Ложкомоева А.А. Особняк купца А.В. Маркова в Нижнем Новгороде. Опыт искусствоведческого анализа

20 июля, 2025

Особняк купца Арсения Васильевича Маркова (ул. Ильинская, 61), относящийся к неоренессансному архитектурному направлению Нижнего Новгорода, заслуживает особого внимания. Документально подтвержденные данные об авторе проекта этого здания отсутствуют. О.В. Орельская отмечает возможную связь его с творчеством Ф.О. Шехтеля[1].  А.А. Худин считает, что основанием для такого предположения служит схожесть архитектурного решения особняка с домом С.П. фон Дервиза в Москве, спроектированным Шехтелем[2].

С другой стороны, С.М. Шумилкин выдвигает гипотезу о том, что автором особняка мог быть мастер из Санкт-Петербурга, объясняя это активной деятельностью столичных архитекторов в Нижнем Новгороде в период эклектики[3].

Декоративное оформление рассматриваемого здания характеризуется преобладанием геометрических элементов в его архитектурном облике. При этом они выражены не только посредством лепных рельефов, которые, безусловно, присутствуют, но и через особенности используемых материалов, их объемной структуры, а также посредством цветовых акцентов. Такое решение является уникальным. По мнению С.М. Шумилкина, пышность и нарядность здания была навеяна знаменитым особняком Рукавишниковых на Верхневолжской набережной, спроектированного П.С. Бойцовым[4].

 Особняк А.В. Маркова трудно отнести к какому-то определенному стилю. Здание демонстрирует архитектурные черты неоренессанса с выраженным влиянием модерна. Время постройки (начало XX века) позволяет объяснить заимствование элементов модерна, так как именно тогда архитекторы Нижнего Новгорода стали активно применять этот стиль в местном зодчестве. Кроме того, присутствующие в декоре его элементы могут также свидетельствовать об авторстве Ф.О. Шехтеля – «одного из основоположников русского модерна»[5].

Внешний облик особняка напоминает флорентийские палаццо эпохи Возрождения. С.М. Шумилкин предполагает, что архитектора могло вдохновить палаццо Питти или палаццо Медичи[6]. Характерными чертами нижегородского памятника, также присущими упомянутым палаццо, являются мощный карниз, не опирающийся на кронштейны, глубокая кирпичная рустовка и крупные оконные проёмы. Однако, в отличие от зданий флорентийского Возрождения, отличающихся монументальностью, дом А.В. Маркова имеет более скромные габариты. Он имеет лишь два этажа, в то время как классические ренессансные постройки, включая вышеупомянутые флорентийские палаццо, обычно являются трехэтажными.

Необходимо также обратить внимание на архитектурные формы оконных проемов особняка. Прежде всего, они отличаются разнообразием: часть окон имеет прямоугольную форму, часть – арочную, что свидетельствует об асимметричности композиции и не соответствует принципам ренессансной архитектуры. Во-вторых, прямоугольные окна, абсолютно не характерны для итальянского Возрождения.

Рассматривая тему оконных проемов, следует обратить внимание на их декоративное обрамление. Центральная часть фасада, выходящего на Ильинскую улицу, имеет окна арочной формы, однако их наличники выполнены подчеркнуто стрельчатыми, что присуще неоготическому стилю[7]. Вертикальная направленность усиливается не только формой, но и темными цветовыми акцентами, контрастирующими с основным цветом фасада. Архитекторы эпохи Ренессанса не прибегали к подобным приемам, поскольку готические элементы для них являлись атрибутами средневекового прошлого.

 Здание локально декорировано зооморфными и растительными лепными элементами, такими как львиные маски в капителях дорических пилястр  и растительные мотивы во фризе, а также орнаментальными узорами под окнами второго этажа. Как было отмечено ранее, на восприятие архитектурной композиции здания оказывают влияние не объёмные декоративные элементы, а цветовые решения и грубый кирпичный рельеф, в следствие чего лепные элементы в определенной степени теряются и с первого взгляда кажутся незамеченными. При осмотре дома с разных сторон, в глаза бросается различие не связанных друг с другом по композиции фасадов. Использование асимметричных фасадов также не было характерно для архитектуры классического Возрождения за исключением, возможно, маньеристов, таких как Джулио Романо, который в своем архитектурном решении палаццо дель Те допустил подобное отклонение[8]. Такое решение более характерно для барокко или средневековой архитектуры, где подобные приёмы считались нормальной практикой.

Не равнозначны по объёму также и боковые ризалиты уличного фасада. Левый ризалит имеет две световые оси, а правый – три и выделяется небольшим акцентным аттиком, венчающим его. Однако в рамках неоренессанса, являющегося одним из архитектурных направлений эклектики, асимметрия является допустимой и даже закономерной. Это особенно актуально для зданий, возведенных в начале XX века, когда стиль модерн, характеризующийся полным отказом от симметричных композиций, уже активно проявлял свои особенности[9].

В контексте анализа архитектурных особенностей особняка А.В. Маркова, необходимо обратить внимание на фасад, обращённый во внутренний двор. Характерное решение углов дома, выраженное в их смягчении, является типичным примером модерна. Это проявляется не только в общей композиции фасада, но и в декоративных элементах, таких как растительные орнаменты, интегрированные в кованые металлические ограждения.

Таким образом, в целом особняк А.В. Маркова представляет собой пример эклектизма в архитектуре, характерного для поздней эклектики. В его композиции наблюдается нетипичное для ренессанса сочетание различных архитектурных направлений. Тем не менее, его визуальное сходство с итальянскими палаццо XVI века, обусловленное массивной каменной кладкой, глубоким сплошным рустом и внушительным карнизом, остается заметным. Особняк является единственным памятником «флорентийского» стиля в Нижнем Новгороде[10], что подчеркивает его уникальность и  культурную значимость.

Фото

Главный дом усадьбы купца А. В. Маркова в Нижнем Новгороде. Нач. ХХ века. Архитектор не установлен. Фото автора. 13 июня 2025 года

Фото

Дом С. П. фон Дервиза в Москве. 1886. Архитектор Ф. О. Шехтель. Интернет-ресурс

Фото

Палаццо Питти во Флоренции. 1458. Архитектор Лука Фанчелли. Интернет-ресурс

Фото

Палаццо Медичи во Флоренции. 1444-1460. Архитектор Микелоццо ди Бартоломмео. Интернет-ресурс

Фото

Главный дом усадьбы купца А. В. Маркова в Нижнем Новгороде.  Окна главного фасада. Нач. ХХ века. Архитектор не установлен. Фото автора. 13 июня 2025 года

Фото

Главный дом усадьбы купца А.В. Маркова  в Нижнем Новгороде. Львиные маски в капителях пилястр главного фасада. Нач. ХХ века. Архитектор не установлен. Фото автора. 13 июня 2025 года

Фото

Главный дом усадьбы купца А. В. Маркова. Дворовый фасад. Нач. ХХ века. Архитектор не установлен. Фото автора. 13 июня 2025 года

Фото

Палаццо Дель Те. Главный и боковой фасад. 1526-1534. Архитектор Джулио Романо. Интернет-ресурс

Фото

Палаццо Дель Те. Восточный (парковый) фасад. 1526-1534. Архитектор Джулио Романо. Интернет-ресурс

Фото

Главный дом усадьбы  купца А. В. Маркова. Аттик правого ризалита главного фасада. Нач. ХХ века. Архитектор не установлен. Фото автора. 13 июня 2025 года

Фото

Главный дом усадьбы купца А. В. Маркова. Кованые ограждения. Нач. ХХ века. Архитектор не установлен. Фото автора. 13 июня 2025 года


[1] Орельская О.В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 2000. С. 61.

[2] Худин А.А. Эклектика. Нижний Новгород. С. 150.

[3] Шумилкин С.М. Особняк А.В. Маркова – образец архитектуры эклектики начала ХХ века // Открытый текст: Электронное периодическое издание. 2010, 2 июля. URL: https://opentextnn.ru/space/nn/dom/ilinskaya/markov/ (дата обращения: 20.06.2025).

[4] Шумилкин С.М., Шумилкин А.С. Реставрация жилых домов купцов Марковых // Жилищное строительство. 2018. № 12. С. 41.

[5] Гармасар О.Г. Архитектор Ф.О. Шехтель и семья Чеховых // Гуманитарная парадигма, 2020. С. 55.

[6] Шумилкин С.М. ,Шумилкин А.С. Указ. соч. С. 43.

[7] Ковалевская С.В. Западноевропейское искусство средних веков. М., 2023. С. 82.

[8] Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520-1590). М., 1956. С. 62.

[9] Худин А.А. Указ. соч. С. 153-154.

[10] Шумилкин С.М., Шумилкин А.С. Указ. соч. С. 43.

 

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции