Заключение (2.62 Kb)
Приведённые примеры свидетельствуют о том, что в эпоху Сёва всё стилистическое разнообразие японских садов свелось в усадьбах, по существу, к одному стилю – стилю натурализма, представляющему собой некое смешение японского природного и английского пейзажного садов. Площадки, усыпанные гравием перед домом, уступили место газонам, однако цветники так и не прижились. Не прижилась в чистом виде и европейская архитектура.
Безусловно, это уже не те сады, которые мы представляем себе при словах “японский сад”. Как следствие такого опрощения – их единообразность. С дизайнерской точки зрения, в них исчезла структурированность, композиционнось. Тем не менее, хороший вкус не оставляет японцев. В них превалирует идея преклонения перед природой, признание приоритета творчества природы над творчеством человека. Как раз в начале бурного XX века среди владельцев усадеб появляется всё больше людей сукися, людей с утончённым вкусом, сады которых отличались подчёркнутой простотой и приближенностью к природе, отражавшие стремление укрыться от социально-политических реалий времени.
Люди издавна искали в природе утешения от мирских бед, и во времена социальных потрясений эта тяга усиливалась. В XII веке, после войн и бесконечных междоусобиц, сопровождавших закат блистательной эпохи Хэйан, многие уходили в горы, ведя там отшельнический образ жизни. Однако с ростом городов обращение к природе стало принимать иные формы. Путь, который выбрали жители городов – не уход от мира в хижины среди природы, а введение естественной природы в свои усадьбы.
В начале XX века такой подход к созданию сада получил теоретическую поддержку в работах одного из основоположников эстетической науки в Японии Ониси Ёсинори, выдвинувшего принцип синдэнсюги («естественность», «натурализм») как основу японского эстетического сознания с древнейших времён. Наглядный пример – храм Дзёнокоси периода Кофун (250 – 538 гг), археологические останки которого обнаружены в г. Уэно, пров. Ига, служивший местом поклонения живописному источнику. Отличительной чертой стиля натурализма ставшего ведущим направлением садового искусства Японии XX века, стало возвращение к безыскусной природе. При этом появлялось всё больше садов, в которых присутствовали оба стиля, дополняя друг друга. Сады эпохи Сёва – это продолжение постоянных поисков наилучшего отображения в творчестве человека природы, полной жизни.
Публикуется впервые