направление, – к Святому ключу Кибелек, вода которого, по поверьям, также имеет свойство исцелять, и где устроены колодец и Георгиевская купальня. Ближняя к озеру часть тропы проходит через открытые пространства пахотных земель, другая часть – через лесной массив. Лесная часть тропы благоустроена с помощью дощатого настила, защищающего почвенный покров от разрушения, оборудована местами для отдыха с простыми деревянными скамьями.
Неподалеку от Кибелька, в лесном массиве, находится небольшая поляна, где установлены три больших деревянных креста – на местах, традиционно почитающихся как могилы Святых старцев (по другим версиям – богатырей и т.п.). Эти захоронения, как и другие сакральные места, являются предметом поклонения паломников.
Таким образом, структурной и композиционной основой Объекта служат объединенные озером Светлояр, связанные ландшафтом и единым направлением паломнического движения от автотрассы историческая часть села Владимирского (расположенная вдоль оврага с речкой Теплухой и главной улицы села – Советской), и сакральные объекты (Святой источник ключ Кибелек, могилы Трех Святых старцев). Территория Объекта «отрезана» от окружающего ландшафта с севера транзитной автотрассой Нижний Новгород – Боковая – Воскресенское, так что за ее пределами оказалось кладбище села Владимирского.
Предлагаемая в настоящем заключении экспертизы северная часть границы Объекта проходит вдоль автотрассы, огибая и охватывая территорию кладбища. Другие части границы Объекта, учитывающие особенности современного землевладения и землепользования, обусловлены окружающими озеро Светлояр и село Владимирское открытыми пространствами пахотных земель и лугового ландшафта, а также лесными массивами – зоной влияния на сохранность (визуальную и физическую) структурной и композиционной основы Объекта. При этом село Владимирское, сохранившее в целом характерные особенности старинного заволжского поселения, полностью включено в границу Объекта.
Сведения о современном использовании Объекта:
Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское» является территориальным объектом, в пределах которого имеется значительное количество пользователей и собственников как земельных участков, так и объектов недвижимости. Современное использование разных видов земель, зданий и сооружений в основном соответствует их исторически сложившимся функциям либо лежит в русле преемственного развития.
Объект расположен на землях СПК «Шадринский, СПК «Владимирский», землях государственного лесного фонда Воскресенского районного лесничества Воскресенского и Шурговашского участковых лесничеств, а также на землях государственной собственности до разграничения (земли сельхозназначения в фонде перераспределения земель), и землях населенного пункта, находящихся в ведении администрации Воскресенского муниципального района.
Площадь территории Объекта 1667,9 га.
Обоснования вывода экспертизы:
Настоящий акт государственной историко-культурной экспертизы (экспертное заключение) подготовлен по результатам натурного (визуального) обследования территории Объекта, историко-библиографических и архивных исследований, основан на положениях статей 3, 4, 17, 28, 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Проведенные историко-библиографические и натурные исследования и изученные материалы дают необходимую полноту и информативность для вынесения объективного решения об историко-культурной значимости Объекта, в котором в неразрывном единстве присутствуют материальная и духовная составляющие. В основе заключения экспертизы лежит возможность топографической идентификации, дающая возможность установить и описать границу Объекта, который обладает индивидуальной, ярко выраженной, исторически, градостроительно и ландшафтно обусловленной пространственной структурой, имеет несомненную ландшафтно-историческую и историко-культурную ценность.
Основополагающим критерием здесь является наличие самого озера Светлояр – материального носителя духовной составляющей – идеи духовного обновления. Масштабы значимости этой идейной и духовной составляющей выходят далеко за рамки конкретного озера, села и даже региона. Они имеют огромное значение для всей русской культуры в самом широком и глубоком ее понимании. Отсюда еще один критерий оценки территориального комплекса – высокая общественная, публичная значимость объекта, составляющего основу Объекта и определяющего его духовную и идейную составляющую, уникальность и самобытность.
Ландшафт, окружающий озеро, носит следы сакрализации. Об этом говорят наименования холмов, памятные кресты на почитаемых местах, расположенных по ходу движения вокруг озера, камень-следовик (углубление–след на нем, по народному поверью, оставила Богородица). Важными дополнениями являются другие сакральные объекты, находящиеся в некотором отдалении от озера (Святой источник – ключ Кибелек и могилы Трех Святых старцев) и связанные с озером тропой и ландшафтом.
Неотъемлемой частью Объекта как культурно-ландшафтного комплекса является село Владимирское, сохранившее характерные особенности старинного заволжского поселения и связанное с озером территориально и планировочно. Высокая степень сохранности и целостности исторического ландшафта, исторической планировки и застройки села Владимирского является еще одним основополагающим признаком Объекта.
Именно на основе этой связи и основана современная жизнь села, преемственно развивающая лучшие традиции данной территории, в первую очередь – культурно-воспитательные. Налицо присутствие в пределах территории объектов, активно участвующих в процессе воспитания, творческого развития личности, изучения культурного наследия. Таким образом, Объект представляет собой тип выдающегося развивающегося ландшафта, который сохраняет активную роль в современном сообществе и где продолжаются эволюционные процессы. Этим в полной мере обусловлена социокультурная ценность Объекта.
В Объекте, во всей его комплексности, в полной мере присутствует «Дух места», имеющий мифоритуальные истоки, связанные, в первую очередь, с сакрализацией озера. При этом село Владимирское являлось местом бытования «Китежского летописца», отразившего легенду о невидимом граде Китеже. Отсюда мифология местности, топонимика, потребность в реализации внутренних творческих сил людей (живущих здесь, приезжающих) – невидимая духовная культура живого этнокультурного ландшафта.
Каждая часть достопримечательного места имеет свой выразительный художественный образ. В первую очередь, это касается самого озера Светлояр с его правильной яйцевидной формой, чистой прозрачной водой, красивые живописные виды на которое открываются со многих точек окружающего ландшафта – высокого и холмистого в южной части и низменного в северной. Неотъемлемыми частями образа Объекта являются леса разного типа, непосредственно окружающие озеро, подводящая к озеру от села Владимирского длинная светлая березовая аллея, специально посаженная в 1960-х годах. Открытые пространства пахотных земель и лугов обусловливают наличие панорамных видов природного ландшафта и видов на село Владимирское, обеспечивают визуальные связи между частями Объекта. Речки Люнда, Теплуха и их пруды не являются определяющими для культурно-ландшафтного комплекса, но добавляют живописности и привлекательности облику и образу села Владимирского.
Существуют цепочки ассоциативных связей, каждое звено которых вызывает в памяти другие составляющие: Светлояр – град Китеж – Китежская Русь; Светлояр – праздник Купалы; село Владимирское – Светлояр – ритуальный обход озера – поклонные (памятные) кресты и памятные места – Кибелек – Георгиевская купальня – могилы Трех Святых старцев; село Владимирское – Воскресенское Поветлужье – Светлояр; село Владимирское – престольный праздник Владимирской церкви – чудотворная Владимирская икона Богоматери. Таким образом, все части ДМ, объединенные святым озером и реально связанные друг с другом географически и планировочно, в совокупности своей представляют тип ассоциативного ландшафта.
Наличие стратегического ресурса территории (озеро Светлояр) в сочетании с живописным природным ландшафтом и его сакральными объектами, топосами, эволюционно развивающимся населенным местом и возможностями развития инфраструктуры на близлежащих территориях обусловливает высокий туристический потенциал Объекта.
Наличие археологических культурных слоев в районе озера и речки Люнды (на сегодняшний день выявлено три объекта, один из них включен в реестр объектов культурного наследия) свидетельствует о давности освоения данной территории и также является значимым для истории региона. Кроме того, имеется и определенная мемориальная значимость территории и отдельных объектов в связи с пребыванием здесь выдающихся деятелей культуры – писателей и поэтов.
Именно совокупность всех этих основополагающих параметров, носящих ландшафтно-исторический, ландшафтно-экологический, историко-культурный, историко-архитектурный, градостроительный, художественный, ассоциативно-культурный характер, лежит в основе выделения «Культурно-ландшафтного комплекса «Озеро Светлояр и село Владимирское» как объекта культурного наследия. Комплексность, многослойность, масштабность и универсальность Объекта в полной мере отвечает определению «достопримечательного места», данному в Федеральном законе № 73-ФЗ. Таким образом, этот историко-культурный ландшафт, получивший высокую оценку и идентифицированный, может быть предложен к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве достопримечательного места.
Вывод экспертизы:
Эксперты ООО НИП «Этнос» считают обоснованным (положительное заключение) включение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве достопримечательного места.
Рекомендуемая категория: объект культурного наследия местного (муниципального) значения.
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ:
Часть 1. Село Владимирское.
1.1. Объект культурного наследия, состоящий на государственной охране, – Владимирская церковь, 1766 г. (ул. Советская).
1.2. Выявленный объект культурного наследия – Никольская церковь (ул. Советская, 5).
1.3. Исторически ценные градоформирующие объекты – здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами (их местоположение, исторические объемно-пространственная структура и общий архитектурный облик, подлинные конструкции и архитектурные детали фасадов, историческая система покраски (цветовое решение):
– здание земской школы (ул. Пролетарская, 38).
– здание пожарной части (в районе «Крестов»);
– жилой дом (ул. Советская, 9);
– жилой дом Какшина Александра Ивановича, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 12);
– жилой дом (ул. Советская, 18);
– жилой дом с торговыми помещениями, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 27);
– жилой дом (ул. Советская, 29);
– жилой дом Никонова Якова Васильевича, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 32);
– жилой дом с лавкой Блеклова Якова Андреевича, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 35);
– жилой дом с лавкой Афоньшиных, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 36);
– жилой дом с лавкой Афоньшиных, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 38);
– жилой дом (ул. Советская, 39);
– жилой дом и торговые лавки Большакова, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 40);
– Дом культуры (улица Советская, 47), 1957 г.;
– жилой дом Жильцовых, где останавливался В.Г. Короленко, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 48);
– жилой дом (ул. Советская, 49);
– жилой дом (ул. Советская, 54);
– жилой дом (ул. Советская, 58);
– жилой дом (ул. Советская, 59);
– жилой дом (ул. Советская, 66);
– жилой дом И. Тютина, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Советская, 70);
– жилой дом (ул. Первомайская, 22);
– жилой дом (ул. Пролетарская, 11);
– жилой дом (ул. Пролетарская, 12);
– жилой дом А.И. Афоньшина, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Пролетарская, 13);
– жилой дом с лавкой В.И. Ватрухина, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Пролетарская, 14);
– жилой дом Ф.М. Турлаева, сер. ХIХ в. (ул. Пролетарская, 20);
– хозяйственная постройка Ф.М. Турлаева (ул. Пролетарская, 21);
– хозяйственная постройка Я.М. Турлаева, кон. ХIХ – нач. ХХ в. (ул. Пролетарская);
– жилой дом, 1950-е годы (ул. Пролетарская, 29);
– жилой дом В.М. Афоньшина, сер. ХIХ века (ул. Пролетарская, 30);
– здание Историко-художественного музея «Китеж» (ул. Пролетарская, 37);
– жилой дом (ул. Школьная, 26);
– жилой дом (ул. Школьная, 19);
– жилой дом (ул. Школьная, 18);
– жилой дом (ул. Школьная, 12);
– дом, в котором с 1971 по 1979 годы жил писатель-сказочник С.В. Афоньшин (ул. Культуры, 87).
1.4. Рядовые объекты историко-градостроительной среды (местоположение, исторические общая объемно-пространственная структура и общий архитектурный облик уличных фасадов).
1.5. Планировочная структура села, включая ее элементы:
1.5.1. Трассировка и линии застройки улиц Советской, Первомайской, Пролетарской, Октябрьской, Школьной, Культуры.
1.5.2. Местоположение, габариты общественно значимых участков планировочной структуры и пространственных доминант, их градостроительное и функциональное назначение (дамба и определяемая ее местоположением поперечная улица, пересечение ее с улицей Советской – «Кресты»; церковная (Владимирской церкви) и административная площадь; площадь Никольской церкви; зона общественно-культурного назначения между улицами Советской и Октябрьской – со сквером, Домом культуры, многофункциональным общественно-культурным центром; зона культурно-образовательного назначения с Историко-художественным музеем «Китеж», детским центром творчества «Китеж» с выставочным залом, посвященным керамике). Для указанных участков необходимо их градостроительное осмысление и развитие.
1.5.3. Усадебная структура жилой застройки (индивидуальные жилые дома с приусадебными участками), ритм и модуль застройки.
1.5.4. Плотность застройки, соотношение между застроенными и незастроенными пространствами.
1.5.5. Тип организации уличного фронта: постановка домов по красным линиям улиц, либо с отступом от них и организацией палисадников.
1.6. Объемно-пространственная структура села, включая ее элементы:
1.6.1. Масштабные, высотные и силуэтные характеристики застройки – преимущественно одноэтажные деревянные индивидуальные жилые дома (двухэтажные полукаменные жилые дома на главной улице села – Советской) с двухскатными или вальмовыми крышами.
1.6.2. Система высотных доминант (Никольская и Владимирская церкви, пожарная каланча с водонапорными баками), составляющая пространственно-видовой каркас села; соотношение доминант с окружающим и включенным в ДМ природным и рукотворным ландшафтом, с высотными характеристиками рельефа местности.
1.6.3. Соотношение (по массам, высотным и силуэтным параметрам) между исторической жилой застройкой и архитектурными (градостроительными) доминантами и акцентами (существующими и утраченными).
1.7. Образные, типологические и стилистические характеристики застройки:
1.7.1. Традиционные для данной местности строительные и отделочные материалы и приемы – дома деревянные, рубленые из бревен, как правило – фасады не обшиты; дома полукаменные – первый (цокольный) этаж кирпичный с отделкой фасадов с помощью обмазки и побелки (либо без них), второй этаж деревянный, рубленый из бревен, с обшивкой или без нее.
1.7.2. Типологические характеристики уличных фасадов исторической жилой застройки, выходящих на красные линии улиц, являющихся основными композиционными осями (Советской, Первомайской, Пролетарской, Октябрьской, Школьной), хозяйственных и бытовых построек; в первую очередь – структура, масштаб, пропорции уличных фасадов домов; характер и пропорции архитектурных деталей фасадов.
1.7.3. Цветовая гамма фасадов – как правило: естественный цвет древесины основных деревянных частей с выделением яркими цветами наличников и других деталей декора фасадов; белый цвет (побелка), а также естественный цвет лицевой краснокирпичной кладки кирпичных частей фасадов домов.
1.7.4. Традиционно используемые элементы малых архитектурных форм – деревянные (не глухие) ограждения участков (штакетники), колодцы («журавли» и др.).
1.8. Исторически сложившееся функциональное зонирование:
1.8.1. Жилая функция на основной территории села.
1.8.2. Культовая функция в зонах Никольской и Владимирской церквей.
1.8.3. Общественно-культурная функция в зоне между улицами Советской и Октябрьской – со сквером, Домом культуры, многофункциональным общественно-культурным центром.
1.8.4. Культурно-образовательная и общественно-культурная функция в зоне с Историко-художественным музеем «Китеж», детским центром творчества «Китеж» с выставочным залом, посвященном керамике.
1.8.5. Торгово-обслуживающая и туристическо-культурная функция в зоне улицы Советской.
1.8.6. Рекреационная функция в зоне правого берега речки Люнды.
1.9. Элементы природного и антропогенного ландшафта:
1.9.1. Речки Теплуха и Люнда.
1.9.2. Естественный рельеф местности с его высотными отметками (наиболее высокая часть – в районе «Кресты» и пониженная – в месте второй дамбы-запруды на речке Теплухе), крутыми склонами, спускающимися к речке Теплухе и левому берегу Люнды, пойменным правобережьем Люнды.
1.9.3. Запруды-дамбы на речках Теплухе (две) и Люнде (одна).
1.9.4. Зеленые массивы вдоль речек Теплухи и Люнды.
1.9.5. Зеленые участки общего пользования с прудами.
1.10. Виды и панорамы, открывающиеся с основных точек восприятия сельского ландшафта и определяющие в совокупности выразительность архитектурно-художественного образа села:
– видовые точки, расположенные по улице Советской (№ 1 – вид от автотрассы на Никольскую церковь; № 10 – вид от Владимирской церкви в сторону Никольской церкви; № 13 – вид на Владимирскую и Никольскую церкви от магазина «Слобода» (ул. Советская, 21); № 16 – вид на дома №№ 36, 38, 40 по улице Советской с северо-востока; № 21 – общий вид улицы Советской с «Крестов» в юго-западную сторону; № 22 – вид от «Крестов» к юго-востоку, на поперечную улицу, в сторону здания Пожарной части; № 24 – общий вид улицы Советской от дома № 56 в северо-восточную сторону; № 25 – – общий вид улицы Советской от дома № 53 в северо-восточную сторону; № 27 – вид от домов №№ 76 и 74 по улице Советской в сторону моста через речку Теплуха);
– видовая точка № 28 – вид от моста через речку Теплуха в сторону улицы Пролетарской;
– видовая точка № 29 – вид на застройку улицы Пролетарской с юго-запада;
– видовая точка № 20 – вид на застройку улицы Пролетарской с поперечной улицы (дома №№ 28, 27, 26;
– видовая точка № 31 – вид на мост через речку Люнду и село Владимирское с запада;
– видовая точка № 32 – вид от западной оконечности села Владимирское, с дороги на деревню Шадрино, в сторону озера Светлояр (видны березовая аллея и лесные массивы по берегам озера)
Часть 2. Природно-ландшафтная зона.
2.1. Природные характеристики озера Светлояр (конфигурация в плане и площадь водной поверхности; глубина и рельеф дна; природный состав воды и др.).
2.2. Основные композиционные элементы ландшафта – топосы (топос здесь понимается как осмысленный и освоенный культурой тип места, например, лес, поле, дорога, долина, река, мост и т.д.):
2.2.1. Озеро Светлояр с его береговыми склонами.
2.2.2. Березовая аллея, ведущая к озеру.
2.2.3. Памятные холмы:
– Благовещенский холм.
– Успенский холм.
– Холм памяти погибших воинов.
2.2.4. Ручей – ключ Кибелек с Георгиевской купальней.
2.2.5. Лесные массивы.
2.2.6. Луговые пространства и земли сельхозназначения.
2.2.7. Заболоченные территории.
2.3. Основные материальные объекты культурного ландшафта:
2.3.1. Казанская церковь (местоположение объекта, отмечающего место бывшей здесь в ХIХ – начале ХХ века часовни, основные параметры, строительный материал – дерево, сруб).
2.3.2. Семантические (знаковые) и мемориальные составляющие культурного ландшафта – почитаемые места, отмеченные сакральными символами:
– поклонные (православные и православные старообрядческие) кресты вокруг озера (местоположение объектов, материал изготовления – дерево, основные габариты крестов (в пределах существующзих), тип крестов – восьмиконечные);
– камень-следовик, углубление в котором почитается (по народному поверью) как след, оставленный Пресвятой Богородицей;
– памятное место с остатками почитаемого дерева в честь Пресвятой Троицы;
– могилы Трех Святых Старцев, отмеченные крестами (местоположение объектов, материал изготовления крестов – дерево, основные габариты крестов (в пределах существующзих), тип крестов – восьмиконечные).
2.4. Планировочная и объемно-пространственная структура местности природно-ландшафтной зоны:
2.4.1. Основные композиционно-планировочные узлы и оси:
– направление дороги, ведущей от села Владимирского к озеру; березовая аллея;
– направление дороги село Владимирское – дер. Шадрино;
– круговой обход вокруг озера – «тропа паломников»;
– тропа, ведущая к Святому источнику – ключу Кибелек;
– тропа, ведущая к могилам Трех Святых Старцев.
2.4.2. Старый Семеновский тракт.
2.4.3. Сложившиеся соотношения между открытыми и закрытыми пространствами в структуре природного ландшафта: (соотношение луговых пространств, земель сельхозназначения и территорий, покрытых лесами).
2.4.4. Высотные характеристики элементов ландшафта, соотношения между ними: выраженный холмистый рельеф к юго-западу от озера переходит в пологий заболоченный северо-восточный берег.
2.5. Пейзажи (виды и панорамы), открывающиеся с главных точек восприятия природного и культурного ландшафта и определяющие выразительность архитектурно-художественных образов:
– видовая точка № 34 – вид на березовую аллею, ведущую к озеру Светлояр, с востока, со стороны села Владимирского;
– видовая точка № 35 – вид на березовую аллею, ведущую к озеру Светлояр, с запада, со стороны озера;
– видовая точка № 36 – вид на озеро Светлояр с юго-восточной стороны;
– видовая точка № 37 – вид в сторону Казанской церкви и озера Светлояр в юго-западном направлении от березовой аллеи;
– видовая точка № 39 – вид на озеро Светлояр с южной стороны;
– видовая точка № 43 – вид на «тропу паломников» и озеро Светлояр в сторону Успенского холма и Поклонного креста с юго-восточной стороны;
– видовая точка № 44 – вид на Поклонный крест на Успенском холме с юго-запада, в сторону озера Светлояр;
– видовые точки №№ 2 и 3 – панорамные виды по дороге от села Владимирское на ключ Кибелек и далее, к могилам Трех Святых Старцев.
2.6. Звуковая палитра культурного ландшафта: естественные звуки живой природы, преобладающие звуки тишины, имеющие особое значение в связи с преданием о колокольных звонах, доносящихся со дна озера Светлояр.
2.7. Традиционные способы поддержания сакрального смысла культурного ландшафта: религиозные праздники и обряды, крестные ходы вокруг озера, устройство деревянных поклонных крестов.
2.8. Археологические объекты – древние селища, выявленные в процессе археологических исследований Ветлужской археологической экспедицией ННГУ в 2011 году:
– Селище «Светлояр 1»;
– Селище «Светлояр 2»;
– Селище «Владимирское 1».
Государственные эксперты
МК РФ
И.С. Агафонова
А.И. Давыдов
5 ноября 2014 г.
Вид озера Светлояр.
Крестный ход вокруг озера Светлояр в ночь на Ивана Купалу.
Казанская церковь у озера Светлояр (на месте часовни).
Камень-следовик у Казанской церкви.
Святой источник на ручье Кибелек.
Могилы трех старцев (богатырей) в районе ручья Кибилек.
Березовая аллея от села Владимирского к озеру Светлояр.
Владимирская церковь в селе Владимирском.
Никольская церковь в селе Владимирском.
Пожарная часть с каланчей в селе Владимирском.
Виды застройки села Владимирского.
Фото И.С. Агафоновой, 2012 – 2014 гг.
Озеро Светлояр. Историко-культурный опорный план. Открыть в PDF.
Село Владимирское. Историко-градостроительный опорный план. Открыть в PDF.
Достопримечательное место «Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское». Схема границ объекта культурного наследия. Открыть в PDF.
Публикуется впервые