Введение. Предыстория города

12 августа, 2023

К 500-ЛЕТИЮ ВАСИЛЬСУРСКА

 

1 сентября 1523 года является официальной датой основания Васильгородской крепости, положившей начало уездному городу Васильсурску (ныне – рабочий поселок Нижегородской области). В связи с этим редакция ЭПИ «Открытый текст» начинает знакомить читателей с монографическим исследованием А.И. Давыдова «Васильсурск. Пространство исторического города», носящим эксклюзивный характер. Сегодня публикуются «Введение» и первая глава «Предыстория города». Автор выражает признательность сотруднику Научно-производственного центра по сохранению объектов культурного наследия Нижегородской области к. ф. н. Александру Игоревичу Симонову за сотрудничество и предоставленные материалы своих историко-архивных и библиографических изысканий по рассматриваемой теме. Особая благодарность представителю Международного Демидовского фонда в Нижегородской области Александру Михайловичу Дюжакову, поделившегося с нами материалами по Васильсурску, собранными Воротынским районным краеведческим музеем.

 

 

 

ВАСИЛЬСУРСК. ПРОСТРАНСТВО ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)

 

К 500-летию основания

Васильгородской крепости

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена градостроительной истории Васильсурска, бывшего уездного города Нижегородской губернии, имеющего в настоящее время статус рабочего поселка, относящегося к городскому округу Воротынский Нижегородской области. Она основана, прежде всего, на материалах наших архивных и библиографических исследований, проведенных в связи с разработкой в 1994 году Научно-исследовательским предприятием «Этнос» генерального плана этого населенного пункта. Помимо этого, были использованы материалы изысканий последнего времени (2023 год), связанных с определением границ Васильсурска, как исторического поселения, любезно предоставленные Научно-производственным центром по сохранению объектов культурного наследия Нижегородской области.

К использованным материалам относятся архивные чертежи и фотографии как самого города, так и отдельных его участков, строений, зданий и сооружений, документы, касающиеся внутреннего городского устройства, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), Российском государственном историческом архиве (РГИА), Васильсурском краеведческом музее, литературные источники (различные описания Васильсурска, очерки его истории, многочисленные газетные и журнальные заметки о жизни города и т. п.).

Что касается литературных источников, то наибольший интерес среди дореволюционных публикаций представляют работы В.Ф. Кудрявцева[1] и Н.Н. Оглоблина[2]. Первая из них содержит довольно подробный исторический очерк города, а две другие дают описание марийских и русских памятников древности Васильсурска и его окрестностей.

Особо следует отметить выпущенный в 1914 году научный труд К.Н. Игнатова, посвященный изучению причин неустойчивости рельефа Нижегородской губернии, всецело основанный на васильсурских материалах. В нем, в авторском видении, дается подробнейшая ретроспектива изменений топографии города на протяжении всего времени его существования, вызванных процессами берегообрушения и сменой направления русла рек Суры и Волги[3].

Из исследований советского времени, так или иначе касающихся Васильсурска, следует отметить очерк Н.А. Баклановой[4] и монографии нижегородских историков И.А. Кирьянова[5] и Н.Ф. Филатова[6].

         Н.А. Бакланова подробно прослеживает социально-экономическое развитие города в XVII столетии. И.А. Кирьянов по-своему определяет месторасположение Васильгородской крепости XVI века и дает ее описание и характеристику с точки зрения военного искусства. Н.Ф. Филатов, в одной из глав своей монографии, также как и Н.А. Бакланова, касается социально-экономического положения горда в XVII веке, а в его газетной статье[7] общий очерк истории Васильсурска доведен до начала XX века. В сборнике «Нижегородские марийцы», составленном Н.В. Морохиным[8], приведен ряд легенд, связанных с марийскими древностями Васильсурска и его окрестностей. Ему же принадлежит целый ряд интернет публикаций на ту же тему и сборник «Гусиная дорога»[9].

Самой последней работой, в которой затрагивается вопросы  возникновения и дальнейшей судьбы Васильгородской крепости, рассматриваемые на фоне общеполитической истории ХVI века, является монография Б.А. Илюшина, вышедшая в 2022 году[10]. При этом автор всецело принимает давнюю точку зрения И.А. Кирьянова о первоначальном месторасположении крепостных сооружений на горе.

Иконографические материалы, а это, в абсолютном большинстве, фотографии, использованные нами, дают представление об облике Васильсурска с конца XIX до второй половины XX века, т.е. до времени фактического уничтожения его исторической части.

         В данной работе, как уже было сказано выше, рассматриваются, в основном, вопросы формирования и развития архитектурно-планировочной структуры и застройки города Васильсурска и слободы Хмелевки прежде всего дореволюционного периода. При этом затрагиваются лишь отдельные моменты их социально-политической и социально-экономической истории.

 

 

ПРЕДЫСТОРИЯ ГОРОДА

         Как показывают археологические исследования, начало которым положила в 1927 г. экспедиция Московского антропологического института [11], устье реки Суры было заселено уже в эпоху бронзы и раннего железа. Согласно «Археологической карте России» на территории современного Васильсурска и в его ближайших окрестностях выявлено четыре древних  городища, датируемых II тысячелетием до н.э. – I тысячелетием н.э. Еще одно городище (Васильсурское 5 или «Репище») относится к концу I – началу II тысячелетия н.э. Верхние (средневековые) слои этого памятника свидетельствуют о его марийской принадлежности[12].

         С марийцами (черемисами) связана и значительная часть (если не большинство), васильсурских древностей, описанных Н.Н. Оглоблиным в начале XX века[13]. В частности, марийское святилище («кереметище») отмечено им в Пономаревском овраге (иначе «Дубрава у Супротивного ключа»), начинающемся на юго-восточной окраине Васильсурска. Посвящено оно было Великому Богу – Кугу-Юмо (в транслитерации Н.Н. Оглоблина – Кого-йымы). По его сведениям, моления около Супротивного ключа происходили 28-29 августа (ст. стиля), причем в жертву приносились еда и лоскутки материи. В начале XIX века здесь существовали жертвенные камни. Кроме того, родник почитался также у русских и чувашей. Здесь находилась православная часовня. В настоящее время у источника установлен металлический крест, отмечается Крещенский праздник[14]. Вместе с тем, в 1990-е годы здесь возобновились и марийские языческие моления[15].

         Кроме того, выявлен ряд отдельных священных деревьев (две сосны и одна береза), почитаемых марийцами. Интересно отметит, что одна из сосен находится в непосредственной близости от православной Казанской церкви в Хмелевке.

         Другие объекты, названные Н.Н. Оглоблиным среди почитаемых черемисами, считались «нечистыми» у русского населения. Однако определить современную топографию этих мест и других древностей, о которых он говорит, и соотнести их с известными памятниками археологии довольно сложно. Это будет возможно сделать только путем проведения специальных археологических и этнографических исследований.

Также только с помощью археологических исследований можно решить вопрос о горномарийском укреплении Цепель, локализуемом примерно в районе современной центральной площади поселка. Здесь по преданиям находился окруженный валами и рвами дворец черемисских князей[16]. По некоторым данным, на территории Васильсурска, который горные марийцы называют Шурдынг («Устье Суры»), располагалась их столица. Легенда сохранила имя местного князя – Алаша, превращенного Кугу-Юмо за ослушание в стерлядь и ставшего стерляжьим царем в Аннинском озере неподалеку от Васильсурска[17].

         Следы укреплений на Цепели наблюдались еще в 70-е годы XIX века, однако уже тогда здесь были «рассажены во многих местах городские сады; некоторые рвы засыпаны землей, валя срыты»[18].

         Что же касается предположения о том, что на месте современного Васильсурска находился булгарский город Бряхимов, то эта версия, на наш взгляд, была аргументировано опровергнута еще в начале XIX века К.Ф. Фуксом[19]. Повторение же ее Н.Ф. Филатовым в своей газетной статье[20], свидетельствует о некритическом подходе к историческим источникам.

         В средние века территория Посурья подчинялась последовательно Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанскому ханству. Русская колонизация здесь началась в XIV веке и велась сначала нижегородскими, а затем московскими князьями. Так, в 1393 году жалованной грамотой Бориса Константиновича озера от речки Курмышки до устья Суры были отданы нижегородским монастырям[21]. К 1399 году относится упоминание села Спасского (юго-западнее Васильсурска).

         Вместе с тем, население Посурья постоянно страдало от набегов как татар, так и новгородских ушкуйников[22], а Сура вплоть до взятия Казани в 1552 году оставалась пограничной рекой.

Введение. Предыстория города

Местоположение р.п. Васильсурск по отношению к Нижнему Новгороду. Схема на основе космосъемки. Интернет-ресурс

 


[1] Кудрявцев В.Ф. Историческое описание города Василя Нижегородской губернии // Нижегородский сборник. – Н. Новгород, 1877. Т. 6. С. 1- 100.

[2] Оглоблин Н.Н. Черемисские городища и мольбища около города Василя. – М., 1909 г.; он же. Из Васильской старины // Действия НГУАК. – Н. Новгород, 1912. Т. 12. Вып. 2. С. 39-72.

[3] Игнатов К.М. Неустойчивость рельефа Нижегородской губернии. (Образование оползней, оврагов, береговых наносов и пр.) – М., 1914.

[4] Бакланова Н.А. Торги и промыслы Васильсурска в XVII веке// Исторические записки. М., 1952. Вып. 40. С. 283-287.

[5] Кирьянов И.А. Старинные крепости Нижегородской Поволжья. – Горький, 1961.

[6] Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке. История. Архитектура. – Горький, 1989.

[7] Филатов Н.Ф. Василь-на-Суре// Нижегородская правда, 1991, 15 авг.

[8] Морохин Н.В. Марийские священные рощи и деревья Нижегородской области// Нижегородские марийцы. – Йошкар-Ола, 1994. С . 220-221.

[9] Морохин Н.В. Гусиная дорога. – Киев, 2003.

[10] Илюшин Б.А. Меж Казанью и Москвой. Нижегородский край в эпоху казанских и черемисских войн. – Н. Новгород, 2022.

[11] Болобонов М.С. История древнего Васильсурска и его уезда// Горьковская область, 1941. С. 44.

[12] См.: Николаенко Т.Д. Археологическая карта России. Нижегородская область.Ч.1. – М., 2004. С. 179 – 189.

[13] Оглоблин Н.Н. Черемисские городища и мольбища около города Василя. – М., 1909 г.; он же. Из Васильской старины// Действия НГУАК. – Н. Новгород, 1912. Т. 12. Вып. 2. С. 39-44.

[14] Морохин Н.В. Марийские священные рощи и деревья Нижегородской области// Нижегородские марийцы. – Йошкар-Ола, 1994. С . 220-221.

[15] Тренев Н. Есть на Волне святые места// Нижегородские новости, 1994, 27 окт.

[16] Кудрявцев В.Ф. Указ. соч. С. 84-87. Слово «цепель», по сообщению Н.В. Морохина, финно-угорского происхождения, переводится как «горькая вода».

[17] Болобонов М.С. Указ. соч. С. 44.

[18] Кудрявцев В.Ф. Указ. соч. С. 85.

[19] Фукс К.Ф. Поездка из Казани в Нижегородскую губернию // Казанский вестник, 1828. Ч. 22. № 4. С. 268 – 269.

[20] Филатов Н.Ф. Василь-на-Суре…

[21] Кудрявцев В.Ф. Указ. соч. С. 8-9.

[22] Болобонов М.С. Указ. соч. С. 44 – 45.

 

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции