Лопатина Н.А. О раздвоении личности на одном портрете

20 ноября, 2020

К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТА ИЗ ТОРЖКА

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Портрет, о котором пойдет речь, с подачи д.и.н. Н.Ф. Филатова уже много лет преподносится как портрет архитектора Якова Ананьевича Ананьина. Более того, покойный профессор, основываясь на изображенной там же колокольне (точнее Надвратной церкви Новоторжского Борисоглебского монастыря), «дополнил» его биографию якобы имевшим место сотрудничеством с выдающимся русским зодчим Н. А. Львовым, после смерти которого он, опять же якобы, достраивал этот объект, что никак не отмечено в дореволюционных биографических справочниках. Вместе с тем, в Торжке (да и не только там) считают по-другому. В связи с этим мы и публикуем статью Нины Аркадьевны Лопатиной, давно занимающейся данным вопросом, а также даем в качестве приложения фотокопии статьи на ту же тему Галины Алексеевны Климовской, напечатанной еще в 1983 году в газете «Маяк коммунизма» (№№ 9, 12, 14).

О РАЗДВОЕНИИ ЛИЧНОСТИ НА ОДНОМ ПОРТРЕТЕ

Н.А. Лопатина

В Торжке, на выставке Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ), посвящённой истории Новоторжского Борисоглебского монастыря, экспонируется портрет новоторжского архитектора-самоучки Фёдора Ананьина. В Богородицком дворце-музее (Тульская область) есть копия этого портрета, сделанная в 1988 году в Торжке художницей из Ленинграда Еленой Беловой. И там этот портрет представлен как портрет архитектора Якова Ананьевича Ананьина. Как же так получилось, и кто же на самом деле изображён на портрете?

Путаница с именами Ананьина, строителя Надвратной церкви в Новоторжском Борисоглебском монастыре, существует и в литературе[1]. Ещё несколько лет назад я попыталась донести до экскурсоводов в Торжке уточнения по существующим разночтениям при атрибуции этого портрета, выступив с сообщением о новых материалах, просмотренным мною в Государственном архиве Тверской области (ГАТО). Сейчас же я попытаюсь письменно изложить то, что мне известно о новоторжском Ананьине и его портрете.

Ананьин на портрете изображён на фоне Надвратной церкви Новоторжского Борисоглебского монастыря, которую он строил с 1804 по 1810 год. Приходно-расходные книги монастыря позволяют нам уточнить его имя и его роль в этом строительстве.

Перечислю записи из этих книг в прямой хронологии:

  1. Октябрь, 5 – новоторжскому купцу Фёдору Ананьину, подрядившемуся построить в сем монастыре каменную колокольню с церковью своими собственно работниками за 4200 рублей выдан аванс 1000 рублей[2].
  2. Октябрь – за лето выдано Фёдору Ананьину 1000 рублей.

Василию Ананьину (это его родной брат) за сделание каменной ограды у колокольни выдано 30 рублей[3].

  1. Июль, 10 – выдано купцу Фёдору Ананьину за построение каменной колокольни с церковью оставшиеся деньги 50 рублей[4].
  2. Апрель – выдано подрядчику Фёдору Ананьину под строение духовного правления с училищем 25 рублей, 100 рублей.

Май – выдано ему же 100 рублей.

Июнь, 30 – выдано по письму Ананьина за строение каменного флигеля купцу Ивану Масленикову 250 рублей[5].

  1. Июль, 30 – новоторжскому купцу Фёдору Ананьину, подрядившемуся строить в прошлом 1809 году каменный двухэтажный близ новопостроенной колокольни флигель для духовного правления и училища за 1200 рублей, выплачено в 1809 году 600 рублей, в 1810 – 600 рублей[6].

Как видим, на основании этих записей мы можем точно сказать, что подрядчиком на строительстве Надвратной церкви был Фёдор Ананьин. Имя же Якова Ананьина ни разу не упоминается в монастырских документах периода строительства Надвратной церкви.

Но надо ещё было выяснить отчество Фёдора Ананьина. Оно встретилось мне в документах, относящихся к строительству Спасо-Преображенского собора. На начальном этапе строительства собора, летом 1815 года, на имя тверского губернского архитектора Н. Н. Леграна поступила жалоба от новоторжского архитекторского ученика Ивана Мокошева о том, что строительство собора начато «напротив утверждённого плана и фасада». Мокошев обвинял в этом Фёдора Ананьина, а также строительную комиссию по надзору за построением собора в лице архимандрита Никанора, городничего И.Е. Вельяшева, городской головы Е. И. Морозова. В ответ на обвинения Мокошева архимандрит Никанор выслал в Тверское губернское правление рапорт от 9 сентября 1815 года, в котором сообщал, что «Мокошев был призван к разбивке собора случайно: комиссия положила надзор купцу Фёдору Ананьину, а в его отсутствие брату его Василию, как людям в строении опытным  и доказавших особливо своё искусство построением монастырской колокольни, а не Мокошеву, коего знания в архитектуре далее чертежа планов практикою нигде не доказаны, но как Ананьины в мае по своим архитекторским подрядам отлучились из Торжка, и потому малом времени пригласили разбить по плану для копания рвов под строение Мокошева, он учинил погрешность: узки рвы, северную стену подвел под тёплую церковь. Его погрешности стоили очень дорого»[7].

После этой цитаты мне хочется отметить ещё одну неточность, которая встречается в текстах о строительстве Спасо-Преображенского собора. Некоторые авторы пишут, что строился собор под наблюдением архитектора Мокошева, но, как видим, это было не совсем так.  Для нас ещё важно то, что в документе 1816 года упоминается имя и отчество Ананьина в записи о расходах на строительство: «Купцу Фёдору Фёдоровичу Ананьину за белый камень ступенный с поставкой заплачено 450 рублей, за юхотный камень – 675, по 64 коп., всего 882 рубля»[8].

Отчество Фёдора Ананьина указано также в приходно-расходной книге Новоторжского Борисоглебского монастыря за 1814 год: 19 января выдано новоторжскому купцу Фёдору Фёдоровичу Ананьину, подрядившемуся сделать вновь часовню на берегу реки Тверцы за 575 руб., задаток 75 рублей[9].

Но если с именем и отчеством новоторжского купца Ананьина мы, вроде бы, разобрались, то остаётся только гадать, на основании каких документов доктор исторических наук профессор Нижегородского университета Н.Ф. Филатов приписал строительство Надвратной церкви в Борисоглебском монастыре бывшему нижегородскому архитектору Якову Ананьевичу Ананьину.

Более того, профессор сообщал ещё и такое: «Прослужив 50 лет, нижегородский архитектор стал проситься у правительства на законный «пенсион». Его просьба была удовлетворена. Но накопленный опыт требовал посильного выхода, и он отправляется в Тверь в качестве помощника Н.А. Львова, открывшего в своей усадьбе для крестьян школу безопасного от огня «глинобитного строения»[10].

И в другом месте: «Достаточно отметить, что когда Н. Львова не стало (1803), строительство колокольни Борисоглебского монастыря в Торжке по его проекту продолжил Я.А. Ананьин, на фоне которой его и изобразил неизвестный художник»[11].

Отмечу, что на сегодняшний день, насколько мне известно, исследователи жизни и творчества Н.А. Львова нигде не упомянули имя Якова Ананьевича Ананьина.  И совершенно справедливо в биографическом словаре  «Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 года», составленном под научным руководством А. Ф. Крашенинникова (М.: Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2007), подрядчиком при строительстве Надвратной церкви в Новоторжском Борисоглебском монастыре назван новоторжец Фёдор Фёдорович Ананьин.

Однако именно с подачи Н.Ф. Филатова сотрудники Богородицкого дворца-музея заказали в 1988 году копию портрета, хранившегося тогда в Торжокском народном краеведческом музее. Они посчитали, что на нем изображен Яков Ананьевич Ананьин, который в 1771–1784 годах по проекту архитектора И. Е. Старова строил в усадьбе Бобринских каменный двухэтажный дворец. Так и произошло раздвоение личности на одном портрете: в Торжке это Федя, в Богородицке – Яша.

В своё время исследование о портрете Ананьина провела искусствовед из Торжка Галина Алексеевна Климовская. Из её статьи «Архитектор-самоучка Ананьин. Поиски и находки», опубликованной в газете «Маяк коммунизма», следует, что Н.Ф. Филатов запрашивал сведения о портрете архитектора Ананьина у краеведов из Торжка, и именно от них он получил ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о том (не основанное ни на каких документах), что на портрете изображён Яков Ананьевич Ананьин[12]. Но, как показали последующие архивные исследования, отмеченные и Г.А. Климовской, это не так. Да и мои изыскания указывают, что изображен вовсе не бывший нижегородский губернский архитектор.

Фёдор Фёдорович Ананьин, судя по записям в расходной книге, был подрядчиком при строительстве Надвратной церкви. Хотя, возможно, есть и его вклад в формирование архитектурного облика этого храма.

При просмотре приходно-расходных книг Новоторжского Борисоглебского монастыря также удалось установить, что планы Надвратной церкви в 1804 году были подписаны архитектором Андреем Васильевичем Фоминым, который являлся сотрудником Н.А. Львова с 1782 года, сразу после выхода из Академии художеств. Правда, меня смущает сумма, которую он получил от монастыря: за “сделание планов на новую колокольню” архитектору Андрею Фомину в 1804 году было выплачено 50 рублей. В документе есть и подлинная подпись губернского секретаря и архитектора Андрея Фомина о получении им указанной суммы. В сентябре того же года было выдано архитектору Андрею Фомину за присмотр вновь строящейся колокольни с церковью за лето 100 рублей[13].

Можно предположить, что А.В. Фомин, как архитектор, доработал и оформил уже имеющийся проект, так как 50 рублей, на мой взгляд, недостаточная сумма для вознаграждения автора проекта. Наиболее вероятно, что основой для его чертежей был проект Н.А. Львова. Ряд исследователей считают, что Фомин исполнял многие чертежи Н. А. Львова под руководством мэтра, что было обычной практикой архитектурного проектирования XVIII столетия[14].

Архитектор Николай Александрович Львов умер в декабре 1803 года. В 1804–1805 годах А.В. Фомин, бывший помощник Львова по его архитектурным делам, жил с женой и сыном в Торжке и занимал должность городового архитектора[15]. Думаю, что именно Львов устроил А. В. Фомина на службу новоторжским архитектором: тот стал терять зрение (в 35 лет!), и в 1797 году Львов стал хлопотать о назначении ему пенсии и о новом помощнике. В 1798 году в распоряжение Н.А. Львова был направлен выпускник Академии художеств Иван Алексеевич Иванов (род. в 1779), окончивший академию со званием художника архитектуры с высшим аттестатом и шпагою. Он заменил Фомина, став главным архитектурным помощником Н. А. Львова. Именно он, молодой, полный сил и энергии, а не престарелый нижегородский архитектор в отставке Я. А. Ананьин (род. в 1740), помогал Львову обучать крестьян в школе землебитного строения в усадьбе Никольское-Черенчицы, а затем в Москве в Тюхелях[16].


[1] Например, я в своих «Материалах по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря» («Краеведческий альманах» № 4, Торжок, 2005, с. 7) указываю, что «наблюдение за строительством церкви над святыми воротами во имя Спаса Нерукотворного образа с колокольней вёл городской архитектор г. Торжка Ф. И. Ананьин». Теперь-то я знаю, что подрядчиком, а не архитектором при строительстве этой церкви был новоторжский купец Фёдор Фёдорович Ананьин. В книге И.А. Бочкарёвой «Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок Новоторжских усадеб» (Торжок, 2008, с. 121) читаем следующее о Надвратной церкви: «Осуществлён проект был после смерти Николая Александровича, в 1804–1811 гг. местным…  архитектором…  Ф. В. Ананьиным».

[2] ГАТО. Ф. 185. Оп. 2. Д. 635. Книга приходо-расходная церковной суммы 1804 г.

[3] ГАТО. Ф. 185. Оп. 2. Д. 636. Книга приходо-расходная церковной суммы 1805 г.

[4] ГАТО. Ф. 185. Оп. 2. Д. 639. Книга приходорасходная церковной монастырской суммы 1808 г.

[5] ГАТО. Ф. 185. Оп. 2. Д. 644. Книга приходо-расходная церковной суммы 1810 г.

[6] ГАТО. Ф. 185. Оп. 2. Д. 643. Книга приходо-расходная церковной суммы 1810 г.

[7] ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 276/11. Л. 1, 2, 5.

[8] ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 276/1. О построении нового собора 1811 г. Л. 60–64.

[9] ГАТО. Ф. 185. Оп. 2.  Д. 648; Д. 651.

[10] Н. Ф. Филатов Н. Ф. Архитектор Я. А. Ананьин // Пензенский временник.  Пенза, 1991. Вып. 3. С.12-13.

[11] Н. Ф. Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII –начала ХХ века. Горький, 1980. С. 90.

[12] Климовская Г. А. Архитектор-самоучка Ананьин. Поиски и находки // Маяк коммунизма, 1983, №№ 9, 12, 14.

[13] ГАТО. Ф. 185. Оп. 2. Д. 635. Книга приходо-расходная церковной суммы 1804 г.

[14] Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги // Зодчие нашего города. – Л., 1977. – С. 92;  Уварова Н.И. Авторство архитектурной графики ХVIII века. Джакомо Кваренги и Николай Львов // Труды Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры. Т. 176. – СПб., 2007;  Уварова Н.И. Виды Могилёва //Н. А. Львов. Жизнь и творчество: Ч. IV. Новые материалы (дополнение к сказанному). – Вышний Волочёк, 2013. С. 385.

[15] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 14479. МК Воздвиженской церкви г. Торжка. 1804 г. Л. 112 об.; Д. 15678. МК Воздвиженской церкви. 1805 г. Л. 94.

[16] В. Г. Исаченко. Иван Алексеевич Иванов (1779–1848). Художник «золотого века» // Н. А. Львов. Жизнь и творчество: Ч. IV. Новые материалы (дополнение к сказанному). Вышний Волочёк, 2013. С. 409-423.

 

фото

фото

фото

Статья Г.А. Климовской «Архитектор-самоучка Ананьин. Поиски и находки» (Маяк коммунизма, 1983, №№ 9, 12, 14)

 

фото

Портрет Федора Ананьина в Торжке в экспозиции ВИЭМ «История Новоторжского Борисоглебского монастыря». Фото из открытых источников Интернета

 

фото

Портрет Якова Ананьина (на самом деле это Федор Ананьин) в экспозиции Богородицкого дворца-музея (копия с портрета, хранящегося в Торжке). Фото из открытых источников Интернета.

 

фото

Колокольня-маяк. Проект Н.А. Львова. Конец XVIII- нач. XIX вв.  Место хранения: Государственный научно-исследовательсий музей архитектуры им. А.В. Щусева (ГНИМА).

 

фото

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа в Новоторжском Борисоглебском монастыре в г. Торжке. Фото П. Ф. Добрынина, 1912 г.

 

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции