Усадьба Кага Сётаро

29 декабря, 2019
Усадьба Кага Сётаро (14.12 Kb)

 

Кага Сётаро (1888 – 1954) родился в г. Осака в семье предпринимателя, связанного с текстильной промышленностью и торговлей рисом, а также денежным обменом. Когда Сётаро исполнилось 12 лет, отец умер, и Сётаро унаследовал его дело.

В 22 года Сётаро совершил путешествие по Европе и Англии, посетив Японско–британскую выставку в Лондоне и Королевские ботанические сады Кью. К тому же он стал первым японцем, взошедшим на вершину Юнгфрау в Альпах.

Окончив Токийское высшее коммерческое училище (ныне – университет Хитоцубаси), Кага Сётаро с успехом продолжил семейный бизнес. При этом он серьёзно увлекался многими вещами. Покорённый пейзажами швейцарских Альп, Сётаро, принятый в почётные члены Альпийского клуба, развил бурную деятельность по ознакомлению своих соотечественников с альпинистским снаряжением. Под впечатлением прекрасных коллекций Королевских ботанических садов, он занялся разведением орхидей в своей усадьбе, освоив методы выращивания многих сортов, ранее не культивировавшихся в Японии. Им были изданы альбомы с ксилографическими гравюрами растений, в частности, «Альбом орхидей». Имелась у Сётаро и коллекция насекомых, которыми он тоже увлекался.

В усадьбе, строительство которой Сётаро завершил в 1932 году в посёлке Оямадзаки префектуры Киото, не только строения и сад, но и мебель в английском стиле, предметы обстановки, дизайн помещений были созданы по его проектам /44/. Первое строение, появившееся в 1915 году с северо-восточной стороны участка – смотровая башня с поэтичным названием «Обитель зари» (Сэйка, кит. Цися), не имеющая ни малейшего отношения к японской архитектуре. С неё видна вся принадлежавшая Сётаро территория.  Именно в этой башне разрабатывал Сётаро концепцию усадьбы и из неё же следил за ходом работ /Илл. 45, 46/.

Трёхэтажный главный дом, замысел которого родился в «Обители зари», выстроен в стиле Тюдоров из облицованного кирпичом железобетона, но с использованием открытых конструкций из полубруса, характерных для сельских домов нока. Как оказалось, эти нарочито грубо отёсанные брёвна весьма неплохо сочетаются со стилем Тюдоров /Илл. 47,48/.

Нечего и говорить, что интерьеры помещений также выполнены в английском стиле. Особенно впечатляют прекрасные витражи. На самом крупном из них нетрудно заметить розу Тюдоров, геральдический символ этого рода и всей Англии /Илл. 49 – 51/.

Усадьба расположена на полпути к вершине горы Тэннодзан, и с террасы второго этажа открывается чудесный вид на реку Ёдогава, напоминавший Сётаро пейзажи Темзы, открывающиеся из Виндзорского замка /Илл. 52, 53/.

По пути к усадьбе,  проходящему мимо бамбуковой рощи, стоит небольшой симпатичный дом, перекликающийся по дизайну с главным домом. На его первом этаже когда-то находился гараж, а на втором – служебная комната для водителя. По внешнему виду дома и не скажешь, что эта комната – в японском стиле /Илл. 54 – 56/.

На подходе к главному дому – чайный домик в стиле горной хижины, также спроектированный Сётаро. Правда, похож он скорее на горную хижину в дорогих его сердцу  Альпах, чем на чайный павильон в Японии, тем не менее, рядом с ним на обочине дороги приютился цукубаи, сосуд для омовения /Илл. 57/. Домик кажется совсем маленьким при сравнении его с растущим рядом огромным каштаном /Илл. 58/. Совершенно неожиданно домик выглядит с обратной стороны. Большая часть его нависает над обрывом, опираясь на высокий сложенный из камня цокольный этаж /Илл. 59, 60/.

За чайным домиком –  ворота в испанском духе, от которых дорога спускается в сад, к одному из трёх прудов с плавающими в них карпами, расположенных с трёх сторон главного дома и соединённых протоками /Илл. 61 – 63/. Вода из этого пруда падает в проток ровным полотном водопада /Илл. 64, 65/.

Сад усадьбы, раскинувшийся на полутора гектарах, состоит из двух стилистических зон с природным садом сидзэнтэй на основной площади и рукотворным садом сакутэй в классическом японском стиле рядом с главным домом /Илл. 66, 67/. Признаком японского стиля являются и обширная площадка перед домом, усыпанная гравием /Илл. 68/.

Но некоторые участки сада вполне можно было бы принять за английский пейзажный парк, если бы не лёгкие намёки на Японию, например, в виде окатанных камней–околов, как бы случайно лежащих среди деревьев и ограды нанакогаки из бамбуковых дуг, изображающих тонких и длинных рыбок нанако (песчанка), зарывающихся в песок /Илл. 69/.

Вдоль бамбуковых изгородей сада цветут белыми цветочками кусты чая, спирея Тунберга и жёлтая Керрия японская. У одного из фонарей виднеются скромные соцветия Посконника Форчуна. Весной в саду распускается Вишня едоненсис, рододендроны и целые поляны нарциссов, а летом – Трициртис жёстковолосый, цветущий фиолетовыми цветами, Гортензия древовидная. Осенью же сад расцвечивается алой листвой клёнов и наполняется ароматом цветов Османтуса душистого. Сначала Сётаро проводил здесь выходные, но постепенно, построив  оранжерею для орхидей, стал жить в усадьбе постоянно.

После смерти Кага Сётаро усадьба некоторое время пребывала в запустении, но была восстановлена и приобрела статус Музея искусств Оямадзаки. В 1995 году рядом с главным домом, на месте оранжереи Сётаро, по проекту известного архитектора Тадао Андо был построен новый корпус музея в европейском с тиле, соединённый с главным домом галереей. Прилегающий к этому корпуса участок сада также выполнен по проекту Тадао Андо. Кроме того, со стороны, противоположной новому корпусу, к дому была пристроена ещё одна длинная галерея из стекла и бетона, полностью диссонирующая с окружающим пейзажем и ведущая в подземный музей, цилиндрическое бетонное сооружение с круглым выставочным залом в нём.

 

Кага Сётаро. План

44. Кага Сётаро. План
Кага Сётаро.Башня
45. Кага Сётаро.Башня
Кага Сётаро.Башня 2
46. Кага Сётаро.Башня 2
Кага Сётаро.Главный дом
47. Кага Сётаро.Главный дом
Кага Сётаро.Главный дом 2
48. Кага Сётаро.Главный дом 2
Кага Сётаро.Интерьер
49. Кага Сётаро.Интерьер
Кага Сётаро.Витраж
50. Кага Сётаро.Витраж
Кага Сётаро.Роза Тюдоров
51. Кага Сётаро.Роза Тюдоров
Кага Сётаро.Вид с террасы
52. Кага Сётаро.Вид с террасы
Кага Сётаро.Вид с террасы 2
53. Кага Сётаро.Вид с террасы 2
Кага Сётаро.Бывший гараж
54. Кага Сётаро.Бывший гараж
Кага Сётаро.Главный дом
54. Кага Сётаро.Главный дом 3
Кага Сётаро.Бывший гараж
55. Кага Сётаро.Бывший гараж 2
Кага Сётаро.Бывший гараж
56. Кага Сётаро.Бывший гараж 3
Кага Сётаро.Чайный домик
57. Кага Сётаро.Чайный домик
Кага Сётаро.Каштан
58. Кага Сётаро.Каштан
Кага Сётаро.Чайный домик
59. Кага Сётаро.Чайный домик 2
Кага Сётаро.Чайный домик
60. Кага Сётаро.Чайный домик 3
Кага Сётаро.Ворота
61. Кага Сётаро.Ворота
Кага Сётаро.Ворота
62. Кага Сётаро.Ворота 2
Кага Сётаро.Пруд
63. Кага Сётаро.Пруд
Кага Сётаро.Водопад
64. Кага Сётаро.Водопад
Кага Сётаро.Проток
65. Кага Сётаро.Проток
Кага Сётаро.Природный сад
66. Кага Сётаро.Природный сад
Кага Сётаро.Рукотворный сад
67. Кага Сётаро.Рукотворный сад
Кага Сётаро.Площадка перед домом
68. Кага Сётаро.Площадка перед домом
Кага Сётаро.Нанакогаки
69. Кага Сётаро.Нанакогаки
Публикуется впервые
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции