Давыдов А.И. Чудом уцелевшие: часовни на Варварской и Ильинской улицах в Нижнем Новгороде

16 августа, 2019

Давыдов А.И. Чудом уцелевшие: часовни на Варварской и Ильинской улицах в Нижнем Новгороде (11.58 Kb)

 

В советское время среди старой жилой застройки на улицах Варварской (тогда – Фигнер) и Ильинской (тогда – Краснофлотской) в Нижнем Новгороде обращали на себя внимание два краснокирпичных сооружения, облик которых, несмотря на все искажения, выдавал их прежнее культовое назначение. В  тогдашних официальных списках памятников числились как «памятные знаки, отмечавшие границу города XVI – XIX вв»[1], не более. Так завуалированно был обозначено то, что по своему функциональному назначению являлось часовнями.

В 1994 году исследователь нижегородской архитектуры Н.Ф. Филатов выдвинул свою версию происхождения указанных объектов. Он считал, что часовня на Варварке была построена в 1890 – 1891 годах и принадлежала Арзамасской Алексеевской общине[2], а часовню на Ильинской улице, датируемую им 1890-ми годами, связал с Вознесенской церковью, расположенной на той же улице, приписав проект епархиальному архитектору А.К. Никитину[3].

Проведенные нами в свое время историко-архивные изыскания опровергают эти утверждения.

Действительно, до самого начала ХХ века и на Варварке (в районе современной улицы Академика Блохиной), и у «Ильинской решетки» (поста по дороге на Москву) существовали часовни, отмечавшие прежние границы города. На Ильинке часовня дополнялась сторожевой будкой и питейным домом («последний кабак у заставы»). Всё это зафиксировано на генплане Нижнего Новгорода 1804 года, хранящемся в фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника[4]. Подобные «комплексы» в это время имелись и при других выездах из города, в частности, в сторону Казани по Большой Печерской улице. В дальнейшем, по неустановленным пока причинам, обе упомянутые часовни перестали существовать: на подробном фиксационном генплане Нижнего Новгорода съемки 1848 – 1853 годов (восстановлен и издан Верхне-Волжским геодезическим центром в 1992 году) они уже не показаны.

Ныне существующие часовни генетически не связаны со своими предшественницами. Остановимся на их истории.

В марте 1897 года домовладение № 36 по Варварской улице перешло к Ягодинскому Введенскому женскому монастырю[5] (находился в селе Ягодном Княгининского уезда) для организации своего подворья (представительства) в губернском городе. В связи с этим, к боковому фасаду полукаменного жилого дома, выстроенного еще в 1880 году[6], была пристроена каменная часовня. Автором проекта, как указывала газета «Волгарь», являлся нижегородский архитектор П.А. Домбровский[7].

Закладка часовни состоялась 9 августа 1898 года. Она сопровождалась крестным ходом от стоявшего неподалеку храма св. великомученицы Варвары (на месте современного концертного зала «Юпитер»). «Закладку часовни совершил настоятель Федоровского Городецкого монастыря архимандрит Феодосий в сослужении с протоиереем Варваринской церкви о. Е. Глебским и в присутствии настоятельницы Ягодинского монастыря игуменьи Марии»[8]. В отчете благочинного подворий женских монастырей и общин за 1906 год сообщается, что часовня устроена в 1899 году[9]. Видимо, здесь приведена дата завершения строительства и начала богослужений. Другой архивный документ сообщает, что часовня возведена «в  память Священного  Коронования  Их  Императорских Величеств»[10].

Что же касается подворья Арзамасской Алексеевской общины, к которой Н.Ф. Филатов отнес часовню на Варварке, то на самом деле оно находилось на Дворянской улице (ныне улица Октябрьская). В списке домов Нижнего Новгорода 1900 года указано, что дома этой общины и некоей Бузиной «выходят на площадку против церкви»[11]. Имелась в виду уже упоминавшаяся церковь св. великомученицы Варвары. Таким образом, подворье локализуется на месте современного комплекса зданий Сбербанка России.

История возникновения часовни на Ильинке во многом схожа с вышеизложенной историей появления часовни на Варварке. В 1902 году один из фабрикантов города Иваново-Вознесенска П.А. Акифьев пожертвовал свое домовладение на Ильинской улице (№ 86 по современной нумерации) женской Свято-Троицкой общине[12], находившейся в селе Спасском Васильсурского уезда (позже преобразована в монастырь). Здесь также было организовано подворье, для нужд которого к одноэтажному деревянному жилому дому была пристроена краснокирпичная часовня. Её проект, по заключению архитектора Н.М. Вешнякова, был согласован Строительным отделением Нижегородского губернского правления в апреле 1911 года[13]. Проектные чертежи в архивном деле отсутствуют, также как не указан автор их разработавший. По схожести облика часовни с таковой же на Варварской улице, можно предположить, что автором являлся всё тот же П.А. Домбровский.

Строительство часовни на Ильинской улице было осуществлено на средства нижегородского почетного гражданина (одна из сословных градаций в царской России) А.А. Худякова, за что Свято-Троицкая община через газету «Волгарь» выразила ему и его супруге «искреннюю и глубокую благодарность». При этом подчеркивалось, что часовня «останется вечным памятником их благотворительности и доброго сочувствия к нуждам бедной безызвестной общины». Эту благодарность затем перепечатал «Нижегородский церковно-общественный вестник»[14].

Архитектура обоих вышеназванных культовых сооружений относится к «русскому стилю», основанному на использовании форм и декора, характерных для русского средневекового зодчества.

В 1918 году подворья Ягодинского Введенского и Спасского свято-Троицкого монастырей в Нижнем Новгороде были национализированы (муниципализированы) новыми советскими властями. Часовни подворий оказались приспособлены под жилье, при этом их облик был обезображен. То, что они уцелели, является счастливым стечением обстоятельств (аналогичные строения, например, на улице Горького, напротив кинотеатра «Спутник», на площади Горького, на Ковалихе и др. были снесены). Дело, видимо, в том, что оба этих сооружения оказались построенными вблизи тех мест, где, как уже говорилось выше, в средние века стояли деревянные часовни, действительно маркировавшие границы города. Краеведческой общественностью новые каменные часовни стали восприниматься как преемницы старых. Это и привело к постановке их на государственную охрану в качестве «памятных знаков». Впрочем, не исключено, что историки-краеведы, в числе которых был и И.А. Кирьянов, просто не стали афишировать действительные причины возникновения часовен, а сделали своеобразный «ход конем», чтобы сохранить памятники…

В настоящее время обе часовни, отреставрированные по проектам архитекторов В.А. Широкова и О.Ю. Галая, возвращены Русской православной церкви. Этого ждут и сохранившиеся жилые дома бывших монастырских подворий на Варварке и Ильинке.

 

А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)

 Нижний Новгород. Улица Варварская, 36. Комплекс бывшего подворья Ягодинского Введенского монастыря. Фото И.С. Агафоновой. Декабрь 2004 г.

 

Нижний Новгород. Улица Варварская, 36. Комплекс бывшего подворья Ягодинского Введенского монастыря. Фото И.С. Агафоновой. Декабрь 2004 г.

 

Нижний Новгород. Улица Ильинская, 86. Комплекс бывшего подворья Спасского Свято-Троицкого монастыря. Фото И.С. Агафоновой. Март 2005 г.

Нижний Новгород. Улица Ильинская, 86. Комплекс бывшего подворья Спасского Свято-троицкого монастыря. Фото И.С. Агафоновой. Март 2005 г.


[1] Сводные списки памятников истории и культуры Горьковской области, находящихся на государственной охране. Каталог. – Горький, 1986. С. 5, 11.

[2] Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ вв. – Н. Новгород, 1994. С. 54.

[3] Там же.

[4] НГИАМЗ. Шифр ГОМ 3736.

[5] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 5488. Л. 53-54.

[6] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 36. Д. 1462.

[7] Волгарь, 1898, 3 июня. Автор признателен сотруднику НИП «Этнос» В.В. Краснову за предоставление данной информации.

[8] Волгарь, 1898, 10 авг.

[9] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 49/1906 г. Л. 29.

[10] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 47/1903 г. Л. 146.

[11] Список домов гор. Нижнего Новгорода, всех четырех частей, с указанием части, участков, улицы и №№. – Н. Новгород, 1900. С. 87.

[12] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 49/1906 г. Л. 30 об.

[13] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35-а. Д. 8610. Л. 90-90 об.

[14] НЦОВ, 1912, № 29. Стб. 702.

 


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 13.04.2012
  • Автор: Давыдов А.И. (post@etnos-nn.ru)
  • Размер: 11.58 Kb
  • © Давыдов А.И.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции