Шумилкин С.М. Особняк А.В. Маркова – образец архитектуры эклектики начала ХХ века

2 июня, 2010

Главный дом усадьбы А.В. Маркова занимает одно из ключевых мест в исторически-сложившейся и хорошо сохранившейся застройке улицы Ильинской и относится к лучшим примерам купеческих домов Нижнего Новгорода. Особняк включен в список объектов культурного наследия регионального значения. В 2008 году авторским коллективом в составе архитекторов С.М. Шумилкина (научный руководитель), В.М. Кагорова, В.Н. Котова, А.С. Шумилкина и М.С. Шумилкина были проведены историко-архитектурные исследования, натурные обследования, архитектурно-археологические обмеры и разработан проект реставрации этого дома. Результатом стала реставрация всех фасадов и отдельных исторических интерьеров здания, законченная в 2009 году.

 Дом Маркова отличается на фоне других нижегородских построек начала ХХ века своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с итальянскими, а точнее флорентийскими, палаццо периода Раннего Возрождения ХV века. Именно, палаццо Пацци, Строцци, Питти или Медичи отличают строгий характер архитектуры, сочетающий сплошную каменную рустовку стен с большими оконными проемами и мощным завершающим карнизом. Однако, при сравнении фасадов можно отметить, что монументальные трехэтажные палаццо отличает чрезмерный монументализм, сочетающийся с крупноразмерной рустовкой, представляющей собой грубо отесанные, каменные квадры высотой около 0,5 м, и большой высотой (около 25 м) самих зданий. В двухэтажном доме Маркова, высота которого едва достигает 12 м, кроме сплошной, относительно неглубокой и мелкой по рисунку рустовки стен, составляющей основу архитектурного построения фасадов, особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь. В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века, в этом доме все фасады поработаны с большой детализацией и выдержаны в одном характере, т.е. с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах: с включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде, обращенном на улицу Ильинскую; в сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде. Таким образом, по стилистической характеристике здание относится к довольно редко встречающемуся направлению в русской архитектуре эклектики второй половины ХIХ – начала ХХ века. В подобной ренессансной стилистике выдержано и большинство парадных интерьеров второго этажа дома. Но в тоже время в архитектуре отдельных помещений (вестибюль, парадная лестница) присутствуют черты модерна. В целом это говорит об общей эклектичности архитектуры этого здания, столь характерной для построек рубежа ХIХ – ХХ века.

 Надо отметить, что обращение к архитектуре Ренессанса в архитектуре России было постоянно на протяжении всей второй половины ХIХ века – 1910-х годов. Однако к периоду Раннего Ренессанса зодчие обращались крайне редко, тем более в столь откровенном ясном прочтении, когда рисунок рустовки являлся определяющим в построении фасада здания. В этом стилистическом направлении архитектуры работали крупные русские зодчие как периода историзма, эклектики, так модерна и ретроспективизма. Самым ранним и наиболее ярким классическим примером является дворец великого князя Владимира Александровича, построенный в 1872 году в Петербурге по проекту архитектора А.И. Резанова. Однако, в этом здании тонкое чувство стиля Возрождения в общем построении и прорисовке деталей на главном фасаде сочетается с использованием в интерьерах помещений других исторических стилей: от готики до барокко, в том числе с включением «русского» и «восточного». Ренессансное направление выразилось также в особняке С.П. фон Дервиза (1886 г.) в Москве, в петербургских особняках: Ф.К. Сан-Галли (1870-е гг., архитектор К.К.Рахау), П.П. фон Дервиза (1890-е гг., архитектор А.Ф.Красовский), Ф.Г. Козлянинова (1892 г., архитектор А.И. фон Гоген). Эта тема сильно прозвучала и в здании архива Государственного совета в Петербурге (1887 г., архитектор М.Е.Месмахер). К примерам подобной ориентации начала ХХ века необходимо отнести банк Вавельберга в Петербурге (1912 г., архитектор М.М. Перетяткович), особняк Я.М. Шлосберга в Москве (1911 г., архитектор А.Н.Зелексон)[1].

 Вопрос об авторстве дома Маркова остается открытым. Никаких подлинных чертежей дома не обнаружено. Однако, с уверенностью можно сказать, что автор проекта столичный, скорее всего петербургский, мастер. Петербургские архитекторы активно работали особенно в конце Х1Х века в Нижнем Новгороде[2]. То есть это был заказной проект. Но строителем дома, ведущим надзор за постройкой, безусловно, был нижегородский архитектор. В нижегородской архитектуре ни до постройки этого дома, ни после данное «флорентийское» архитектурное направление не выявлено, хотя отдельные архитектурные детали особняка повторяются в некоторых купеческих постройках. Так рисунок наличника окна второго этажа дома Марковых в виде «плетенки» можно наблюдать в особняке А.К. Фомина (1906-1908 гг.) на улице Минина, 6. Кольцеобразный рисунок парапета повторен в ограждении пристроенной террасы во втором доме Марковых (улица Ильинская, 53). Надо отметить, что в возведении дома выявлено два этапа: первый – основной, результатом которого стало строительство дома и выполнение парадных интерьеров в ренессансном стиле, второй этап – связан с декоративной отделкой входной парадной группы помещений в новом современном стиле – модерн. В этих работах, безусловно, участвовал нижегородский архитектор.

 Усадьба, где построен дом, имеет большую историю. Особняк расположен на месте старого дома, возведенного в первой половине Х1Х века и отмеченного на плане-съемке города 1853 года. Границы первоначального владения городской усадьбы, сложившиеся к середине ХIХ века, не изменялись до 1917 года и по фронту улицы составляли 34 м. По плану 1853 года видно, что старый дом располагался на красной линии улицы Ильинской и северной боковой стороной примыкал к границе владения. Размеры дома в плане составляли 9х13 м, что соответствует небольшому дому в три окна по фасаду. К югу от дома находился небольшой двор, отделенный от улицы узкой хозяйственной постройкой, а с противоположной стороны корпусом служб, за которым находился просторный сад.

 Согласно «Списку домов Нижнего Новгорода» за 1900 год это было владение Михаила Ивановича Сафонова, принадлежавшее ему по наследству с 4 мая 1893 года. Оценка дома составляла 1113 рублей. В «Списке домов» домовладение значится под № 18. До 1893 года владение принадлежало Екатерине Асафовне Сафоновой. На участке располагались: полукаменный двухэтажный дом (возведенный возможно в первой половине ХIХ в.), службы, сарай и два деревянных погреба. Все постройки оценивались в 1113 рублей. Это владение в свою очередь перешло Е.А. Сафоновой 16 марта 1887 года от И.М. Рогозильникова. Более ранних архивных материалов не обнаружено. Однако можно отметить, что в период 1880-х, а, скорее всего, с 1840-х годов, и по 1900 год крупных перестроек, в том числе возведения нового главного дома усадьбы, на участке не проводилось.

 В первые годы ХХ в. владение переходит к Арсению Васильевичу Маркову – последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Главной фигурой рода являлся Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец, который в низовьях Волги владел огромными водными пространствами. В середине ХIХ века ему в Нижнем Новгороде принадлежали домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская), а также несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Главное домовладение (ныне существующий дом № 63) располагалось на углу Ильинской улицы и Вознесенского переулка. Марковы широко занимались благотворительностью, в том числе строили сельские школы и училища. А.В. Марков в 1905 году оборудовал амбулаторию в селе Желнино. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было построено и оборудовано здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей».

С 1905 года новым владельцем исследуемой усадьбы значится А.В.Марков, при этом оценка владения по сравнению с прежней, когда владельцем являлся М.И.Сафонов, возросла в более чем в 15 раз. Это говорит о новом широком строительстве, проведенном Марковым в первые годы ХХ века. В его владении числился дом, прачечная и службы. Общая оценка владения составила 16380 рублей[3]. Данная оценка владения А.В. Маркова не изменялась до 1918 года, что доказывает о неизменности вновь выстроенных построек данного времени. Таким образом, дата 1905 год, как предположил нижегородский исследователь В.В. Краснов, является вероятной датой постройки ныне существующего дома. Ранее нижегородские историки архитектуры Ю.Н.Бубнов и О.В. Орельская датировали постройку дома 1915 годом и стилистически относили его к архитектуре ретроспективизма 1910-х годов. Однако, новые вновь выявленные документы позволяют уточнить год постройки и стилистику дома-особняка Марковых.

 Строительные работы в 1905 году не были полностью закончены. Внутренние инженерные работы в особняке продолжались и в последующие годы: было проведено водоснабжение, в 1916 году – канализация. Как установлено в процессе обследования, к этому времени относится и переделка интерьеров входной группы помещений в модном тогда стиле модерн, а также установка многочисленных дверных полотен на 1 и 2 этажах, общий рисунок и резные элементы которых соответствовали модерну. К этому времени относится установка ограждения открытой террасы с характерным для модерна рисунком. С постройкой этого дома купеческому роду Марковых стало принадлежать два самых крупных жилых дома на Ильинской улице (ныне дома №№ 53 и 61). В 1918 году особняк был национализирован и в последующие годы использовался в общественных целях. В послевоенный период, в 1940-е -1950-е годы и до 1985 года в здании располагался туберкулезный диспансер, что вызвало определенную перепланировку дома и утрату декоративной отделки стен. С 1985-го по 1987 год в здании был проведен капитальный ремонт, оно было реконструировано и переоборудовано под студенческую поликлинику, находившуюся здесь до 2006 г. Ныне здание как учебный корпус входит в состав Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

При проведении реставрационных и строительных работ было установлено, что здание в основном сохранило свой первоначальный внешний облик. Это относится и к архитектурной пластике фасадов, проездным воротам с металлическими створками, примыкающим к дому, террасе с красивой ажурной металлической решеткой, обращенной во двор, металлическим кованым козырькам, отмечающим входы в здание со стороны двора. Сохранилась и парапетная часть с включением разнообразных декоративных элементов. Интересным элементом крыши дома являются две дымовые трубы, дымники которых выполнены в виде ступенчатых пирамид из нескольких рядов чугунных повторяющихся рамных элементов.

 Для дома характерна сложная, асимметричная объемно-пространственная композиция фасадов и общая планировочная структура, предельно плотно вписанная в узкий участок домовладения. При этом все фасады имеют свое индивидуальное архитектурное решение (рис. 1, 2).

фотофотофотоТак, главный восточный, выходящий на Ильинскую улицу, фасад отличается богатым декором, архитектурной пластикой и разнообразным рисунком оконных наличников. Дворовый южный фасад имеет более упрощенное построение, менее пластичную рустовку, главным акцентным элементом является широкий балкон. Дворовый западный фасад еще немного проще по архитектурной прорисовке рустов и отделке наличников окон, отличается двумя металлическими, симметрично поставленными навесами над входами. Северный фасад, который просматривается только в узкой щели двора, имеет еще более скромную отделку, включает большие гладкие поверхности стен и в тоже время повторяет общую архитектурную структуру членений всех остальных фасадов.

 При ознакомлении со зданием было также выявлено, что в процессе длительной эксплуатации, особенно во второй половине ХХ века, оно подвергалось многочисленным переделкам в результате неграмотных, с точки зрения реставрации, ремонтных работ. В результате многоразовых ремонтов фасадов и непрофессиональных попыток повторения архитектурной пластики декора, отдельные места декора фасадов, выглядели крайне не эстетично и требовали восстановления.

 Были выявлены полностью или частично заложенные, а также пробитые оконные и дверные проемы. Так, заложены дверные проемы на западной стене дворового южного фасада и на западном фасаде. Наиболее сильно искажены шесть оконных проемов на северном фасаде, внутри небольшого дворика. Об этом говорят крупные первоначальные наличники окон и маленькие по размеру окна. В юго-восточном углу дворика нарушен хозяйственный вход в подвал, предназначенный для доставки топлива в котельную, расположенную в середине здания. Кроме того, первоначальный вид дома несколько нарушен поднятием культурного слоя (не менее 0,3 м), вследствие чего часть цоколя с рустами оказалась под землей. Первоначальный рисунок цокольной части полностью просматривается только в правом углу главного восточного фасада.

 В процессе реставрационно-строительных работ на всех фасадах был проведен значительный комплекс мероприятий по восстановлению рисунка рустовки стен, профилей наличников окон и деталей сложно профилированного парапета. Над главным входом установлен взамен ранее утраченного кованый козырек, рисунок которого был выполнен в соответствие с построением деталей створок главных ворот дома. Во всех окнах заменены деревянные рамы, но с сохранением старого рисунка переплетов. Исключение составили только пять полуциркульных окон главного фасада, где вместо больших единых зеркальных стекол вставлены нижние открывающиеся части. Особые требования были предъявлены к окраске фасадов. Цвет соответствует цвету естественного камня и отражает целостность фасадов. Большие работы проведены на цокольной части дома, в частности на дворовых фасадах были восстановлены профили цоколя и раскрыты, ранее заложенные, цокольные окна.

 Значительные мероприятия были проведены внутри дома. Главная задача состояла в сохранении и восстановлении исторических интерьеров семи комнат, а также отдельных фрагментов и деталей. Надо отметить, что полностью интерьеры, т.е. декор стен, потолков и полов, сохранились только в двух помещениях – входном вестибюле и парадной лестнице. В остальных комнатах отделка сохранилась фрагментарно, либо только декоративные, лепные потолки, либо – лепная отделка стен.

 В двух комнатах второго этажа, примыкающих к центральному холлу, сохранились лепные потолки, отличающиеся тонкой пластикой и изысканным рисунком, а в угловой комнате – деревянный кессонированный потолок. В центральном зале, обращенном на улицу, стены украшены барельефными панелями на всю высоту комнаты, в рисунках которых использованы растительные орнаменты. К сожалению, в этом самом большом зале утрачен лепной, покрытый орнаментами потолок, который первоначально придавал ему парадность и просторность. Особую изысканность залу придают порталы дверей, выполненные в объемной пластике с включением разнообразных цветов (рис. 2).

фото Кроме того, этот зал ранее объединялся с соседним залом большим арочным проемом. То же касается и угловой парадной комнаты. При сохранении редкого для нижегородской архитектуры рубежа ХIХ-ХХ веков кессонированного потолка, утрачены характерные для подобного решения деревянные панели обшивки, придававшие интерьеру, по-видимому, кабинета владельца целостность и уют.

 Большая часть помещений, обращенных во двор, носила жилой и хозяйственный характер, потому декоративная отделка была их скромной: потолочные тяги, в одной комнате сохранилась кафельная печь. В подвальном этаже размещались хозяйственные помещения, главным из которых была котельная. В доме, помимо батарей-радиаторов, часть которых была сохранена, отопление проводилось и через калориферы.

 Особый интерес в доме Маркова имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами. Здесь также сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков, представляющие собой единственный законченный пространственный образец интерьера модерна в Нижнем Новгороде (рис. 3).

фото Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространство которого включены художественно выполненные витражи. Витражи расположены в разных частях дома и придают дому специфическую цвето-световую характеристику. Самым ярким и многоцветным является витраж, размещенный на парадной лестнице (рис. 4).

 Огромное окно-витраж выполнено в характерной манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями и пластичными ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

 Два других витража украшают входные двери в угловой парадный зал. Они имеют геометрически сложный рисунок (рис. 4).

фотоЦветовую гамму их дополняют свинцовые переплеты, которые создают свой ажурный из пересекающихся линий рисунок. Третий витраж-окно расположен в центральном просторном холле второго этажа. В нем преобладает готическая, средневековая тема – стрельчатая арка включает круглые элементы. Насыщенные контрастные оттенки желтого и голубого на нейтральном белом фоне выделяют символические, фантастические цветы.

 Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших С.М. Рукавишникову и В.М. Бурмистровой. Особый пространственный интерес представляет лестница в вестибюле. Она имеет криволинейное волнообразное очертание в плане и включает спиралевидные скульптурные объемы. В отдельные ячейки ограждения главной парадной лестницы первоначально были вставлены металлические декоративные элементы. По первому этажу художественный интерес представляют полотна двух дверей и панели с большим зеркалом, выполненных в одном характере с элементами модерна.

 Наиболее ценные интерьеры расположены на втором этаже. Три из них образуют парадную анфиладу вдоль главного фасада дома. Так в центральном зале с большими полуциркульными зеркальными окнами поверхность стен расчленена пилястрами-панелями с включением сложных барельефных растительных орнаментов, рисунок которых выдержан в стиле архитектуры итальянского Возрождения. Центральный зал первоначально большим арочным проемом раскрывался в первую квадратную комнату. С другой стороны, зал соединен с угловой комнатой, в которой главным архитектурным акцентом выступает кессонированный деревянный потолок, также ассоциирующийся с парадными залами дворцов Ренессанса. Кессоны украшены тонко профилированными порезками и резными деталями.

 Это зал имеет выход на просторную террасу, обращенную во двор, и соединен с еще одной парадной комнатой, отмеченной красиво и тонко прорисованным лепным потолком. Последний парадный зал, примыкающий к лестничному холлу, также отмечен лепным потолком с объемными карнизными элементами и центральной розеткой. Во всех залах первоначально был выполнен наборный дубовый паркет геометрического рисунка: отдельные фрагменты его обнаружены в центральном зале, где видно, что рисунок паркета был выполнен на основе геометрических фигур (прямоугольников, треугольников) образующих звездообразные композиции. Важным элементом художественных интерьеров выступают мраморные подоконники. Причем цвет мрамора и его текстура в каждом из залов не повторяются: серый, красный, коричневато-желтый, зеленый. Все семнадцать подоконников в процессе ремонта были отреставрированы.

 Особую ценность в парадных интерьерах представляют филенчатые двери. Они отражают стилистику залов. Так в парадной анфиладе комнат полотна дверей украшены объемной резьбой на тему морских раковин, то на парадной лестнице этот рисунок дверей выдержан в характере модерна и включает плоские композиции из рельефных и раскрашенных цветов. Лишь в угловом зале, вход в который ведет из темного коридора, использованы двухстворчатые дубовые двери с цветными витражами.

 Таким образом, в результате реставрации и приспособления особняка под учебный корпус ННГАСУ, с включением кафедры ЮНЕСКО, сохранен и частично восстановлен архитектурный декор на фасадах, а также разнообразный первоначальный лепной декор на стенах и потолках исторических залов, из которых особое внимание было сосредоточено на двух интерьерах – вестибюля и холла с мраморными лестницами.

В заключении необходимо отметить, что нижегородская архитектура второй половины ХIХ – начала ХХ века развивалась в общем русле русской архитектуры и отмечена отдельными самобытными постройками, к числу которых следует отнести и особняк Марковых.

 

С.М. Шумилкин,

 д-р арх., проф., зав. кафедрой

истории архитектуры и основ

архитектурного проектирования

 


[1] Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер. – Л., 1984. С. 54-59; Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца Х1Х- начала ХХ века.- СПб., 2006. С.36-37; Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. – М., 2005. С.213; Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. – М., 1989. С. 251; Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830- 1910-х годов. – М., 1978. С.30; Лисовский В.Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. Т.2.- СПб., 2009. С.155-158.

[2] Шумилкин С.М. Творчество петербургских архитекторов в Нижнем Новгороде ХIХ-начала ХХ века. //Архитектура в истории русской культуры. Вып.7. –М., 2007. С. 615-640.

[3] ЦАНО. Ф.30. Оп.35-а. Д. 8217. Л.186 (1905 г.); там же, Д. 8888. Л. 822 (1907- 1910 гг.); там же, Д.11261. Л.822. (1915 г.); там же, Оп.35. Д.3042. Л.78-79; там же, Д.4687. Л.368-369; там же, Д.5480. Л.367-368.

размещено 2 июня 2010 г.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции