Введение

28 декабря, 2019

Введение (3.59 Kb)

В 1926 году, через три года после Великого землетрясения Канто, самого разрушительного в истории Японии, практически полностью уничтожившего Токио и Йокогаму, унеся в могилу несколько сот тысяч человек, началась эпоха Сёва, эпоха «Мира и процветания». На эту эпоху приходится милитаризация Японии, развязывание японско-китайской войны, вступление во Вторую мировую войну на стороне фашистской Германии с последующим поражением и оккупацией войсками Союзников, но и послевоенный бурный рост экономики, названный «японским экономическим чудом».

Закончилась эпоха Тайсё с её недолгим расцветом демократических свобод, названная впоследствии «романтической». Однако «романтические» настроения Тайсё, связанные с притоком новой, почти неведомой до открытия страны Западной культуры, не угасли и в это тяжёлое время. Ещё продолжали творить те, кому эпоха Тайсё во многом обязана своим вторым названием: один из основателей Общества Пана, поэт-символист, проповедовавший идеи эстетизма Китахара Хакусю; певец женской красоты – художник бидзинга Такэхиса Юмэдзи; лауреат Нобелевской премии по литературе, основатель «неосенсуализма» Кавабата Ясунари; замечательный писатель и драматург Танидзаки Дзюнъитиро, соединивший в своих произведениях Восток и Запад, не утратив национальной самобытности. Создавал свои полные психологизма фильмы выдающийся кинорежиссёр Акира Куросава, проповедовал гуманистические идеи Мусянокодзи Санэацу, ещё в 1818 году организовавший на о. Кюсю толстовскую коммуну «Атарасики мура». Продолжали создавать прекрасные сады Иида Дзюки, Сгэмори Мирэй, Накадзима Кэн.

«Новое искусство» – ар-нуво, расцвет которого в Европе конца XIX – начала XX веков во многом обязан знакомству европейцев с японской культурой, в этот же период начало проникать в Японию, находя там всё больше приверженцев. Это и понятно, поскольку сочетание функциональности и художественности, характерное для ар-нуво, было издревле присуще японскому искусству.

В садовом искусстве этой эпохи и, в частности, в жилых усадьбах, влияние модерна ощущалось, прежде всего, в архитектуре, где получил развитие японско-европейский стиль ваёфу. Что же касается самих садов, то вряд ли приходится говорить о влиянии западных садов эпохи модерна на японские сады. Напротив, прослеживается обратное влияние, что, собственно, и роднит их. Правильнее говорить тут о взаимовлиянии, как это имело место в живописи, поэзии, архитектуре.

В эпоху Сёва люди творческих профессий, деятели науки и культуры, как и другие представители среднего класса, за редким исключением уже не могли  позволить себе строительства усадьбы. Разрыв между богатыми и бедными всё увеличивался, и владельцами собственных вилл становились, в подавляющем большинстве, военные, успешные предприниматели и государственные деятели. На побережье Сагамского залива в префектуре Канагава, выросла своего рода японская Ривьера, где находится около сотни богатых вилл Нового и Новейшего времени.

Интересно, что появились владельцы усадеб – женщины, что говорит о серьёзных социальных изменениях в японском обществе.

Публикуется впервые

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции