Здание областного (бывшего окружного) суда на Большой Покровской улице (дом № 17) относится к объектам культурного наследия федерального значения. Оно является одним из лучших образцов архитектуры эклектики в Нижнем Новгороде и сохранило в основном свой первоначальный внешний архитектурный облик, а также исторические интерьеры главных помещений. Дом имеет большую историко-градостроительную ценность, так как является составной частью исторически сложившейся в течение конца ХVIII- начала ХХ века главной улицы города – Большой Покровской и отмечает один из важных этапов формирования городской планировочной структуры (конец ХIХ- начало ХХ века).
После случившегося в здании суда пожара в 2006 году, до 2010 года велись ремонтно-реставрационные работы. Первоначальные работы по восстановлению конструкций крыши и интерьера зала заседаний второго этажа были выполнены ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород». С 2007 года все строительные и проектные работы, связанные с укреплением конструкций здания, перепланировкой цокольного этажа, а также реставрационные работы по восстановлению исторических интерьеров первого и второго этажа и по главному фасаду проводились при участии специалистов Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Проекты реставрации, архитектурно-археологические обмеры, рабочие чертежи и натурные обследования исторических интерьеров и фасада, а также архитектурный надзор были выполнены авторским коллективом кафедры истории архитектуры и основ архитектурного проектирования в составе: С.М. Шумилкин (научный руководитель), В.М. Кагоров, В.Н. Котов, А.С. Шумилкин.
Здание областного суда имеет долгую и интересную историю строительства. В процессе регулярной перепланировки города в конце XVIII века на этом месте для вице-губернатора был выстроен двухэтажный каменный дом в семь окон по главному фасаду, обращенному на Большую Покровскую улицу. С правой стороны от него, также по красной линии застройки, стоял деревянный одноэтажный с мезонином флигель. В начале ХIХ века по проекту архитектора И. И. Межецкого главный дом был расширен в сторону б. Дворянской ул. Высота здания, основные членения и форма окон фасада были повторены. В центре здания был устроен сквозной проезд, отмеченный колонным портиком с балконом и большой полуциркульной аркой с мезонином. За строениями располагался большой хозяйственный двор, а за ним в глубине сад[1]. В 30-х годах ХIХ века в этом доме жил военный губернатор до переезда в новое здание, выстроенное для него в кремле (ныне здание художественного музея). В 1833 году здесь произошла историческая встреча А.С. Пушкина с губернатором М.П. Бутурлиным. В начале 1890-х годов старые казенные дома обветшали и, в связи с предполагаемой постройкой на этом месте здания окружного суда, их разобрали.
Здание суда построено в 1896 году по проекту нижегородского губернского архитектора В.Н. Брюхатова (1852-1894)[2]. Проект был разработан в 1889 году, а 14 июня 1894 года состоялась закладка фундаментов. Здание было спроектировано и построено для окружного суда. Однако, в связи с проведением в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года, здание было приспособлено под гостиницу для почетных гостей выставки. В 1895 году строительство было в основном завершено, но размещение гостиницы сказалось на планировке здания. Однако к ее переделке автор проекта не имел отношения, так как скончался в августе 1894 года. Надзор за постройкой здания в 1894-1895 годах осуществлял нижегородский архитектор Н.П. Иванов. Общая планировочная структура возведенного здания суда, по-видимому, вполне соответствовала и гостинице. Многочисленные кабинеты, просторные коридоры и холлы, два больших зала на первом и втором этажах были удачно приспособлены к гостиничным целям. Судя по путеводителю 1896 года, в «Центральной» гостинице размещалось 50 номеров, большой зал ресторана с отдельными кабинетами и зал собраний[3]. Так как здание не меняло своей планировочной структуры до настоящего времени, то ресторан располагался в большом зале первого этажа, а зал собраний занимал зал второго этажа. Вполне возможно, что новая временная функция отразилась на более сложной декоративной отделке основных парадных помещений. Административное здание, как окружной суд, не требовало сложной пластики декора стен, а тем более потолков с использованием деревянных кессонированных конструкций.
После окончания выставки, с 1897 года в здании разместился окружной суд. В 1902 году здесь происходил известный процесс по делу сормовского рабочего Петра Заломова (прототип Павла Власова из романа М. Горького «Мать»). Первоначальный вид дома запечатлен на фотографиях М.П. Дмитриева 1900-х годов.
В советское время функция здания не изменилась. С 1925 года здесь находится губернский (ныне областной) суд. Не менялись габаритные размеры дома. До начала ХХI века в здании не проводились крупные ремонтные работы, и оно дошло до наших дней в своем первоначальном состоянии. Лишь в 1938 году, судя по сохранившейся надписи в полу первого этажа, проводился ремонт, и были устроены бетонные полы в вестибюле, холлах. Пожар 2006 года нанес существенный ущерб деревянным конструкциям крыши, деревянным перекрытиям и лепной декоративной штукатурке помещений второго этажа. В настоящее время после реставрационных работ главному фасаду и отдельным историческим интерьерам здания придан их первоначальный вид.
Главный фасад здания выполнен в стиле эклектики и органично сочетается с окружающими его домами. Особенно это проявилось по отношению к зданию Дворянского собрания, т.к. архитектор активно использовал в построении фасада суда классицистические приемы построения. (Рис.1). Декор остальных фасадов носит чисто утилитарный характер. Исследователь нижегородской архитектуры Ю.Н. Бубнов замечал, что «фасады здания окружного суда представляют собой редкий для этого времени пример стилизации под русский классицизм»[4]. Особую привлекательность зданию придает ограда с коваными решетками, калиткой и воротами, отделяющая небольшой дворик от улицы.
В здании суда отдельные интерьеры помещений являются предметом охраны, что сделано с целью сохранения их пространственного построения, включающего разнообразные арки, своды, и архитектурный декор. К ним относятся: вестибюль с холлом, зал заседаний и два прилегающих центральных коридора на первом этаже; зал заседаний, зал президиума, холл с открытой парадной лестницей и боковые коридоры на втором этажей. (Рис.2). Эти помещения требовали реставрации, в том числе восстановления лепного декора, филенчатых дверей, ограждений, паркетного пола и др.
Здание суда располагается в исторической части города, на главной улице, в среде доходных домов ХIХ века. (Рис.3). Его боковые крылья фиксируют красную линию улицы и, благодаря дворику перед центральной частью дома оно выступает важным градостроительным акцентом в общей застройке улицы. Главный фасад обращен на улицу Большую Покровскую. Здание имеет сложную конфигурацию в плане, сильно заглублено на территорию квартала и образует с соседними зданиями сплошную линию застройки, прерываемую по первому этажу с двух сторон расположенными сквозными арочными проездами. В структуру основного объема здания включен внутренний дворик размером в плане 7 х 18 м, в который со стороны дворового фасада устроен арочный проезд. Главный фасад здания оштукатурен, и в его отделке использованы классические ордерные детали и элементы. Остальные дворовые фасады лишены архитектурного декора.
Стилистическая направленность архитектуры здания – академическая эклектика. Главный фасад имеет строго симметричное построение, отмеченное двумя ризалитами с крайними арочными проездами и центральным пилястровым портиком с треугольным фронтоном, а также оградой с центральным входом-калиткой и двумя боковыми воротами-проездами. Главными акцентами в построении фасада выступает центральный четырехпилястровый портик с треугольным фронтоном и два таких же портика на плоскостях ризалитов, обращенных на улицу. Центральный портик включает пилястры, завершенные пластичными, красиво прорисованными капителями сложного ордера. Классический по пропорциям антаблемент имеет упрощенную по профилю карнизную часть. Во фронтоне карнизный профиль усложнен включением модульонов. В отличие от карнизной части антаблемента, где использованы каменная плита и штукатурные лепные детали, во фронтоне он выполнен в технике выколотки из металлического листа.
Центральная часть портика включает полуциркульный портал главного входа, оформленного в виде двухколонного портика дорического ордера, с тонкой прорисовкой капителей, триглифов и др. Для композиционного усиления центрального портика в структуре фасада карниз его несколько приподнят над карнизом основного объема здания. (Рис.4).
Главный фасад имеет четкие поэтажные членения за счет различных горизонтальных поясов, тяг, развитого карниза, а также различного характера отделки поверхностей стен и обрамлений оконных проемов. Поверхность цоколя выделена крупным, сильно выступающим рустом и прорезана почти квадратными оконными проемами, оси которых отмечены замковым камнем. Поверхность стен 1 и 2 этажа расчленена узкой горизонтальной рустовкой. Окна первого этажа, одинаковые по величине по всему фасаду, имеют наиболее развитую пластику и обрамлены сложно профилированными наличниками с треугольными и лучковыми сандриками. Боковые фасады курдонера включают входы, отмеченные коваными металлическими козырьками с элементами растительного спиралевидного рисунка.
Планировка дома выполнена в условиях максимального использования площади участка, только лишь узкий сквозной проезд вокруг здания со двора отделяет фасады здания от границ владения. Несмотря на сложную конфигурацию участка, внутренняя планировка здания выполнена на основе общего симметричного решения, соответствующего построению главного фасада. На главной планировочной оси расположены основные крупные помещения: вестибюль, два холла и 3 парадных зала. К этим помещениям через разнообразные коридоры примыкают более мелкие помещения. Важное место в планировке дома играет коридор, идущий вдоль главного фасада и объединяющий различные комнаты и короткие коридоры в единое целое. К парадным холлам примыкает широкая двухмаршевая лестница, связывающая 1 и 2 этажи. В северо-западной части здания помещения сгруппированы вокруг внутреннего дворика.
В процессе реставрации восстановлены утраченные элементы лепного декора стен и потолков исторических интерьеров первого и второго этажей, разобраны поздние перегородки и восстановлено первоначальное пространственное решение интерьеров. Особое внимание было уделено колористическому решению помещений, особенность которых состоит в том, что, за исключением отдельных изолированных залов, они пространственно взаимосвязаны между собой системой открытых арок. (Рис.5).
Во всех помещениях заменено напольное покрытие: в коммуникационных помещениях с использованием керамогранитной плитки в два цвета, в двух залах (заседаний и президиума) восстановлен исторический рисунок паркета по типу сохранившихся фрагментов, обнаруженных в процессе реставрации. Во всех реставрированных залах установлена новая стилистически единообразная световая арматура (несколько типов люстр, бра), выявляющая историческую характеристику помещений.
В зале президиума сохранены старые филенчатые полотна центральной двери и внутри тамбура, а также наличник портала. На боковых стенах воссозданы четыре декоративных дверных портала (из которых – три ложные двери) и лепные профильные рамки. Значительные работы проведены на подвесном потолке: восстановлен профильный карниз, проходящий по всему периметру зала, круглая розетка в центре потолка, отметившая место крепления люстры.
В холле и вестибюле первого этажа воссоздано ограждение (по типу сохранившегося на лестничном марше) с использование чугунных литых балясин и исторического дубового поручня. (Рис.6). То есть, холлу, после разборки поздних перегородок и различных вставок, придан первоначальный исторический облик, который определяли многочисленные полуциркульные арки и крестовые своды, опирающиеся на одиннадцать мощных опор. К стене зала по оси главного прохода холла установлена изразцовая печь, воссозданная по типу печи ранее разрушенной в зале президиума второго этажа. К сожалению, качество исполнения печи, установленной в 2008 году, не очень высокое, отдельные изразцы заменены на гипсовые вставки, отсутствует рельефный рисунок на передней плоскости.
В зале заседаний первого этажа значительный объем работ выполнен по укреплению и восстановлению лепного декора стен, включая декоративные панели, 10 порталов дверей и 4 наличника окон. В соответствии с проектом реставрации в правой боковой стене был заложен ранее пробитый проем и восстановлен рисунок карты. Новый проем пробит рядом в пределах декоративной ниши, не нарушая общего строя членений стены. Был заново сделан подиум для судей и присяжных. Зона судей и присяжных отделена от зоны присутствующих ограждениями в виде рядов круглых деревянных балясин. Особо тщательно проведена реставрация деревянного кессонированного потолка. Он был полностью демонтирован ввиду невозможного использования старых деревянных элементов, сильно пострадавших после пожара. При восстановлении сохранены все габаритные размеры кессонов, рисунок обшивки, профили самих кессонов, а также объемное построение кронштейнов. На потолке сохранены на прежних местах две металлические исторические люстры
В боковых коридорах первого и второго этажа разобраны чужеродные перегородки, убраны промежуточные двери, и пространство коридоров объединено с холлом. В коридорах сохранены сводчатые потолки и восстановлен профильный пояс, отделяющий стену от сводов. Деревянные оконные рамы заменены пластиковыми по старому рисунку переплетов.
Значительные реставрационные работы в 2010 году были проведены на главном фасаде здания суда. Они производились как на основном объеме, так и на кирпичной ограде. На всех плоскостях фасада ( двух – по улице Большой Покровской, трех – внутри двора) проводилась расчистка от старой краски, велось укрепление штукатурного слоя, а также восстановление утраченных профилей тяг, рустовки и элементов наличников окон. В процессе расчистки фасада были выявлены первоначальные цвета, что позволило изменить ранее утвержденную расколеровку. Было принято три основных цвета: белый – для выступающих частей фасада, желтый – для заглубленных поверхностей и светло-коричневый – для цокольной части здания. Велись работы по реставрации металлических козырьков над боковыми входами. В процессе реставрации было утверждено исполнение профильных частей цоколя в граните красного цвета, как и основная вертикальная плоскость, заложенная в проекте реставрации.
Большие реставрационные работы были выполнены на центральном портике. Во время снятия металлического покрытия фронтона было выяснено, что металлические листы и различные детали из них не подлежат дальнейшему использованию. Вследствие этого, вся металлическая отделка была снята и восстановлена вновь по чертежам проекта реставрации, включая различные горизонтальные профили, кронштейны и ряды мелких «сухариков». Во фризе под фронтоном портика было восстановлено историческое название здание с учетом старой орфографии на основе исторических фотографий начала ХХ века –«Окружный судъ». Над главным входом было восстановлено ограждение с балясинами, а также заново изготовлены дверные дубовые полотна главного и двух боковых входов.
В двух крайних арках фасада створки кованых ворот были отреставрированы, в том числе выпрямлены деформированные и изогнутые элементы, частично восстановлены утраченные элементы в основных звеньях створок, а также воссозданы декоративные элементы в виде литых накладных полосок.
Старая ограда, т.е. кирпичные столбы и цокольная часть, была разобрана, вследствие сильного разрушения кладки, а также значительного врастания в землю за счет поднятия уровня улицы. По проекту выполнены новые столбы с некоторым повышением отметки цоколя, с сохранением габаритных размеров столбов и профилей на них, а над столбами устроены металлические покрытия по первоначальному виду.
Большие реставрационные работы проведены на трех других частях ограды: калитке и двух воротах. На калитке была выполнена реставрация утраченных частей (копий декоративных полосок) и замкового элемента, створка была дополнена нижним, ранее утраченным, звеном. В створках обоих ворот были восстановлены по типу сохранившихся копья и накладные литые элементы. Важной частью реставрации створок было создание их полного закрывания, так как старые створки в течение более 100 лет не могли закрываться вследствие зауженного проема между столбами. В креплении створок к столбам сохранены старые приемы: в верхней части – в виде хомутов, в нижней части – как опорный шарнир по типу подшипника.
[1] РГИА. Ф.1488. Оп.2. Дд.982, 983; Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV- начала ХХ вв. Н.Новгород: 1994. С. 105, 111, 202-203.
[2] От проекта сохранились отдельные чертежи: ЦАНО. Ф.30. Оп.39. Дд. 8302, 8303.
[3] Всероссийская выставка 1896 г. в Н. Новгороде. Путеводитель. СПб., 1896. С. 212; XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. в Н. Новгороде. Н. Новгород, 1996. С. 92
[4] Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX – начала ХХ века. Н. Новгород, 1990. С. 54-55.