Основные положения (69.8 Kb) АННОТАЦИЯ Выпускаемый по заказу Министерства культуры Нижегородской области настоящий том научно-исследовательской документации является неотъемлемой составной частью научно-исследовательской и проектно-изыскательской документации «Историко-культурный опорный план, проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предложения по градостроительному регламенту (историко-культурный раздел) исторической территории «Старый Нижний Новгород». Он состоит из введения и семи глав. Во введении дается обоснование актуальности настоящей работы в контексте современного историко-культурного опорного плана города и международного опыта охраны культурного наследия. В первой и четвертой главах на основе определений, данных в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), более ранних методических и нормативно-правовых документах, в т.ч. международного характера, а также научно-методических разработках (2005 г.) аспиранта кафедры архитектурного проектирования Института архитектуры и градостроительства Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета С.В.Зеленовой, частично опубликованных в пятом выпуске «Сборника трудов кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета» (Нижний Новгород, 2005), сформулированы основные принципы выявления и оценки территорий и комплексов застройки в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», обладающих признаками объектов культурного наследия – достопримечательных мест и ансамблей. Во второй и пятой главах на базе Федерального закона и выведенных нами характеристик достопримечательных мест и ансамблей определены предметы охраны этих видов объектов культурного наследия. Также даны пояснения относительно ряда понятий, что существенно для определения возможностей градостроительной деятельности на данных территориях. В третьей и шестой главах приводятся основные положения режимов использования территорий достопримечательных мест и ансамблей и градостроительных регламентов, разработанные в соответствии с определенными предметами охраны данных объектов культурного наследия (далее – ОКН). Они носят рамочный характер и подлежат уточнению для каждого конкретного объекта. В качестве приложений приводятся: – определения основных понятий, применяемых в тексте, в т.ч. тех, которые могут вызвать разночтения или вопросы при использовании настоящей документации. Они составлены на базе Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектов Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Москва, 2003 г. и 2004 г.), проекта Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями по состоянию на 1 февраля 2005 г.), других нормативных документов и методических указаний и рекомендаций, а также разработок Научно-исследовательского предприятия «Этнос». – список сокращений, применяемых в настоящем томе; – Задание на разработку настоящей научно-исследовательской документации, – схематический план части Нижнего Новгорода с указанием выявленных (в рамках данной работы) достопримечательных мест и ансамблей. Научно-исследовательское предприятие «Этнос» выражает глубокую признательность и благодарность Санкт-Петербургскому научно-исследовательскому и проектному институту по реставрации памятников истории и культуры (НИИ «Спецпроектреставрация») за представленную возможность использовать выпущенный институтом в 2004 году труд «Достопримечательные места как вид культурного наследия. Научное обоснование» (автор – С.Б.Горбатенко, член Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест), где собраны и проанализированы различные документы, касающиеся определения этого понятия, предмета охраны достопримечательных мест (в дальнейшем мы будем использовать также сокращение – ДМ) и специфики мероприятий по их охране и регенерации. Нормативно-правовой базой и методической основой для разработанной научно-проектной документации послужили: – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; – Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря № 190-ФЗ; – Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями по состоянию на 1 февраля 2005 г.); – Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное приказом Министерства культуры СССР от 10 октября 1982 года № 604; – Методические указания об использовании памятников истории и культуры как градоформирующих факторов при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки городов, утвержденные Госгражданстроем и Министерством культуры СССР от 25.02.1986 г.; – Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденная приказом Министерства культуры СССР от 25.01.1986 г. № 33; – Разработка историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры исторических населенных мест (методические рекомендации объединения «Росреставрация». М. 1990 г.); – Проекты Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, М. 2003 г. и 2004 г. С научно-методической стороны работа основывается также на соответствующих разработках различных научно-проектных организаций (московского и петербургского институтов «Спецпроектреставрация», Научно-исследовательского предприятия «Этнос», Томского института «Сибспецпроектреставрация» и др.), Департамента охраны историко-культурного наследия МК Нижегородской области, ранее выполненной различными специалистами и исследователями аналогичной документации. Необходимо отметить, что настоящая работа выпускается в переходный период, когда терминология и ряд принципиальных положений Федерального закона имеют некоторые расхождения с ранее выпущенными методическими рекомендациями и указаниями. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, разработанное в 2003 году и несколько переработанное в 2004 году, не утверждено в установленном порядке. Другие подзаконные акты, необходимые для разработки данного вида научно-проектной документации, отсутствуют. Научно-проектная документация выпускается на правах рукописи. При использовании материалов и сведений из данного тома ссылка на него обязательна. Настоящий том выпущен в количестве пяти экземпляров, в т.ч. один экземпляр поступает в архив Научно-исследовательского предприятия «Этнос». ВВЕДЕНИЕ В процессе работы над научно-исследовательской и проектно-изыскательской документацией «Историко-культурный опорный план, проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предложения по градостроительному регламенту (историко-культурный раздел) исторической территории «Старый Нижний Новгород» (натурное визуальное обследование застройки данной территории и ее ландшафтов, выявление наилучших видовых точек и панорам, визуальных связей и т.д., историко-архивные и библиографические исследования) были выявлены те фрагменты исторических планировок и застроек, которые, вместе с окружающим природным или рукотворным ландшафтом, определенно обладают совокупностью параметров, дающих основание выделить эти участки городской территории в качестве ансамблей или достопримечательных мест. Понятие «Достопримечательное место» как появилось в правовом поле Российского государства вместе с введением в действие Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В нем впервые дается определение этого понятия как вида объекта культурного наследия. Это определение в сочетании с анализом международных нормативно-правовых документов позволило в данной работе сформулировать основные принципы и критерии, по которым могут быть выявлены территории, обладающие признаками объекта культурного наследия – достопримечательного места. Согласно этим принципам и критериям в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород» выявлены территории, которым настоящим проектом предлагается придать статус объектов культурного наследия – достопримечательных мест федерального и регионального значения. 1. Нижегородский кремль (ДМ федерального значения). 2. Верхний Посад (ДМ регионального значения). 3. Нижний Посад (ДМ регионального значения). 4. Благовещенская слобода (ДМ регионального значения). 5. Започаинье (ДМ регионального значения). 6. Улица Большая Покровская (ДМ регионального значения). 7. Волжский Откос (ДМ регионального значения). 8. Улица Большая Печерская (ДМ регионального значения). 9. Район улиц Короленко, Славянской, Новой (ДМ регионального значения). 10. Квартал Музея нижегородской интеллигенции (ДМ регионального значения). Также нами сформулированы основные принципы и критерии, по которым в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород» несколько комплексов исторической застройки могут быть отнесены к объектам культурного наследия регионального значения – ансамблям: 1. Ансамбль жилой застройки первой половины – середины ХХ века (район улицы Генкиной). 2. Ансамбль жилой застройки 1920-х годов («Красный квартал»). 3. Ансамбль исторической застройки (переулок Короткий). ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ТЕРРИТОРИЙ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ Согласно определениям, данным в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», достопримечательные места – это «творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов», а ансамбли – это «четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи». Обращает на себя внимание сходство данных понятий, в связи с чем мы ниже дадим некоторые уточнения, связанные с конкретными задачами настоящей работы. В обоих случаях имеют место фрагменты исторических планировок и застроек, только ансамбль при этом подразумевает наличие группы сооружений, имеющих четкую локализацию (т.е. близкое расположение). И все же главное отличие понятия достопримечательное место от понятия ансамбль заключается, как очевидно, в комплексности, многослойности, масштабности и универсальности понятия ДМ. С.Б.Горбатенко в своей работе «Достопримечательные места как вид культурного наследия. Научное обоснование», упомянутой в аннотации к настоящему тому, основываясь на определении ДМ, данном в российском и международном законодательстве, уточняет это понятие: «ДМ – местность, отмеченная произошедшим выдающимся событием, или/и представляющее исторический, археологический, художественный, научный, социальный или технический интерес, обладающая настолько выраженной пространственной структурой, чтобы быть топографически идентифицированной, с установленными и описанными границами. Близкие, нередко синонимичные ДМ понятия – историческая территория (зона), исторический, или историко-культурный ландшафт. Получивший высокую оценку и идентифицированный историко-культурный ландшафт, городской, пригородный или сельский, должен включаться в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в виде ДМ». К сказанному следует добавить еще одно определение ДМ, процитированное С.Б.Горбатенко в той же работе: «достопримечательные места – топографические зоны, совместные творения человека и природы, представляющие особую ценность в связи с их красотой или интересом с точки зрения археологии, истории, этнологии или антропологии» (Рекомендации об охране культурного и природного наследия на национальном уровне. Париж. 1972). Приведенные выше определения и характеристики ДМ в совокупности с результатами наших собственных натурных и историко-культурных исследований позволили сформулировать принципы и критерии оценки участков в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», выявить и предложить несколько локальных участков города к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве достопримечательных мест. В основе данного предложения лежит возможность топографической идентификации тех отдельных участков исторического центра Нижнего Новгорода, каждый из которых обладает индивидуальной, ярко выраженной, исторически и ландшафтно обусловленной пространственной структурой, имеет несомненную архитектурно-художественную и историко-архитектурную ценность. Также учитывались такие факторы, как целостность визуального восприятия, сохранность исторической застройки, связь участка или сооружений на нем с историческими событиями, выдающимися людьми и др. Исходя из сказанного выше, основными принципами выявления достопримечательных мест и критериями их оценки являются следующие: 1. Исторически и ландшафтно обусловленная локализация, топографическая идентификация, дающая возможность установить и описать границы. 2. Высокая степень сохранности и целостности восприятия исторической планировочной структуры и историко-градостроительной среды. 3. Высокая степень насыщенности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), а также зданиями и сооружениями, обладающими признаками объекта культурного наследия, и ценными объектами историко-градостроительной среды. Именно по этим трем основополагающим критериям были выделены десять участков в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», каждый из которых обладает также (в той или иной степени) и рядом других признаков объектов культурного наследия – достопримечательных мест, а именно совокупностью параметров, историко-архитектурного, градостроительного художественного, культурологического характера и составляющих, в конечном итоге, упоминавшиеся ранее комплексность, многослойность, масштабность и универсальность понятия ДМ: 1. Освоенность участка с древних времен и наличие видимых следов этого (помимо естественного наличия древних археологических культурных слоев). 2. Непосредственная связь участка и/или сооружений на нем с важнейшими историческими событиями или памятными датами, или пребыванием выдающихся деятелей, получивших признание в международных масштабах, в стране или регионе. 3. Градоформирующее значение территории как самодостаточного градостроительного образования, так и в структуре исторического ядра Нижнего Новгорода. 4. Наличие выразительного архитектурно-художественного образа ДМ во взаимосвязи зданий и сооружений с природным или рукотворным ландшафтом, наличие визуальных связей с другими участками города, речными путями, наличие красивых видовых точек в пределах территории ДМ или на ДМ, панорамных видов и т.д. 5. Преемственность функционального использования. 6. Наличие в пределах ДМ зданий и сооружений, представительно отражающих тот или иной этап в развитии нижегородской (российской, мировой) архитектуры и/или характеризующих творческую деятельность выдающегося архитектора (художника, конструктора). 7. Наличие в пределах ДМ зданий и сооружений, активно (или опосредованно) участвующих в процессе изучения культурного наследия, воспитания и развития личности. 8. Высокая публичная и общественная значимость ДМ как целостного градостроительного образования либо наличие на территории ДМ зданий и сооружений, имеющих высокую степень публичной и общественной значимости. 9. Уникальность и/или самобытность каждого из ДМ как целостного градостроительного образования в масштабах региона (страны, мира); наличие на территории ДМ зданий и сооружений, являющихся уникальными и/или самобытными в масштабах региона (страны, мира). 10. Высокий туристический ресурс ДМ и/или потенциал его развития. 11. Социокультурная ценность каждого из ДМ как части культурного ландшафта Нижнего Новгорода, идентифицируемого нами с историко-культурным центром города. ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ. СПЕЦИФИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДЕЛАХ ЭТИХ ТЕРРИТОРИЙ Достопримечательные места, в контексте настоящей работы, являются частью (частями) исторической территории «Старый Нижний Новгород», которая, в свою очередь, является частью города Нижнего Новгорода – исторического поселения федерального значения. В Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дается характеристика предмета охраны исторического поселения: «в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты» (Глава XII, ст.59, п. 2). Исходя из вышеизложенного, предмет охраны достопримечательных мест, являющихся частью исторического поселения Нижнего Новгорода, в целом, идентичен предмету охраны исторического поселения. Основываясь на приведенной выше норме Федерального закона, предметами охраны достопримечательных мест, подлежащими сохранению при всех видах градостроительной или иной деятельности, являются следующие градоформирующие объекты: Планировка: – направления улиц; – расположение, форма и размеры площадей, скверов, бульваров; – исторические красные линии и исторические линии застройки (сохраняемые исторические красные линии и исторические линии застройки обозначаются на историко-градостроительном опорном плане, поскольку в ряде случаев они могут быть изменены в связи с приоритетностью градостроительных задач); – иерархия элементов исторической планировки и застройки; – плотность застройки; – ритм и модуль застройки. Застройка: – объекты культурного наследия – памятники, ансамбли (подлежат реставрации и другим мероприятиям по их сохранению в соответствии с требованиями Федерального закона и общепринятых методик); – объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия и предлагаемые научно-исследовательской документацией к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве памятников, ансамблей (подлежат реставрации и другим мероприятиям по их сохранению в соответствии с требованиями Федерального закона и общепринятых методик); – ценные объекты историко-градостроительной среды (подлежат ремонтным работам или реконструкции с элементами реставрации); – рядовые объекты историко-градостроительной среды – в том случае, если определена целесообразность их ремонта или реконструкции; – историческое местоположение памятников, ансамблей; – высотные характеристики (новые включения не должны превышать основные высотные характеристики исторической застройки, характерные для данного ДМ); – объемно-пространственная композиция исторической застройки, силуэтные характеристики, конфигурация кровель, характерные для исторической застройки данного ДМ (новые включения не должны нарушать образ ДМ по данному показателю); – тип организации уличного фронта, характерный для данного ДМ (новые включения должны поддерживать его и не нарушать образ ДМ по данному показателю); – историческая парцелляция (исторические границы владельческих участков – там, где они могут быть выявлены и закреплены); – стилистика и масштаб, характерные для основной массы исторических сооружений в пределах данного ДМ (новые включения должны поддерживать их и не нарушать образ ДМ по данному показателю); – традиции в использовании строительных и отделочных материалов, цветовой гаммы фасадов (новые включения должны поддерживать их и не нарушать образ ДМ по данному показателю); – традиционно используемые элементы малых архитектурных форм (новые включения должны поддерживать их и не нарушать образ ДМ по данному показателю). Композиция: – образные характеристики данного ДМ; – объемно-пространственная структура территории ДМ, т.е. соотношение (по массам, высотным и силуэтным параметрам) между исторической городской застройкой и историческими архитектурными (градостроительными) доминантами; система расположения доминант, как существующих, так и утраченных, составляющих (или составлявших) пространственно-видовой каркас города, соотношение их с окружающим и включенным в ДМ природным и рукотворным ландшафтом, с высотными характеристиками рельефа местности; соотношение между застроенными и незастроенными пространствами; – композиционные оси и связи внутри данного ДМ, оси и связи с другими участками города; – виды и панорамы, открывающиеся с главных точек восприятия городских ландшафтов Природный ландшафт: – рельеф местности (береговые откосы, сохранившиеся на сегодняшний день овраги); – зеленые массивы; – отдельные великовозрастные деревья ценных пород. Археологический слой. Соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными). Этот пункт подразумевает необходимость сохранения незастроенными озелененных территорий (парков, скверов, садов и тех дворовых территорий, которые являются неотъемлемой частью планировки, характерной для определенных типов застройки) и площадей, усиливая, таким образом, значение соответствующих подпунктов в пунктах планировка и композиция. Объемно-пространственная структура. Этот пункт усиливает значение соответствующего подпункта в пункте композиция. Фрагментарное и руинированное градостроительное наследие. Здесь имеются в виду те объекты, которые, обладая значительной ценностью в архитектурно-градостроительном или археологическом отношении, сохранились фрагментарно и/или находятся в руинированном состоянии. Подобные объекты подлежат консервации, но могут быть (при сохранении подлинных частей) воссозданы с целью восстановления градостроительной композиции и, соответственно, образа данного ДМ. Форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами. Этот пункт усиливает значение соответствующих подпунктов в пункте застройка. Соотношение с природным и созданным человеком окружением – озелененные дворы при жилых домах, являющиеся неотъемлемой частью планировки, характерной для определенных типов застройки; – соотношение высотных параметров и характера исторической застройки набережных и подгорных участков с откосами рек Оки и Волги (за исключением диссонирующих элементов). Различные функции ДМ, приобретенные им в процессе развития. Здесь речь идет о тех функциях и функциональных зонах, которые соответствуют значению и месту ДМ в структуре исторического города, служат задачам сохранения исторической застройки. Сохранение и развитие этих функций должно способствовать процессу реанимации исторической застройки, приспособлению ее под современное использование. Приоритетными являются функции, носящие культурный, общественный, жилой, учебно-воспитательный характер, сфера обслуживания населения и туристов, а также функции, сложившиеся исторически или же носящие характер преемственности. Другие ценные объекты: – семантические (знаковые) и мемориальные составляющие культурного ландшафта. В соответствии с пунктом 5 статьи 35 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации». По этому же принципу осуществляется и согласование проектных, землеустроительных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательных мест (см. п.4, ст.35 Федерального закона № 73-ФЗ). На основании статьи 44 Федерального закона, «приспособление объекта культурного наследия для современного использования – научно-исследовательские, проектные и производственные работы» проводятся «в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны …» Именно приоритетность сохранения «предметов охраны» лежит в основе разрабатываемых в рамках настоящей работы режимов использования земель и градостроительных регламентов достопримечательных мест, необходимых для регулирования градостроительной деятельности на данных территориях. ГЛАВА 3. РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ Градостроительная деятельность на территориях ОКН – достопримечательных мест должна служить задаче регенерации (восстановления, возрождения, возобновления) тех характеристик ДМ, которые определены как предметы охраны ДМ. Эта деятельность осуществляется на основе следующих разработок и документов: 1. Концепция регенерации ДМ. 2. Проекты зон охраны отдельных объектов культурного наследия (памятников, ансамблей) – в случае необходимости или по предписанию регионального или федерального государственного органа охраны объектов культурного наследия. 3. Историко-культурные опорные планы и проекты зон охраны отдельных участков в масштабе 1:500 с определением территорий объектов культурного наследия (памятников, ансамблей – там, где они не установлены), градостроительные регламенты для каждого конкретного участка перед началом проектирования – с целью уточнения общих режимов использования земель и градостроительных регламентов ДМ. 4. Проект планировки территории ДМ. 5. Проект межевания территории ДМ – с учетом исторической планировочной структуры и исторической системы межевания домовладений. Исходя из приоритета задач регенерации ДМ, устанавливаются режимы использования территорий объектов культурного наследия – достопримечательных мест и градостроительные регламенты для этих территорий, подлежащие уточнению для каждого конкретного ДМ. В основе данных режимов и регламентов лежат утвержденные ранее «Особый правовой режим регулирования градостроительной и иной деятельности на исторической территории «Старый Нижний Новгород» (приложение 5 к Решению Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30.11.1993 г. № 370-м), «Режим особого регулирования градостроительной и иной деятельности, содержания и использования заповедного места «Нижегородский кремль» и «Временный режим особого регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории в границах охранной зоны Нижегородского кремля» (приложения 2 и 4 к Постановлению губернатора Нижегородской области от 11.09.2000 № 232. Общие положения режимов использования территорий достопримечательных мест: 1. Закрепление и развитие исторически сложившихся функций и функциональных зон ДМ, которые соответствуют значению и месту ДМ в структуре исторического города, сохранение исторически сложившихся градоформирующих функциональных зон, имеющих перспективу устойчивого развития, либо изменение этих функций на принципах преемственности и приоритетности. Приоритетными являются функции, носящие культурный, общественный, жилой, учебно-воспитательный характер, а также мелкая торговля, кафе, бары – те функции, развитие которых будет служить задачам сохранения исторической застройки, способствовать процессу приспособления ее под современное использование. 2. Запрещение размещения функций, имеющих тенденцию к активному развитию, требующих больших строительных объемов (территорий), привлекающих большие потоки транспорта, Устанавливается запрет на размещение новых крупных торговых, спортивных, промышленных и других комплексов, предприятий общественного питания (общей площадью более 1500 кв.м), многоэтажной жилой застройки (более десяти этажей) и крупных офисных зданий (общей площадью более 800 кв.м), а также ограничение размещения среднеэтажной жилой застройки (пять – десять этажей); в случае совмещения в одном объеме торговых, офисных и т.п. функций общая площадь сооружения не может превышать 1500 кв.м. 3. Ограничение размещения функций, не связанных с потребностями общегородского историко-культурного центра, функций и функциональных зон ДМ, закрепленных пунктом 1. 4. Запрещение размещения новых и расширения существующих промышленных, коммунально-складских и иных предприятий, не связанных с функциями общегородского историко-культурного центра, функциями и функциональными зонами ДМ; поэтапный вынос существующих подобных предприятий с территории ДМ. 5. Сохранение исторических красных линий и линий застройки (при допустимости градостроительно обоснованного смещения линий застройки на отдельных участках улиц, которые в настоящее время – по состоянию на 01.01.2005 г. – не застроены; исторические красные линии в этом случае, как правило, должны быть выявлены средствами благоустройства). Такие отрезки улиц определяются для каждого конкретного ДМ, выявляются в историко-культурных опорных планах отдельных кварталов, выполняемых в масштабе 1:500. 6. Сохранение объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия и предлагаемых научно-исследовательской документацией к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве памятников, ансамблей. 7. Сохранение, реставрация и реконструкция ценных объектов историко-градостроительной среды при возможности сноса ценных объектов, находящихся в аварийном состоянии (условия см. ниже). Недопустимость сноса ценных объектов историко-градостроительной среды выходящих на красные линии основных композиционных осей обозначенных на историко-градостроительных опорных планах каждого конкретного ДМ. Уличные и просматриваемые с улиц фасады ценных объектов историко-градостроительной среды должны быть отреставрированы, а дворовые части и внутренние объемы могут быть реконструированы (условия реконструкции, параметры пристроев см. градостроительные регламенты). 8. Восстановление утраченных исторических градостроительных доминант и архитектурных акцентов. В случае невозможности восстановления утраченного объекта культового назначения – установка памятной часовни, памятного знака или памятной доски. Под восстановлением исторических доминант и акцентов понимается как реставрация существующих зданий и сооружений, изначально обладавших качествами градостроительных доминант (храмы, колокольни, пожарные каланчи) или архитектурных акцентов, так и воссоздание утраченных на основе архивных документов или же новое строительство по специальным проектам, предусматривающим сохранение основных объемно-пространственных характеристик утраченного и восстанавливаемого объекта. 9. Регенерация застройки с допустимым использованием методов компенсационного строительства, учет при проектировании новых объектов типологических, плотностных, планировочных, композиционных, масштабных, высотных и силуэтных параметров исторической застройки ДМ, традиций использования строительных материалов конкретных участков и улиц. Принятие габаритов новой застройки, обеспечивающих масштабное соответствие с окружающей исторической средой на основе наиболее устойчивых пространственно-планировочных признаков и приемов, характерных для ДМ, а также исключающих создание фона, неблагоприятного для восприятия памятников и ансамблей. Нейтрализация сооружений, диссонирующих по отношению к историко-градостроительной среде. Данный пункт говорит о необходимости нового строительства на месте утраченных исторических зданий и о допустимости замены (исключая участки, где ценные объекты историко-градостроительной среды выходят на красные линии основных композиционных осей, обозначенных на историко-градостроительном опорном плане ДМ и подлежат сохранению, капитальному ремонту, реконструкции и реставрации) находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии объектов историко-градостроительной среды на новые объекты – аналогичные утраченным и заменяемым по своим параметрам, либо на новые объекты, отличающиеся от утраченных, но полностью подчиненные сложившейся градостроительной структуре участка (компенсационное строительство); к их дворовым частям могут быть выполнены пристрои – с учетом исторической парцелляции (параметры пристроев см. градостроительные регламенты). Данный пункт говорит и о возможности нового строительства на территориях внутри кварталов, направленного на регенерацию деградировавшего или неорганизованного в архитектурно-градостроительном плане пространства. Новая застройка, в основном, не должна просматриваться с улиц и площадей. Высота, соответственно, определяется анализом видовых точек. Габариты в плане определяются функциональной необходимостью и градостроительными нормативами. Что касается стилистики, то здесь, как правило, не требуется стилистической однородности, достаточно будет увязок со средой масштабных, типологических, силуэтных и высотных параметров при применении характерных для каменной нижегородской архитектуры отделочных материалов (открытая кирпичная кладка из красного кирпича, штукатурка, лепнина) в их традиционной форме; недопустимо применение нехарактерных для русской архитектуры форм (например, крыш мансардного типа – с переломом). Параметры нового строительства указываются в градостроительных регламентах и подлежат уточнению для каждого конкретного ДМ на стадиях проектирования «проект застройки» и «эскизный проект» на основе историко-культурных опорных планов каждого конкретного участка. Регенерация застройки подразумевает, кроме того, проведение мероприятий по нейтрализации влияния объектов, диссонирующих по отношению к памятникам истории и культуры, негативно влияющих на образные характеристики ДМ (снос или реконструкция с изменением архитектурного облика). В первую очередь, речь идет о диссонирующих объектах, являющихся при этом архитектурными (градостроительными) доминантами, – вплоть до сноса этих объектов по истечении срока амортизации. 10. Исключение закрытия коридоров и бассейнов видимости с точек наилучшего восприятия архитектурных (градостроительных) доминант, ансамблей и памятников; сохранение и восстановление пространственно-видового каркаса ДМ – на основе историко-градостроительного опорного плана ДМ. 11. Развитие исторической пространственно-планировочной композиции территории путем создания дополнительных визуальных и функциональных связей; создание новых точек и направлений визуального восприятия памятников истории и культуры и участков панорамного раскрытия. 12. Создание видовых площадок в местах наилучшего восприятия важнейших панорам, силуэтов, отдельных сооружений с объединением их в единую систему экскурсионных маршрутов. 13. Обеспечение оптимального взаимодействия природного и антропогенного ландшафтов; сохранение и/или восстановление ценного природного ландшафта и связанных с ним исторических панорам, в т.ч. – вдоль водных артерий. Проведение мониторинга и мероприятий по инженерной защите территорий. 14. Сохранение и регенерация зеленых насаждений на территориях парков, скверов, бульваров, придомовых участков (садов, палисадников, дворов). Благоустройство этих территорий, в т.ч. устройство ограждений, других малых форм, имеющих облик, характерный для исторического облика ДМ. 15. Ограничение интенсивности транспортного движения, создание условий для запрещения транспортного движения и организации пешеходных зон на улицах с высокой концентрацией памятников истории и культуры и ценной градостроительной средой. 16. Запрещение прокладки инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопровода, электрокабеля) надземным способом. 17. Согласование отводов земельных участков под новое строительство, проектов нового строительства и реконструкции, сноса существующей застройки с региональным государственным органом охраны объектов культурного наследия, а в установленных законом случаях – также и с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. 18. Запрещение нового строительства на незастроенных или застроенных объектами, не относящимися к опорным, местах утраченных объектов культового назначения (за исключением воссоздания утраченных сооружений или возведения объектов того же назначения). 19. Обеспечение проведения охранных археологических мероприятий с целью исследования культурного археологического слоя, консервации и музеефикации археологических фрагментов исторических объектов.
С целью конкретизации режимов использования территорий для каждого достопримечательного места устанавливаются градостроительные регламенты, в которых описаны следующие параметры: 1. Исторические красные линии. 2. Линии застройки. 3. Условия, на которых возможно новое строительство. 4. Условия, на которых возможна реконструкция существующих зданий и сооружений. 5. Условия, на которых возможен снос объектов историко-градостроительной среды. 6. Габариты объектов нового строительства в плане. 7. Габариты объектов нового строительства по высоте. 8. Силуэтность. 9. Строительные и отделочные материалы. 10. Стилистика или характер архитектуры. 11. Стилистика или характер архитектуры элементов благоустройства. Регламенты носят общий принципиальный рамочный характер и подлежат уточнению для каждого конкретного участка (в пределах разрешенных параметров) в составе историко-культурного опорного плана и проекта зон охраны участка, выполняющихся перед стадиями проектирования «проект застройки», «эскизный проект» (нового строительства, реконструкции). В этой же документации определяются не установленные ранее границы территорий объектов культурного наследия. Участком может являться группа кварталов, квартал, часть квартала, другие части городской территории. ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСОВ ЗАСТРОЙКИ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – АНСАМБЛЕЙ В отличие от достопримечательного места понятие ансамбль не обязательно должен подразумевать под собой многослойность, комплексность и универсальность (однако эти качества отнюдь не исключаются и, как правило, в той или иной степени у каждого ансамбля имеются). Здесь главным является наличие группы зданий и/или сооружений, достаточно компактно расположенных. И хотя в Федеральном законе от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не фигурирует в качестве признака ансамбля единство градостроительной и архитектурно-художественной композиции, в настоящей работе по выявлению архитектурных (градостроительных) ансамблей на исторической территории «Старый Нижний Новгород» используется в качестве основополагающего критерия именно наличие общей архитектурной и/или градостроительной композиции, понимаемой, правда, достаточно широко. Из имеющихся в методической литературе определений понятия ансамбль наиболее точно характеризует данный вид Объектов культурного наследия следующее: «АНСАМБЛЬ (фр. ensemble – букв., вместе, целое, совокупность), совокупность зданий, образующих единую архитектурную композицию. А. в архитектуре бывают 2 видов: а) создаваемый в течение длительного времени при учете основного первоначального замысла, что позволяет встраивать в более раннюю группу зданий новые, обладающие даже иным стилистическим убранством и решением; б) осуществляемый целиком по единому замыслу и в одном архитектурном стиле. В этом случае создается единство всего комплекса при согласованности и подчинении отдельных частей общему целому …» (Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь. А.С.Партина. М.Стройиздат. 1994. С.13). Данное здесь определение с незначительными изменениями и уточнениями фигурирует и в других подобных изданиях. Исходя из приведенных выше определений основным принципом выявления ансамблей на исторической территории «Старый Нижний Новгород» явилось наличие группы компактно расположенных зданий и сооружений, связанных общностью архитектурной и/или градостроительной композиции и обладающих признаками объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Здесь же, уже на стадии выявления таких групп, мы определяли тип ансамбля (а) или б) – согласно классификации, данной в приведенном выше определении А.С.Партиной) – для выявления возможностей последующего вмешательства в его структуру. В отдельных случаях в ансамбль могут входить также здания и сооружения, не обладающие достаточной самостоятельной ценностью, необходимой для включения их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, которые могут быть реконструированы с некоторыми изменениями внешнего облика, не нарушающими предметы охраны всего ансамбля в целом. Историко-культурная ценность ансамблей как объектов историко-архитектурного наследия, согласно методических разработок С.В.Зеленовой (упоминающихся в аннотации к настоящему тому), рассматривается нами в контексте трех научных областей: исторической, архитектурно-градостроительной и культурологической. Соответственно, критерии оценки сформулированы также по этим трем составляющим: Историческая ценность. Характеристика ансамбля как любого объекта историко-архитектурного наследия (ОАН) в соответствии с его исторической ценностью является одной из важнейших в определении совокупной историко-культурной ценности объекта, складывается из таких важнейших критериев как древность и подлинность. Предпочтение отдается объектам, построенным в более ранний период, сохранивших свою историческую значимость и подлинность на момент их исследования. Однако при определении ценности ОАН необходимо учитывать, что высокая историческая ценность объекта не является достаточным основанием для отнесения его к памятникам архитектурного наследия, который должен обладать еще архитектурной ценностью, причем именно архитектурно-градостроительная ценность является здесь приоритетной. Необходимо также отметить, что историческая ценность резко возрастает в том случае, если объект архитектурного наследия (памятник или ансамбль) выполнен из малораспространенных или недолговечных материалов, отражающих национальные традиции в строительстве (например, дерево, белый камень, туф и т.д.). 1. Датировка (время возникновения) ансамбля. 2. Мемориальность, т.е. непосредственная связь ансамбля в целом и/или его составляющих с историческими событиями, памятными датами, пребыванием выдающихся деятелей, получивших признание в регионе (стране, мире). 3. Историческая достоверность. Здесь имеется в виду сохранение ансамблем своей исторической роли в регионе (стране, мире). 4. Подлинность (аутентичность), т.е. сохранность первоначального облика и подлинности конструкций (без проведения ремонтно-реставрационных работ либо после их проведения и т.д.) как ансамбля в целом, так и составляющих его зданий и сооружений. Архитектурно-градостроительная ценность. Важнейшими характерными признаками, определяющими ценностные особенности ансамбля как объекта историко-архитектурного наследия (ОАН), являются типологический и стилеобразующий аспекты, которые находятся в тесной зависимости от временного и географического факторов, и отражают определенный строительный и творческий периоды. Проведение классификации по указанным признакам позволяет выявить среди многообразия объектов, репрезентативные памятники архитектурного наследия, обладающие сугубо национальными или авторскими чертами, которые имеют более высокую ценность. Архитектурная ценность ОАН возрастает при условии сохранности его первоначального облика и конструктивных особенностей, а также в случае использования его по первоначальному функциональному предназначению или размещения новых функций с сохранением его архитектурных и конструктивных особенностей. Градостроительная ценность ОАН определяется в соответствии с критериями, отражающими его роль в структуре города (района, ландшафта и т.д.), сохранение градоформирующего значения на прилегающей территории. 5. Степень сохранности архитектурного облика ансамбля в целом и/или зданий и сооружений, составляющих ансамбль. Этот оценочный показатель связан с предыдущим пунктом 4 (аутентичность), но не дублирует его, поскольку подлинность облика, материалов, конструкций не играет здесь определяющей роли. Понятно однако, что ценность возрастает при полной сохранности архитектурного облика, материалов, конструкций. 6. Представительность (репрезентабельность) ансамбля – этот оценочный показатель характеризует, насколько представительно ансамбль отражает тот или иной этап в развитии нижегородской (российской, мировой) архитектуры и/или градостроительства, характеризует творческую деятельность выдающегося архитектора. 7. Градоформирующее значение ансамбля как самодостаточного градостроительного образования, так и в структуре других, более крупных объектов (например, объектов культурного наследия – достопримечательных мест или исторического ядра Нижнего Новгорода или речной панорамы города и т.д.). Этот показатель отчасти связан с масштабом ансамбля, его количественными составляющими, а также и ролью его в системе города (например, является ли он архитектурной (градостроительной) доминантой, имеются ли визуальные связи с другими участками города, взаимосвязь с природным или рукотворным ландшафтом). 8. Преемственность функционального использования.
Культурологическая ценность Характеристика ансамбля как объекта историко-архитектурного наследия (ОАН) в соответствии с его культурологической ценностью, являющегося носителем важнейшей формы национального самосознания и социальной памяти, позволяет выявить символический архетип национальной культуры и его место в общечеловеческом культурологическом поле. Оценка ОАН, как уникального произведения искусства, обладающего художественно-эстетической силой воздействия на человека, определяет его значимость в мировом социокультурном пространстве. Приоритетность при определении культурологической ценности имеют малораспространенные ОАН, представляющие национальный интерес и общественную значимость в мировом масштабе, сохранившиеся как неотъемлемая составляющая историко-культурного ландшафта. 9. Научно-познавательная ценность. Понятно, что любой объект архитектурного наследия является носителем научной информации. Согласно данной оценочной категории остается определить, представляет ли эта информация интерес в масштабе самого объекта, региона, страны или мира. 10. Учебно-педагогическая ценность. Определяется тем, насколько активно ОАН участвует в учебно-педагогическом и воспитательном процессе, в процессе развития личности (в рамках региона, страны, мира), либо тем, какого рода потенциал в этой области ОАН имеет. 11. Художественно-эстетическая ценность. В отношении ансамблей она определяется тем, насколько высока степень воздействия архитектурно-художественного образа этого ОАН на восприятие современной основной массой человеческого сообщества или его слоев (представителей, групп представителей, например, специалистов в области изучения архитектурного наследия). 12. Публичная и общественная значимость. 13. Уникальность и/или самобытность ансамбля характеризуется степенью распространенности ОАН (имеющий или не имеющий аналогов в регионе, стране, мире; первый в регионе, стране, мире; малораспространенный или распространенный в регионе, стране, мире). 14. Социокультурная ценность определяется степенью включенности ОАН в культурный ландшафт Нижнего Новгорода. ГЛАВА 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ АНСАМБЛЕЙ. СПЕЦИФИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИЙ АНСАМБЛЕЙ Исходя из определения ансамбля как группы компактно расположенных зданий и сооружений, связанных общностью архитектурной и/или градостроительной композиции и единой исторически сложившейся территорией, предметами охраны этого вида объектов культурного наследия служат, прежде всего, основные составляющие ансамбля – здания и сооружения (речь здесь идет об их физической сохранности и о сохранении их облика), композиция ансамбля и его территория. Здания и сооружения, составляющие ансамбль: – объекты культурного наследия и объекты, предлагаемые научно-исследовательской документацией к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве памятников истории и культуры (подлежат реставрации и другим мероприятиям по их сохранению в соответствии с требованиями Федерального закона и общепринятых методик); – ценные объекты историко-градостроительной среды (подлежат реставрации, приспособлению к современному использованию, ремонту или реконструкции – без изменения предметов охраны ансамбля в целом, входящих в понятия «композиция» и «территория»). Композиция ансамбля: – образные характеристики ансамбля; – объемно-пространственная структура территории ансамбля, а именно: соотношение (по массам, высотным и силуэтным параметрам) между зданиями и сооружениями, составляющими или исторически составлявшими ансамбль; соотношение их с окружающим и включенным в ансамбль природным или рукотворным ландшафтом; соотношение между застроенными и незастроенными пространствами; – композиционные оси и связи между зданиями и сооружениями, составляющими ансамбль; – виды и панорамы, открывающиеся на ансамбль с главных видовых точек его восприятия; – стилистика и масштаб, традиции в использовании строительных и отделочных материалов, цветовой гаммы фасадов, малых архитектурных форм. Территория ансамбля: – природный и/или рукотворный ландшафт; – историческая планировочная структура с элементами благоустройства; – объекты археологического наследия; – исторические красные линии и линии застройки. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона «проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения» (здесь и далее курсив – наш). «Сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона – направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор» (п. 1, ст. 40, 73-ФЗ). В статье 44 Федерального закона дано определение этому понятию: «приспособление объекта культурного наследия для современного использования – научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия». Однако не приведен перечень тех работ, которые могут производиться «в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны». Тем временем, эти «условия для современного использования» ОКН могут быть обеспечены не только производством работ в габаритах памятника или объектов, составляющих ансамбль. Совершенно очевидно, что в ряде случаев для необходимого функционирования ОКН требуется изменить его габариты (с помощью пристроя, например: лестницы – открытой или закрытой, блока санитарных узлов и т.д.) или добавить новое сооружение в ансамбль (например, памятная часовня или дом причта в непосредственной близости к православному храму). Получается, что речь идет о жизненной необходимости строительства на территориях объектов культурного наследия, однако производиться оно должно (мы вынуждены здесь повториться) «в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны» – т.е. фактически речь идет о возможности градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия. Однако условия проведения этой деятельности должны быть чрезвычайно жесткими, и производиться она должна в рамках приспособления конкретного ОКН для современного использования, т.е. в рамках сохранения ОКН. Таким образом, все требования Федерального закона к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия должны применяться, в т.ч. и к градостроительной деятельности на территориях ОКН. В статье 45 того же Федерального закона очень четко и подробно прописан порядок производства работ по сохранению ОКН. Прежде всего, работы эти «проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ». В упомянутом пункте 2 говорится о разграничении полномочий органов охраны объектов культурного наследия при выдаче разрешения, задания и при согласовании соответствующей проектной документации. В последующих пунктах статьи 45 перечисляются условия, на которых допускаются к работам по сохранению ОКН физические и юридические лица (прежде всего, наличие соответствующей лицензии), говорится о формах отчетности, приемки работ, о применимости различных норм и правил (в т.ч. сказано следующее: «строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия»). Подведем итог данному анализу: – строительная и иная деятельность на территориях объектов культурного наследия (памятников, ансамблей) допустима лишь в рамках приспособления этих ОКН для современного использования; – порядок строительной и иной деятельности на территориях объектов культурного наследия (памятников, ансамблей) регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статья 45: «порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия»); – до начала проектных, строительных и иных работ на территориях объектов культурного наследия (памятников, ансамблей) необходимо выполнение научно-исследовательских работ по составлению паспорта ОКН, (в составе которого определяются предметы охраны ОКН), историко-культурного опорного плана и проекта зон охраны. ГЛАВА 6. РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – АНСАМБЛЕЙ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ Градостроительная деятельность на территории объекта культурного наследия – ансамбля допустима лишь в рамках приспособления ансамбля или объектов, составляющих ансамбль, для современного использования. Условия градостроительной деятельности следующие: 1. Порядок градостроительной деятельности на территории объекта культурного наследия – ансамбля регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статья 45: «порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия»). 2. До начала проектных, строительных и иных работ на территории ансамбля или в непосредственной близости к нему – выполнение историко-культурного опорного плана и проекта зон охраны ансамбля (в масштабе 1:500), в котором в т.ч. уточняются границы территории ансамбля, определяется его историко-культурная ценность, определяются (или уточняются) границы охранной зоны ансамбля и мероприятия по регенерации территории ансамбля и его охранной зоны, градостроительные регламенты – на основе определенных ранее предметов охраны. 3. Предметы охраны ансамбля определяются в составе паспорта данного ОКН. Исходя из задач регенерации ансамбля, разработаны режимы использования территорий объектов культурного наследия – ансамблей и градостроительные регламенты для этих территорий, подлежащие уточнению для каждого конкретного ОКН. Общие положения режимов использования территории ансамбля: 1. Реставрация и другие мероприятия по сохранению памятников и объектов, предлагаемых научно-исследовательской документацией к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве памятников истории и культуры, входящих в состав ансамбля, – в соответствии с требованиями действующего Закона об объектах культурного наследия и общепринятых методик. 2. Реставрация и другие мероприятия по сохранению ценных объектов историко-градостроительной среды, входящих в состав ансамбля или их реконструкция – без изменения предметов охраны ансамбля в целом (условия реконструкции, параметры возможных новых включений см. градостроительные регламенты). 3. Закрепление и развитие исторически сложившихся функций и функциональных зон ансамбля, которые соответствуют значению и месту ансамбля в структуре исторического города, имеющих перспективу устойчивого развития, либо изменение этих функций на принципах преемственности и приоритетности. Приоритетными здесь являются функции, носящие культурный, общественный, жилой, учебно-воспитательный характер, а также мелкая торговля, кафе, бары – те функции, развитие которых будет служить целям сохранения зданий и сооружений ансамбля, способствовать процессу приспособления их под современное использование. 4. Запрет на размещение функций, имеющих тенденцию к активному развитию, требующих увеличения существующих строительных объемов (территорий), привлекающих большие потоки транспорта, не связанных с потребностями функций и функциональных зон ансамбля, закрепленных пунктом 3. 5. Сохранение исторических красных линий и линий застройки при допустимости градостроительно обоснованного смещения незастроенных красных линий (исторические красные линии в этом случае, как правило, должны быть выявлены средствами благоустройства). Такие отрезки улиц указываются в «режимах», разработанных для ансамбля, могут быть выявлены в историко-культурном опорном плане и проекте зон охраны ансамбля, выполняемых в масштабе 1:500. 6. Восстановление значимых для композиции ансамбля утраченных исторических архитектурных (градостроительных) доминант и архитектурных акцентов. Под восстановлением исторических доминант и акцентов понимается как реставрация существующих зданий и сооружений, изначально обладавших качествами градостроительных доминант (храмы, колокольни и т.д.) или архитектурных акцентов, так и воссоздание утраченных доминантных или акцентных элементов ансамбля на основе архивных документов или же новое строительство по специальным проектам, предусматривающим сохранение основных объемно-пространственных, архитектурных и масштабных характеристик утраченного и восстанавливаемого объекта. 7. Регенерация ансамбля с допустимым использованием методов компенсационного строительства в случае аварийного состояния объектов историко-градостроительной среды, входящих в состав ансамбля, и нового строительства в рамках приспособления для современного использования. Учет при проектировании новых объектов типологических, плотностных, планировочных, композиционных, стилистических, масштабных, высотных и силуэтных параметров памятников, составляющих ансамбль, традиций использования строительных материалов. Принятие габаритов новой застройки, обеспечивающих масштабное соответствие с памятниками, составляющими ансамбль, а также исключающих создание фона, неблагоприятного для восприятия памятников и ансамбля в целом. 8. Исключение закрытия коридоров и бассейнов видимости с точек наилучшего восприятия архитектурных (градостроительных) доминант и памятников; сохранение и восстановление исторических композиционных осей и связей между зданиями и сооружениями, составляющими ансамбль – на основе историко-культурного опорного плана ансамбля.
9. Развитие исторической пространственно-планировочной композиции территории ансамбля путем создания дополнительных визуальных и функциональных связей; создание новых точек и направлений визуального восприятия памятников истории и культуры и участков панорамного раскрытия. 10. Создание видовых площадок в местах наилучшего восприятия важнейших панорам, силуэтов, отдельных сооружений. 11. Обеспечение оптимального взаимодействия природного и антропогенного ландшафтов; сохранение, восстановление и максимальное поддержание ценного природного ландшафта. Проведение мониторинга и мероприятий по инженерной защите территорий. 12. Сохранение и регенерация зеленых насаждений на озелененных территориях, входящих в ансамбль. Благоустройство этих территорий, в т.ч. устройство ограждений, других малых форм, имеющих облик, характерный для исторического облика ансамбля или органично сочетающийся с ним. 13. Запрет прокладки инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопровода, электрокабеля) надземным способом. 14. Согласование отводов земельных участков под новое строительство, проектов нового строительства и реконструкции, сноса существующей застройки с региональным государственным органом охраны объектов культурного наследия, а в установленных законодательством случаях – также и с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. 15. Обеспечение проведения охранных археологических мероприятий с целью исследования культурного археологического слоя, консервации и музеефикации археологических фрагментов исторических объектов.
С целью конкретизации режимов использования территорий для каждого ансамбля устанавливаются градостроительные регламенты, в которых описаны следующие параметры: 1. Исторические красные линии. 2. Линии застройки. 3. Условия, на которых возможно новое строительство. 4. Условия, на которых возможна реконструкция существующих зданий и сооружений. 5. Условия, на которых возможен снос объектов историко-градостроительной среды. 6. Габариты объектов нового строительства в плане. 7. Габариты объектов нового строительства по высоте. 8. Силуэтность. 9. Строительные и отделочные материалы. 10. Стилистика или характер архитектуры. 11. Стилистика или характер архитектуры элементов благоустройства. Регламенты носят общий принципиальный рамочный характер и подлежат уточнению для каждого объекта культурного наследия – ансамбля (в пределах разрешенных параметров) в составе историко-культурного опорного плана и проекта зон охраны ансамбля, выполняющихся перед стадиями проектирования «проект застройки», «эскизный проект» (нового строительства, реконструкции). И.С. Агафонова – главный архитектор НИП «Этнос»
С.В. Зеленова – архитектор, аспирант кафедры архитектурного проектирования ИАГ ННГАСУ © “Этнос” |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст пространства > Нижний Новгород > «Старый Нижний Новгород» > Основные положения