Наименование памятника:
Дом Е.М. Михайлова -М.Ф. Щелокова.
Датировка памятника:
1820-е годы, 1870-е годы.
Местонахождение памятника:
Нижний Новгород, Нижегородский район, улица Варварская, 8.
Исторические сведения:
История домовладения на углу улиц Варварской (в советское время – улица Фигнер) и Осыпной (современная улица Пискунова) прослеживается с начала ХIХ века, когда оно принадлежало надворному советнику Е.М. Михайлову, затем в 1830-е гг. – статской советнице Клеопатре Ивановне Ильиной, а с 1836 года и до начала ХХ века – купцу Михаилу Федоровичу Щелокову и его наследникам. Точную дату постройки одноэтажного с мезонином на каменном фундаменте дома определить не удается. По архивным материалам и типологическим признакам дом можно отнести к 1820-м годам. Вероятно, он был возведен по проекту архитектора И.Е. Ефимова на основе жилого дома в пять окон по фасаду с мезонином из альбома «образцовых» фасадов 1809 – 1812 годов.
Первоначальный облик дома зафиксирован на архивном чертеже 1851 года, выполненном в связи с перекрытием крыши. Из него видно, что это был одноэтажный деревянный на каменном фундаменте дом в пять окон по главному фасаду с мезонином. Главным убранством фасада дома выступал портик, пилястры которого имели классические ионические капители и сложные базы, включающие два вала.
В 1861 году была запроектирована и осуществлена пристройка к боковому северо-западному фасаду первоначального объема «деревянной на каменном фундаменте с антресолями комнаты» (архитектор И.К. Кострюков). В 1870-е годы на усадьбе велось активное строительство, во время которого (судя по характеру архитектуры, соответствующему этому периоду) главный фасад дома получил ряд изменений, несколько нарушивших цельность и строгость ордерной системы портика, ее пропорции и детали.
После национализации дома в 1918 году в нем были устроены отдельные квартиры. Здание серьезно пострадало во время пожара в апреле 1996 года, после чего были проведены ремонтные работы на кровле. В настоящее время оно не используется.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника:
На протяжении ХХ века дом практически полностью сохранял внешний облик, приобретенный к 1870-м годам, не считая зашивки ряда окон бокового юго-восточного фасада, новой обшивки частей фасадов со стороны двора, переделок входных частей, некоторых незначительных перепланировок советского периода и утраты угловой печи в большом зале. После 2001 года в дом был окончательно закрыт доступ, тамбуры входов разобраны, все проемы первого этажа зашиты досками и металлическими листами.
Реставрационные работы:
Реставрационные работы не проводились. Выполнялся (после пожара 1996 года) ремонт крыши и верхних частей здания, при этом работы произведены крайне некачественно и не доведены до конца. В 1961 году Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской были выполнены обмеры дома, в т.ч. зафиксированы детали интерьеров; документация хранится в ГАСДНО и в личном архиве С.Л. Агафонова. В 1997 году авторским коллективом под руководством Р.И. Молевой (ННГАСУ) выполнено заключение по обследованию деревянных конструкций дома; документация хранится в УГО ОКН Нижегородской области и в проектной организации (ООО «Региональный инженерный центр», г. Владимир). В 2001 году авторским коллективом архитекторов под руководством С.М. Шумилкина (ННГАСУ) был разработан проект реставрации здания; документация хранится в УГО ОКН Нижегородской области и в проектной организации (ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород». Архитектурная мастерская).
Описание памятника:
Дом расположен в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», выходит главным фасадом на красную линию улицы Варварской – одной из трех улиц города, лучами расходящихся от площади Минина и Пожарского и Дмитровской башни кремля. Дом деревянный рубленый (фасады обшиты), на каменном фундаменте, одноэтажный (в пять осей света по главному фасаду) с трехоконным мезонином и антресольным этажом в дворовой части. Основной объем почти квадратный в плане (12,6 х 13 м). С северо-западной стороны к нему примыкает прямоугольный в плане двухэтажный (второй этаж – в уровне антресольного) пристрой. Объемно-пространственная структура дома, как и композиция его главного уличного фасада, классицистична, построение же отдельных фрагментов и часть декоративных элементов носят характер эклектики.
Центральная часть с мезонином выделена четырехпилястровым портиком большого ордера, завершенным пологим треугольным фронтоном, в тимпане которого – небольшое полуциркульное окно с простым дощатым наличником. Пилястры, имевшие первоначально ионические капители, завершены упрощенными «капителями», состоящими из двух небольших полочек, их плоскости расчленены филенками, украшенными накладными деталями в виде сильно вытянутых по вертикали ромбов с круглыми бляшками по краям. От первоначальных деталей пилястр сохранились их базы с четкой пропорционально выверенной классицистической профилировкой, поднятые на уровень низа окон первого этажа, где проходит подоконный пояс (первоначально они опирались непосредственно на цоколь), так что нижняя (рустованная) часть фасада в месте портика имеет раскреповку. Наличники высоких прямоугольных окон парадного первого этажа – рамочные профилированные, сандрики над ними выполнены в виде прямых (также профилированных) карнизов; по флангам этой части фасада – филенчатые пилястры, несколько упрощенные по сравнению с портиком. Пропорции окон мезонина ближе к квадрату, наличники их – простые рамочные, имеют небольшую профилировку; по низу этих окон также проходит подоконный пояс.
Пропорции и общий облик противоположного дворового фасада, принципиальная композиционная схема которого та же (пять осей света, трехоконный мезонин, завершенный пологим треугольным фронтоном), сильно отличаются в связи с наличием антресольного этажа (все окна имеют значительно меньшие размеры, причем окна мезонина и антресольного этажа, разные по размерам, – практически квадратные), полным отсутствием декора и поздней обшивкой из узких досок. По второй слева световой оси имеется входной проем.
Первоначальное архитектурное решение бокового юго-восточного фасада основано на четком ритме высоких прямоугольных окон первого этажа (их три), продолжающих пропорциональный строй главного фасада, над двумя из которых (дальше от улицы) – небольшие квадратные окна антресольного этажа. На этом фасаде, ближе к правому флангу расположен прямоугольный проем входа в дом, ведущий в большую хорошо освещенную угловую комнату (судя по архивному чертежу 1861 года, первоначально входной проем с этой стороны располагался рядом, ближе к средней продольной стене, и вел в коридор, соединявшийся с центральной лестничной клеткой).
Боковой северо-западный фасад решен аналогично юго-восточному. Отличие заключается в том, что левая его часть закрыта большим пристроем, разделенным на два низких этажа (по типу дворовой половины самого дома) и перекрытым двухскатной кровлей, справа от которого, почти посередине фасада, расположен еще один вход с двумя узкими окнами по бокам. Архитектурное решение фасадов пристроя (габариты в плане 4,6 х 6,0 м) – простое, носит классицистичный характер. Имеющиеся на северо-восточном фасаде небольшие прямоугольные окна (две оси света), венчающий карниз как бы продолжают архитектурные членения дворового фасада основного объема. Торцовый северо-западный фасад завершен треугольным фронтоном с небольшим полуциркульным окном в тимпане; по центральной оси симметрии фасада расположены вытянутые горизонтально низкие трехчастные окна, причем верхнее окно значительно ниже и шире.
Здание в целом сохранило общее пространственно-планировочное построение парадных и жилых комнат, характерное для архитектуры классицизма. Основой внутренней планировочной структуры являются поперечные и продольные несущие стены, а также перегородки, делящие почти квадратное в плане внутреннее пространство первого этажа на восемь помещений. Ядром планировки является внутренняя лестничная клетка с деревянной лестницей с забежными ступенями с фигурными балясинами, связывающая первый этаж с антресольным и мезонином. Лестничная клетка и два небольших вытянутых помещения по ее сторонам образуют продольную ось, которая делит дом на две части: парадную, с хорошо освещенными высокими комнатами (3,5 м), выходящими на главный уличный фасад, и хозяйственную – с окнами, обращенными во двор. Комнаты не имеют сложных декоративных элементов. В парадных помещениях по периметру потолка сохранились тянутые профилированные карнизы. Кроме этого в ряде помещений имеются печи, в т.ч. три угловых.
Необходимо отметить, что, поскольку доступ в дом невозможен и его дворовые фасада почти полностью закрыты металлическими листами, то описание облика (за исключением описания главного фасада и общей структуры здания), а также чертежи планов и описание предмета охраны выполнены на основании обмерных и проектных материалов 2001 года, обмерных чертежей 1961 года и собственных исследований авторского коллектива настоящего паспорта ОКН, проводившихся в разные годы, начиная с 1991 года.
К элементам, которые послужили основаниями для включения дома № 8 по улице Варварской в г. Нижнем Новгороде в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры Нижегородской области в качестве объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – «Дом М.Ф. Щелокова» и подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны), относятся:
– местоположение здания по красной линии ул. Варварской;
– первоначальная объемно-пространственная и объемно-планировочная структура дома;
– подлинные конструкции наружных и внутренних несущих стен (деревянные стены основного объема и мезонина);
– общая композиция, архитектурно-конструктивные и декоративные элементы главного фасада (четырехпилястровый портик с треугольным фронтоном, профилированные карнизы, наличники, первоначальные формы баз пилястр);
– общая композиция и первоначальное архитектурное решение дворовых фасадов;
– габариты, и форма оконных и дверных проемов в подлинных наружных стенах;
– первоначальные (1820-е гг., 1870-е гг.) стилевые характеристики и конструкции заполнений оконных проёмов; рисунок переплётов и местоположение оконных заполнений;
в интерьерах:
– расположенная в центре дома, связывающая первый этаж и мезонин, деревянная лестница с забежными ступенями с подлинными фигурными балясинами;
– тянутые профилированные карнизы по периметру потолков парадных помещений (1820-е гг., 1870-е гг.);
– подлинные внутренние двери, первоначальные формы и профили деталей дверей;
– подлинные печи.
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника:
Памятник имеет чрезвычайно важное научное и архитектурно-художественное значение как замечательный образец деревянного зодчества периода классицизма, сохранивший свою объемно-пространственную и объемно-планировочную структуру, ряд первоначальных архитектурных деталей декора. Главный фасад здания, запроектированный на основе «образцовых» проектов, отличается выверенными пропорциями, точной и тонкой прорисовкой профилей архитектурных элементов. В интерьере особую ценность представляет деревянная лестница с забежными ступенями, у которой сохранились первоначальная конструкция и ограждение с балясинами – единственный сохранившийся в городе образец деревянной лестницы в жилом доме периода классицизма.
Основная библиография, архивные источники,:
- Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIX – начала ХХ вв. – Н. Новгород, 1994. С. 159 – 160.
- Шумилкин С.М. О реставрации деревянных домов классицизма в Нижнем Новгороде // Записки краеведов. Очерки. Воспоминания. Статьи. Хроники. – Н.Новгород, 2006. С. 174 – 183.
- Шумилкин С.М., Котов В.Н., Шумилкина Т.В. Памятники архитектуры Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 2003. С. 14 – 34.
- Обмерные чертежи здания. ГСНРПМ. 1961 г. (личный архив С.Л. Агафонова).
- ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 1191.
- ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 4692.
- ЦАНО. Ф. 30. Оп. 37. Д. 3682.
Составители паспорта:
Агафонова И.С., архитектор, Давыдов А.И., историк, Давыдова А.А., к.и.н. (НИП «Этнос»)
Дата составления паспорта:
22 июня 2009 года.
Общий вид дома с улицы Варварской
Главный фасад. Венчающий карниз и завершения пилястр
Фото Л.М. Москалевой, июнь 2009 г.
размещено 9.12.2009